Новые санитарно-эпидемиологические нормы в рамках физического воспитания
методическая разработка по физкультуре по теме
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к:
· размещению общеобразовательного учреждения;
· участку общеобразовательного учреждения;
· зданию общеобразовательного учреждения;
· оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
· воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
· естественному и искусственному освещению;
· водоснабжению и канализации;
· помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
· режиму образовательного процесса;
· организации медицинского обслуживания обучающихся;
· санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
· организации питания обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sanpin.docx | 26.71 КБ |
novye_sanitarno-epidemiologicheskie_normy_v_ramkah_fizicheskogo_vospitaniya.pptx | 101.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые санитарно-эпидемиологические нормы в рамках физического воспитания Агеров Николай Львович , учитель физической культуры МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области» |
Федеральный закон
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.
«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).
«В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства» (статья 28).
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28.11.02 Москва № 44
О введении в действие санитарно-
эпидемиологических правил
и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02
На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, № 14, ст. 1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательств Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 г., с 1 сентября 2003 г.
2. С момента введения СанПиН 2.4.2.1178-02, с 01.09.03, считать утратившим силу санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СП 2.4.2.782-99» (не подлежали государственной регистрации - письмо Минюста России от 22.09.99 № 7648-ЭР), утвержденные и введенные в действие приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.08.99 № 309, а также находившиеся на регистрации в Минюсте России и не зарегистрированные санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.1073-01» и СанПиН 2.4.2.1102-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.01 и 22.04.02.
- Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к:
· размещению общеобразовательного учреждения;
· участку общеобразовательного учреждения;
· зданию общеобразовательного учреждения;
· оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
· воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
· естественному и искусственному освещению;
· водоснабжению и канализации;
· помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
· режиму образовательного процесса;
· организации медицинского обслуживания обучающихся;
· санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
· организации питания обучающихся.
- Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях
- Требования к участку общеобразовательных учреждений
2.2.5. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
2.2.7. Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
В состав физкультурно-спортивной зоны включают: футбольное поле; волейбольную, баскетбольную или комбинированную площадку; беговую дорожку и яму для прыжков. Футбольное поле и площадки для подвижных игр должны иметь травяной покров. Беговая дорожка должна иметь дренирующее покрытие, стойкий к атмосферным осадкам слой. Ямы для прыжков заполняют чистым песком, борты ямы должны находиться на уровне с землей и обшиты резиной или брезентом.
- Требования к зданию
Спортивный зал размещают на первом этаже или в пристройке. Допускается размещение спортивного зала на 2-ом этаже, но не над учебными помещениями. Площадь спортивного зала определяют из расчета не менее 0,9 м2 на 1 учащегося при высоте зала не менее 6,0 м. Площади спортивных залов приняты 9 ´ 18 м, 12 ´ 24 м, 18 ´ 30 м при высоте не менее 6 м.
В учреждении должно быть не менее 2-х спортивных залов, один из которых - для средней школы.
При спортивных залах должны быть предусмотрены раздевальные для мальчиков и девочек площадью не менее 10,5 м2 , душевые площадью не менее 9,0 м2 и санузлы для мальчиков и девочек площадью по 8,0 м2 , а также снарядная - 16-32 м2 в зависимости от площади зала и комната инструктора – 9,0 м2 .
Среди других помещений для занятий физической культурой в учреждении следует предусмотреть зал для лечебной физкультуры, тренажерный зал, бассейн (при отсутствии бассейна следует использовать бассейн, расположенный вблизи учреждения).
В перечень оборудования и инвентаря спортивного зала входят: баскетбольные кольца и щиты, стенка гимнастическая, козел и конь гимнастические, кольца гимнастические, перекладина гимнастическая, скамья гимнастическая, бревно и мостик гимнастические, канат для лазанья, маты гимнастические, стойка для прыжков в высоту, мячи для игры в баскетбол, мячи для игры в ручной мяч и др.
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
· в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15 - 17 °С;
· в раздевалке спортивного зала - 19 - 23 °С;
2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше 5 °С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен при отсутствии обучающихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15 - 14 °С проветривание зала следует прекращать.
2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40 - 60 %.
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале
В спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
· для стен следует использовать следующие цвета красок: светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого
2.9. Требования к режиму образовательного процесса
2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5 - 9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).
