Методическая разработка урока физики Тема урока: «Эволюция Вселенной»
методическая разработка по физике (9 класс)
Методическая разработка урока физики
Тема урока: «Эволюция Вселенной»
Тип урока: урок закрепления изученного
Место урока в учебном процессе: десятый урок темы «Эволюция и строение Вселенной»
Адресат урока: учащиеся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesterovaks_metodicheskaya_razrabotka.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестерова Кристина Сергеевна
учитель физики
Санкт - Петербурга ГБОУ СОШ № 377
Методическая разработка урока физики
Тема урока: «Эволюция Вселенной»
Тип урока: урок закрепления изученного
Место урока в учебном процессе: десятый урок темы «Эволюция и строение Вселенной»
Адресат урока: учащиеся 9 класса
Цель урока: сформировать у учащихся представления об этапах эволюции Вселенной и астрономии в целом.
Задачи:
1. Дидактическая: сформировать представления у обучающихся об основных понятиях темы урока; об основных типах галактик и строении нашей галактики – Млечного Пути; о современном состоянии космологии.Совершенствовать умения обучающихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы знаний.
2. Развивающая: уметь дать определение галактики, знать типы галактик, знать устройство Млечного Пути, что изучает космология и какова современная модель эволюции Вселенной.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к углубленному изучению предмета в 10-11 классах; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Планируемые результаты:
- личностные:
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- метапредметные:
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- предметные:
- представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;
Оборудование урока:
1. Ноутбук с выходом в Интернет,
2. Мультимедийный проектор, экран,
ЭОР:
1. Мультимедийная презентация в Power Роint,
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов
- Самопроверка и самооценка на этапе обсуждения типов Галактик.
- Рефлексия после урока (что понравилось/не понравилось, получилось/не получилось, за что можешь себя похвалить)
План урока.
- Организационный этап.
- Актуализация знаний обучающихся. Проверка домашнего задания.
- Мотивационный этап.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного и оценка деятельности.
- Подведение итогов (домашнее задание, рефлексия).
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание этапа | Деятельность | ||
учителя | учащихся | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Организационный этап (1 мин.) | Приветствие участников образовательного процесса, проверки готовности обучающихся к уроку, отметка об отсутствующих на уроке. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. | Готовятся к уроку. | |
Этап актуализации знаний. Проверка домашнего задания (5 мин). | Проверка домашнего задания производится с помощью теоретического опроса. | Учитель зачитывает определение | Обучающиеся отвечают на вопросы. | |
Вопросы
| ||||
Мотивационный этап. (9 мин.) | Работа с подвижной картой звездного неба | Выдает раздаточные листы (см. приложение №1). | Изучают подвижную карту звездного неба. Рассматривают созвездия. | |
Тема нашего урока: «Эволюция Вселенной». (1 слайд) | ||||
Повторение пройденного материала. | Актуализация имеющихся знаний. | Объясняет материал, используя презентацию. Акцентирует основные и важные моменты по данной теме. Задает вопросы, помогает делать выводы. | Делают записи в тетради, отвечают на вопросы. | |
Этап повторения пройденного материала. Начнем наш разговор с того, что давайте вспомним, чем отличается гелиоцентрическая система отсчета от геоцентрической? Представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Впервые возникла в Древней Греции, являлась основой античной и средневековой астрономии и космологии. Представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Возникла в противовес геоцентрической системе мира в античности, но получила широкое распространение в XVI—XVII веках. Теперь давайте вспомним, что включает в себя наша Солнечная система? Давайте вместе вспомним, какие планеты входят в Солнечную систему? Какие планеты относят к планетам земной группы, а какие к планетам гигантам? Теперь давайте с вами перейдем к законам движения небесных тел. Вспомним, кто открыл три закона движения небесных тел и как они формулируются? Перейдем к следующей теме -"Солнце". Какие характеристики Солнца вы знаете и какие физические явления могут происходить благодаря ему? На каком этапе жизненного цикла сейчас находится Солнце? Есть ли в нашей галактике еще звезды, кроме Солнца? А в других галактиках? По современным представлениям наша Вселенная образовалась 13,7 млрд лет назад. Образование Вселенной произошло в результате взрыва Что мы с вами знаем сейчас о строении вещества в момент образования Вселенной, что мы можем сказать о том, что явилось фундаментом, на основе которого была построена вся Вселенная, что послужило основой для данных предположений. Следующий этап– инфляция. Начинаем заполнять в тетеради шкалу эволюции Вселенной. Сейчас мы с вами знаем, все, что нас окружает состоит из «кирпичиков», которыми являются атомы и молекулы. И если в самом начале атомы получили свое название «неделимые», так как научное сообщество того времени считало, что это мельчайшая частица вещества, то теперь мы с вами знаем, что и сам атом в сою очередь является составной частицей, он состоит из ядра, в состав которого входят протоны и нейтроны и электронной оболочки – электронов. Однако, как оказалось и эти частицы в свою очередь не являются элементарными в полном смысле слова, потому что сами имеют сложную структуру, они состоят из кварков и глюонов. Размеры атом и атомного ядра имеют размер, отличающийся на пять порядков. | ||||
По современным представлениям наша Вселенная образовалась 13,7 млрд лет назад. Образование Вселенной произошло в результате взрыва (3 слайд). Что мы с вами знаем сейчас о строении вещества в момент образования Вселенной, что мы можем сказать о том, что явилось фундаментом, на основе которого была построена вся Вселенная, что послужило основой для данных предположений. Уже через несколько минут после Большого взрыва во Вселенной появляется достаточно большое разнообразие частиц: протоны, нейтроны, гамма кванты (фотоны, которые переносят энергию), электронов, нейтрино, и др. частиц. Температура до сих пор, несмотря на расширение очень велика, и благодаря этому возможно протекание термоядерных реакций – возникают легкие ядра первых химических элементов В теории космологии принято эволюцию Вселенной разделять на 4 этапа: адронный, лептонный, фотонный и звездный. Более подробно мы с вами познакомимся с этими этапами в курсе астрономии 10-11 класса. | ||||
Закрепление нового материала | Ответы на вопросы после параграфа | Помогает отвечать, задает наводящие вопросы (по необходимости). | Отвечают, используя учебник. Делают соответствующие выводы и записывают их в тетрадь. | |
Этап закрепления материала В качестве закрепления необходимо ответить на вопросы. . Что я сегодня узнал? - Когда образовалась Вселенная? В результате чего?- - Сколько лет нашему Солнцу? - Каков возраст нашей Галактики 2. Продолжите фразы: Я понял, что… Мне захотелось… | ||||
Подведение итогов | Обобщение изученного материала, оценка работы учащихся. | Подводит итоги урока с участием учащихся, оценивает их работу, задает домашнее задание. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают домашнее задание. | |
Методическое обеспечение:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме:Металлы"
Данная методическая разработка может использоваться в теме Металлы, 11 класс.В этой работе представлены материалы для повторения и обобщения знаний по этой теме....
методическая разработка урока "Современный этап эволюции человека"
Конспект урока биологии для 11 класса...
Методическая разработка урока интегрированного урока по физической культуре в 8 классе на тему "Физика на службе физической культуры"
Методическая разработка составлена полностью с требованиями ФГОС основного образования,интегрированный урок эффективен в освоении упражнений и запоминании и правельном применении физических формул....
Методическая разработка урока. Тема урока: Чётные и нечётные функции.
Тип урока: Комбинированный урок с использованием информационных технологий.Форма проведения урока: традиционная...
Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)
Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...