МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Баринова Елена Александровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)

Тема: «Письмо». 

Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о видах писем;  развивать навыки правильного оформления и написания письма. 

Задачи: повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 МКОУ «СТЕПНОВСКАЯ СОШ»

НИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 БАРИНОВОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

(Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)

Тема: «Письмо».

Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека;

            дать представление о видах писем;

    развивать навыки правильного оформления и написания письма.  

Задачи: повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

Оборудование: учебник, тетради, карта с маршрутом путешествия, конверты, образцы писем, художественные произведения.

Ход урока

I Организационный момент:

        -приветствие;

        -проверка готовности;

        -создание эмоционального настроя.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы готовы сейчас отправиться со мной в путешествие по удивительному «королевству»? А как вы думаете, куда мы с вами отправимся, и кто нам в этом поможет? Отгадайте загадку, и всё станет понятно:

 Он спешит с утра в дома,

 В квартиры, страны, города

 Разносит письма и газеты.

 Важней работы нет на свете!

 Ну, конечно, это он-

 Наш Степновский …(почтальон – входит сотрудник Почтового отделения с сумкой для корреспонденции, со старинной картой в руках)

-Ребята, обратите внимание, что почтальон пришёл к нам не с пустыми руками, а с подарком - подробной картой нашего путешествия. Поблагодарим помощника-почтальона и пообещаем ему точно пройти весь маршрут, познакомиться с новой «страной» Почтового королевства.

II Сообщение темы, цели и задачи урока:

 Я открою вам секрет – эта страна называется «ЭПИСТОЛЯРИЯ», побывав в которой, мы не только узнаем, какими бывают письма, но и научимся оформлять и писать свои собственные, отправлять их по почте.  (Раскрываем карту, внимательно её изучаем и отправляемся в путь – каждый знак на карте соответствует этапу урока).

III «Словарный ручеёк»: словарная работа

-Эпистолярный ( от греч. «эпистола» - послание) жанр – прозаическое или стихотворное произведение, написанное в форме письма. (запись на доске и в тетради)

-Письмо (поиск одним из учеников лексического значения слова в Толковом словаре, запись в тетрадь).

IV «Полянка друзей»: знакомство с видами писем

- Ребята, пришло время познакомиться со всеми видами писем, узнать их роль, а поможет нам в этом стр.84 учебника, на которую указывает звёздочка на нашей карте. (По ходу работы составляем в тетради опорную схему-таблицу и подробно разбираем примеры и упражнения в учебнике в соответствии с условными знаками на карте):

1) «Мудрый дуб» - деловые письма:

-Ребята, как вы думаете, кто пишет деловые письма и с какой целью?

(ответы учеников)

-Очень часто ваши родители, руководители предприятий и учреждений по почте получают такие деловые письма, в которых содержится важная информация, указания вышестоящих руководителей, распоряжения, предписания. На бланке такого письма обязательно должны быть штамп организации, подпись должностного лица и оттиск печати (заполнение первой части таблицы).

2) «Цветик-семицветик» - дружеские письма (близким, друзьям, родственникам):

-Дружеские письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они видели, слышали, переживали. В таких письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку. Поэтому есть важное правило: не читать чужих писем! Образцы таких писем есть в упражнениях 214, 215.

Одно из них – письмо Николая Островского к своей матери (ученик читает выразительно).

- К какому стилю относится этот текст? (разговорному)

- Найдите в письме обращения (милая мама, моя родная, моя славная труженица)

-Когда вы подрастёте, и придёт время покинуть родной дом, не забывайте своих матерей, пишите им письма, звоните, помните и цените своих родителей! (заполнение второй части таблицы).

Остановимся подробнее на этом виде писем и обратим внимание на детали оформления писем:

Обращение --- содержание письма --- вопросы к тому, кому пишем --- просьба писать письма --- концовка (передача привета, прощание) --- подпись.

3) «Праздничный салют» - поздравительные письма.

-Для чего люди пишут поздравительные письма? (ответы учеников)

Верно, чтобы поздравить со знаменательным событием – днём рождения, свадьбой, праздниками. И для этого чаще всего используются поздравительные открытки. (Зачитываю отрывки из Новогоднего письма от Деда мороза)

4) «Почтовый голубь» - письма в газету.

