методическая разработка урока "Современный этап эволюции человека"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Чердакова Арина Валерьевна

Конспект урока биологии для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sovremennyy_etap_evolyutsii_cheloveka.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема урока:   Современный этап эволюции человека

Тип урока: урок когнитивного типа;  

Вид урока: урок исследовательского типа

Орг. Момент – знакомство, разъяснение этапов урока и назначения раздаточного материала

Стадия вызова 

На предыдущих уроках вы познакомились с основными этапами эволюции человечества и узнали, какие стадии становления человека выделяют антропологи.

Подсказка: «антропос» - человек, «логос» - наука.

На слайде – схема эволюционного древа человека

На какой эволюционной ступени находимся мы с вами?

Ответ: современные люди, Homo sapiens

И сегодня мы проведем небольшое исследование и узнаем об особенностях современного этапа эволюции человека.

Тема записывается в информационном листе

Цель нашего урока -  изучить основные особенности эволюции человека на современном этапе.

Задачи урока:

- Закрепить и углубить знания о факторах антропогенеза;

- Исследовать влияние антропогенных факторов на эволюцию современного человека;

- сформировать потребность в здоровом образе жизни как важной составляющей развития человеческого общества.

     На экране видеопроектора появляется коллаж из фотографий учащихся класса 10 лет назад.

Посмотрите, какими вы были 10 лет назад. Как вы думаете, какие факторы повлияли на ваше становление? Что способствовало вашему развитию?

Варианты: воспитание, образ жизни, привычки, социальное положение родителей, место проживания, питание, и т.д.

Чтобы почувствовать, как важен вклад  каждого из Вас в развитие человечества, продолжите фразу: «Я – современный человек, который стремится…»(фразу креплю на доске), после паузы записываю их варианты рядом.

Варианты:

Быть разумным

Беречь природу

К совершенству

Делать добро

У Вас есть все возможности для реализации ваших стремлений. В этом можно убедиться.

Стадия осмысления

     Сегодня мы с вами – группа ученых 2050 года – отправляемся на машине времени в 2008 год. Наша задача: изучить факторы антропогенеза на данном этапе эволюции человека и заполнить «Книгу развития человечества».

Место исследования – Нижний Новгород, Ленинский район. Итак, поехали…

Звучит космическая музыка

В наших исследованиях необходима консультация специалистов, поэтому работают группы: микробиологии, медико-генетического консультирования, физиологии человека, а также  медики, социологи и психологи. Всем предстоит ответить на один вопрос:

«Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?». Каждая группа рассматривает этот вопрос со своей точки зрения.

У Вас на столах - тексты с заданиями. Вы ставите пометки на полях, затем выслушиваете мнение своих коллег и отвечаете на поставленный вопрос. На это задание Вам дается 5 минут. Отвечать у доски можно по 2 человека от группы.

Условные обозначения представлены на каждом листе (показываю на экране):

   Y- уже знал,

   + - новое,

   - - не согласен,

   ? - нужна дополнительная информация.

Прием: чтение с пометами «Инсерт».

  1. Задание для группы микробиологов:

Изучите статью из журнала «Вестник науки» за 2007 год. и выполните задание:

  1. Сделайте пометки на полях листа, руководствуясь условными обозначениями (см.ниже). Какие новые термины и понятия вы узнали?
  2. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

3.  Запишите маркером название выявленного вами фактора на табличке (крупно и четко)

«Максимально высокий уровень экологической устойчивости (выживания) по сравнению с другими видами отмечается в современных популяциях человека. Это происходит потому, что в процессе длительного естественного отбора преимущественно выживали и оставляли потомство особи, у которых проявлялся даже небольшой эффект действия мутаций. Например, заболевание серповидноклеточной анемией возникает при замещении всего 1 аминокислоты в составе белка гемоглобина (вместо глутаминовой кислоты – валин). В результате эритроциты становятся не округлыми, а серповидными. При этом у людей, гетерозиготных по данному признаку, возникает устойчивость к малярии, а у гомозиготных особей мутация летальна.

                                        Доктор биологических наук Исаев В.В.

Примечание:

Гомозиготным называют организм, возникший от слияния гамет, несущих одинаковые  аллели гена (АА или аа).

