Непрерывное образование педагога в условиях школы как механизм формирования его социальной и профессиональной мобильности
статья на тему
Статья, посвящённая необходимости внутрифирменного обучения педагогов для создания максимально комфортных условий для профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внутрифирменное обучение | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Никитина Л.В., учитель русского языка и литературы, педагог ОДОД
Решение социокультурных региональных проблем зачастую зависит от сложной совместной деятельности представителей разных ведомств. Существенно, чтобы при различии профессий и статусов их объединяло общее видение проблем, единые цели, компетентность в рассматриваемых вопросах и мобильность при решении поставленных задач.
Социальная мобильность — важное качество современного специалиста, да и любого человека в динамично меняющемся мире. Социально-профессиональная мобильность предполагает:
- понимание партнеров и представителей других позиций;
- умение вступать в диалог и полилог с представителями разных социальных сфер и структур;
- способность нестандартно построить взаимодействие с социальным окружением;
- способность иначе (не по шаблону) выполнять управленческую функцию;
- умение устанавливать и поддерживать доверительные контакты;
- устойчивость собственной позиции при установке на пересмотр способов действий при изменении условий.
В основе социально-профессиональной мобильности лежит способность человека менять в течение жизни сферу приложения сил, не только содержание, но и способы осуществления профессиональной деятельности, учитывая изменения социально-экономической ситуации, научно-технические процессы, тенденции развития соответствующего профессионального образования. Развитию мобильности личности способствует прежде всего общее образование. В свою очередь система общего образования сама должна быть мобильной, тем более — педагоги, которые реализуют новые функции образования.
К сожалению, как показывает массовая педагогическая практика, учителя в большинстве своем подготовлены к работе в иных, жестко заданных, условиях формирования у учащихся конкретных знаний, умений, навыков, когда профессиональная мобильность не рассматривалась как необходимое качество специалиста, позволяющее ему оперативно реагировать на новые тенденции в сфере образования. Поэтому в настоящее время особенно актуальным и важным является «внутрифирменное» (в самой школе) непрерывное продолжение профессионального образования, повышение квалификации педагога.
В ГБОУ школе №438 управление процессом «внутрифирменного» непрерывного повышения квалификации учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования направлено на развитие их гуманитарно-антропологической позиции, освоение и внедрение в образовательный процесс идей социального и педагогического проектирования, современных образовательных технологий.
В школе разработана трехуровневая система непрерывного «внутрифирменного» повышения квалификации педагогических работников.
Первый уровень педагогического профессионализма предполагает овладение:
- системным анализом учебного занятия (в ДОУ, школе, УДО) в рамках деятельностного подхода к содержанию образования (в том числе трехпозиционным анализом урока, с точки зрения дидактической, методической и антропологической позиции);
- компьютерной грамотностью;
- организационными и содержательными основами реферативной работы учащихся.
Второй уровень связан:
- с анализом учебного занятия в форме коллективной мыследеятельности (в условиях открытых учебных занятий, мастер- классов, итоговых концертов, показов, выступлений);
- с овладением современными педагогическими технологиями (заданной, проектной, проблемной формами организации обучения в рамках деятельностного подхода к содержанию образования);
- с освоением антропологической позиции при проектировании, сценировании и реализации учебных ситуаций (социально-педагогическое проектирование 1-го уровня);
- с освоением современных информационных технологий, в том числе Интернет; .
- с освоением содержательных и организационных основ учебно-исследовательской работы учащихся в рамках итоговой аттестации учащихся и на научно-практических конференциях.
Каждый мастер-класс, открытый урок строится по определенному принципу. Он обязательно включает в себя раздаточные материалы, которые могут быть использованы любым учителем в дальнейшей работе, конспект проводимого мероприятия, самоанализ. Учителя, приглашенные на мастер-классы, открытые уроки, могут быть не только наблюдателями, но при желании и участниками процесса, почувствовать себя в роли ученика, тем самым оценив работу педагога с разных позиций: обучающего и обучающегося.