-В этих письмах ребята рассказывают о своих делах, увлечениях, проблемах, просят совета или помощи. Послушайте одно из таких писем (подготовленный ученик зачитывает письмо из газеты)

Дорогая редакция!

Я живу в деревне Ивановка. У меня очень много друзей. Однажды летом мы отправились купаться на пруд. Соседские мальчишки начали спорить, кто из них лучше плавает. Но, к сожалению, спор мирно разрешить не удалось – Вася с Мишей подрались. Когда мы приближались к дому, у Мишки синел фингал под глазом. Его мама стала выяснять, что случилось? Мальчишки стали придумывать разные небылицы, наговаривая друг на друга. А Мишке в это время стало совсем плохо – закружилась голова. Мама Миши ещё настойчивей требовала рассказать всю правду, и я не выдержал – я же знал, как было на самом деле! Я рассказал правду! А мальчишки сказали, что я – предатель, и они со мной больше не будут дружить. Как мне поступить? Посоветуйте, пожалуйста!

                                                                                       Ваня Иванов

                                                                                       деревня Ивановка  

- Ребята, какой совет вы могли бы дать Ване из деревни Ивановка? (быть честным правдолюбивым, справедливым при любых жизненных обстоятельствах, так как быть таким человеком и другом – это не позор, а гордость для родителей и окружающих людей. (Так же рассказываю о личном опыте написания письма в газету).

5) «Аллея памяти» - письма – источник знаний о прошлом.

-Ребята, из уроков истории вам должны быть известны берестяные грамоты, они писались на бересте. Их писали жители Новгорода ещё в Х веке. В этих письмах учёные находят материалы о том, как жили люди в прошлом на Руси, о том, что их тревожило и заботило.

        Если в ваших семьях хранятся письма с фронта, прочитайте их вместе с папой или мамой, дедушкой или бабушкой.

Берегите такие письма! В них запечатлена история твоей семьи, а эта частица истории нашей страны, нашей Родины.

Предлагаю послушать отрывок из книги В.Разумневич «Письма без марок» (читает подготовленный ученик).

«…Дорогая бабушка!

        Сегодня мы с папой читали дедушкины письма. Они старенькие-престаренькие, без конвертов и марок – сложены треугольником.

        Дедушка в письмах называл папу Вовой. Это потому, что папа тогда был маленьким, его даже на войну не пустили.

        Летом мы с папой поедем туда, где воевал дедушка, откуда он присылал свои письма.

        Мы найдём могилу дедушки и положим на неё цветы.

        Я теперь всю зиму буду ждать лета.

        Целую тебя. До скорой встречи.

                                                                       Твоя внучка Наташа

        Летом Наташа вместе со своим папой поехала в Подмосковье, туда, где во время Великой Отечественной войны в боях сражался её дедушка. Там папа достал один из треугольничков и прочитал: «…нахожусь в настоящее время недалеко от Москвы, там, где наши предки громили Наполеона, а теперь мы бьём Гитлера. Наши бойцы своей грудью прикрывают любимую столицу, стоят твёрдо и непреступно, надёжнее любой крепости. Гитлеровцы здесь не пройдут. Мы разобьём озверелого врага…»

-Ребята, очень важно помнить и не забывать подвиг наших героев, наших земляков, которые завоевали 66 лет назад Великую Победу! Об этих суровых днях мы можем узнать из фронтовых писем наших земляков, которые хранятся в школьном музее (демонстрирую музейный экспонат).

6) «Родник» - письма, которые стали книгой (литературный жанр).

- Ребята, иногда писатели создают художественные произведения в форме писем, переписки. Вспомним, например, рассказ А.П.Чехова «Ванька» (подготовленный ученик зачитывает отрывок из рассказа). Есть такие произведения и в нашей современной литературе. Книга А.Алексина так и называется «Коля пишет Оле. Оля пишет Коле» (демонстрирую библиотечное издание). Письма многих писателей, художников, учёных, собранные в специальных книгах, помогают лучше узнать, как они жили, как создавали свои произведения, о чём думали, что их волновало.  

ПИСЬМА

Виды

Роль

1

Деловые

(привожу пример делового письма из налоговой службы)

Сообщают важную информацию, указания, распоряжения, предписания

2

Дружеские

 (демонстрирую детям личное письмо от подруги)

Позволяют близким людям, друзьям, родственникам общаться друг с другом, делиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. (Сообщаю важное правило: не читать чужих писем!)

