«Механизм формирования сквозных и «мобильных» компетенций в физкультурно-спортивной направленности»
методическая разработка по физкультуре на тему

Черноголова Вера Андреевна

Ключевые компетенции основываются на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а так же основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни в практической деятельности совремменым обществом. В представленном пособии приведены примеры двух групп ключевых компетенций: социальные и личностные. Физкультурное мероприятие - всегда долгожданное сабытие для обучающихся, где можно показать свои спортивные достяжения, порадаваться успеху друзей по каманде. В влекательно наглядно-практической форме ониразвивают интерес ребенка к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни. В пособии представлены различные сценарии спортивных праздников и мероприятий. Пособие преднозначено для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, родителей и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mehanizm.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Киселёвского городского округа  

«Центр детского творчества п. Карагайлинский»

«Механизм формирования сквозных и «мобильных» компетенций в физкультурно-спортивной направленности»

Методическое пособие

                                                                                   

   Составитель:

                                                  Черноголова Вера Андреевна -

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                             

2011

    Ключевые компетенции основываются на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В представленном пособии приведены примеры двух групп ключевых компетенций: социальные и личностные. Физкультурные мероприятия – это всегда долгожданное событие для обучающихся, где можно показать свои спортивные достижения, порадоваться успеху друзей по команде. В увлекательной наглядно-практической форме они развивают интерес ребенка к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни.  
В пособии предоставлены различные сценарии спортивных праздников и мероприятий.
  Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, родителей и обучающихся.

«Механизм формирования сквозных и «мобильных» компетенций в физкультурно-спортивной направленности»

Методическое пособие

 «Центр детского творчества п. Карагайлинский» 652729 Кемеровская область, город Киселёвск,  проспект Комсомольский, 14 а

Телефон (8-38-464) 7-27-80

Составитель: Вера Андреевна Черноголова  педагог дополнительного образования

Содержание

Введение ………………………………………………………………..

3

Социальные компетенции …………………………………………….

3

Личностные компетенции ……………………………………………..

7

Сценарий спортивного праздника «Зоологические забеги» ………..

9

Внеклассное мероприятие соревнования "Веселые старты" ………..

13

Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительная игра "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!" …………………..


15

"Папа, мама, я - спортивная семья" …………………………………..

20

Спортивно-познавательная игра "Зов джунглей" ……………………

Спортивно - досуговое мероприятие   «Форт  Боярд»

(игра-состязание)…………………………………………………………..

Подвижные игры ………………………………………………………….

Список литературы …………………………………………………….


24


29

31

32



Введение

        На занятиях общефизической подготовке  формируем следующие компетенции: ключевые (формирование воли к победе), социальная (спортивные игры как средство развития социальной компетенции), познавательная, личностная, информационная, коммуникативная, самообразовательная, компетентное отношение к собственному здоровью; предметные: оздоровительно-адаптивная, организационная (режим дня), двигательно-кондиционная, двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная.

Социальная компетенция:

 сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

 социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

развитие личностных качеств, саморегулирование.

   В игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией.

Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут:

умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры;

готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;

умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;

умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива;

умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры;

умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками;

умение использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком.

Познавательная компетенция:

учебные достижения;

 интеллектуальные задания;

умение учиться и оперировать знаниями.

Личностная компетенция:

развитие индивидуальных способностей и талантов;

знание своих сильных и слабых сторон;

 способность к рефлексии;

динамичность знаний.

Самообразовательная компетенция:

способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

 постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Компетенция самоконтроля и индивидуального физического - особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями;

 особенности организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональную направленность и планирование;

выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: в организации и планировании содержания индивидуальных занятий физическими упражнениями (подбирать упражнения и их последовательность, осуществлять регулирование физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия, соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений).

Компетентное отношение к собственному здоровью:

соматическое здоровье;

клиническое здоровье;

физическое здоровье;

уровень валеологических знаний.

    Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

     Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.

     Адаптивная оздоровительно-образовательная среда - среда, организуемая в образовательных системах, предназначением которых признается как факт приоритета содействие образованию здоровой личности (а таковыми мы считаем специально организованные среды в детских оздоровительных лагерях, центрах и санаториях, обладающие тем потенциалом, который опосредованно способствует приобретению ребенком физических навыков, ощущений и в результате - компетентностей).

Содействие образованию здоровой личности понимается нами как:

физическое оздоровление всего организма как базисная основа личностного развития ребенка;

психическое оздоровление как компенсирующий процесс общего оздоровления личности, как баланс различных психических свойств и процессов (умение отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любовь к себе и любовь к другим и т.д.);

психологическое оздоровление как "интеграл жизнеспособности" и человечности индивида, как самоцель человека и глобальная цель развития.

