Санитарно- гигиенические требования к занятиям физической культуры и местам их проведения в школе
презентация к уроку по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Логинова Лидия Евгеньевна
žБезопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего.
žНесчастные случаи с учащимися и воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса были и остаются огромной человеческой трагедией, они не только являются причиной серьезных экономических потерь, но и приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой значительные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.žКаковы основные причины травматизма? Если говорить о занятиях по физическому воспитанию, то это, во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих школах педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия со старшими и младшими школьниками одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigiena.pptx95.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ ЦО № 133 Невского района Санкт-Петербурга «Санитарно- гигиенические требования к занятиям физической культуры и местам их проведения в школе.»

Слайд 2

План Введение 1. Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом 2. Санитарные правила и нормы 3. Извлечения из Правил по безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе 3.1 Требования к крытым спортивным сооружениям (спортивным залам) 3.2 Требования к открытым спортивным площадкам 3.3 Требования к спортивному инвентарю и оборудованию Литература

Слайд 3

Введение Безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса были и остаются огромной человеческой трагедией, они не только являются причиной серьезных экономических потерь, но и приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой значительные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего. Каковы основные причины травматизма? Если говорить о занятиях по физическому воспитанию, то это, во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих школах педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия со старшими и младшими школьниками одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.

Слайд 4

Вторая причина «физкультурного» травматизма - физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания снаряды (в школах их просто некому испытывать) не обеспечивают должной степени надежности и безопасности. В некоторых школьных спортзалах вообще отсутствуют даже такие средства подстраховки, как спортивные маты. Третий фактор травмоопасности - низкий уровень квалификации многих учителей физкультуры. Он обусловлен в первую очередь недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием методик физического воспитания, педагогических основ. Да и сами методические рекомендации, точнее некоторые из них, устарели и требуют новой редакции. И наконец, четвертая причина - медицинская. Врачебное обслуживание во многих школах находится в неудовлетворительном состоянии, главным образом из-за низкой зарплаты медицинского персонала, нехватки кадров. Медицинское обследование школьников проводится с запозданием. Распределение обучающихся по медицинским группам для занятий физкультурой своевременно не вносится в классный журнал. Были случаи, когда школьники, допущенные к обучению в основной группе, страдали тяжелыми хроническими заболеваниями (сердечная недостаточность, грыжа Шморля и т.д.). По этой причине зафиксированы происшествия с летальным исходом во время занятий. В пособие включены нормативные акты и документы, регламентирующие безопасность использования спортивных сооружений, оборудования, тренажерной техники, условий освещенности, допустимых температурных норм для проведения физкультурных занятий. Согласно утвержденным санитарно-гигиеническим нормам представлена методика испытания гимнастических снарядов.

Слайд 5

Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ (Извлечения) Статья 1. Понятие охраны труда Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Должностные обязанности по охране труда являются дополнением к должностным инструкциям руководителей и специалистов образовательных учреждений, утверждаются руководителем по согласованию с профкомом или другим органом, представляющим интересы трудового коллектива, и доводятся до соответствующих работников ежегодно под роспись.

Слайд 6

Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Извлечения) Глава III. Статья 32. Пункт 22 Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

Слайд 7

О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (Извлечения) Статья 34 Соблюдение правил безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий. 1. Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью. 2. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Слайд 8

Санитарные правила и нормы ( СанПиН 2.4.2.-1178-02). Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002 г. (Извлечения) Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйственными субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 метров от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных заведений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных, спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины. Спортивный зал следует размещать на первом этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной программы по физическому воспитанию обучающихся и возможность внеурочных спортивных занятий. При размещении школы в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физическому воспитанию, медпункт или помещение для медицинского обеспечения. Для предупреждения утомления обучающихся в малокомплектных школах необходимо сокращать продолжительность совмещенных уроков (особенно четвертых и пятых) на 5-10 минут (кроме урока физкультуры).

Слайд 9

Требования безопасности и санитарии к местам проведения занятий и спортивному инвентарю Требования к крытым спортивным сооружениям (спортивным залам) Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а также правилам по электробезопасности (ПЭЭП, ПУЭ) и пожаробезопасности (ППБ-01-99) для общеобразовательных школ. Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий. Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площадь спортивного зала должна быть 9 Ч 18 м, 12 Ч 24 м, 18 Ч 30 м при высоте не менее 6 м.