3

Поздравительные

 (зачитываю отрывки из Новогоднего письма от Деда Мороза)

С их помощью можно поздравить людей со знаменательным событием

4

Письма в газету

(рассказываю о своём личном опыте написания письма в газету)

Помогают ребятам рассказать о своих делах, увлечениях, проблемах, получить совет, поддержку, помощь.

5

Письма – источник знаний о прошлом

(демонстрирую музейный экспонат – письмо военных лет в треугольничке)

Такие письма помогают помнить и хранить историю семьи, страны, Родины.

6

Письма, которые стали книгой

(рассматриваем библиотечные книги)

Помогают людям как можно больше узнать о жизни писателей.

V «Дремучий лес»: самостоятельная работа в парах

        -Ребята, а теперь разобьёмся парами и, выбираясь из дремучего леса, будем учиться правильно оформлять конверт, чтобы ваше письмо нашло своего адресата – человека, которому вы пишете. Что же нужно указать на почтовом конверте? (ученики рассматривают конверт, отвечают на поставленный вопрос, работают в парах – подписывают конверты).

VI «Озеро мудрости»: подведение итогов урока

-Ребята, подходит к концу наше путешествие, мы прочитали все условные обозначения нашей карты, которую нам вручил почтальон, выполнили все задания, которые встретились нам на пути. Страна «Эпистолярия» и её жители благодарны нам, что мы познакомились с новым эпистолярным жанром, узнали различные виды писем и определили их роль для человека, научились определять смысловые части письма, и теперь без особого труда в доверительной форме сможем изложить близкому человеку свои чувства и мысли. Ведь очень важно писать письма, несущие доброту и мудрость жизни. Не зря Антон Павлович Чехов говорил: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают нам жить, делая нас добрее».

VII «Тропинка доброты»: домашнее задание

- Ребята, заканчивая наш урок, по тропинке доброты отправляемся домой. А дома будет ещё одно творческое задание для каждого из вас: грамотно написать письмо из своего будущего, правильно подписать конверт и отправить письмо по почте на мой домашний адрес. А я, поглядывая в свой почтовой ящик, с нетерпением буду ждать ваши письма доброты из будущего.  (Мною было получено 16 писем, которые были отправлены детьми через местное почтовое отделение.)

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ПИСЬМО НА КОСМИЧЕСКУЮ ОРБИТУ

Здравствуй, милый космонавт!

Ты на страже, как солдат.

Твоя ракета больше всех,

Значит, ждёт тебя успех!

Мне очень интересно знать –

Тебе не страшно улетать

От семьи, друзей, родных?

Работать год без выходных?

Ещё хочу тебя спросить,

А может даже попросить –

Мне звёздочку с небес достать,

Я буду ночью с нею спать.

Сны о космосе смотреть,

С тобою вместе полететь

К звёздочкам, к другим планетам,

К метеоритам и кометам.

С тобой не страшно будет мне

Хоть на Сатурне иль Луне

Гулять, летать, мечтать, взрослеть.

ХОЧУ Я В КОСМОС ПОЛЕТЕТЬ!!!

Но не во сне, а наяву!

Я вырасту, я всё смогу!

Я буду спортом заниматься,

Учиться лучше, закаляться!

И через десять – двадцать лет

Среди спутников, ракет

Я в небо тоже поднимусь,

Я – девочка, но я не трус!

И мной гордиться будешь ты,

Вот так сбываются мечты!!!

Ведь на тебя равняюсь я,

Тобой гордится вся страна!

Спасибо, милый космонавт,

За подвиг твой, за труд святой,

За смелость звёзды покорять!

Пиши мне письма, буду ждать!!!

РОМАНОВА АЛИНА, 11 лет

ученица 4 класса МОУ «Степновская СОШ»

Учитель-консультант – Баринова Елена Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».

Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...

Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"

Схема конспекта    урока-практикумапо технологиидля 4 класса Карточка    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4135195","attributes":{"alt":"","class":"media...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для 4 класса "Особый ребенок"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия  для 4 класса "Особый ребенок" по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Путешествие в зимний лес"....

Конспект урока в 5 классе по развитию речи "Сочинение в жанре письма"

Урок развития речи в 5 классе "Сочинение в жанре письма" реализует задачи ФГОСов.Цель урока: формирование коммуникативных умений в процессе обучения сочинениям в жанре письмаЗадачи урока:1. Образ...