РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 11-12 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pvd_mir_sportivnykh_igr_5_kl.docx | 14.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназии № 12
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному
направлению
для 5 классов
«МИР СПОРТИВНЫХ ИГР»
Преподаватель: Бушковская
Татьяна Алексеевна
2013-2014 у.г.
Пояснительная записка
Специфика внеурочной деятельности в МБОУ №12 заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению в гимназии представлена программой «Мир спортивных игр».
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 11-12 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутришкольных соревнованиях.
Курс призван оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребёнка, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности к систематическим занятиям физкультуры и спорта.
Цель преподавания спортивно-оздоровительной программы:
Обучить пятиклассников основным приемам техники игры в волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис; ознакомить с простейшими тактическими действиями; обучить правилам игр. Развивать и совершенствовать у занимающихся основные физические качества, формировать различные двигательные навыки, укрепить здоровье через занятия спортивными играми. Научить использовать подвижные и спортивные игры в занятиях по физической культуре и спорту, в коллективной досуговой деятельности.
Задачи:
Образовательные: -обучать основным правилам игры в волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, теннис; -обучать основным приемам этих игр.
Развивающие: -развивать скоростную выносливость, гибкость; -развивать быстроту реакции; -совершенствовать координацию и быстроту движений; -развивать оперативное мышление, умение концентрировать и переключать внимание.
Воспитательные: -воспитывать спортивную дисциплину; -воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Для обучающихся, посещающих занятия первый год, ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений; привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, вопросы закаливания организма.
В результате изучения дисциплины школьники должны:
Знать: - правила игр, основные приемы техники игры в различных видах спорта; - простейшие индивидуальные, групповые и командные тактические действия; - историю развития данных видов в России и в мире; - правила судейства в изучаемых спортивных играх.
Уметь:
- выполнять основные приемы техники игр и применять их в игре; - соблюдать на практике правила игр, действовать в соответствии с требованиями судейства в различных видах спорта; - соблюдать правила взаимодействия в процессе спортивной игры; - осуществлять рефлексию в ходе и по окончанию игровой деятельности.
Ожидаемый результат реализация программы:
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т.д.
- Результат третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий (УУД)
1. Личностные УУД (дети научатся): -моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач; -проявлять быстроту и ловкость во время подвижных и спортивных игр игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис; -управлять эмоциями в процессе игровой деятельности.
2. Регулятивные УУД (дети научатся): -излагать правила и условия подвижных и спортивных игр; -принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности; -соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр и игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис.
3. Познавательные УУД (дети освоят): -двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр и игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис; -УУД в самостоятельной организации и проведении подвижных игр и игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис;
4. Коммуникативные УУД (дети научатся): -взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх и игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, теннис; -оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» предусматривает проведение занятий в форме теоретических и практических часов. На проведение соревнований и физкультурных праздников предусмотрено 6 часов. На занятиях сообщаются основные сведения по истории развития различных видов спорта, даются основы техники, тактики, правил игры.
Программа включает в себя межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как физиология, биология, спортивная психология, теория и методика спортивных игр.
На практических занятиях обучающиеся 5 классов овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, методикой обучения других правил игры. В ходе занятий углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации групп для товарищеского взаимодействия в ходе игры, совершенствуются физические качества.
Также на занятиях внеурочной деятельности проводится контроль и проверка усвоения знаний, а также контроль физического состояния пятиклассников.
Программа предусматривает изучение курса спортивных и подвижных игр по следующим разделам:
1.Основы техники и тактики в спортивных играх. 2. Методика обучения технике игры. 3. Организация и методика проведения занятий по спортивным играм. 4. Судейство в спортивных играх.
Способы проверки результативности.
Способом проверки результата обучения является наблюдение педагога, технический зачет.
Формы подведения итогов.
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
Промежуточная аттестация проводится в октябре, декабре, марте месяце. Она предусматривает зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений .
Итоговая аттестация проводится в мае месяце и предполагает зачет в форме соревнований.
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Знакомство. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид . Спортивный инвентарь необходимый для занятий.
2. Правила игр и содержание инвентаря.
Знакомство с правилами игры в волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис. Содержание инвентаря и уход за ним. Личная гигиена спортсмена.
3. Общая физическая подготовка.
Понятие о физических качествах, их развитии. Составление комплексов упражнений.
Практика: Упражнения общефизической подготовки:
Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног; вращения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног; повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях; подъем согнутых ног к груди из положения виса на гимнастической стенке; подъем ног за голову с касанием их носками пола за головой из положения лежа на спине; подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине.
Медленный бег на время; челночный бег 5 по 15 м и 3 по 10 м, бег на короткие дистанции 20 и 30 м на время; прыжковые упражнения.
Упражнения с предметами (с набивными мячами, скакалками, гимнастическими палками, мешочками с песком).
