РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Бушковская Татьяна Алексеевна

             Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы  для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 11-12 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pvd_mir_sportivnykh_igr_5_kl.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназии № 12

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному

направлению

для 5 классов

«МИР СПОРТИВНЫХ ИГР»

Преподаватель: Бушковская

Татьяна Алексеевна

                                               

                                                 

                                         

2013-2014 у.г.

Пояснительная записка

                  Специфика внеурочной деятельности в МБОУ №12 заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.                                                                                                                                                                                              Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление  личности ребенка.

 Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению в гимназии представлена программой «Мир спортивных игр».

           Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

            Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

            В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.                      

             Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы  для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 11-12 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.

     Курс призван оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребёнка, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности к систематическим занятиям физкультуры и спорта.  

            Цель преподавания спортивно-оздоровительной программы:

             Обучить пятиклассников основным приемам техники игры в волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис; ознакомить с простейшими тактическими действиями; обучить правилам игр. Развивать и совершенствовать у занимающихся основные физические качества, формировать различные двигательные навыки, укрепить здоровье через занятия спортивными играми. Научить использовать подвижные и спортивные игры в занятиях по физической культуре и спорту, в коллективной досуговой деятельности.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                       -обучать основным правилам игры в волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, теннис;                                                                                                                                 -обучать основным приемам этих игр.

Развивающие:                                                                                                                                      -развивать скоростную выносливость, гибкость;                                                                                -развивать быстроту реакции;                                                                                                          -совершенствовать координацию и быстроту движений;                                                             -развивать оперативное мышление, умение концентрировать и переключать внимание.

Воспитательные:                                                                                                                                   -воспитывать спортивную дисциплину;                                                                                              -воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Для обучающихся, посещающих занятия первый год, ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений; привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, вопросы закаливания организма.

В результате изучения дисциплины школьники должны:

 Знать:                                                                                                                                                        - правила игр, основные приемы техники игры в различных видах спорта;                      - простейшие индивидуальные, групповые и командные тактические действия;                            - историю развития данных видов в России и в мире;                                                                                 - правила судейства в изучаемых спортивных играх.

 Уметь:

-  выполнять основные приемы техники игр и применять их в игре;                                     -  соблюдать на практике правила игр, действовать в соответствии с требованиями судейства в различных видах спорта;                                                             - соблюдать правила взаимодействия в процессе спортивной игры;                                          - осуществлять рефлексию в ходе и по окончанию игровой деятельности.

                         Ожидаемый результат реализация программы:

  • Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
  • Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т.д.
  • Результат третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования,   опыта самоорганизации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.  

Планируемые результаты формирования  универсальных учебных действий (УУД)

1. Личностные УУД (дети научатся):                                                                               -моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач;                                                              -проявлять быстроту и ловкость во время подвижных и спортивных игр игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис;                                                                                                                                  -управлять эмоциями в процессе игровой деятельности.

2. Регулятивные УУД (дети научатся):                                                                        -излагать правила и условия подвижных и спортивных игр;                                                                 -принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности;                       -соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр  и игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис.

3. Познавательные УУД (дети освоят):                                                                      -двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр и игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис;                                                                                                             -УУД в самостоятельной организации и проведении подвижных игр и игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис;

4. Коммуникативные УУД (дети научатся):                                                                    -взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх и игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис;                                                                                             -оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

          Программа внеурочной деятельности  «Мир спортивных игр» предусматривает проведение занятий в форме теоретических и практических часов. На проведение соревнований и физкультурных праздников предусмотрено 6 часов. На занятиях сообщаются основные сведения по истории развития различных видов спорта, даются основы техники, тактики, правил игры.

       Программа включает в себя межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как физиология, биология, спортивная психология,  теория и методика спортивных игр.

              На практических занятиях обучающиеся 5 классов  овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, методикой обучения других правил игры. В ходе занятий углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации групп для товарищеского взаимодействия в ходе игры, совершенствуются физические качества.

Также на занятиях внеурочной деятельности проводится контроль и проверка усвоения знаний, а также контроль  физического состояния пятиклассников.

Программа предусматривает изучение курса спортивных и подвижных игр по следующим разделам:

1.Основы техники и тактики в спортивных играх.                                                                 2. Методика обучения технике игры.                                                                                       3. Организация и методика проведения занятий по спортивным играм.                                                                        4. Судейство в спортивных играх.

Способы проверки результативности.

Способом проверки результата обучения является наблюдение педагога, технический зачет.

Формы подведения итогов.

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

Промежуточная аттестация проводится в октябре, декабре, марте месяце. Она предусматривает зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений .

Итоговая аттестация проводится в мае месяце и предполагает зачет в форме соревнований.

Содержание программы.

1. Вводное занятие.

Знакомство. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид . Спортивный инвентарь необходимый для занятий.

2. Правила игр и содержание инвентаря.

Знакомство с правилами игры в волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис. Содержание инвентаря и уход за ним. Личная гигиена спортсмена.

3. Общая физическая подготовка.

Понятие о физических качествах, их развитии. Составление комплексов упражнений.

Практика: Упражнения общефизической подготовки:

Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног; вращения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног; повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях; подъем согнутых ног к груди из положения виса на гимнастической стенке; подъем ног за голову с касанием их носками пола за головой из положения лежа на спине; подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине.