Существенное звено каждого открытого учебного мероприятия — его самоанализ, предусматривающий на первом этапе предварительное раскрытие замысла и технологии занятия, на втором — рефлексию участников.
Третий уровень предусматривает освоение педагогами социально-педагогического проектирования, что предполагает:
- организацию собственной проектно-исследовательской деятельности;
- проектирование участия в работе временного научно-исследовательского коллектива учителей;
—- руководство проектами, предложенными самими учащимися (проект граффити моста в п. Лисий Нос, проект военно- патриотического сотрудничества с ветеранами ВОВ на базе школьного музея и др.);
- организацию и выполнение некоторых заказных социальных проектов («День поселка», «Масленица» и др.).
Проектирование и реализация проектов в поселке, районе выводят на значительно более высокий социально-педагогический уровень всю систему воспитательной работы в ГБОУ школе (проект «Новогодняя елка детям» в школах района, проект конкурса «Золотой микрофон», проект международного фестиваля на базе школы- комплекса, проект поддержки и привлечения в «Театр моды» педагогически трудных детей из малообеспеченных семей, не занятых в досуговой деятельности и др.).
Эти проекты востребованы, нашли практическое применение в социальной ситуации п. Лисий Нос и школы. Защита их на научно-практических конференциях в школе или в процессе итоговой аттестации с обязательным привлечением общественных экспертов социума демонстрирует их социальную значимость и существенно повышает престиж школы в глазах общественности.
Трехуровневое «внутрифирменное» нерерывное обучение педагогов в межкурсовой период требует создания в самой школе адекватных организационных структур: Интернет-центра и Антропологического центра.
Интернет-центр обеспечит необходимое сопровождение исследовательских работ педагогов и учащихся с привлечением поисковых систем Интернета; современную презентацию педагогического опыта; объединит с другими информационно-методическими центрами — ОО, АППО и т. п.
Создание Антропологического центра, на наш взгляд, — не дань модным новациям и экспериментам, а насущная потребность ГБОУ школы, где совместно работают педагоги широкой специализации: учителя, воспитатели ДОУ и педагоги ОДОД — специалисты в области искусства, мастера сценической одежды, грима.
Основная цель Центра — координация деятельности различных служб и специалистов школы, направленной на развитие личностного и профессионального потенциала учителя (и ученика) средствами образовательной антропологии на основе рефлексивно-гуманистического и мыследеятельностного подходов.
В условиях непрерывного образования педагога для успешного развития его социальной и профессиональной мобильности нужна достоверная, системная, своевременная информация. Этому способствует отработанная нами маршрутная технология.
«Внутрифирменное» образование, образование в практической деятельности, «на рабочем месте», — наиболее адекватная современности форма повышения квалификации. Это мобильная форма постдипломного образования. Она оперативно реагирует на потребности школьного образовательного процесса и учительства, тем самым способствуя развитию профессиональной мобильности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Мое представление о непрерывном образовании педагога"
Данная работа раскрывает авторское понимание понятия "непрерывное образование". Освещает необходимость непрерывного образования для современного педагога....
Непрерывное образование педагогов ОУ
В презентации представлена система непрерывного образования педагогов ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы Самарской области....
Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов
Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации ...
Семинар - практикум для педагогов: "Организация коррекционно -развивающей работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"
Игра- ключевой фактор в развитии любого ребенка, а также и детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), ведущий вид детской деятельности. В ходе игры у ребенка активно развиваются основн...
Непрерывное образование педагога
Непрерывное образование педагога...
Материал выступления на XI региональной научно – практической конференции «Реализация компетентного подхода в образовании».2021 "Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного обучающегося."
Материал выступления на XI региональной научно – практической конференции «Реализация компетентного подхода в образовании».2021 "Воспитательные технологии как ведущи...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
Целью настоящей статьи является рассмотрение содержательных характеристик и принципов организации непрерывного образования педагогов в школе. Дано описание содержательных характеристик системы н...