Примерный объем двигательной активности обучающихся
Классы | Ежедневный объем времени (ч) | Культурно-оздоровительные мероприятия | Уроки физкультуры в неделю | Внеклассные формы занятий в неделю спортсекции, кружки физкультуры, группы ОФП (ч) | Общие мероприятия для обучающихся | Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин) | ||||
I | 2 | 5 - 6 | 5 | 15 - 20 | 1 | 2 | 1,10 | 6 - 8 | Е | 10 - 15 |
II | 2 | 5 - 6 | 5 | 15 - 20 | 1 | 2 | 1,30 | 6 - 8 | Ж | 15 - 20 |
III | 2 | 5 - 6 | 5 | 15 - 20 | 1 | 2 | 1,30 | 6 - 8 | Е | 15 - 20 |
IV | 2 | 5 - 6 | 5 | 15 - 20 | 1 | 2 | 1,30 | 6 - 8 | М | 15 - 20 |
V | 2 | 5 - 7 | 5 | 35 - 45 | 1 | 2 | 1,30 | 8 - 9 | Е | 20 - 25 |
VI | 2 | 5 - 7 | 5 | 35 - 45 | 1 | 2 | 1,30 | 8 - 9 | С | 20 - 25 |
VII | 2 | 6 - 8 | 5 | 35 - 45 | 1 | 2 | 2 | 8 - 9 | Я | 20 - 25 |
VIII | 2 | 6 - 8 | 5 | 35 - 45 | 1 | 2 | 2 | 8 - 9 | Ч | 20 - 25 |
IX | 2 | 6 - 8 | - | 35 - 45 | 1 | 2 | 2 | 8 - 9 | Н | 25 - 30 |
X | 2 | 6 - 8 | - | 15 - 20 | - | 2 | 2 | 10 | О | 25 - 30 |
XI | 2 | 6 - 8 | - | 15 - 20 | - | 2 | 2 | 10 | - | 30 - 35 |
Требования к проведению занятий по физической культуре
и организации двигательной активности учащихся
В основу организации физического воспитания должны быть положены следующие принципы: соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным возможностям, уровню физического развития и состоянию здоровья; постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок; регулярность физкультурных занятий; комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физкультуры и спорта.
Двигательная активность учащихся должна составлять в учебно-воспитательном процессе до 40% дневного бюджета времени, при этом необходимо чередование умственной и двигательной деятельности на протяжении учебных занятий.
К урокам физкультуры учащихся допускают при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям. Наиболее эффективны уроки физкультуры на открытом воздухе. В средней полосе их проводят при температуре воздуха до – 15ْ С при отсутствии сильного ветра.
Все учащиеся, посещающие школу, должны заниматься физическими упражнениями. Необходимо проводить постоянный медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания учащихся, включая и организацию тестирования физической подготовленности школьников.
Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.
Моторная плотность урока (соотношение времени, затрачиваемого на выполнение движений к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять в зале не менее 70%, а на воздухе – не менее 80%. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивают достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин. В структуре урока физкультуры выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, основная часть урока длится 25-30 минут, заключительная часть – 3-5 минут. Величина физической нагрузки должна постепенно возрастать, достигая своего максимума в основной части занятия, а затем постепенно снижаться в заключительной части. ЧСС у школьников должна возвращаться к исходным значениям сразу после окончания урока; при высокой эмоциональности урока допускается увеличение длительности восстановительного периода до 3-х минут.
На уроках физической культуры необходимо включать универсальные для каждой возрастной группы детей комплексы упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушения осанки и отклонений в формировании нормального свода стопы.
На занятиях физической культурой исключаются физические упражнения, потенциально опасные для здоровья: давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы и шеи вперед, назад, в стороны, падение на вытянутые вперед или в стороны руки, сотрясение туловища, передающееся через руки, удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др.
На занятиях физической культурой следует использовать современное исправное спортивное оборудование и инвентарь. Их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено; иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ АПТЕЧКИ
- Жгут кровеостанавливающий, резиновый – 1 шт.
- Пузырь для льда – 1 шт.
- Бинт стерильный, широкий – 2 шт.
- Бинт нестерильный – 1 шт.
- Салфетки стерильные – 2 уп.
- Вата стерильная 1 пачка.
- Лейкопластырь 2см. – 1 катушка, 5см – 1 катушка.
- Спиртовой раствор йода 5% - 1 флакон.
- Водный раствор аммиака (нашатырный спирт) в амп. – 1 уп.
- Раствор перекиси водорода 3% – 1 уп.
- Марганцово-кислый калий кристаллический -1 уп.
- Анальгин 0,5 в таб. – 1уп.
- Настойка валерианы – 1 уп.
