Методическая разработка урока физики Тема урока: «Эволюция Вселенной»
методическая разработка по физике (9 класс)

 

Методическая разработка урока физики

Тема урока: «Эволюция Вселенной»

Тип урока:  урок закрепления изученного

Место урока в учебном процессе: десятый урок темы «Эволюция и строение Вселенной»

Адресат урока: учащиеся 9 класса

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nesterovaks_metodicheskaya_razrabotka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Нестерова Кристина Сергеевна

учитель физики  

 Санкт - Петербурга ГБОУ СОШ № 377

Методическая разработка урока физики

Тема урока: «Эволюция Вселенной»

Тип урока:  урок закрепления изученного

Место урока в учебном процессе: десятый урок темы «Эволюция и строение Вселенной»

Адресат урока: учащиеся 9 класса

Цель урока:  сформировать у учащихся представления об этапах эволюции Вселенной и астрономии в целом.

Задачи:

1. Дидактическая: сформировать представления у обучающихся об основных понятиях темы урока; об основных типах галактик и строении нашей галактики – Млечного Пути; о современном состоянии космологии.Совершенствовать умения обучающихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы знаний.

2. Развивающая: уметь дать определение галактики, знать типы галактик, знать устройство Млечного Пути, что изучает космология и какова современная модель эволюции Вселенной.

3. Воспитательная: воспитывать интерес к углубленному изучению предмета в 10-11 классах; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Планируемые результаты:

- личностные:

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений

- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся  

- метапредметные:

- понимание  различий  между  исходными  фактами  и  гипотезами  для  их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- предметные:

- представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

Оборудование урока: 

1. Ноутбук с выходом в Интернет,

2. Мультимедийный проектор, экран,

ЭОР:

 1. Мультимедийная  презентация в Power Роint,

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов

  1. Самопроверка и самооценка на этапе обсуждения типов Галактик.
  2. Рефлексия после урока (что понравилось/не понравилось, получилось/не получилось​, за что можешь себя похвалить)

План урока.

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний обучающихся. Проверка домашнего задания.
  3. Мотивационный этап.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного и оценка деятельности.
  6. Подведение итогов (домашнее задание, рефлексия).

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность

учителя

учащихся

1

2

3

4

Организационный этап (1 мин.)

Приветствие участников образовательного процесса, проверки готовности обучающихся к уроку, отметка об отсутствующих на уроке.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих.

Готовятся к уроку.

Этап актуализации знаний. Проверка домашнего задания (5 мин).

Проверка домашнего задания производится с помощью теоретического опроса.

Учитель зачитывает определение

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Вопросы

  1. Раздел астрономии, занимающийся изучением строения Вселенной и процессов, происходящих в ней, называется (космологией)
  2. Материальная система, безграничная в пространстве и развивающаяся во времени (Вселенная)
  3. Вращающаяся система, имеющая в центре мощный источник нетеплового излучения (не связанный с нагретым газом) (Галактика)
  4. Вращающаяся система, имеющая в центре мощный источник теплового излучения(не связанный с нагретым газом) (Звездная система)

Мотивационный этап. (9 мин.)

Работа с подвижной картой звездного неба

Выдает раздаточные листы (см. приложение №1).

Изучают подвижную карту звездного неба. Рассматривают созвездия.

Тема нашего урока: «Эволюция Вселенной». (1 слайд)

Повторение пройденного материала.

Актуализация  имеющихся знаний.

Объясняет материал, используя презентацию. Акцентирует основные и важные моменты по данной теме. Задает вопросы, помогает делать выводы.

Делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

Этап повторения пройденного материала.

Начнем наш разговор с того, что давайте вспомним, чем отличается гелиоцентрическая система отсчета от геоцентрической?  

Представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Впервые возникла в Древней Греции, являлась основой античной и средневековой астрономии и космологии.

Представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Возникла в противовес геоцентрической системе мира в античности, но получила широкое распространение в XVI—XVII веках.

Теперь давайте вспомним, что включает в себя наша Солнечная система?

Давайте вместе вспомним, какие планеты входят в Солнечную систему? Какие планеты относят к планетам земной группы, а какие к планетам гигантам?

