Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструирование»
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Легоконструирование" - позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "ЛЕГОконструирование" | 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика муниципального образования Тимашевский район
Утверждено
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №13(протокол №1 от30.08.2021 г)
Председатель ___________________А.Н.Олейников
«___»______________2021 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Легоконструирование»
Уровень образования – начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов – 135 часов
Возраст обучающихся 6,5-9 лет
Направление - общеинтеллектуальное
Форма проведения занятий – еженедельные регулярные занятий, 2 часа в неделю
Программа разработана Щербак Татьяной Александровной, педагогом-организатором МБОУ СОШ №13
на основе ФГОС начального общего образования
с учётом основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №13
с учётом методического пособия Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГОконструирование» для обучающихся 6,5-9 лет разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №13 с использованием авторского издания Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.
Курс «ЛЕГОконструирование» – позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель программы: - развитие начального научно-технического мышления, творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов Лего.
Задачи программы:
- развивать образное мышление ребёнка, непроизвольную память;
- развивать умение анализировать объекты;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
- закладывать основы бережного отношения к оборудованию;
- закладывать основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и коллектива в целом;
- формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и искать собственное решение;
- подготовка к участию в конкурсах и соревнованиях по лего-конструированию.
Одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Главным отличием является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.
Актуальность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты, обозначенные в «Программе воспитания МБОУ СОШ №13», в модуле 3.2. «Курсы внеурочной деятельности».
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
· вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
· формирование в кружках, секциях и детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
· создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
· поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
· поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
На изучение курса «ЛЕГОконструирование» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 занятию в неделю продолжительностью 35 минут, во 2-4 классах – 34 часа, по 1 занятию в неделю.
Содержание курса
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).
1-2 класс (68 ч)
Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, справа – слева, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше и др.) Геометрические формы в окружающем мире.
Способы соединения деталей. Конструирование по образцу, схеме, творческому замыслу. Конструирование по технологической карте. Программирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон. Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. Конструирование моделей «Танцующие птицы», «Умная вертушка» «Обезьянка-барабанщица» и др.
Свободное конструирование
3 -4 класс(68 ч)
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. Конструирование по схеме, по образцу, по технологической карте и собственному замыслу. Колесо. Ось. Ременная передача. Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы. Модель «Машина с толкателем» Модель «Тележка». Модель «Эскалатор» Модель«Подъемный кран»и др. Творческие проекты. Составление схем собственных моделей. Конструирование собственных моделей. Изготовление моделей для соревнований
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
- Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному наследию;
- Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении познавательных задач, выполнении экспериментов, создании проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе данной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания).
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы со справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности.
4. Физического воспитания и формирования культуры здоровья осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения коммуникативной компетентности в общественно полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
8. Экологического воспитания.
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов курса; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
- умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
- умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
- формирование социально адекватных способов поведения;
- формирование умения работать с информацией.
Предметные результаты
1 -2 класс Предметными результатами изучения курса по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
- ступенчатые способы соединения деталей и их виды;
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали различными способами;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- грамотно выражать свои мысли.