Гетерозиготным называют организм, возникший от слияния гамет, несущих различные аллельные гены (Аа)

Схема строения цепи гемоглобина выдается

2. Задание для группы медико-генетического консультирования:

1. Изучите информацию и выполните задание.

2.Сделайте пометки на полях листа, руководствуясь условными обозначениями (см.ниже). Какие новые термины и понятия вы узнали?

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4.  Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

К Вам за советом обратилась семейная пара. Возраст супругов – 39 лет, они проживают в изоляции в отдаленном районе и являются дальними родственниками. Определите, какая хромосомная карта принадлежит их сыну, у которого выявлен синдром Дауна.

Справочный материал: синдром Дауна проявляется при наличии в 21-й паре хромосом третьей, дополнительной хромосомы (трисомия). Причина – мутационная наследственная изменчивость, частота которой возрастает у супругов старше 35 лет.

Хромосомные карты человека с нормальным хромосомным набором и с синдромом Дауна выдаются.

3. Задание для группы медиков:

3.1.Изучите материал учебника биологии для 11 класса (из главы 4.4) о действии стабилизирующей формы естественного отбора и сделайте вывод о его эффективности.

Вам необходимо:

1. Изучить статью и сделайть пометки на полях листа, руководствуясь условными обозначениями (см.ниже). Какие новые термины и понятия вы узнали?

2. Ответить на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

3.  Записать маркером название выявленного вами фактора на табличке (крупно и четко)

Стабилизирующая форма естественного отбора устраняет резко выраженные отклонения от средней нормы. Примером такого действия может служить повышенная смертность недоношенных детей вследствие снижения жизнеспособности, повышенная смертность мальчиков в первые годы после рождения вследствие фенотипического проявления неблагоприятных аллелей, локализованных в Х-хромосоме. Около 20% людей по разным причинам не вступают в брак. Если родители плодовиты, около 15% зародившихся организмов гибнет до рождения, 5% - при рождении, 3% людей умирает, не достигнув половой зрелости. Эти цифры показывают, сколь эффективен стабилизирующий отбор, отметающий нежизнеспособные генотипы.

3. Задание для группы медиков:

3.2. Ваше задание:

1. Изучите информацию и выполните задание.

2.Сделайте пометки на полях листа, руководствуясь условными обозначениями (см. ниже). Какие новые термины и понятия вы узнали?

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4.  Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

В результате медицинских исследований было показано, что некоторые группы заболеваний человека относятся к группе мультифакториальных, то есть на 60% вероятность их проявления зависит от наследственных факторов (наличия соответствующих генов), а на 40% - от образа жизни и внешней среды.

 Какие рекомендации Вы дадите пациенту, чьи родственники страдали алкоголизмом?

      Полигенные (мультифакториальные)  заболевания:

Сердечно-сосудистые заболевания

Алкоголизм

Эндокринные заболевания

Онкологические заболевания

Психические заболевания

Болезни, связанные с нарушениям обмена веществ

  1. Задание для группы физиологов:

1. Изучите информацию и выполните задание (определите среднее арифметическое ростовых показателей в вашей группе и среднее значение  окружности головы в области бровей)

2. Какие новые термины и понятия вы узнали?

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4.  Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

По данным медицинского кабинета школы № 62 и проведенным измерениям среди учащихся Вашей группы сделайте вывод об изменениях антропометрических параметров школьников в результате наследственной изменчивости. Предположите, как изменятся эти параметры через 100 лет.

Средний рост и окружность головы ученика

11 класса в 1990 году, см

Средний рост и окружность головы

ученика

11 класса в 2008 году, см

Предполагаемый

средний рост и окружность головы

человека юного возраста

в 2108 году, см

           

             Выводы

   

   164/55

     

      ____/____

         

  ____/_______      

                     

Примечание:

Акселерация – ускорение развития всего организма (за период с 1900 по 2000 год подростки стали на 15-16 см выше)

Грацилизация – снижение общей массивности скелета, связанное с уменьшением доли физического труда человека.

5. Задание для группы социологов:

5.1.

Ваша задача:

  1. Изучив фрагмент популярной книги Редьярда Киплинга «Маугли», сделайте вывод о роли общественной жизни для человека первого-второго года его существования (см. стр.303).
  2. Определите, воспитывался ли Маугли в человеческой семье в первый год жизни или с первых дней существования попал к животным?

3. Какие новые термины и понятия вы узнали?

4. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4.  Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

Дополнительная информация:

Импринтинг (запечатление) – специализированная форма научения, при которой в головном мозге запечатлевается образ того объекта, который первым попал в поле зрения на самом раннем этапе развития (например, родителей).

5. Задание для группы социологов:

5.2. Информация, вводимая в нашу память через общение, наряду с наследственным багажом, закладывает в наше сознание систему ценностей.

Задание:

  1. Проанализируйте результаты социологического опроса, проведенного среди школьников в Ленинском районе в 2007 году.
  2. Расставьте свои приоритеты и сравните данные.

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4. Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

               Ценности                                    

Результаты опроса

Ваши результаты

Дружная семья

                  5

Деньги

                  2

Интересная работа

                  4

Общение с друзьями

                  3

Занятия спортом

и туризмом

                  7

Пассивный отдых

                  6

Здоровье

                  1

6. Задание для группы психологов:

Ваша задача:

1. Изучите статью.

2. Предложите игровое занятие для малышей, способствующее развитию не только тонкой моторики пальцев рук, но и влияющее на развитие речи.

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4. Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

Социальные и психологические характеристики человека (творческие способности, речь, способность к трудовой деятельности) развиваются взаимосвязано. Известно. Что малыши, которые с раннего возраста играют в кубики, собирают картинки и узоры из мозаики, обладают хорошо сформированными речевыми навыками. Детям, у которых наблюдается задержка речевого развития, рекомендуются игры для развития  тонкой моторики пальцев рук.

Ответы учащихся

Каждая группа исследователей размещает таблички с факторами антропогенеза на листах «Книги развития человечества» и комментирует свой ответ.

Разделите эти факторы на 2 группы.  Какие группы мы выявили?

                                   

                              Факторы антропогенеза

Естественный отбор 

Наследственная изменчивость

Изоляция,

динамика численности и  дрейф генов в популяции

трудовая деятельность

 речь

 общественная жизнь

 сознание

Какие группы мы выявили?

Ребята отвечают с места

Биологические и социальные факторы

Назовите факторы каждой группы.

Называют, схему записывают на информационном листе

Как вы считаете, какая группа факторов сейчас играет ведущую роль в эволюции человека?

Социальные, но жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам.

Вывод записывают в информационной карте.

Давайте посмотрим на результат действия биологических и социальных факторов. Кого из этих известных людей Вы узнали?

Ответы ребят по ходу показа слайдов (звучит спокойная музыка)

На экране появляются фотографии известных людей разных рас:
негроидной - боксеры (Майк Тайсон, Заб Джуда), музыканты (группа «Бони М», Л.Армстронг),  актер Эдди Мерфи

Монголоидной – Брюс Ли, Джеки Чан, Чингиз Хан, Ванесса Мей,

Европеоидной – шведская группа «АББА», Маргарет Тетчер, Вилли Хаапасало

Расы - Исторически сложившаяся группа людей, которые                                 отличаются по морфологическим признакам и   характеризуются                                 общностью территории и средой обитания.

Различия между расами заключаются в морфологических признаках. В результате смешения рас – метисации -  эти различия постепенно исчезают, и вскоре расы объединятся в единую всепланетную расу.

Подумайте, может ли житель ХХI века в той или иной степени повлиять на процесс эволюции, например, на формирование признаков будущих поколений?

Да

Какие действия позволяют наиболее эффективно использовать резервы организма, а какие повлияют негативно?

Расставьте знаки + и – на информационных листах.

Факторы, влияющие на продолжительность и качество жизни человека:

Рациональное питание

Никотиновая зависимость

Занятия спортом

Гармонизация отношений

Стрессовые ситуации

Общение с природой

Забота о близких людях

Алкогольная зависимость

Экологически обоснованное поведение

Потребительское отношение к жизни

Сделайте вывод, от кого зависит степень влияния факторов антропогенеза.

Записывают вывод в информационной карте

Мы изучили факторы антропогенеза на данном этапе эволюции человека и заполнили страницы в «Книге развития человечества». Наше исследование подошло к концу.

Какие новые термины вы узнали?

Обращаем внимание на таблички с терминами на доске.

Рефлексивно-оценочный этап:

Давайте напишем «Послание нашим потомкам» в стиле телеграммы, то есть очень кратко. Оно не должно содержать более 20 печатных знаков.