Медленный бег на время; челночный бег 5 по 15 м и 3 по 10 м, бег на короткие дистанции 20 и 30 м на время; прыжковые упражнения.

Упражнения с предметами (с набивными мячами, скакалками, гимнастическими палками, мешочками с песком).

Подвижные игры с мячом и без него.

Упражнения для развития равновесия.

Упражнения на координацию движений.

4. Специальная физическая подготовка.

Разминочный комплекс упражнений в движении. Упражнения для освоения техники игр. Разогревающие и дыхательные упражнения.

Практика: Упражнения с мячом. Удары по мячу справа и слева. Вращение мяча.

Упражнения, имитирующие технику ударов. Упражнения, имитирующие технику передвижений.

Освоение приемов, имитация движений без мяча, отработка элементов у стенки, изучение приема в игровой обстановке. Ознакомление с движением рук, ног  без мяча. Тренировка движения в игровой обстановке. Тренировка правильного и быстрого передвижения. Развитие быстроты реакции.

Имитация движений без мяча. Отработка приема на тренажере. Отработка индивид. у стенки, с партнером. Отработка в игровой обстановке.

Выполнение имитационных упражнений. Демонстрация упражнений тренером. Освоение основных  стоек и передвижений спортсменов.

5. Техническая подготовка.

Знакомство с понятием “тактика”. Виды технических приемов по тактической направленности. Указания для ведения правильной тактики игры.

Практика: Различные виды жонглирования мячом; удары по мячу правой и левой; удары по мячу ногами и руками на разную высоту с последующей его ловлей; удары по воротам; подачи и передачи мяча; броски в кольцо.

Упражнения с ракеткой и мячом в движении: шагом, бегом, бегом с жонглированием ракеткой; то же, но с поворотами, изменением направления бега, шагом; бегом с мячом.

6. Игры с партнером.

Техника основных ударов, подач, передач в игре с партнёром. Правила совмещения выполнения приёмов с техникой передвижения.

7. Соревнования.

Правила игры. Правила применения тактических и технических действий.

Практика: Турнир по волейболу, баскетболу, футболу, бадминтону, настольному теннису. Применение всех полученных знаний, навыков, приемов в играх.

                                 Образовательные технологии.

1. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию инвентаря.

2. Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 10 мин. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности.

3. Практические занятия построены педагогом на следующих принципах:
– индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения;
– доступности и наглядности;
– прочности в овладении знаниями, умениями, навыками;
– сознательности и активности;
– взаимопомощи.

Методическое обеспечение программы.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.

№ п/п

Тема занятий.

Форма занятий.

Приемы и методы организации учебно-воспита-тельного процесса.

Дидактическое и техническое оснащение.

Формы подведения итогов.

1

Вводное занятие.

Традиционная.

Словесный метод (беседа, диалог).

Инструктаж по технике
безопасности.

Опрос.

2

Выполнение технических приемов.

Практическая, тренинг.

Наглядный метод (наблюдение, исполнение педагогом), практический (тренинг, упражнения),

Упрощенные и стандартные условия выполнения,

Зачет, наблюдение педагога.

3

Товарищеская игра, соревнования.

Соревнование.

Фронтальный и групповой методы, метод взаимосвязи теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Спортивный инвентарь, спортивные снаряды.

Выступление, итоговое тестирование, самоанализ по итогам участия в играх.

  • Материально-техническое обеспечение.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

  • Дидактические материалы по основным разделам.
  • Мультимедийный компьютер.
  • Скамейка гимнастическая жесткая
  • Мячи: футбольный, баскетбольный, волейбольный, теннисный, малый мяч (мягкий), набивной, волан.
  • Ракетки для бадминтона.
  • Ракетки для настольного тенниса.
  • Скакалки гимнастические.
  • Стойки волейбольные универсальные.
  • Кубики.
  • Секундомер.
  • Столы для тенниса.
  • Сетки для столов.

                                               

Список литературы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев ,П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.
  • Коротков И.М. Подвижные игры. М.: Знание, 1987.

  • Спортивные игры / Под ред. Ю. И Портных. - М.: ФиС, 1975.

     7. Гомельский  А.Я. Баскетбол: секреты мастерства. 1000 баскетбольных                                                                      упражнений\       А.Я.  Гомельский. – М.: Агенство «Фаир», 1997.

  • Лях, В. И. Комплексная  программа физического воспитания для 1 – 11 классов \ В.И.Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005.

  • Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. – М.: Академия, 2004.

    10. Физическая культура. 1 – 11 кл.: Программа для общеобразовательных                       учреждений \ авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.:  - Дрофа, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для физкультурно – спортивной и оз...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».

Данная программа внеурочной деятельности по волейболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»  и на основе федерального компонента государственного стандарта осн...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 КЛАССОВ

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5-9 классов.  Рассчитана на 340 занятий (по 40 мин.)  Все занятия по в...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» для 6 класса

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ...

Краткосрочная рабочая программа физкультурно-спортивного и оздоровительного направления -регби

Краткосрочная рабочая программа физкультурно - оздоровительной направленности по регби. В программе  есть пояснительная записка, содержание курса по ФГОС, планируемые результаты, тематическое пла...