Оздоровительно-адаптивная компетенция:

особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры;

факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека.

выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности);

выполнять комплексы аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Двигательно-прикладная компетенция - овладение способами и навыками прикладного характера, способствующие дальнейшей профессиональной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний):

выполнять передвижение по гимнастическому бревну с грузом на плечах, преодолевать препятствия способом перелазания, передвижения в висе и упоре на руках (юноши);

 выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки);

 выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Спортивно-рекреативная компетенция связана с формированием физкультурно - спортивного стиля жизни и физкультурно – спортивных компетенций подрастающего поколения. Ее сущность заключается в опосредованном управлении физическим воспитанием детей и молодежи через построение и обогащение физкультурно - спортивной среды, создающей условия и предоставляющей возможности для саморазвития и самовыражения личности.

      Компетентность — это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетенция — это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность — это качество владения ими, это-то каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Компетенции связаны не только со знаниями. И не всегда являются следствием приобретенных знаний.
Ж. Делор предлагает следующую классификацию ключевых компетенций:

компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности и общения;

компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;

компетенции, относящиеся к деятельности человека.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация.

      Личностные компетенции – это превращение знаний и способов деятельности, приобретенных обучающимся в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.

      Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Опираясь на исследования Ядченко Е.В., мы выделили группу личностных компетенций: ценностно-смысловые компетенции (способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков); гражданственно-патриотические компетенции (знание и соблюдение прав гражданина, гражданский долг, свобода и ответственность, уверенность в себе); культурологические компетенции (познание ценностей культуры и основ семейных явлений и традиций); здоровьесберегающие компетенции (знание и соблюдение норм здорового образа жизни); личностно-развивающие компетенции (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, саморегулирования, самосовершенствования личностной и предметной рефлексии).
Под личностными компетенциями представляется комплекс навыков восприятия, суждения и поведения личности, которые призваны обеспечить её эффективную интеграцию в окружающую действительность и выступают основой для процесса самоопределения и самореализации.
Личностные компетенции позволяют:

лучше понимать себя, осознавать свои мотивы;

улучшать представления о себе, чувствовать большую уверенность в своих силах;

находить равновесие между личными целями и практической деятельностью;

избавляться от внутренних конфликтов, лучше контролировать эмоции и поведение;

преодолевать шаблоны и стереотипы мышления;

видеть больше выбора в различных ситуациях.

Личностные компетенции составляют такие качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, патриотизм, самоконтроль и самопланирование, потребность в реализации своего личного потенциала, надёжность, чувство долга, ориентации на общечеловеческие ценности, терпимость, гуманность, общая культура.
Планируемые результаты личностных компетенций:
Самоопределение: внутренняя позиция школьника (Самоопределение является ключевой задачей развития в юношеском возрасте . Формирование личности ребенка, подготавливающее успешность будущего жизненного и профессионального самоопределения происходит в самом раннем возрасте. В младшем школьном возрасте развиваются Я-концепция и основы идентичности личности, в первую очередь социальной идентичности (семейной, этнической, гражданской, групповой); самоидентификация; самоуважение и самооценка.
      Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания».
      Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Сценарий спортивного праздника "Зоологические забеги"

Форма проведения: Соревнование.

Цели и задачи: 

Укрепление здоровья,

Воспитание правильного отношения к здоровому образу жизни.

Программа праздника

Действие происходит в спортивном зале, который украшен плакатам, игрушками, надувными шарами.

В зал приглашаются гости, родители, учителя и дети.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вернее, зверята! Потому, что сегодня у нас не простая эстафета, а зоологическая. И принимать участие в ней будут разные звери, вернее вы побываете в каждой эстафете “в шкуре” какого-либо зверя. Все эстафеты – на быстроту и правильность выполнения задания, которое игроки будут выполнять поочередно в каждой команде.

Эстафета “Черепахи”.

Ведущий: Начнем мы с вами “Зоологические забеги” с самых медлительных животных, да и спешить им ни к чему, так как их тело защищено от врагов прочным панцирем. Многие виды черепах живут в пустыне, где тепло: они откладывают яйца в песок, из которых появляются маленькие черепашата.

Задание: Игрок встает на четвереньки, на спину ему кладут таз. Нужно очень аккуратно двигаться, чтобы пройти дистанцию, не уронив его. Передает эстафету следующему.

Эстафета “Пингвины”.

Ведущий: А сейчас из самой жаркой пустыни – к самой холодной точке земного шара - Антарктиде. Там живут птицы, которые приспособились к этому суровому климату. Это пингвины. Их тело покрыто густым, непромокаемым оперением, толстый слой жира помогает спасаться от морозов. На суше они очень неуклюжи и не умеют летать, зато в воде могут соперничать с дельфинами: крылья служат им великолепными веслами, с их помощью пингвины могут развивать скорость до 40 км/ч. Сейчас вы станете пингвинами, которые решили посоревноваться на берегу.