Как и любое послание, оно запечатывается и ждет адресата. Надеюсь, это будут Ваши здоровые и любимые дети. Ведь Вы сделаете все возможное для их будущего.

Складываем в общий конверт, читаем 1-2 по моему случайному выбору и запечатываем на 10 лет

Вы показали себя опытными и эрудированными исследователями и интересными собеседниками. Спасибо, до свидания.

Домашнее задание:

Синквейн по теме:

 «Эволюция»

«Человечество»

«Развитие»

                        Инструктивная карта к уроку биологии

       Тема:  Современный этап эволюции человека

1). Продолжите фразу: «Я – современный человек, который стремится _____________________________________________________________»

2). Вопрос для обсуждения в группах: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?». Каждая группа рассматривает этот вопрос со своей точки зрения, выполняет задание на информационном листе и оформляет таблички с названием факторов антропогенеза (смотри информационный лист).

3). Заполните схему:

                                     Факторы антропогенеза

_____________________                                   ________________________

                                                                             

1_____________________                                   1________________________

2_____________________                                   2________________________

3_____________________                                   3________________________

4_____________________                                   4________________________

Вывод: Эволюция человека на современном этапе определяется преимущественно действием________________факторов, но жизнедеятельность каждого человека подчиняется _______________законам.

4). Какие действия жителей ХХI века позволят наиболее эффективно использовать резервы организма, а какие повлияют негативно?

Расставьте знаки  «+»  и  «--».

Факторы, влияющие на продолжительность и качество жизни человека:

Рациональное питание                                     Никотиновая зависимость

Занятия спортом                                               Гармонизация отношений

Стрессовые ситуации                   Потребительское отношение  к жизни

 Общение с природой          Забота о близких людях                                   Алкогольная зависимость         Экологически обоснованное поведение  

 

Вывод: на наше становление влияют ___________________и ___________________________факторы, а степень их влияния зависит и от ___________________________.

4). Терминология: антропогенез, расы, метисация, акселерация, грацилизация, импринтинг.

5).Домашнее задание___________________________________________________

Задание для группы микробиологов:

План работы:

1. Изучите статью из журнала «Вестник науки» за 2007 год. и выполните задание.

2. Сделайте пометки на полях листа, руководствуясь условными обозначениями (см.ниже). Какие новые термины и понятия вы узнали?

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы влияют на эволюционное развитие человека в XXI веке?», анализируя текст.

3.  Запишите маркером название выявленного вами фактора на табличке (крупно и четко)

                        Информация:

«Максимально высокий уровень экологической устойчивости (выживания) по сравнению с другими видами отмечается в современных популяциях человека. Это происходит потому, что в процессе длительного естественного отбора преимущественно выживали и оставляли потомство особи, у которых проявлялся даже небольшой эффект действия мутаций. Например, заболевание серповидноклеточной анемией возникает при замещении всего 1 аминокислоты в составе белка гемоглобина (вместо глутаминовой кислоты – валин). В результате эритроциты становятся не округлыми, а серповидными. При этом у людей, гетерозиготных по данному признаку, возникает устойчивость к малярии, а у гомозиготных особей мутация летальна.

                                                                 Доктор биологических наук Исаев В.В.

Примечание:

Гомозиготным называют организм, возникший от слияния гамет, несущих одинаковые  аллели гена (АА или аа).

Гетерозиготным называют организм, возникший от слияния гамет, несущих различные аллельные гены (Аа)

Схема строения цепи гемоглобина выдается

Условные обозначения:

   Y- уже знал,

   + - новое,

   - - не согласен,

   ? - нужна дополнительная информация

 Задание для группы медико-генетического консультирования:

План работы:

1. Изучите информацию и выполните задание.

2.Сделайте пометки на полях листа, руководствуясь условными обозначениями (см.ниже). Какие новые термины и понятия вы узнали?

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4.  Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

Информация к размышлению.

К Вам за советом обратилась семейная пара. Возраст супругов – 39 лет, они проживают в изоляции в отдаленном районе и являются дальними родственниками. Определите, какая хромосомная карта принадлежит их сыну, у которого выявлен синдром Дауна.

Справочный материал: синдром Дауна проявляется при наличии в 21-й паре хромосом третьей, дополнительной хромосомы (трисомия). Причина – мутационная наследственная изменчивость, частота которой возрастает у супругов старше 35 лет.