Подвижные игры с мячом и без него.
Упражнения для развития равновесия.
Упражнения на координацию движений.
4. Специальная физическая подготовка.
Разминочный комплекс упражнений в движении. Упражнения для освоения техники игр. Разогревающие и дыхательные упражнения.
Практика: Упражнения с мячом. Удары по мячу справа и слева. Вращение мяча.
Упражнения, имитирующие технику ударов. Упражнения, имитирующие технику передвижений.
Освоение приемов, имитация движений без мяча, отработка элементов у стенки, изучение приема в игровой обстановке. Ознакомление с движением рук, ног без мяча. Тренировка движения в игровой обстановке. Тренировка правильного и быстрого передвижения. Развитие быстроты реакции.
Имитация движений без мяча. Отработка приема на тренажере. Отработка индивид. у стенки, с партнером. Отработка в игровой обстановке.
Выполнение имитационных упражнений. Демонстрация упражнений тренером. Освоение основных стоек и передвижений спортсменов.
5. Техническая подготовка.
Знакомство с понятием “тактика”. Виды технических приемов по тактической направленности. Указания для ведения правильной тактики игры.
Практика: Различные виды жонглирования мячом; удары по мячу правой и левой; удары по мячу ногами и руками на разную высоту с последующей его ловлей; удары по воротам; подачи и передачи мяча; броски в кольцо.
Упражнения с ракеткой и мячом в движении: шагом, бегом, бегом с жонглированием ракеткой; то же, но с поворотами, изменением направления бега, шагом; бегом с мячом.
6. Игры с партнером.
Техника основных ударов, подач, передач в игре с партнёром. Правила совмещения выполнения приёмов с техникой передвижения.
7. Соревнования.
Правила игры. Правила применения тактических и технических действий.
Практика: Турнир по волейболу, баскетболу, футболу, бадминтону, настольному теннису. Применение всех полученных знаний, навыков, приемов в играх.
Образовательные технологии.
1. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию инвентаря.
2. Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 10 мин. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности.
3. Практические занятия построены педагогом на следующих принципах:
– индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения;
– доступности и наглядности;
– прочности в овладении знаниями, умениями, навыками;
– сознательности и активности;
– взаимопомощи.
Методическое обеспечение программы.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
№ п/п | Тема занятий. | Форма занятий. | Приемы и методы организации учебно-воспита-тельного процесса. | Дидактическое и техническое оснащение. | Формы подведения итогов. |
1 | Вводное занятие. | Традиционная. | Словесный метод (беседа, диалог). | Инструктаж по технике | Опрос. |
2 | Выполнение технических приемов. | Практическая, тренинг. | Наглядный метод (наблюдение, исполнение педагогом), практический (тренинг, упражнения), | Упрощенные и стандартные условия выполнения, | Зачет, наблюдение педагога. |
3 | Товарищеская игра, соревнования. | Соревнование. | Фронтальный и групповой методы, метод взаимосвязи теоретических и практических знаний, умений и навыков. | Спортивный инвентарь, спортивные снаряды. | Выступление, итоговое тестирование, самоанализ по итогам участия в играх. |
- Материально-техническое обеспечение.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
- Дидактические материалы по основным разделам.
- Мультимедийный компьютер.
- Скамейка гимнастическая жесткая
- Мячи: футбольный, баскетбольный, волейбольный, теннисный, малый мяч (мягкий), набивной, волан.
- Ракетки для бадминтона.
- Ракетки для настольного тенниса.
- Скакалки гимнастические.
- Стойки волейбольные универсальные.
- Кубики.
- Секундомер.
- Столы для тенниса.
- Сетки для столов.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев ,П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.
- Коротков И.М. Подвижные игры. М.: Знание, 1987.
- Спортивные игры / Под ред. Ю. И Портных. - М.: ФиС, 1975.
7. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства. 1000 баскетбольных упражнений\ А.Я. Гомельский. – М.: Агенство «Фаир», 1997.
- Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания для 1 – 11 классов \ В.И.Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005.
- Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. – М.: Академия, 2004.
10. Физическая культура. 1 – 11 кл.: Программа для общеобразовательных учреждений \ авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.: - Дрофа, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для физкультурно – спортивной и оз...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».
Данная программа внеурочной деятельности по волейболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основе федерального компонента государственного стандарта осн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ БАСКЕТБОЛ для учащихся 5-9 КЛАССОВ
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 5-9 классов. Рассчитана на 340 занятий (по 40 мин.) Все занятия по в...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» для 6 класса
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ...
Краткосрочная рабочая программа физкультурно-спортивного и оздоровительного направления -регби
Краткосрочная рабочая программа физкультурно - оздоровительной направленности по регби. В программе есть пояснительная записка, содержание курса по ФГОС, планируемые результаты, тематическое пла...
Рабочая программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению "Волейбол"
Методическая разработка рабочей программы...