Задание: Игрок между коленками зажимает коробок спичек, нужно пройти дистанцию, не уронив его. Чья команда быстрее?

Эстафета “Сороконожки”.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, почему сороконожку так назвали? Правильно, у нее не две пары ног, а множество. Это такая красивая гусеница, и она может очень быстро передвигаться.

Задание: Для того чтобы превратиться в сороконожку, нужно всей команде присесть на корточки, взять за плечи впереди сидящего, не отцепляясь друг от друга и не вставая, пройти дистанцию всем вместе. Чья сороконожка быстрее?

Эстафета “Зайцы”.

Ведущий: Зайцы – лесные звери: днем спят, а ночью выходят на кормежку. Зимой питаются корой деревьев, а летом - листьями и травой, осенью не прочь полакомиться в огородах капустой и морковкой. И сейчас “зайчики” будут прыгать на двух ногах,и воровать морковку в огороде.

Задание: Поставить два стула для каждой команды на расстоянии 10 – 15 метров друг от друга. На одном из них разложить “морковь”. Игроки по очереди должны допрыгать в мешке до стула с “морковкой”, взять ее зубами. Не помогая руками. Принести на другой стул, вернуться к команде и передать эстафету следующему игроку.

Эстафета “Лягушки”.

Ведущий: Лягушек на земле великое множество, обитают они по всему миру. Чаще всего встречается зеленая лягушка, которую, конечно же, видел каждый. Это хищное животное. Оно питается только той добычей, которую поймает сама, В ее рацион входят обычные насекомые, улитки. Не прочь она пообедать и своими собратьями. Днем лягушки греются на солнышке, удобно расположившись на берегу водоема. В случае опасности бросаются в воду и, добравшись до дна, зарываются в ил. Вечернюю зарю они встречают большими компаниями с обязательным хоровым кваканием.

Задание: Каждый игрок команды передвигается “по-лягушачьи”, присев на корточки, руками отталкиваясь от пола. При каждом прыжке нужно квакать. Чья команда быстрее пройдет эстафету?

Эстафета “Верблюды”.

Ведущий: У верблюда много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка, который гонят сильные ветры. Если ему становится трудно дышать, из-за песчаных бурь, верблюд может почти совсем сомкнуть ноздри. Пальцы на каждой ноге верблюда соединены мозолистой подушкой, благодаря которой он не проваливается в песок. Жара почти не действует на него. Нечувствительный к шипам рот способен разжевать любую колючку. Верблюд может не пить и не есть за счет запасов жира в своих горбах.

Задание: Каждый игрок проходит дистанцию, неся на спине между лопатками спичечный коробок, стараясь его не уронить.

Эстафета “Медведи”.

Ведущий: Медведи – мохнатые тяжеловесы среди хищников, но они с удовольствием едят различные злаки, корни, ягоды, орехи. Они готовы терпеть укусы пчел, лишь бы добраться до своего любимого меда – своего любимого лакомства. Медведь обычно предпочитает избегать встречи с человеком, но в случае опасности может смело атаковать. Убежать от него очень трудно. Вот вы сейчас и побываете “в шкуре” медведя и попробуете быстро передвигаться.

Задание: Участники встают на руки и на ноги. Передвигаться нужно, ставя одновременно левую руки и левую ногу, затем правую руку и правую ногу, как бы переваливаясь с одного бока на другой.

Эстафета “Змеи”.

Ведущий: Змеи бывают разные. Вот, например, анаконда - самая большая змея на нашей планете. Анаконды живут в воде или около нее, прекрасно плавают и ныряют. На берег выползают, чтобы погреться и пообедать пойманной добычей – рыбой или птицей. Не прочь полакомится они также мелкими домашними животными, своими набегами сея панику в деревнях. Иногда змеи нападают на достаточно крупных животных, таких как свинья, а иногда решаются напасть даже на человека. Бывали случаи, когда анаконды пытались украсть маленьких детей. Толстую, блестящую кожу анаконды выделывают и изготовляют из нее прочные чемоданы, сапоги, попоны для лошадей и многое другое. Мясо и жир употребляют в пищу, причем рассказывают, что мясо очень вкусное. Чуть сладковатое. В густых тропических лесах анаконда чувствует себя хозяйкой.

Задание: Дети встают друг за другом, держась за плечи стоящего впереди. Для каждой команды на полу расставляются кегли. Задача команд – оббежать все кегли, не расцепившись. Чья команда быстрее?

Жюри подводит итоги. Командам победителям вручаются призы и грамоты.