3-4 класс
- способы соединения подвижных деталей и их виды;
- виды аккумуляторов конструктора и способы их подсоединения;
- алгоритмы конструирования подвижных механизмов;
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения;
- объединять детали в различную композицию;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны машин, механизмов и конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
Тематическое планирование кружка внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности (УУД) | Основные направления воспитательной деятельности |
1-2 класс | 68 | Вводное занятие. Разноцветная лесенка. | 2 | ||
Конструирование по схеме. | 2 | ||||
Конструирование по образцу. | 2 | ||||
Конструирование способом «Мозаика». | 2 | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Игры с конструктором «Лего». | 2 | ||||
Конструирование по творческому замыслу | 2 | ||||
Конструирование по образцу и творческому замыслу. | 2 | ||||
Конструирование по технологической карте. | 2 | ||||
Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. | 2 | ||||
Программирование. Мощность мотора. | 2 | ||||
Программирование. Звуки. Надпись. Фон | 2 | ||||
Блок «Цикл» | 2 | ||||
Мотор и ось | 2 | ||||
Зубчатые колёса | 2 | ||||
Датчик наклона и расстояния | 2 | ||||
Червячная зубчатая передача | 2 | ||||
Кулачок | 2 | ||||
Рычаг | 2 | ||||
Шкивы и ремни | 2 | ||||
Модель «Танцующие птицы». Ременные передачи. | 2 | ||||
Модель «Умная вертушка». Влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. | 2 | ||||
Модель«Обезьянка-барабанщица». Изучение принципа действия рычагов и кулачков. | 2 | ||||
Модель «Голодный аллигатор» | 2 | ||||
Модель «Рычащий лев» | 2 | ||||
Модель«Порхающая птица» | 2 | ||||
Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов | 2 | ||||
Покорители космоса. | 2 | ||||
Программирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон. | 2 | ||||
Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. | 2 | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Игры с конструктором «Лего». | 2 | ||||
Конструирование по образцу и творческому замыслу. | 2 | ||||
Конструирование по технологической карте. | 2 | ||||
Конструирование собственных моделей. | 2 | ||||
Конструирование собственных моделей. Выставка собственных моделей. | 2 | ||||
3-4 класс | 68 | Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером | 2 | ||
Конструирование по творческому замыслу. Конструирование собственных моделей. | 2 | ||||
Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. | 2 | ||||
Колесо. Ось. | 2 | ||||
Поступательное движение конструкции за счет вращения колёс. | 2 | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Модель «Машина с толкателем» | 2 | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Модель« Тягач с прицепом» | 2 | ||||
Творческий проект «Тележка» | 2 | ||||
Защита проекта «Тележка» | 2 | ||||
Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов | 2 | ||||
Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы. | 2 | ||||
Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы. | 2 | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Модель «Подъемный кран» | 2 | ||||
Конструирование по технологической карте. Модель «Эскалатор» | 2 | ||||
Ременная передача. Модель «Крутящий столик» | 2 | ||||
Ременная передача. Модель «Крутящийся стульчик» | 2 | ||||
Творческий проект «Живые картинки» | 2 | ||||
Защита творческого проекта «Живые картинки» | 2 | ||||
История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению. | 2 | ||||
Сбор моделей по представлению. | 2 | ||||
Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению. | 2 | ||||
Игры с конструктором «Лего». | 2 | ||||
Конструирование по технологической карте. Модель гоночного автомобиля | 2 | ||||
Игры с конструктором «Лего». | 2 | ||||
Творческий проект «Автомобиль будущего» | 2 | ||||
Защита проекта «Автомобиль будущего» | 2 | ||||
Космические корабли | 2 | ||||
Игры с конструктором «Лего». | 2 | ||||
Конструирование по технологической карте. Колесо обозрения | 2 | ||||
Строительство по замыслу детей | 2 | ||||
Дом на колесах | 2 | ||||
Составление схем собственных моделей. | 2 | ||||
Конструирование собственных моделей. | 2 | ||||
Изготовление моделей для соревнований. Соревнования среди 4 классов. | 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИ1Я
Учебно-методическая литература для учителя
1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
3.Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education: «Первые механизмы» (набор конструктора 9656);
4.Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education «Машины, механизмы и конструкции с электроприводом» (набор конструктора 9645 или 9630).
Учебно-методические средства обучения
1.Учебно-наглядные пособия:
- схемы, образцы и модели;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
- мультимедиаобъекты по темам курса;
- фотографии.
2. Оборудование:
- тематические наборы конструктора Лего;
- компьютер;
Электронно-программное обеспечение:
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационный экран;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- магнитная доска;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер;
- интерактивная доска.
Методическое обеспечение программы:
Интернет-ресурсы:
- http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
- http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
- http://www.lego.com/education/
- http://www.wroboto.org/
- http://www.roboclub.ru/
- http://robosport.ru/
- http://lego.rkc-74.ru/
- http://legoclab.pbwiki.com/
- http://www.int-edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...