Технологическая карта урока Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание
план-конспект урока по физике (8 класс)
Российская школа находится сегодня в полосе реформирования. Образовательная среда "Мобильное Электронное Образование" позволяет использовать электронные образовательные ресурсы и дистанционные образовательные технологии для формирования навыков и компетенций XXI века. Данная технологическая карта урока физики в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание" составлена согласно требованиям ФГОС и с применением ресурсов "МЭО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plavlenie_i_otverdevanie.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Автор: Малахова Александра Анатольевна, учитель физики и математики Юрловского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №2» Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание Используемый УМК: Физика. 8 кл. А. В. Перышкин, 2015. Цель: знакомство с процессами плавления и кристаллизации Задачи: образовательные: - повторить молекулярное строение вещества в разных агрегатных состояниях; - объяснить особенность графика изучаемых процессов; - познакомить с удельной теплотой плавления и кристаллизации, формулой для расчета количества теплоты; развивающие: - способствовать формированию умения оценивать и уточнять изученный материал; - полно и точно выражать свои мысли; воспитывающие: - стимулировать интерес к изучению физики, опираясь на её практическое значение; - воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий. | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия (П. – познавательные, К. – коммуникативные; Р. – регулятивные; Л. – личностные) | Формируемые планируемые результаты освоения программы по предмету |
1. Организационный | Приветствие учителя. Создание условий для включения класса в учебную деятельность. | Настраиваются на учебную деятельность, взаимодействие с учителем. | К: быстрое включение в учебную ситуацию общения. Р.: самоорганизация. Л.: внутренняя позиция школьника | |
2. Актуализация опорных знаний | Вводная беседа Вода, лёд, водяной пар. Что общего и что различного? Какие состояния вещества вы уже знаете из 7 класса? Где в природе мы можем наблюдать переход из одного агрегатного состояния в другое? Приведете примеры использования человеком разных агрегатных состояний веществ. Наступает холодное время года, и мы будем наблюдать изменение агрегатного состояния. Какое? Как мы с вами сформулируем тему урока? Чем отличается вещество в разных агрегатных состояниях? | Отвечают на вопросы, вспоминая учебный материал 7 класса. Формулируют тему урока. Работа в МЭО. Агрегатные состояния. Задание 1. https://edu.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/1944670/topic/2280090/lesson/2280091 Отмечают разные промежутки между молекулами, скорость и силы взаимодействия, свойства различных агрегатных состояний. Участвуют в коллективном обсуждении и выборе правильного ответа. | П.: извлечение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; логические рассуждения К.: полное и точное выражение своих мыслей; формулирование своего мнения; учет разных мнений; учебное сотрудничество Р.: оценка усвоения учебного материала; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; волевая саморегуляция Л.: мотивационная основа учебной деятельности; развитие регуляторов морального поведения | Научатся распознавать плавление и кристаллизацию. Получат возможность научиться приводить примеры практического использования физических знаний. Научатся различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел. |
3. Усвоение новых знаний | Сообщающая беседа Сформулируйте определение процессов плавления и кристаллизации. Когда же происходит плавление и кристаллизация? А какие это температуры для одного и того же вещества? Работа с учебником Давайте посмотрим таблицу температур плавления разных веществ в учебнике (стр. 39). Какое вещество имеет самую высокую температуру плавления? Что это значит? Какое вещество имеет самую низкую температуру отвердевания? Что это значит? А если вещество имеет температуру ниже (выше) температуры плавления (кристаллизации), что делать? Перед плавлением идет процесс нагревания, а перед кристаллизацией процесс охлаждения до температуры кристаллизации. Все эти процессы можно представить на графике. Смотрим график в учебнике (стр. 40) и характеризуем все процессы, происходящие с веществом. Обратите внимание на температуру при плавлении и кристаллизации. Что можно сказать о количестве теплоты при плавлении? при кристаллизации? Физическая величина, необходимая для плавления 1 кг вещества, называется удельной теплотой плавления, а физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при кристаллизации 1 кг жидкости, называется удельной теплотой кристаллизации или отвердевания. Эти значения представлены в таблице. Назовите вещество с самой малой удельной теплотой плавления (кристаллизации) и с самой большой. Удельная теплота плавления (кристаллизации) алюминия 3,9.105 Дж/кг. Что означают это число? Запишем наш ответ в тетрадь. А если берётся больше 1 кг вещества? Как рассчитать количество теплоты, необходимое для плавления (кристаллизации) вещества? Запишем формулу. Это основная формула. Как из неё получить производные? В каких единицах измеряются величины, входящие в эти формулы? | Дают определения процессов плавления и кристаллизации. Отмечают температуру этих процессов. Работают с таблицей и графиком. Отвечают на вопросы. | П.: подведение под понятие; анализ, обобщение; использование знаково-символических средств; выведение следствий К.: учет разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения; Р.: волевая саморегуляция, познавательная инициатива; Л.: учебно-познавательный интерес | Научатся объяснять на основе имеющихся знаний условия протекания плавления и кристаллизации. Научатся описывать изученные плавление и кристаллизацию, используя физическую величину: удельная теплота плавления и кристаллизации. |
4. Закрепление новых знаний | Учитель предлагает самостоятельно выполнить задания в МЭО с последующей проверкой. | Работа в МЭО. Агрегатные состояния. Задания 2-6. https://edu.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/1944670/topic/2280090/lesson/2280091 Самостоятельное выполнение заданий указанных учителем. При необходимости вычисления производят в рабочих тетрадях. Осуществляется коллективная проверка. Учащиеся аргументируют свои ответы. | П.: свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание; выделение и формулирование проблемы; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; анализ, сравнение Р.: волевая саморегуляция, контроль; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив | Получат возможность разрешить проблему на основе имеющихся знаний о плавлении и кристаллизации. |
5. Коррекция знаний | Учимся количественно характеризовать физические процессы. Учитель предлагает выполнить задания в МЭО с последующей проверкой.
| Работа в МЭО. Учащиеся самостоятельно решают задание с открытым ответом. Лёд и вода. https://edu.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/1944670/topic/2280090/lesson/2280091 Рассчитайте и сравните. На что уйдёт меньше количество тепла: чтобы расплавить 1 кг льда при температуре плавления или нагреть 1 кг воды от 0 C до 100 C? | П.: познавательная инициатива Р.: самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив К.: достижение договоренностей и согласование общего решения | |
6. Подведение итогов. Рефлексия | Скажите, что мы повторили и что узнали нового на уроке. Выставление оценок. | Высказывают и обосновывают своё мнение. | П.: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л.: внутренняя позиция школьника К.: формулирование и аргументация своего мнения | |
7. Домашнее задание. | §§ 12 – 15. Составьте не менее трёх вопросов и ответов по теории, вопросы и ответы записать в тетрадях. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "
Урок сообщения новых знаний по данной теме....
План-конспект урока "Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел" 8 класс
Тема: Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.Предназанчена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.Использовались материалы других учителей, материалы...
конспект урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."
Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, темпер...
Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"
Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"...
Конспект урока на тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания» 8 - класс.
На данном уроке мы изучаем тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания». Здесь мы дадим определение понятию агрегатн...