Внеклассное мероприятие соревнования "Веселые старты"

Цель: воспитание навыков здорового образа жизни.

Задачи:

привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом,

улучшения здоровья учащихся

заинтересовать родителей в необходимости занятий физическими упражнениями

подведение итогов работы за год

повышение эмоционального настроения

воспитание взаимовыручки, самостоятельности, чувства ответственности

привлечение старшеклассников в качестве судей

Сценарий соревнований:

Парад –  мелодия №1.

Построение.

Приветствие

Перестроение  в колонны

«Гонка мячей» – мелодия № 2

Ученики стоят в колонну Д-М-Д-М и т.д. По команде 1-ый отдаёт мяч вправо 2-му ––> 2-ой влево 3-му ––> 3-ий вправо 4-му ––> 4-ый влево5-му и т.д. Дойдя до последнего, последний громко кричит «Есть!» и все прыжком поворачиваются кругом ––> первый вновь начинает давать мяч вправо и т.д.

2. Эстафета с волейбольными мячами мелодия № 3

Команды стоят в колонны, у первых мячи. По сигналу 1-е ведут мяч до определённой линии ––> поворачиваются и передают мяч 2-ым ––> 2-ые начинают вести мяч, а первые бегут в конец колонны и т.д.

3. «Передай мяч»мелодия № 4

Команды стоят в шеренгах Д-М-Д-М и т.д. Рядом с первым и последним лежат обручи. У первого в обруче 8 мячей (набивные, баскетбольные, волейбольные). По сигналу 1-ый берёт мяч из обруча, отдаёт второму, тот третьему и т.д. Последний кладёт в обруч. Кто быстрее. Уронивший мяч, должен его поднять и продолжить передачу.

4. «Двое в лодке» мелодия № 5

В обруч встают 1 мальчик и 1 девочка. Один из них ведёт мяч, а другой держит обруч и бегут с ним. Добегают до поворотной стойки, назад бегут в произвольном порядке ( один несёт обруч, др. – мяч).

5. «Кто обгонит?»– мелодия № 7

Все встают в колонну, кладут левую руку на плечо впередистоящему, а в правую руку берут правую ногу впередистоящего. По сигналу все одновременно начинают двигаться прыжками. Когда первый достигнет финишной линии, все должны за ней перестроиться в нужном порядке.

6. «Переноска груза»мелодия № 8

Встречная эстафета. На одной стороне стоят мальчики на другой – девочки. Первые двое держат в руках гимнастические палки, между палками зажат набивной мяч, весом не более 1 кг. Перенеся груз на другую сторону, отдать палки следующим участникам так, чтобы мяч не упал, если мяч упадёт его надо поднять палками, не касаясь руками

7. «Тачка»мелодия № 9 

Встречная эстафета. На одной стороне строятся девочки, на другой – мальчики. Один встаёт на руки, др. берёт его за ноги. Смена положения на середине дистанции.

Подведение итогов.

Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительная игра "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"

Цель:

Развитие у ребят ловкости, смелости, целеустремленности, воли к победе.

Воспитание духа товарищества, сплоченности, коллективизма, взаимопомощи под девизом  «Один за всех и все за одного».

Материалы и оборудование:

эстафетные палочки;

баскетбольные мячи;

хоккейная клюшка и маленькие мячи;

обручи;

гимнастические маты;

ворота;

полоса препятствий из кубиков;

Призы:

дипломы I и II степени.

кубок   

Ход мероприятия

1-й ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята!

1-й ведущий. Сегодня у нас не только спортивный праздник, но и праздник дружбы.

2-й ведущий. Ведь еще в Древней Греции на период Олимпийских игр по всей земле Эллады объявлялось перемирие, везде царили мир и дружба.

1-й ведущий. Вот и сегодня у нас праздник спорта и дружбы.

2-й ведущий. Итак, здесь и сейчас встречаются две команды в спортивной игре. «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!»

1-й ведущий.

Чтоб в игре победить, 
Ловким, смелым надо быть.
За щитами не скрываться,
Наших конкурсов не бояться.

2-й ведущий.

Все законы невезенья изучить,
И друг другу руку помощи протянуть.

1-й ведущий.

Победить в игре очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко!

2-й ведущий.

Начинается сраженье,
По законам уваженья.

1-й ведущий. Так пусть, ребята, в нашей игре царит уважение друг другу,  дух товарищества и взаимопомощи.

2-й ведущий. Девиз нашей игры «Один за всех и все за одного!»

1 -и ведущий. Капитанов приглашаем к нам, для обмена памятными призами (обмен призами).

2-й ведущий. Ну вот, есть у нас и главные лица - игроки, ведущие, да и зрители на месте.

