Программа курса внеурочной деятельности "Групповые занятия по восполнению пробелов в знаниях по предмету физика" для учащихся 9 класса
рабочая программа по физике (9 класс)

Рабочая программа учебного курса «» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения. Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

           Важнейшие задачи образования обучающихся 14-15 лет (формирование предметных и универсальных способов действий, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной) в значительной степени реализуются за счёт практической направленности курса

  Данный  курс внеурочной деятельности также предназначен для подготовки к основной государственной аттестации учащихся по физике (ОГЭ) в новой форме. Основной задачей итогового контроля является проверка знаний и умений выпускника по данному учебному предмету в соответствии с требованиями образовательного стандарта основного общего образования по физике . Учащиеся должны показать хорошее освоение знаниями о физических явлениях и законах природы, овладение умениями применять полученные знания на практике за весь курс основной школы (7-9 классы). Все это требует проведения дополнительной работы, по повторению и систематизации ранее изученного материала. Прежде всего, именно эта проблема и должна быть решена в рамках данного курса. Вид  элективного курса – репетиционный. Курс опирается на знания, полученные на уроках физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач, поэтому теоретическая часть носит обзорный обобщающий характер. Содержание программных тем  состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены ха­рактерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи  подобраны ис­ходя из конкретных возможностей учащихся. Используются задачники из предла­гаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. Подобраны задачи технического и краеведческого содержания, занима­тельные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему   и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности

 «Групповые занятия по восполнению пробелов в знаниях по предмету физика»

для учащихся 9 класса

                 

         

         

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа учебного курса «» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения. Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

           Важнейшие задачи образования обучающихся 14-15 лет (формирование предметных и универсальных способов действий, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной) в значительной степени реализуются за счёт практической направленности курса

  Данный  курс внеурочной деятельности также предназначен для подготовки к основной государственной аттестации учащихся по физике (ОГЭ) в новой форме. Основной задачей итогового контроля является проверка знаний и умений выпускника по данному учебному предмету в соответствии с требованиями образовательного стандарта основного общего образования по физике . Учащиеся должны показать хорошее освоение знаниями о физических явлениях и законах природы, овладение умениями применять полученные знания на практике за весь курс основной школы (7-9 классы). Все это требует проведения дополнительной работы, по повторению и систематизации ранее изученного материала. Прежде всего, именно эта проблема и должна быть решена в рамках данного курса. Вид  элективного курса – репетиционный. Курс опирается на знания, полученные на уроках физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач, поэтому теоретическая часть носит обзорный обобщающий характер. Содержание программных тем  состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи  подобраны исходя из конкретных возможностей учащихся. Используются задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. Подобраны задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему   и т. д.

Данный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Цель курса внеурочной деятельности: обеспечить дополнительную поддержку выпускников основной школы для сдачи ОГЭ по физике.

Задачи курса:

  • систематизация и обобщение теоретических знаний по основным темам курса;
  • формирование умений решать задачи разной степени сложности.
  • усвоение стандартных алгоритмов решения физических задач в типичных ситуациях и в изменённых или новых.
  • формирование у школьников умений и навыков планировать эксперимент, отбирать приборы, собирать установки для выполнения эксперимента;
  • повышение интереса к изучению физики

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Так как экзамен по физике в формате ОГЭ проверяет умение выпускников решать физические задачи, то основными результатами освоения учащимися содержания данного курса является формирование умений решать задачи различного типа и уровня сложности из основных разделов школьного курса, а так же овладение основами знаний о методах научного познания.

Личностные результаты:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
  2. Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  3. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях
  8. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;

11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.

2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.

3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий.

  1. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики, молекулярной физики, электродинамики, физики атома и атомного ядра.
  2. Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
  3. Формирование научного мировоззрения как результата изучения фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.
  4. Обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  5. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
  6. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики; умения пользоваться физическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  7. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по физике в форме ОГЭ ). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе. Для аттестации учащихся предусматривается проведение домашних и классных самостоятельных работ-тестов, текущих контрольных тестов, итогового тестирования в форме репетиционного экзамена, оцениваются которые в бальной системе.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел

Количество часов.

1

Механические явления.

12

2

Тепловые явления.

6

3

Электромагнитные явления

8

4

Квантовые явления.

4

5

Текстовые задания

2

6

Итоговое тестирование

2

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (12) Координатный метод решения задач по кинематике. Виды механических движений. Путь. Скорость. Ускорение. Описание равномерного прямолинейного движения и равноускоренного прямолинейного движения координатным методом. Относительность механического движения. Графический метод решения задач по кинематике. Движение по окружности. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, закон для силы тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил. Задачи о сложении сил, действующих по одной прямой. Решение задач о сложении сил, действующих под углом. Элементы статики. Рычаг. Условие равновесия рычага. Блоки. Золотое правило механики. Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Задачи на закон сохранения импульса. Простые механизмы. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Механические колебания и волны. Звук.Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Решение олимпиадных задач.

 ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6) Тепловые явления - внутренняя энергия, теплопередача, работа как способ изменения внутренней энергии, теплопроводность, конвекция, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления и кристаллизации, удельная теплота плавления и парообразования. Вычисления количества теплоты при изменении температуры тела, сгорании топлива, изменении агрегатных состояний вещества. Применение изученных тепловых процессов на практике: в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (8) Сила тока, напряжение, сопротивления проводников и способов соединения, рассматривая последовательное, параллельное, а также смешанное соединение проводников. Закон Ома, закон Джоуля – Ленца. Работа и мощности тока, количества теплоты, выделяемой в проводнике, Расчет стоимости электроэнергии. Прямолинейное распространения света, скорость света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы. Законы отражения и преломления света. Строить изображение предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе. Качественные и расчетные задачи на законы отражения света, на применение формулы линзы. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея . Переменный электрический ток. Электромагнитные колебания и волны. Шкала электромагнитных волн. Дисперсия света. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

 КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (4) Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Реакции альфа- и бета-распада. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерный синтез Учебно-тематическое планирование.

 Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. Для повышения эффективности лекции учитель разнообразит их наглядными приемами: демонстрационными опытами, презентациями, обобщенными макетсхемами основного содержания. Особое внимание необходимо уделять способам смены видов деятельности обучаемых на разных этапах лекции, широко использовать самостоятельные мини задания по тексту, по эксперименту логического характера. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую учителю и ученикам корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. Особое место в системе обучения по данной программе занимают лабораторные занятия. Они чаще всего строятся либо как экспериментальная задача, либо как мини исследование. В ходе первых учитель совместно с учащимися разрабатывает план действий ученика в процессе проведения лабораторного занятия. Лабораторное занятие второго типа начинается с обсуждения физического смысла исследуемой величины и определения пути её исследования.

Ш. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий. Содержание.

Форма проведения

Часы

Контроль

Количество часов

Механические явления. (12 час.).

теоретических

практических

1.

Кинематика механического движения. 
Механическое движение. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Движение по окружности.

Комбинированное занятие

2

Тест 1. (Кабардин О.Ф.Сборник тестовых заданий.)

1

1

2.

Законы динамики.

Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Практическое занятие.

2

Тест 2.

2

3.

Силы в природе.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения

Практическое занятие-1ч Лабораторное занятие -1ч

2

2

4.

Законы сохранения.

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Работа. Мощность. Коэффициент полезного действия. Энергия. Закон сохранения механической энергии

Практическое занятие-1ч Лабораторное занятие -1ч

2

 

2

5.

Статика и гидростатика.

Простые механизмы. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Механические колебания и волны. Звук.

Лекция. Практическое занятие.

 2

Тест 4.

1

1

6

Механические колебания и волны. Звук.

 

 2

Контрольный тест по механике.

2

Тепловые явления (6 часов)

7.

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотичного движения частиц..

Практическое занятие.

 2

Тест 5.

2

8.

Внутренняя энергия.

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.

Практическое занятие-1ч Лабораторное занятие -1ч

 2

Тест 6.

2

9

Изменение агрегатных состояний вещества.

Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразования энергии в тепловых машинах

Комбинированное занятие

 2

Контрольный тест по тепловым явлениям.

1

1

Электромагнитные явления (8 часов)

10.

Статическое электричество.

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Лекция.

Практическое занятие.

2

Тест 7

1

1

11.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

Лекция.

Лабораторное занятие.

2

 

1

1

12.

Магнетизм.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Переменный ток.

Практическое занятие.

2

Тест 8.

2

13.

Элементы геометрической оптики.

Законы геометрической оптики. Плоское зеркало. Дисперсия света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Практическое занятие-1ч Лабораторное занятие -1ч

2

Контрольный тест по электромагнитным явлениям.

1

1

Квантовые явления (4 часа).

14.

Квантовая физика.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Ядерные реакции.

Комбинированное занятие

2

Тест 9.

1

1

15.

Физическая картина мира.

Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.

Практическое занятие.

2

Тест10.

2

16

Работа с текстовыми заданиями.

Практическое занятие.

2

 

2

17

Итоговый тест за курс физики основной школы.

Контроль знаний

2

Контрольный тест.

2

Итого

34

Список литературы

  1. Кабардин О.Ф. Физика. 9кл.: Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. - М.: Дрофа, 2008. – 219, (5) с.: ил. – (Готовимся к экзаменам)
  2. Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений –13-е –изд., стереот... – М.: Дрофа
  3. Пёрышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений –12-е –изд., стандарт... – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.:ил.
  4. Пёрышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. – 14-е –изд., стандарт... – М.: Дрофа, 2009. – 256 с.:ил.
  5. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Демидова М.Ю., Камзеева Е.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2012. Учебное пособие. / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, М.Ю Демидова, Е.Е. Камзеева. – Москва: Интеллект – Центр, 2012. 256 с.
  6. Терновая Л.Н. Физика. Элективный курс. Подготовка к ЕГЭ / Л.Н. Терновая, Е.Н. Бурцева, В.А. Пивень; под ред. В.А. Касьянова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях по предмету «Русский язык» ученика 5 класса

Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях по предмету «Русский язык» ученика 5 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Подготовка к олимпиадам и экзаменам» для 8 класса

Олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения  большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс

Цель программы: Формирование  у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...

Индивидуальный маршрут ликвидации пробелов в знаниях по предмету русский язык, учащегося 8 __ класса

Индивидуальный маршрут ликвидации пробелов в знаниях по предмету русский язык, учащегося 8 __ класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Грамматика - это интересно» составлена для обучающихся 6 класса.

Курс предусматривает углубленное изучение тем по грамматике образовательного стандарта, а также способствует формированию у учащихся умений и навыков выполнять грамматические упражнения разных уровней...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 5531084) спортивная секция "лёгкая атлетика" для обучающихся 5 - 9 классов

Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно - оздоровительную  направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочн...