Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования “Легоконструирование” 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)
Предлагаемая программа имеет техническую направленность, она предназначена для дополнительного изучения физики.
Актуальность программы состоит в том, что учебные занятия с использованием Лего-конструктора способствуют развитию конструкторских, инженерных и общенаучных навыков, помогают по-другому посмотреть на вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики, обеспечивают вовлечение учащихся в научно-техническое творчество.
Программа ориентирована на учащихся 7-х классов, количество детей в группе – 12–15 человек. Реализация программы предполагает проведение дополнительных занятий: 2 ч в неделю, в год 76 ч, срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop-legokonstruirovanie-stenina-rabochaya_programma.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании педагогического совета от «29» августа 2019 г. Протокол № 104 | Утверждаю Директор ГБОУ № 1793 В.В.Верёвочкин «02» сентября 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Легоконструирование»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: техническая
Уровень: Ознакомительный
Возраст обучающихся: 12 – 13 лет
Срок реализации: 1 учебный год или 9 месяцев
Автор-составитель (разработчик):
Стенина Ирина Викторовна
педагог дополнительного образования,
учитель физики
г. Москва,
2019 год
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования
“Легоконструирование”
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет техническую направленность, она предназначена для дополнительного изучения физики.
Актуальность программы состоит в том, что учебные занятия с использованием Лего-конструктора способствуют развитию конструкторских, инженерных и общенаучных навыков, помогают по-другому посмотреть на вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики, обеспечивают вовлечение учащихся в научно-техническое творчество.
Программа ориентирована на учащихся 7-х классов, количество детей в группе – 12–15 человек. Реализация программы предполагает проведение дополнительных занятий: 2 ч в неделю, в год 76 ч, срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев).
Главным критерием отбора учащихся в группы является желание ребенка приобрести технические навыки.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние учащиеся получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ученик выступает как субъект деятельности, субъект развития. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Цель курса: формирование целостного представления о мире техники, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательско-конструкторских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи курса:
- развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению техники;
- ознакомление с основными принципами механики;
- познакомить учащихся с достижениями науки и техники;
- развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием Лего-конструктора;
- воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
- воспитание уважения к творцам науки и техники;
- воспитание патриотизма через изучение истории техники в России;
- развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной информацией;
- развитие умений практически применять физические знания в жизни;
- развитие навыков конструирования, моделирования;
- развитие творческих способностей;
- формирование у учащихся активности, самостоятельности, инициативы.
Основные формы и приемы работы с учащимися:
- Беседа
- Конференция
- Выставки
- Конкурсы
- Экскурсии
- Конструирование, моделирование
- Игры
- Викторины
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, конференциях.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Лего-конструкторы
- Технологические карты, книги с инструкциями
- Демонстрационный видео и фотоматериал, презентации
- Компьютер, электронная доска
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. ТБ. | 1 | 1 | 0 |
2 | Ранняя физика. Античная физика. От натурфилософии к статике Архимеда. | 2 | 1 | 1 |
3 | Простые механизмы. | 3 | 1 | 2 |
4 | Сборка моделей. | 4 | 0 | 4 |
5 | Использование простых механизмов в быту и технике. | 3 | 1 | 2 |
6 | Сборка моделей. | 4 | 0 | 4 |
7 | Атомизм. Физика Аристотеля. | 1 | 1 | 0 |
8 | Физика средних веков. Физика эпохи Возрождения. | 3 | 1 | 2 |
9 | Живая механика да Винчи. | 3 | 1 | 2 |
10 | Ветряная мельница. Сборка моделей. | 4 | 1 | 3 |
11 | Механические машинки. Сборка моделей. | 4 | 1 | 3 |
12 | Галилей: создание экспериментальной физики. Создание классической механики: Гюйгенс и Ньютон. | 1 | 1 | 0 |
13 | Маятниковые часы. Сборка моделей. | 4 | 1 | 3 |
14 | Гидравлический подъемник. Сборка моделей. | 4 | 1 | 3 |
15 | Выставка моделей. | 1 | 0 | 1 |
16 | Виртуальная экскурсия в технический музей. | 1 | 1 | 0 |
17 | Исследования по электричеству и магнетизму: от Гальвани до Максвелла. | 1 | 1 | 0 |
18 | Самодвижущиеся механизмы. Сборка моделей. | 4 | 1 | 3 |
19 | Ветрогенератор. Сборка моделей. | 4 | 1 | 3 |
20 | Автомобиль на солнечных батарейках. Сборка моделей. | 4 | 1 | 3 |
21 | Выставка моделей. | 1 | 0 | 1 |
22 | Роботы на службе человека. | 3 | 1 | 2 |
23 | Рука робота. Сборка моделей. | 4 | 1 | 3 |
24 | Башенный кран. Сборка моделей. | 4 | 1 | 3 |
25 | Лего-фантазия. Сбор моделей. | 2 | 0 | 2 |
26 | Выставка моделей. | 1 | 0 | 1 |
27 | Развитие современной физики. | 2 | 1 | 1 |
28 | Викторина «Физикам о физиках» | 1 | 0 | 1 |
29 | Игра «Тайны черных ящиков». | 1 | 0 | 1 |
30 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 |
ИТОГО | 76 | 22 | 54 |
Литература
- С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 .
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
- Д.В. Григорьев, П.В. Степанов « Внеурочная деятельность школьников»- М., Просвещение, 2010.
- Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.
- Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
- Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
- Энциклопедия для детей "Аванта+". Том 16. Физика. Части 1 и 2, Издательство: Аванта+, 2000. - 448 с.
- Энциклопедия для детей Аванта Том Техника, Издательство: Аванта+, 1999. - 688 с.
- Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
- Лего+физика.http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/
- Робототехника для детей и родителей. С.А. Филиппов. – Спб.: «Наука», 2011. – 263 с.
- Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе», Волгоград.«Учитель», 2010 г.
- Уроки Лего-конструирования в школе. Авторы: Александр Злаказов, Геннадий Горшков, Светлана Шевалдин. Бином. Лаборатория знаний, 2014г.
- Робототехника для детей и родителей. Авторы: Сергей Филиппов, Наука, 2011 г.
- В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
- Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999.
- Кудрявцев П. С. История физики. Т. I—III. M.:Просвещение, 1956—1971.
- Лазарев П. П. Очерки истории русской науки /Под ред. С. И. Вавилова и М. П. Воларовича. М.: АН СССР, 1950.
- Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под ред. И. В. Кузнецова. М.: ГИ ФМЛ, 1961.
- Мещанский В. Н., Савелова Е. В. История физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981.
- Развитие физики в России. Т. I—II. М.: Просвещение, 1970.
- Развитие физики в СССР. Кн. 1 и 2. М.: Наука, 1967.
- Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины XX в. М.: Наука, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования
Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования...
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Мир красок"
Общеразвивающая программа "Мир красок" модифированная, по изодеятельности, для детей в возрасте 7-10 лет, срок реализации - 1 год....
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Волшебный крючок"
Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструирование»
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Легоконструирование" - позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школь...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Экспериментатор»
Несмотря на то, что у учащихся 4-6 классов в школьной программе еще нет физики и химии, они уже в состоянии делать логические выводы из увиденного, а также делать простые проекты в этой области, позна...
Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей художественной направленности «Квиллинг»
Занятия по разделу "Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг" способстуют самовыражению в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игро...