Не хватает только нашего жюри. В состав жюри входят:

1-й ведущий.  Все готово, можно и начать. 1-й конкурс у нас разминочный - бег с эстафетными палочками. По свистку начинаем конкурс.

Конкурс « Разминка»

2-й ведущий. Ай, да молодцы, наши команды! Сразу чувствуется их спортивная закалка! Аж, самой захотелось с ними побегать

1-й ведущий. Ребята, вы знаете барона Мюнгхаузена? Он летал на ядре, а вы же будете летать на баскетбольных мячах. Объявляется второй конкурс - конкурс с мячом.

Конкурс «Полет Мюнгхаузена»

2-й ведущий. Пусть пока наши команды отдохнут, наберутся силами для следующего конкурса. А у нас сейчас музыкальная пауза.

( В это время готовится трасса для следующего конкурса)

Конкурс «Мы играем в хоккей»

1 -и ведущий. Ребята, вы любите играть в хоккей? Сейчас у нас следующий конкурс «Мы играем в хоккей».

2-й ведущий. Вы должны будете пройти дистанцию. Обвести кегли. Возвращаемся бегом.

И передаете клюшку и мяч. (Свисток, конкурс)

 

Конкурс «Попади в цель»

2-й ведущий. Объявляется конкурс «Попади в цель» (Объяснение учителя - введение баскетбольного мяча, бросок в корзину и передача мяча между ног) (Свисток, конкурс.)

1-й ведущий. Вы знаете кто такой каракатица? Нет, это паучок, который так быстро бегает (конкурс «каракатица». Объяснение учителя) (Свисток, конкурс.)

Конкурс «Каракатица»

1-й ведущий. Сейчас мы проверим, кто из вас дружнее и сплоченнее. Конкурс «Не бросай меня» ( Объяснение учителя: «На первом этапе с обручем один бежит дистанцию, на втором этапе - вдвоем и т.д.»)

Конкурс «Не бросай меня»

2-й ведущий Объявляется большая, заключительная эстафета (Объяснение учителя: кувырок вперед, бег по скамейке, метание маленького мяча в цель из положения с колена.) Жюри учитывает все ошибки и заброшенные мячи. (Свисток, конкурс)

Заключительная эстафета

1-й ведущий. Пока жюри подводит итоги, давайте все вместе споем песню про дружбу «Если с другом вышел в путь»

2-й ведущий. Слово предоставляется жюри. Награждение.

1-й ведущий. Вот настала пора расставаться. Но дружба наша с нами остается.

2-й ведущий. До свидания, до следующих встреч!

"Папа, мама, я - спортивная семья"

Цели и задачи: 

Развивать функциональные способности организма, умение владеть своим телом, быть ловким, гибким, смелым, выносливым и целеустремлённым.

Воспитывать добрые, уважительные отношения между детьми и родителями, способствующие сплочению семьи, взаимопониманию между школой и семьей.

Пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха.

Оборудование: мячи, скакалки, кегли, гимнастические скамейки, флажки, вырезать буквы, шары, аудио аппаратуру, кассеты с детскими песнями, фанфарами и маршем, эстафетная палочка, корзины, манежи, каски, повязки для глаз, гимнастические палки, кастрюля, палки-удочки, ведерки, рыбки с магнитами, игрушечные машинки, шнуры с палочками, мешки, теннисные ракетки, палки по 2 метра.

Место проведения праздника: спортивный зал.

Украсить зал соответственно теме, приглашение к празднику, сделать медали, пьедестал.

При формировании команд учитывать возраст участников и проинструктировать о правилах техники безопасности.

Ход праздника

Здравствуйте уважаемые мамы, папы, дети и гости! Мы очень рады видеть Вас на нашем празднике – “Мама, папа, я – спортивная семья!”

Это семейный праздник. Мы собрались здесь, чтобы посоревноваться в силе и ловкости, скорости и выносливости. Во время соревнований мы поближе познакомимся друг с другом. Пусть эта встреча сплотит наши ряды, а главной победой будет дружба. Мы желаем вам успехов в честной спортивной борьбе и постарайтесь вместе со своими детьми весело отдохнуть.

Звучит песня “Улыбка” (фонограмма, музыка В. Шаинского).

Давайте поприветствуем дружные спортивные семьи, которые сегодня вышли на старт.

Капитанами команд будут дети. Ведь они с самого рождения занимались тренировкой родителей.

Благодаря им, родители стали выносливыми, терпеливыми, закаленными, быстрыми и ловкими.

Оценивать наши успехи будет жюри в составе: ...

Каждая команда имеет свою “накопительную корзину”, в которую на протяжении всех состязаний, за быстро и правильно выполненное задание, будут складываться мячи (баллы). И таким образом, участникам и болельщикам будут наглядно видны результаты состязаний.

