Технологическая карта урока "Плотность вещества"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Черанёва Алёна Игоревна

Тема урока: «Плотность вещества».

Тип урока: урок открытия «нового» знания.

Цель урока: создать условия для усвоения нового учебного материала, форми-рования навыков смыслового чтения, используя приемы проблемного

обучения.

Обучающая цель (предметный) результат: знать понятие плотность вещества; уметь пользоваться таблицей «Плотность вещества» и вычислять плотность ве-щества по известной массе и объёму.

Развивающая цель (метапредметный) результат: развитие умений: наблю-дать, сопоставлять, анализировать, обобщать, формулировать вывод по итогам экспериментальной работы и изученному материалу; развитие навыков экспе-риментальной деятельности, смыслового чтения.

Воспитывающая цель (личностный) результат: умение работать в микро-группах; формирование культуры общения; выработка аккуратности в работе.

Планируемые результаты

Предметные: определить, что такое плотность вещества; установить зависи-мость между массой, объёмом и плотностью вещества; обнаружить зависи-мость плотности вещества от агрегатного состояния, делать выводы.

Ученик будет знать: физический  смысл плотности вещества.

Ученик будет уметь: сравнивать плотности различных веществ, пользоваться таблицей плотности различных веществ, переводить значение плотности  из кг/м3 в г/сми обратно.

Ученик получит возможность научиться: решать качественные и количествен-ные задачи по теме: «Плотность вещества».

Метапредметные: 

развитие умения наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы;

умение работать с табличной информацией у ученика.

Будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Познавательные: постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, поиск и выделение необходимой информации,  смысловое чтение,  построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные:  - целеполагание, как постановка учебной задачи,  планирова-ние, прогнозирование.

Коммуникативные: -  учитывать позицию партнера, адекватно передавать  ин-формацию,  организация сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способ-ности, практические умения,  самостоятельность в приобретении знаний о плотности вещества, ценностное отношение друг к другу, к результатам обуче-ния; уметь самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать ре-зультаты своих действий.

Содержание учебного материала: Плотность вещества. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем; объемов тел, имеющих одинаковые массы.  Способы выполнения расчетов при нахождении, плотности тела.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Черанёва Алёна Игоревна

Учитель физики

Физика. Плотность вещества. 7 класс. УМК Перышкин А. В.

Технологическая карта урока

Класс: 7 класс.

Предмет: физика

Тема урока: «Плотность вещества».

Тип урока: урок открытия «нового» знания.

Цель урока: создать условия для усвоения нового учебного материала, форми-рования навыков смыслового чтения, используя приемы проблемного

обучения.

Обучающая цель (предметный) результат: знать понятие плотность вещества; уметь пользоваться таблицей «Плотность вещества» и вычислять плотность ве-щества по известной массе и объёму.

Развивающая цель (метапредметный) результат: развитие умений: наблю-дать, сопоставлять, анализировать, обобщать, формулировать вывод по итогам экспериментальной работы и изученному материалу; развитие навыков экспе-риментальной деятельности, смыслового чтения.

Воспитывающая цель (личностный) результат: умение работать в микро-группах; формирование культуры общения; выработка аккуратности в работе.

Планируемые результаты

Предметные: определить, что такое плотность вещества; установить зависи-мость между массой, объёмом и плотностью вещества; обнаружить зависи-мость плотности вещества от агрегатного состояния, делать выводы.

Ученик будет знать: физический  смысл плотности вещества.

Ученик будет уметь: сравнивать плотности различных веществ, пользоваться таблицей плотности различных веществ, переводить значение плотности  из кг/м3 в г/см3  и обратно.

Ученик получит возможность научиться: решать качественные и количествен-ные задачи по теме: «Плотность вещества».

Метапредметные:  

развитие умения наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы;

умение работать с табличной информацией у ученика.

Будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Познавательные: постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, поиск и выделение необходимой информации,  смысловое чтение,  построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные:  - целеполагание, как постановка учебной задачи,  планирова-ние, прогнозирование.

Коммуникативные: -  учитывать позицию партнера, адекватно передавать  ин-формацию,  организация сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способ-ности, практические умения,  самостоятельность в приобретении знаний о плотности вещества, ценностное отношение друг к другу, к результатам обуче-ния; уметь самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать ре-зультаты своих действий.

Содержание учебного материала: Плотность вещества. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем; объемов тел, имеющих одинаковые массы.  Способы выполнения расчетов при нахождении, плотности тела.

Методы обучения: наблюдение, сравнение, обобщение,  анализ.

Приёмы обучения: беседы, использование дидактического материала, проб-лемный вопрос, занимательное задание, работа с таблицами, работа с учеб-ником.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, груп-повая, фронтальная.

Средства обучения у учителя: презентация Microsoft PowerPoint.

Средства обучения у обучающихся: рычажные весы с разновесами; металлический, деревянный и пластмассовый цилиндры одинакового объема,  цилиндры одинаковой массы, но разного объёма из разных веществ, цилиндры из одинакового материала, но разной массы, рабочие листы.

Ход урока

Этапы урока  открытия нового знания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация  к учебной деятельности, 1 мин.

Приветствует и настраивает учеников на успешную работу.

 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии,

5 мин.  

Показывает фрагмент фильма «Два капитана»

Задает вопросы:

-Как называется прибор, за которым ходил Санька?

-Какую величину он измеряет?

- В черном ящике находится прибор -Аналог, с помощью которого можно измерить физическую величину, название которой вы угадаете: H:\смысловое чтение плотность вещества\showthumb.pngСлайд 1

- Молодцы, значит, сегодня мы познакомимся с  новой физической величиной: « Плотность вещества» Что конкретно мы можем узнать об этой физической величине?

Смотрят фрагмент, отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают ребус

Отвечают на вопрос

3. Этап выявления места и причины затруднения, 5 мин  

Организует работу пар по проведению экспериментов.

  - Перед  вами   оборудование и рабочие листы. Необходимо выполнить эксперимент по заданию заполнить  таблицу и сделать вывод.

- У каждой группы был свой эксперимент. Сообщите нам свои результаты.

Организует работу по осмыслению результатов. (Общий результат работы на экране в таблице Приложение 2, слайд 2)

-А можно ли предположить какое тело будет  тяжелее, не измеряя массу тел?

-Значит, нам необходимо ввести новую физ. величину, которая называется плотность вещества.

-В рабочих листах оцените свою деятельность.  Критерии общие на весь урок: если ошибок нет, то 5; одна ошибка  - 4; две ошибки – три. В конце урока каждый получит оценку за урок. Справились? Молодцы!

- Проводят эксперимент, работают в паре, сообщают о результатах работы. Заполняют рабочий лист, пункт 1. (Приложение 1). Делают общие выводы, оценивают результат своей работы в рабочем листе.

4. Этап  открытия нового знания , 7 мин.

Организует работу с учебником.

-Открываем учебник [2]  с. 61. Пользуясь текстом учебника, опишите по плану,  смотрите пункт 2  рабочего листа, физическую величину « Плотность вещества».

- С заданием справились? Давайте заслушаем ваши ответы. (Приложение 2, слайд 3)

Организует учащихся для рассказа о плотности вещества.

Рассказывает с помощью презентации (слайд 4) об ареометре.

Организует оценивание проделанной работы в рабочем листе по критериям.

Работают с учебником, заполняют рабочий лист, выборочно делают сообщение о работе, проверяют.

6.Этап первичного закрепления знания, 13 мин

Организует работу  с рабочим листом, проверку работы по образцу (Приложение 2, слайд 5)

-Назовите единицы измерения  плотности. Есть связь между этими единицами?

-Выполните  задание 3 в рабочем листе. И предложите  правило перевода одних единиц в другие. Работаем в паре.

Организует работу  с зад. 3

-Сравните свою работу с образцом. Кто вывел правило?

-Оцените свою работу.

Организует работу с таблицами 2, 3 и 4. [2, c.63-64]

-Плотность для одного и тоже вещества имеет одно и тоже значение, поэтому значения плотности веществ были измерены и занесены в таблицы. Откройте с. 63-64.[2]

1. Как называется таблица?

 2. Что представлено в таблице?

3. В каких единицах измеряются табличные данные?

- выполняется ли закономерность при переходе от одних единиц к другим.

- что показывает число в таблице?

4. Какую закономерность (закономерности) Вы наблюдаете в таблице?

7. Какое практическое значение имеют данные таблицы?

8. Найдите жидкости, имеющие плотность большую, чем плотность дуба?

9. Существуют ли в природе  твердые вещества меньшей плотности, чем жидкость самой малой плотности.

10. Существуют ли в природе газы большей? плотности, чем жидкость самой малой плотности?

11.Одинаковая ли плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях? Давайте проверим есть ли такие вещества в нашей таблице? Объясните, почему плотности разные?

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения. Выполняют задание, выводят правило. Оценивают свою работу.

Работают с таблицей, отвечают на вопросы

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, 9 мин.

Организует работу, и проверку задания рабочего листа по образцу.

Выполните задание 4 . (Приложение 1)

-Сравните с образцом

(Приложение 2, слайд 6)  

Организует решение экспериментальных и качественных задач.

-Пользуясь таблицей плотности,  и знаниями решим несколько задач.

 -Правильно ли Санька в фильме использовал ареометр?

1)Определите плотности жидкости с помощью ареометра (масло и вода, молоко). Сравните результаты с табличными значениями.

Организует решение качественных задач по рисункам № 228, 232, 234, 235[4, стр. 31].

Выполните задание 5 в рабочем листе, сравните  с эталоном и оцените работу соседа по парте.  (Приложение 2, слайд 7)  

Выполнение упражнений по новой теме, Самопроверка. Оценивание

Решают задачи, отвечают.

Трое учащихся измеряют плотность жидкостей на демонстрационном столе.

Проводят взаимопроверку работы.

8.Информация о домашнем задании,

2 мин.

Комментирует дифференцированное домашнее задание.

- §22, ответ по плану(на «3»);

- §22, упр. 7(1, 2, 4) (на «4»);

 - §22,Упр.7 (3,5) (на «5»).

 Принести клубень картофеля.

Записывают задание, задают вопросы.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, 3 мин.

Организует работу учащихся, заслушивает ответы учащихся.

Учитель:

В правой колонке подчеркните свой ответ  из предложенных вариантов.  

1. На уроке я работал

активно/ пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен/ не доволен

3.Урок для меня показался

коротким/ длинным

4. За урок я

не устал/ устал;

5. Материал урока мне был

Понятен/ не понятен;

полезен/ бесполезен;

интересен/ скучен.

6.Домашнее задание мне кажется

легким/ трудным;

интересным/ неинтересным.

2) найдите среднее арифметическое ваших заработанных баллов, округлите до целого числа. Выставьте себе оценку.

3)Расскажите о своей работе на уроке  с помощью таблицы.

Благодарит учащихся за урок, прощается.

Делятся мнением о своей работе на уроке.

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на уроке (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников).

Источники.

  1. [Электронный  ресурс] Фрагмент фильма «Два капитана». https://yadi.sk/i/uJE24BzNwqb6Ww
  2. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
  3. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина/ Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.
  4. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 2011.



Предварительный просмотр:

  1. Рассмотрите тела из набора, который находится у вас на столе. Сравните объемы  тел.  Сравните их массы с  помощью весов. Занесите данные в таблицу.  Сделайте вывод.

Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.

Вещество (одинаковое/разное)

Массы – m1 и m2 (равны, не равны)

Объемы – V1 и V2 ((равны, не равны)

Вывод:  Тела…………………объёма, сделанные из …………………..веществ(а), имеют ……………………….массы.

Оцените  свою работу

2. План изучения физической величины

1.Что показывает физическая величина?________________________________

2.Определение величины_____________________________________________

__________________________________________________________________

3.Обозначение______________________________________________________

4.Формула:

5.Единицы измерения физической величины____________________________

6.Прибор для измерения физической величины_________________________

Оцените  свою работу

3.Заполни по приведенному образцу

Вещество

Плотность

Сталь

7800= 7800*== 7,8

Алюминий

2700=

Парафин

900=

Правило___________________________________________________________

Оцени свою работу

4.      Задание 22.3 [3, c.30]

5.      Задание 22.4 [3, c.30]

Оцени свою работу

6.

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.  

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

Твоя оценка за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вещество Массы объемы Одинаковое Разные Разные Тела разного объема из одного вещества имеют разные массы Разное Равные Разные Тела разного объёма из разных веществ имеют равные массы Разное Разные Равные Тела равного объема из разных веществ имеют разные массы Эксперимент

Слайд 3

Показывает , чему равна масса вещества, взятая в объёме 1 м 3 . Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму .  ( ро ) = 1 (СИ) или 1 ареометр Плотность вещества

Слайд 4

Ареометры применяются для измерения: плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах; плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов; плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др. Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - и змерять ) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел. Ареометры

Слайд 5

Перевод единиц Правило: : 1000 * 1000

Слайд 6

Заполни пропуски осмий алюминия 2700 1000 900 больше

Слайд 7

А его объем меньше

Слайд 8

«3» - рассказ о плотности по плану, упр. 7(2). «4» - рассказ о плотности+ упр. 7(1,3). «5» рассказ о плотности по плану, упр. 7 (3), придумать и нарисовать 2 задачи. Всем: принести картофель 2 шт. разных сортов Домашнее задание

Слайд 9

1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5 . Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 6 .Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным

Слайд 10

Спасибо за работу на уроке! Удачи в изучении физики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР по теме «Основные классы неорганических веществ»

Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР. Урок – закрепление нового материала. Тема урока «Основные классы неорганических веществ» ....

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества.  Химическая связь» на основе ЭОР....

Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски

Методическая разработка урока  по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...

Технологическая карта "Простые вещества, образованные кислородом"

Технологическая карта для учащихся включает учебный материал и задания для изучения темы "Кислород и озон" в 8 классе....

технологическая карта урока по физике "Плотность вещества"

Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Плотность вещества" разработана в соответствии с учебником А. В. Пёрышкина. Урок изучения нового материала с использованием ЭОР и эксперименталь...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...