Слайд 10

Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м 2 на одного учащегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается. Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Полы должны не деформироваться от мытья и к началу занятий быть сухими и чистыми. Полезная нагрузка на полы должна быть не более 400 кг/м 2 . Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать место приземления после прыжков и соскоков. При спортзалах должны быть предусмотрены: снарядные площадью 16-32 м 2 , в зависимости от площади спортзала; раздевальные для школьников, не менее 0,18 м 2 площади на каждого, площадью 10,5 м 2 каждая; душевые площадью 9 м 2 каждая; уборные для девочек и мальчиков площадью 8 м 2 каждая; комната для инструктора площадью 9 м 2 . Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее 2 м и не иметь выступающего порога. Шкафы в раздевалках устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между скамьями и шкафами должна быть не менее 1,5 м. В проходах нельзя устанавливать зеркала, предметы оборудования, загромождать их инвентарем. Температура в раздевальных для детей должна быть не менее 20°С, в душевых +25°С, кратность обмена воздуха в раздевальных 1,5, в душевых - 5,0 м 3 /ч.

Слайд 11

Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен. Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не выступать из плоскости стены. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления. Потолок зала должен иметь неосыпающуюся окраску, устойчивую к ударам мяча. В зданиях школ перекрытия над спортзалом должны быть трудносгораемыми и с пределом огнестойкости не менее 0,75. Не допускается утеплять перекрытия спортзала торфом, деревянными опилками и другими легкозагорающимися материалами. Чердачные помещения гимнастического зала должны содержаться в чистоте и запираться на замок. Ключи от чердачных помещений должны храниться в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. В чердачных помещениях запрещается устанавливать склады спортивного инвентаря и учебного оборудования.

Слайд 12

Освещенность физкультурного зала В качестве источников света для залов должны быть использованы люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения , при этом применение светильников с защитными углами менее 30 градусов не допускается. Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения светильной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая физкультурный зал, должна быть оборудована рубильниками или двухполюсными выключателями. Рубильники должны устанавливаться вне помещений - в коридоре, на лестничной площадке и др. Для механизированной уборки в спортивном зале должно предусматриваться не менее двух штепсельных розеток в двух противоположных концах зала. На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки. Вспомогательные помещения могут иметь только искусственное освещение, причем в санитарных узлах освещенность на горизонтальной поверхности на высоте 0,8 м от пола должна быть при люминесцентных лампах не менее 75 лк, а при лампах накаливания - 30 лк. В крытых спортивных сооружениях должно быть оборудовано аварийное освещение, обеспечивающее освещенность не менее 0,5 лк на полу по линии основных проходов и ступенях лестниц. При этом сеть аварийного освещения должна быть либо раздельной, либо с автоматическим переключением при аварийной ситуации на источники питания аварийного освещения.

Слайд 13

Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал. Вентиляция и отопление должны обеспечивать воздухообмен при занятиях физкультурой 80 м 3 /ч на одного человека и температуру воздуха не ниже 14 °СВ помещении основных спортивных сооружений на видном месте должен быть вывешен план эвакуации занимающихся на случай пожара или стихийного бедствия. В данном плане должно быть предусмотрено спасение детей с территории всех помещений и мест проведения занятий по физическому воспитанию, в том числе из всех вспомогательных помещений. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей, одна из них - на улицу. Двери эвакуационных выходов в спортивных залах допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся запоров, задвижек или крючков. Категорически запрещается забивать наглухо или загромождать двери запасных выходов из спортивного зала. Спортивный зал в прилегающих к нему рекреациях должен быть оборудован пожарным щитом с набором ручного противопожарного инвентаря в количестве: огнетушителей - 2 шт.; ведер пожарных - 2-4 шт.; топоров - 2-4 шт.; ломов - 1-2 шт.; багров - 2-4 шт. Использование пожарного инвентаря и оборудования для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с пожаротушением, категорически запрещается

Слайд 14

Требования к открытым спортивным площадкам Открытые спортивные площадки должны быть расположены в спортивной зоне на расстоянии не менее 10 м от учебных корпусов. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных, спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (СП 2.4.2. 782-99 п. 2.4). Спортивная зона пришкольного участка должна иметь ограждение по периметру высотой 0,5-0,8 м. Допускается в качестве ограждения использовать кустарники с неядовитыми, неколючими и непылящими плодами. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся. Площадки для подвижных игр должны быть установленных размеров, ровными, очищенными от камней и других инородных предметов. Площадки для подвижных игр должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены для учащихся каждой ступени школьного обучения (СП 2.4.2. 782-99 п. 2.2). Площадки нельзя ограждать канавами, устраивать деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 м вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, способных причинить травму.

Слайд 15

Беговые дорожки не должны иметь бугров, ям, скользкого грунта. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку. Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхленным на глубину 20-40 см песком. Песок должен быть чистым, грунт выровнен. Площадки для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест (тротуаров, дорог и т.д.). Место проведения занятий по лыжной подготовке (профиль склонов, рельеф местности), дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся. Учебная площадка для начального обучения катанию на лыжах должна быть защищена от ветра, иметь уклон не более 4 градусов. Размер площадки выбирается с таким расчетом, чтобы постоянная дистанция между двигающимися лыжниками была не более 10 м. Учебный и тренировочный склоны должны иметь уплотненный снег без каких-либо скрытых под ними камней или деревьев, глубоких ям и выбоин, образующих трамплины. Склон не должен иметь обледенелостей и обнаженных участков земли.