А вот, наконец, и первое задание – за 1 минуту каждая семья должна придумать название для своей команды, девиз и краткое представление для более близкого знакомства.

Команды, после того как коротко расскажут о себе, озвучивают названия и девиз.

Жюри оценивает результат.

Вот мы и познакомились с участниками сегодняшних соревнований. Они уже с нетерпением ждут начала спортивных состязаний. И я объявляю следующее задание!

“Сложи фразу”.

Каждый участник берёт по одной букве, добегает до стола, оставляя там букву, капитан складывает фразу: “Быстрее, выше, сильнее!”

Жюри оценивает результат.

“Ралли”.

Выходят капитаны. Они становятся на одной линии. Ведущий даёт им двухметровый шнур, на одном конце которого закреплена палочка, а за другой привязана машинка. По сигналу дети двумя руками наматывают шнур на палочки. Побеждает тот, чья машина быстрее достигнет финиша.

Жюри подводит итоги конкурса.

“Бег в мешках”.

Флажками отмечают конец дистанции. Участники прыгают в мешках до флажка, огибают его и бегут в мешках к команде. Передают эстафету (вылезают из мешка) следующему. Выигрывает команда, которая первой закончила эстафету.

Мешок нужно держать за верхний край у груди. Разрешается оказывать помощь при надевании и снимании мешка.

Жюри подводит итоги конкурса.

Дадим командам немного отдохнуть, и приглашаем зрителей поучаствовать в следующем конкурсе.

“Удочка прыжковая”.

“Рыбак” с “удочкой” выходит на середину площадки. Остальные участники игры (до 10-12 человек) встают по кругу. “Рыбак”, присев, вращает “удочку” (скакалка с грузом на конце) вокруг себя (с перехватом), а остальные участники игры перепрыгивают “удочку” каждый раз, когда она проходит у них под ногами. Участник, задетый скакалкой, выходит из игры. В конце игры отмечают (награждают) самых выносливых и внимательных игроков.

“Рыбалка”.

Перед участниками устанавливают гимнастические скамейки (речные подмостки). Участники по очереди, держа в руках ведерко и удочку, проходит по скамейке, и “ловят” рыбку при помощи магнита, складывают ее в ведерко и, вернувшись обратно по скамейке, передают оборудование следующему.

Выигрывает та команда, у которой будет больше улов за 1 минуту.

Жюри подводит итоги конкурса.

“Переноска мячей”.

Каждый игрок команды добегает до флажка, берет из манежа мяч и возвращается к команде, складывая их за линией старта. Переносить можно по 1 мячу.

Выигрывает та команда, которая быстрее перенесет все мячи.

Жюри подводит итоги конкурса.

“Боулинг”.

На средней линии выставляются 10 кеглей. Игроки сбивают кегли баскетбольным мячом: дети с расстояния 5м, взрослые – с 7м (мяч нужно катить).

Выигрывает та команда, которая собьет большее количество кеглей за одну попытку.

Жюри подводит итоги конкурса.

“Саперы”.

То, что мы сейчас предложим – это очень ответственное задание. Его придется выполнить под покровом ночи. Поэтому участникам мы завяжем глаза, и для них наступит ночь.

Папам завязывают глаза и на голову одевают каски. Они с гимнастической палкой в руке, ползут на четвереньках. При этом они стучат гимнастической палкой по полу, в поисках мины. Мина находится под кастрюлей в центре круга. (Предварительно на линии старта папа, стоя на четвереньках, вращается вокруг себя, пока все считают до пяти).

Побеждает та команда, чей папа первым ударит по кастрюле.

Жюри подводит итоги конкурса.

“Комбинированная эстафета”.

Первыми в бой выходят папы. Их задача – пробежать дистанцию (до флажка, обогнуть его и вернуться обратно), ведя баскетбольный мяч.

Следом за папами выходят мамы. Их задача – бег с подбиванием ракеткой для бадминтона воздушного шарика.

Капитаны должны перенести воздушный шарик на ладони и не уронить.

Заключительный этап – папа и мама несут палку, на которой висит ребенок.

Побеждает та команда, которая первая придет к финишу.

Пока жюри подсчитывают мячи в “накопительных” корзинах, подводят итоги, дети дают небольшой концерт.

Праздник закачивается построением, награждением победителей грамотами и сладкими призами.

Команды обмениваются рукопожатиями.

Итак, наш праздник завершён.

Всем спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.

До свиданья! До новых семейных встреч!

Спортивно-познавательная игра "Зов джунглей"

Цели и задачи игры:

Совершенствовать навыки основных видов движений.

Способствовать привитию навыка самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Способствовать проявлению чувств коллективизма,  взаимопомощи, ответственности.

Развивать основные физические качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Способствовать расширению кругозора детей.

Оформление: На стенах зала рисунки тропических растений, цветов и животных.