Хромосомные карты человека с нормальным хромосомным набором и с синдромом Дауна выдаются.

Условные обозначения:

   Y- уже знал,

   + - новое,

   - - не согласен,

   ? - нужна дополнительная информация.

 Задание для группы медиков №1::

План работы:

1.Изучите информационный материал о действии стабилизирующей формы естественного отбора и сделайте вывод о его эффективности.

2. Сделайте пометки на полях листа, руководствуясь условными обозначениями (см.ниже). Какие новые термины и понятия вы узнали?

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4.  Запишите маркером название выявленного вами фактора на табличке (крупно и четко)

Информация к размышлению:

Стабилизирующая форма естественного отбора устраняет резко выраженные отклонения от средней нормы. Примером такого действия может служить повышенная смертность недоношенных детей вследствие снижения жизнеспособности, повышенная смертность мальчиков в первые годы после рождения вследствие фенотипического проявления неблагоприятных аллелей, локализованных в Х-хромосоме. Около 20% людей по разным причинам не вступают в брак. Если родители плодовиты, около 15% зародившихся организмов гибнет до рождения, 5% - при рождении, 3% людей умирает, не достигнув половой зрелости. Эти цифры показывают, сколь эффективен стабилизирующий отбор, отметающий нежизнеспособные генотипы.

  (Информация из учебника Сонина Н.И. «Биология», 11 класс)

Условные обозначения:

   Y- уже знал,

   + - новое,

   - - не согласен,

   ? - нужна дополнительная информация.

. Задание для группы медиков №2:

План работы:

1. Изучите информацию и выполните задание.

2.Сделайте пометки на полях листа, руководствуясь условными обозначениями (см. ниже). Какие новые термины и понятия вы узнали?

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4.  Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

Информация к размышлению:

   В результате медицинских исследований было показано, что некоторые группы заболеваний человека относятся к группе мультифакториальных, то есть на 60% вероятность их проявления зависит от наследственных факторов (наличия соответствующих генов), а на 40% - от образа жизни и внешней среды.

      Полигенные (мультифакториальные)  заболевания:

Сердечно-сосудистые заболевания

Алкоголизм

Эндокринные заболевания

Онкологические заболевания

Психические заболевания

Болезни, связанные с нарушениями обмена веществ.

Вопрос:

 Какие рекомендации Вы дадите пациенту, чьи родственники страдали алкоголизмом?

Условные обозначения:

   Y- уже знал,

   + - новое,

   - - не согласен,

   ? - нужна дополнительная информация.

Задание для группы физиологов:

План работы:

1. Изучите информацию и выполните задание (определите среднее арифметическое ростовых показателей в вашей группе и среднее значение  окружности головы в области бровей). Какими процессами обусловлены изменения скелета человека? (см. примечание)

2. Какие новые термины и понятия вы узнали?

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4.  Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

Задание:

По данным медицинского кабинета школы № 62 и проведенным измерениям среди учащихся Вашей группы сделайте вывод об изменениях антропометрических параметров школьников в результате наследственной изменчивости. Предположите, как изменятся эти параметры через 100 лет.

Средний рост и окружность головы ученика

11 класса в 1990 году, см

Средний рост и окружность головы

ученика

11 класса в 2008 году, см

Предполагаемый

средний рост и окружность головы

человека юного возраста

в 2108 году, см

   

   164/55

     

      ____/____

         

       ____/____      

Примечание:

Акселерация – ускорение развития всего организма (за период с 1900 по 2000 год подростки стали на 15-16 см выше)

Грацилизация – снижение общей массивности скелета, связанное с уменьшением доли физического труда человека.

 Задание для группы социологов №1:

План работы:

1. Изучив фрагмент популярной книги Редьярда Киплинга «Маугли», сделайте вывод о роли общественной жизни для человека первого-второго года его существования (см. стр.303).

2. Определите, воспитывался ли Маугли в человеческой семье в первый год жизни или с первых дней существования попал к животным?

3. Какие новые термины и понятия вы узнали?

4. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4.  Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

Дополнительная информация:

Импринтинг (запечатление) – специализированная форма научения, при которой в головном мозге запечатлевается образ того объекта, который первым попал в поле зрения на самом раннем этапе развития (например, родителей).