Теперь давайте с вами перейдем к законам движения небесных тел. Вспомним, кто открыл три закона движения небесных тел и как они формулируются?

Перейдем к следующей теме -"Солнце". Какие характеристики Солнца вы знаете и какие физические явления могут происходить благодаря ему? На каком этапе жизненного цикла сейчас находится Солнце? Есть ли в нашей галактике еще звезды, кроме Солнца? А в других галактиках?

По современным представлениям наша Вселенная образовалась 13,7 млрд лет назад. Образование Вселенной произошло в результате взрыва

Что мы с вами знаем сейчас о строении вещества в момент образования Вселенной, что мы можем сказать о том, что явилось фундаментом, на основе которого была построена вся Вселенная, что послужило основой для данных предположений.

Следующий этап– инфляция.

Начинаем заполнять в тетеради шкалу эволюции Вселенной.

Сейчас мы с вами знаем, все, что нас окружает состоит из «кирпичиков», которыми являются атомы и молекулы. И если в самом начале атомы получили свое название «неделимые», так как научное сообщество того времени считало, что это мельчайшая частица вещества, то теперь мы с вами знаем, что и сам атом в сою очередь является составной частицей, он состоит из ядра, в состав которого входят протоны и нейтроны и электронной оболочки – электронов. Однако, как оказалось и эти частицы в свою очередь не являются элементарными в полном смысле слова, потому что сами имеют сложную структуру, они состоят из кварков и глюонов. Размеры атом и атомного ядра имеют размер, отличающийся на пять порядков.

По современным представлениям наша Вселенная образовалась 13,7 млрд лет назад. Образование Вселенной произошло в результате взрыва (3 слайд).

Что мы с вами знаем сейчас о строении вещества в момент образования Вселенной, что мы можем сказать о том, что явилось фундаментом, на основе которого была построена вся Вселенная, что послужило основой для данных предположений.

Уже через несколько минут после Большого взрыва во Вселенной появляется достаточно большое разнообразие частиц: протоны, нейтроны, гамма кванты (фотоны, которые переносят энергию), электронов, нейтрино, и др. частиц. Температура до сих пор, несмотря на расширение очень велика, и благодаря этому возможно протекание термоядерных реакций – возникают легкие ядра первых химических элементов

В теории космологии принято эволюцию Вселенной разделять на 4 этапа: адронный, лептонный, фотонный и звездный. Более подробно мы с вами познакомимся с этими этапами в курсе астрономии 10-11 класса.

Закрепление нового материала

Ответы на вопросы после параграфа

Помогает отвечать, задает наводящие вопросы (по необходимости).

Отвечают, используя учебник. Делают соответствующие выводы и записывают их в тетрадь.

Этап закрепления материала

В качестве закрепления необходимо ответить на вопросы.

. Что я сегодня узнал?

- Когда образовалась Вселенная? В результате чего?-

- Сколько лет нашему Солнцу?

- Каков возраст нашей Галактики

2. Продолжите фразы: Я понял, что… Мне захотелось…

Подведение итогов

Обобщение изученного материала, оценка работы учащихся.

Подводит итоги урока с участием учащихся, оценивает их работу, задает домашнее задание.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают домашнее задание.

Методическое обеспечение:

  1. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М.
  2. Гутник. – М.: Дрофа,2018
  3. https://ru.wikipedia.org 
  4. http://spacegid.com 
  5. https://studme.org 
  6. https://studopedia.su 
  7. https://bigenc.ru 
  8. https://ru.wikibooks.org 
  9. https://yandex.ru/images/ 
  10. https://www.google.ru/imghp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме:Металлы"

Данная методическая разработка может использоваться в теме Металлы, 11 класс.В этой работе представлены материалы для повторения и обобщения знаний по этой теме....

Методическая разработка урока интегрированного урока по физической культуре в 8 классе на тему "Физика на службе физической культуры"

Методическая разработка составлена полностью с требованиями ФГОС основного образования,интегрированный урок эффективен в освоении упражнений и запоминании и правельном применении физических формул....

Методическая разработка урока. Тема урока: Чётные и нечётные функции.

Тип урока: Комбинированный урок с использованием информационных технологий.Форма проведения урока: традиционная...

Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)

Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...