По залу расставлены комнатные цветы.

Инвентарь:

2 эстафетные палочки

2 флажка

2 гимнастических мата

2 обруча

20 самолётиков из бумаги

2 удочки

карточки с названиями животных

“бананы”

“кости”

верёвка

Ход игры

1-й ведущий:

Со всех дворов зовём гостей.
Чем больше нас, тем веселей.
Что у нас тут приключилось,
Вы узнаете сейчас…
Сосна в лиану превратилась
И позвали джунгли нас.

2-й ведущий:

Есть крокодил тут,
Как ни странно.
Есть кенгуру, есть обезьяна.
Других зверей немало тут

В общем…

Дети все вместе: “Джунгли тебя зовут!”

Приветствие команд.

Ведущий читает стихи, а дети дружно продолжают их.

Травоядные.

1. Перенёс огромный шкаф
Замечательный …
(жираф).

2. К нам пришёл сегодня он
Большой и сильный, добрый …
(слон).

3. Сюда из джунглей по утру
Прискакала …
(кенгуру).

4. В пустыне любит тяжкий труд
Наш выносливый …
(верблюд).

5. Летать не может этот ребёнок,
Но быстро бегает …
(страусёнок).

Хищники.

1. Веселится, как ребёнок
Царь зверей пушистый …
(львёнок).

2. При ярком свете он бессилен,
Только ночью видит …
(филин).

3. Готов уж для спортивных игр
Суровый, саблезубый …
(тигр).

4. Очень хитрый, хоть совеем ребёнок
Этот рыженький …
(лисёнок).

В гости что-то зачастил
К нам зеленый ….
(крокодил).

Соревнования команд.

1. Гонка с преследованием.

Ведущий:

Дичь, конечно, убегает,
А охотник догоняет.
Кто кого тут победит
Жюри в конце определит.

(Дети поочерёдно выполняют бег с эстафетной палочкой до флажка и обратно.)

2. Капкан.

Ведущий:

Ах, какая неудача!
Бедный зверь сидит и плачет.
Лапу ранил зверь лесной,
Придётся прыгать на одной.

(Дети поочерёдно выполняют прыжки на одной ноге до флажка и обратно.)

3. Соревнование болельщиков.

Ведущий загадывает болельщикам загадки.

На потолке, в уголке висит сито,
Не руками свито.
(Паутина)

Вьётся чёрная верёвка,
На конце головка.
(Змея)

У стеклянных берегов,
Не бывает рыбаков.
(Аквариум)

Тает снежок, зеленеет лужок,
День прибывает, когда это бывает?
(Весной)

4. Рыбалка.

Ведущий:

Лисичка хитрая сидит,
Хвостик удочкой держит.
Но наш ёрш не дурачок –
Не попался на крючок.

(У каждой команды удочка, на конце привязана баранка, 5 которой нужно попасть в стакан).

5. Охота на уток.

Ведущий:

Ох, трудна у нас работа,
На зверей пошла охота.
Как бы нам не прогадать,
От охотников удрать.

(Метание малого мяча в утку, нарисованную на стене).

6. Игра для болельщиков “Овощи – фрукты”

(Распределить на две группы картинки).

7. Соколиная охота.

Ведущий:

В силах чтоб восстановиться,
Надо всем нам подкрепиться.
Звери, вы не расслабляйтесь,
На охоту собирайтесь.

С помощью прирученных соколов можно поймать в день до нескольких десятков дичи.

(Надеть на руку голицу и запустить в обруч самолётик).

8. Полоса препятствий.

Ведущий:

В джунглях, знает и профан
Всюду заросли лиан.
Так что с духом соберись,
Сквозь лианы проберись.

Дети преодолевают полосу препятствий: перешагивают через натянутую верёвку, проползают в туннель из металлических конструкций, выполняют перекаты по гимнастическим матам, добегают до флажка и выполняют то же самое задание в обратную сторону. Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит игру “Прилетели птицы”. Дети должны узнать, что неправильно в стихах.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки,
макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби,
куницы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!

Подведение итогов.

Победившей считается команда, набравшая наибольшее количество “бананов” или “костей”.

                               Спортивно – Досуговые мероприятия

                                             «Форт Боярд» (игра-состязание)

Цель: развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; воспитывать целеустремленность к победе, чувство коллективизма в команде, культуру общения со взрослыми и сверстниками; углубить представление ребенка о своих личностных качествах, возможностях и достижениях.

Задачи:

продолжать укреплять здоровье детей, развивать физические качества.

совершенствовать двигательные умения и навыки;

повышать интерес детей к занятиям физической культурой.

Ход занятия

I. Вступительная часть.

Дети выходят под спортивный марш.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник здоровья. Что такое праздник? Это веселье, музыка, подарки и хорошее настроение.