- Ножницы – 1 шт.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. Статья 1 «Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» . Статья 28 «В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства» .
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.11.02 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» 1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 г., с 1 сентября 2003 г.
1. Общие положения и область применения 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; участку общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; организации питания обучающихся.
2. Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях
2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений Физкультурно-спортивная зона не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений Состав физкультурно-спортивной зоны футбольное поле (травяной покров); волейбольную , баскетбольную или комбинированную площадку; беговую дорожку (дренирующее покрытие, стойкий к атмосферным осадкам слой) ямы для прыжков (чистый песок, борты ямы на уровне с землёй, обшиты резиной или брезентом.
2.3. Требования к зданию: спортивный зал размещается на первом этаже или в пристройке .; площадь спортивного зала определяют из расчета не менее 0,9 м 2 на 1 учащегося при высоте зала не менее 6,0 м (9 х18; 12 х 24; 18 х 30); раздевалки для мальчиков и девочек не менее 10,5 м 2 душевые не менее 9,0 м 2 санузлы для мальчиков и девочек площадью по 8,0 м 2 снарядная - 16-32 м 2 в зависимости от площади зала комната инструктора – 9,0 м 2 . зал для лечебной физкультуры , тренажерный зал, бассейн (при отсутствии бассейна следует использовать бассейн, расположенный вблизи учреждения).
Оборудование и инвентарь спортивного зала баскетбольные кольца и щиты , стенка гимнастическая, козел и конь гимнастические, кольца гимнастические , перекладина гимнастическая, скамья гимнастическая, бревно и мостик гимнастические, канат для лазанья, маты гимнастические, стойка для прыжков в высоту, мячи для игры в баскетбол, мячи для игры в ручной мяч и др.
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять: - в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15 - 17 °С; - в раздевалке спортивного зала - 19 - 23 °С; Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах . При достижении в помещении температуры воздуха в 15 - 14 °С проветривание зала следует прекращать. Относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40 - 60 %.
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению Естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале В спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). Для стен следует использовать следующие цвета красок - светлые тона желтого, бежевого, розового , зеленого, голубого
2.9. Требования к режиму образовательного процесса В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5 - 9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).
Требования к проведению занятий по физической культуре и организации двигательной активности учащихся Принципы организации физического воспитания : соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным возможностям, уровню физического развития и состоянию здоровья; постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок; регулярность физкультурных занятий; комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физкультуры и спорта . двигательная активность учащихся - до 40% дневного бюджета времени;
Допуск к занятиям наличии спортивной одежды и спортивной обуви . при организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям. наиболее эффективны уроки физкультуры на открытом воздухе. В средней полосе их проводят при температуре воздуха до – 15 С при отсутствии сильного ветра . постоянный медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания учащихся, включая и организацию тестирования физической подготовленности школьников . школьники , отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.
Моторная плотность урока в зале не менее 70%, на воздухе – не менее 80%. достижение среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин. В структуре урока физкультуры выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, основная часть урока длится 25-30 минут, заключительная часть – 3-5 минут. Величина физической нагрузки должна постепенно возрастать, достигая своего максимума в основной части занятия, а затем постепенно снижаться в заключительной части. ЧСС у школьников должна возвращаться к исходным значениям сразу после окончания урока; при высокой эмоциональности урока допускается увеличение длительности восстановительного периода до 3-х минут.
включать универсальные для каждой возрастной группы детей комплексы упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушения осанки и отклонений в формировании нормального свода стопы. исключать физические упражнения, потенциально опасные для здоровья: давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы и шеи вперед, назад, в стороны, падение на вытянутые вперед или в стороны руки, сотрясение туловища, передающееся через руки, удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др.
использовать современное исправное спортивное оборудование и инвентарь. их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено; иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ АПТЕЧКИ Жгут кровеостанавливающий, резиновый – 1 шт. Пузырь для льда – 1 шт. Бинт стерильный, широкий – 2 шт. Бинт нестерильный – 1 шт. Салфетки стерильные – 2 уп . Вата стерильная 1 пачка. Лейкопластырь 2см. – 1 катушка, 5см – 1 катушка. Спиртовой раствор йода 5% - 1 флакон. Водный раствор аммиака (нашатырный спирт) в амп . – 1 уп . Раствор перекиси водорода 3% – 1 уп . Марганцово-кислый калий кристаллический -1 уп . Анальгин 0,5 в таб. – 1уп. Настойка валерианы – 1 уп . Ножницы – 1 шт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...