Слайд 16

Катки с искусственным ледяным покрытием должны иметь толщину льда не менее 15 см, уклон должен быть не более 10 мм/м. Толщина льда на естественном водоеме, оборудованном для обучения катанию на коньках, должна быть не менее 25 см. Катки и конькобежные дорожки должны иметь ровную, без трещин и выбоин поверхность. Все возникающие повреждения поверхности льда немедленно ограждаются. Катки и конькобежные дорожки должны иметь площадки не менее 8 м 2 на одного учащегося.

Слайд 17

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) должны быть надежно завинчены. Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещины жердь необходимо заменить. Гриф перекладины необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой. Пластины для крепления крюков, рас тяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо. Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусенцев на брусе, заметного искривления. Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробах корпуса. Ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении. Гимнастические маты не должны иметь порывов.

Слайд 18

Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании. Канат для лазанья должен быть изготовлен из пенькового или хлопчатобумажного трех- или четырехпрядного волокна диаметром 35-40 мм. Щеки, сдавливающиеся двумя болтами, должны плотно, без зазоров, обхватывать канат по всей площади прилегания. Нижний конец каната должен быть туго обмотан шпагатом на длину 100 мм и обтянут кожаным или матерчатым чехлом. Канат не должен иметь порывов и узлов. Шведская стенка должна надежно крепиться к стене, а поперечины не должны иметь трещин и люфтов в местах крепления. Гимнастическая скамейка должна иметь хорошую устойчивость. В узлах креплений гайки и болты должны быть надежно завинчены. Гимнастическая палка должна иметь ровную поверхность без трещин, заусениц и закругленные концы. Мячи набивные должны использоваться по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся. Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.

Слайд 19

Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с росто-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально: палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо; поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов; скользящая поверхность должна быть просмолена и смазана специальной мазью в соответствии с погодными условиями. Баскетбольный щит должен быть изготовлен из соответствующего прозрачного материала (предпочтительно - закаленного небьющегося стекла), представляющего собой монолитный кусок. Если он изготовлен из другого непрозрачного материала, то должен быть выкрашен в белый цвет. Размер щита должен быть 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали. Нижняя часть щита должна быть гладкой. Щит должен жестко монтироваться к стене или к опоре и выступать от лицевой линии на 1,20 м. Кольца должны иметь диаметр 45 см и быть окрашены в оранжевый цвет. Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей. Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и вес не менее 567 г и не более 650 г. Он должен быть накачан до такой степени воздушного давления, чтобы при падении с высоты 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее 1,20 м и не более 1,40 м.

Слайд 20

Волейбольные стойки должны устанавливаться на расстоянии не ближе 50 см от боковых линий, а их крепление не должно представлять опасность для игроков. Высота стойки должна обеспечивать крепление сетки на необходимом уровне. Волейбольная сетка должна иметь ширину 1 м, длину - 9,5 м. Высота, на которую натягивается сетка в центре площадки, составляет для мужчин 2,43 м, для женщин - 2,24 м. На сетке под боковыми линиями устанавливаются так называемые антенны, высота которых превышает высоту сетки на 80 см. Волейбольный мяч должен быть изготовлен из мягкой кожи, круглый и одноцветный. Вес мяча - 270-280 г, окружность - 64-66 см. Давление воздуха внутри камеры должно составлять максимум 0,051 кг/см 3 . безопасность физкультура спорт санитарный

Слайд 21

Литература В.Ю. Давыдов. Меры безопасности на уроках физической культуры

Слайд 22

Презентацию выполнила учитель физической культуры Логинова Лидия Евгеньевна Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Санитарно – гигиенические требования

Санитарно – гигиенические требования при организации   работы и  во время занятий прикладным искусством....

Соблюдение санитарно – гигиенических норм на уроках физической культуры

На уроках физической культуры, я стараюсь решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двиг...

Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе

личностно-ориентированные технологии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на  укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознат...

Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы

Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....

Лекция по теме_Введение. Требования к технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям при работе с ПК

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Введение. Требования к технике безопасности  и санитарно-гигиеническим требованиям при работе с ПК" и предназ...

Открытый урок СБО на тему "Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Правила техники безопасности при работе на кухне" в 8-9 классах специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ОВЗ

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 8-9 классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением здоровьесберегающих технологий...

Статья "Спортивные соревнования как средство мотивации школьников к занятиям физической культурой." в журнале Образование в современной школе№ 1-2 2022

В статье описывается основные направления работы для привлечения школьников к осознанному занятию физической культурой и спортом....