Примечание:

Вы можете зачитать небольшой фрагмент, чтобы доказать, что в первые месяцы жизни Маугли общался с людьми, и привести пример действия импринтинга.

. Задание для группы социологов №2:

План работы:

1. Проанализируйте результаты социологического опроса, проведенного среди школьников  Ленинского района в 2007 году.

2. Расставьте свои приоритеты и сравните данные.

        3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на

        эволюционное развитие человека в XXI веке?»

        4. Запишите маркером название 1.Проанализируйте результаты социологического выявленного вами

       фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

Информация, вводимая в нашу память через общение, наряду с наследственным багажом, закладывает в наше сознание систему ценностей.

               Ценности                                    

Результаты опроса

Ваши результаты

Дружная семья

                  5

Деньги

                  2

Интересная работа

                  4

Общение с друзьями

                  3

Занятия спортом

и туризмом

                  7

Пассивный отдых

                  6

Здоровье

                  1

Примечение:

Расставьте цифры от 1 до 7 в таком порядке, как вы оцениваете значимость этих ценностей для вас лично.

Задание для группы психологов №1:

План работы:

1. Изучите статью.

2. Используя раздаточный материал, предложите игровое занятие для малышей, способствующее развитию   тонкой моторики пальцев рук и влияющее на развитие речи.

3. Ответьте на вопрос: «Какие факторы повлияли на эволюционное развитие человека в XXI веке?»

4. Запишите маркером название выявленного вами фактора (факторов) на табличке (крупно и четко)

Информация:

Социальные и психологические характеристики человека (творческие способности, речь, способность к трудовой деятельности) развиваются взаимосвязано. Известно, что малыши, которые с раннего возраста играют в кубики, собирают картинки и узоры из мозаики, обладают хорошо сформированными речевыми навыками. Детям, у которых наблюдается задержка речевого развития, рекомендуются игры для развития  тонкой моторики пальцев рук.

Примечание:

Вы можете предложить вариант игры для совсем маленьких детей и для тех, кто начинает читать (или изучает латинский язык в раннем возрасте)

Задание для аналитической группы

План:

  1. Внимательно прослушайте выступления всех исследовательских групп и дайте оценку эффективности их работы, оценивая глубину и четкость изложения, презентативность, творческий подход.

  1. Оцените работу конференции в целом и обобщите результат, ответив на вопрос: «Какие факторы влияют на эволюцию человека в ХХI веке?»

  1. Справилась ли наша научная экспедиция с задачей?

А  A  A  A  A  A  N  N  N  N  N   N   T    T    T    T    T    T

R   R   R   R   R   R   O   O   O   O    O   O   P   P   P   P   P   P   O   O   O   O   O   O   S   S   S   S   S   S

Телеграмма                                                                                      Телеграмма

«Послание моим потомкам»                                  «Послание моим потомкам»    

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Телеграмма                                                                                      Телеграмма

«Послание моим потомкам»                                  «Послание моим потомкам»    

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

-

Телеграмма                                                                                      Телеграмма

«Послание моим потомкам»                                  «Послание моим потомкам»    

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

Телеграмма                                                                                      Телеграмма

«Послание моим потомкам»                                  «Послание моим потомкам»    

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этапы эволюции человека"

Урок-лекция с элементами диспута и поиска по теме «Антропогенез». Рассматриваются вопросы эволюции (биологической и социальной) австралопитеков, древнейших и древних людей, содержит теоретический мате...

Урок-конференция "Современный этап эволюции человека. Расы и расогенез" 11 класс

Интегрированный урок с использованием информационных технологий...

Этапы эволюция человека

Данный урок способствует развитию материалестического мировозрения, умению учащихся выступать перед коллективом, анализировать свою работу и работу  товарища....

Этапы эволюции человека

В конспекте раскрывается доказательство происхождения человека от животных;  даются знания об этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогене...

Методические рекомендации к изучению темы "Происхождение и этапы эволюции человека". Проектная деятельность

Данный проект охватывает учебную тему«Происхождение человека»,на которую в учебном плане 11 класса отводится 6 часов.Почему именно эта тема выбрана для проектной деятельности?Учащиеся  име...

«Основные этапы эволюции человека» - тренировочные тесты биологии в 8 классе

Цель: показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; выделить основные этапы в эволюции человека; научить анализировать факты в определённой логической последовательности; сти...