Технологическая карта урока Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание
план-конспект урока по физике (8 класс)

Российская школа находится сегодня в полосе реформирования. Образовательная среда "Мобильное Электронное Образование" позволяет использовать  электронные образовательные ресурсы и дистанционные образовательные технологии для формирования навыков и компетенций XXI века. Данная технологическая карта урока физики в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание" составлена согласно требованиям ФГОС и с применением ресурсов "МЭО". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavlenie_i_otverdevanie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор: Малахова Александра Анатольевна, учитель физики и математики Юрловского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Предмет: физика

Класс: 8

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

Используемый УМК: Физика. 8 кл. А. В. Перышкин, 2015.

Цель: знакомство с процессами плавления и кристаллизации

Задачи:

образовательные:

-  повторить молекулярное строение вещества в разных агрегатных состояниях;

- объяснить особенность графика изучаемых процессов;

- познакомить с удельной теплотой плавления и кристаллизации, формулой для расчета количества теплоты;

развивающие:

- способствовать формированию умения оценивать и уточнять изученный материал;  

- полно и точно выражать свои мысли;

воспитывающие:

- стимулировать интерес к изучению физики, опираясь на её практическое значение;

- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

(П. – познавательные,

К.  – коммуникативные;

Р. – регулятивные;

Л. – личностные)

Формируемые планируемые результаты освоения программы по предмету

1. Организационный

Приветствие учителя. Создание условий для включения класса в учебную деятельность.

Настраиваются на учебную деятельность, взаимодействие с учителем.

К: быстрое включение в учебную ситуацию общения.

Р.: самоорганизация.

Л.: внутренняя позиция школьника

2.

Актуализация опорных знаний

Вводная беседа

Вода, лёд, водяной пар. Что общего и что различного?

Какие состояния вещества вы уже знаете из 7 класса?

Где в природе мы можем наблюдать переход из одного агрегатного состояния в другое? Приведете примеры использования человеком разных агрегатных состояний веществ. Наступает холодное время года, и мы будем наблюдать изменение агрегатного состояния. Какое?

 Как мы с вами сформулируем тему урока?

Чем отличается вещество в разных агрегатных состояниях?

Отвечают на вопросы, вспоминая учебный материал 7 класса.

Формулируют тему урока.

Работа в МЭО. Агрегатные состояния. Задание 1.

https://edu.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/1944670/topic/2280090/lesson/2280091

Отмечают разные промежутки между молекулами, скорость и силы взаимодействия, свойства различных агрегатных состояний.

Участвуют в коллективном обсуждении и выборе правильного ответа.

П.: извлечение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; логические рассуждения

К.: полное и точное выражение своих мыслей; формулирование своего мнения;  учет разных мнений; учебное сотрудничество

Р.: оценка усвоения учебного материала; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;  волевая саморегуляция

Л.: мотивационная основа учебной деятельности;  развитие регуляторов морального поведения

Научатся  распознавать плавление и кристаллизацию.

Получат возможность научиться приводить примеры  практического использования физических знаний.

Научатся различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

3.

Усвоение новых знаний

Сообщающая беседа

Сформулируйте определение процессов плавления и кристаллизации.

Когда же происходит плавление и кристаллизация? А какие это температуры для одного и того же вещества?

Работа с учебником

Давайте посмотрим таблицу температур плавления разных веществ в учебнике (стр. 39). Какое вещество имеет самую высокую температуру плавления? Что это значит? Какое вещество имеет самую низкую температуру отвердевания? Что это значит? А если вещество имеет температуру ниже (выше) температуры плавления (кристаллизации), что делать?  Перед плавлением идет процесс нагревания, а перед кристаллизацией процесс охлаждения до температуры кристаллизации.

Все эти процессы можно представить на графике. Смотрим график в учебнике (стр. 40) и характеризуем все процессы, происходящие с веществом. Обратите внимание на температуру при плавлении и кристаллизации.

Что можно сказать о количестве теплоты при плавлении? при кристаллизации? Физическая величина, необходимая для плавления 1 кг вещества, называется удельной теплотой плавления, а физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при кристаллизации 1 кг жидкости, называется удельной теплотой кристаллизации или отвердевания. Эти значения представлены в таблице.

Назовите вещество с самой малой удельной теплотой плавления (кристаллизации) и с самой большой.

Удельная теплота плавления (кристаллизации) алюминия 3,9.105 Дж/кг. Что означают это число? Запишем наш ответ в тетрадь.

А если берётся больше 1 кг вещества? Как рассчитать количество теплоты, необходимое для плавления (кристаллизации) вещества? Запишем формулу. Это основная формула. Как из неё получить производные? В каких единицах измеряются величины, входящие в эти формулы?

Дают определения процессов плавления и кристаллизации. Отмечают температуру этих процессов.

Работают с таблицей и графиком. Отвечают на вопросы.

П.: подведение под понятие; анализ, обобщение; использование знаково-символических средств; выведение следствий

К.: учет разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения;

Р.: волевая саморегуляция, познавательная инициатива;

Л.: учебно-познавательный интерес

Научатся объяснять на основе имеющихся знаний условия протекания плавления и кристаллизации.

Научатся описывать изученные плавление и кристаллизацию, используя физическую величину: удельная теплота плавления и кристаллизации.

4.

Закрепление новых знаний

Учитель предлагает самостоятельно выполнить задания в МЭО с последующей проверкой.

Работа в МЭО. Агрегатные состояния. Задания 2-6.

https://edu.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/1944670/topic/2280090/lesson/2280091

Самостоятельное выполнение заданий указанных учителем.

При необходимости вычисления производят в рабочих тетрадях. Осуществляется коллективная проверка. Учащиеся аргументируют свои ответы.

П.: свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание;  выделение и формулирование проблемы; самостоятельный учет  установленных ориентиров действия в новом учебном материале; анализ, сравнение

Р.: волевая саморегуляция, контроль;  самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

Получат возможность разрешить проблему на основе имеющихся знаний о плавлении и кристаллизации.

5.

Коррекция знаний

Учимся количественно характеризовать физические процессы. Учитель предлагает выполнить задания в МЭО с последующей проверкой.

 

Работа в МЭО.

Учащиеся самостоятельно решают задание с открытым ответом. 

Лёд и вода.

https://edu.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/1944670/topic/2280090/lesson/2280091

Рассчитайте и сравните. На что уйдёт меньше количество тепла: чтобы расплавить 1 кг льда при температуре плавления или нагреть 1 кг воды от 0 C до 100 C?

П.:  познавательная инициатива

Р.:  самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

К.: достижение договоренностей и согласование общего решения

6.

Подведение итогов. Рефлексия

Скажите, что мы повторили и что узнали нового на уроке.

Выставление оценок.

Высказывают и обосновывают своё мнение.

П.: рефлексия способов и условий действия;  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 Л.:  внутренняя позиция школьника

К.: формулирование и аргументация своего мнения

7.

Домашнее задание.

§§ 12 – 15.

Составьте не менее трёх вопросов и ответов по теории, вопросы и ответы записать в тетрадях. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел" 8 класс

Тема: Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.Предназанчена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.Использовались материалы других учителей, материалы...

конспект урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."

Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, темпер...

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"...

Конспект урока на тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания» 8 - класс.

На данном уроке мы изучаем тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания». Здесь мы дадим определение понятию агрегатн...