Спорт - залог хорошего настроения и отличного здоровья.

Дети рассказывают стихотворения о спорте.

Спорт нам плечи расправляет, Силу, ловкость нам дает. Он нам мышцы развивает, На рекорды нас зовет.

Все ребята знают, Что закалка помогает, Что полезны нам всегда Солнце, воздух и вода.

Кто с зарядкой дружит смело, Кто с утра прогонит лень,

Будет смелым и умелым И веселым целый день!

Ведущий. Юные спортсмены, тренировку вы провели очень ловко. А теперь всех мальчишек и девчонок приглашаю отправиться на состязания в крепость «Форт Боярд».

Вам, ребята, предстоит преодолеть многие трудности и препятствия. Самые выносливые, целеустремленные, жаждущие победы получат ключ к разгадке слова, которое является помощником здоровья. Возьмите с собой быстроту, смелость, находчивость, смекалку. К состязанию готовы? Тогда вперед!

II.        Конкурсно-игровая программа.

Преодоление препятствий (подлезание через тоннель, «трубы», бег «змейкой», упражнения на лесенке, скамейке), на выполнение - 1 минута на одного ребенка.

Достать шарик с ключом (канат, веревочная лестница, шведская стенка)- в течение одной минуты, 1 ребенок.

Построить «крепость» из кубиков указанного цвета (кто быстрее, провести жеребьевку цветов).

Перекатить мячи и положить в корзину с помощью двух палок- в течение 1 минуты, 1 ребенок (3 мяча).

Найти ключ в ведрах. (5 ведер - с песком, опилками, киселем, водой, камушками.) Кто быстрее.

Загадки от старца Фура.

Перелить воду с помощью трубочек с одной емкости в другую.

Коллективный прыжок (кто дальше).

Вся команда пьет сок с помощью трубочек (кто быстрее).

10.        «Рыбалка» (удочки с магнитом - поймать рыбку с клю
чом).

III.        Заключительная часть.

Ведущий. Молодцы, ребята. Вы были ловкими, смелыми, быстрыми, находчивыми, а самое главное - дружными. Быстрых, здоровых и смелых ребят вырастил наш детский сад. (Сюрпризный момент - звездный доэ/сдь с чипсами.)

Волшебные слова, разгаданные ключом, -спортсмен и витаминка.

Подвижные игры

«Третий лишний»

Все становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих: один убегает, второй – догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача догоняющего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями.

«Вороны и воробьи»

На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4-5 метров, и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - домики. Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1-1,5 метров. Команд две, одна из них называется воробьи, а вторая - вороны. Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал: вороны, то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в домик. Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит воробьи, то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идёт определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих.

«Невод»

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.

«Поймай хвост дракона»

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы - поймать хвост. А задача хвоста - убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост.

Список литературы

Вавилова, Н.Е. Развитие физических способностей  силы, ловкости, выносливости. – М.: Просвещение, 1981.

Лысова, В.Я. Спортивные праздники и развлечения. – М.: Владос, 2000.

Интернет сайты:

Сценарий спортивного праздника «Зоологические забеги» http://festival.1september.ru/articles/419924/(дата обращения 25.11.2011г.)

Внеклассное мероприятие соревнования «Веселые старты» http://festival.1september.ru/articles/561957/(дата обращения 25.11.2011г.)

Внеклассное мероприятие. Спортивно - оздоровительная игра «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!» http://festival.1september.ru/articles/527528/(дата обращения 25.11.2011г.)

«Папа, мама, я – спортивная семья» http://festival.1september.ru/articles/526737/(дата обращения 25.11.2011г.)

Спортивно познавательная игра «Зов джунглей» http://festival.1september.ru/articles/588082/(дата обращения 25.11.2011г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса

           Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы  для реализации в основной школе. Темы и разделы в...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся специальности «Физическая культура» в процессе освоения учебной дисциплины «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки»

Данная презентация рассматривает  «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы», где четко обозначены основные виды профессиональных компетенций, которым...

Непрерывное образование педагога в условиях школы как механизм формирования его социальной и профессиональной мобильности

Статья, посвящённая необходимости внутрифирменного обучения педагогов для создания максимально комфортных условий для профессиональной деятельности...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Формирование мотивации обучающихся к выполнению испытаний физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Презентация: Формирование мотивации  обучающихся  к выполнению испытаний физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»...

«Формирование основ ЗОЖ в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно- спортивной направленности».

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интерес...

Проектная деятельность как эффективный механизм формирования универсальных учебных действий в творческих объединениях естественнонаучной направленности

Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка.На Станции юннатов учащиеся выполняют следующие виды проектов:- Исследовательские проекты («Комплексное эк...