Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Мир красок"
рабочая программа

Трутнева Айниса Мадарисовна

Общеразвивающая программа "Мир красок" модифированная, по изодеятельности, для детей в возрасте 7-10 лет, срок реализации - 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trutneva_programma_mir_krasok.docx752.81 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user2\Pictures\2019-02-11\002.jpg

Вводная часть

1 . Пояснительная записка----------------------------------------   3стр

2.  Цель и задачи обучения------------------------------------------ 5стр

3.  Сроки реализации программы---------------------------------- 6стр        

4.  Способы проверки результатов--------------------------------  6стр

5. Предполагаемый результат программы-----------------------  7стр

6. Учебно-тематический план -----------------------------------    8-9 стр.

7. Содержание программы------------------------------------------ 9-13стр  

8. Оценка эффективности к концу 1 года обучения----------- 13-14 стр.

9. Методическое обеспечение -------------------------------------- 14-16 стр.

10. Литература--------------------------------------------------------- 16 стр.

 Приложение----------------------------------------------------------- 17-23 стр.


Пояснительная записка

Данная программа, как нормативный документ, разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012г.;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
  • Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.№41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  образовательных  организаций  дополнительного  образования детей»;
  • Письмом департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 «06-1844 (приложение №1 «примерные требования к программам дополнительного образования детей»).
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.10.06 г, №06-1616» (см. Приложение 2. Примерные объемы программ и наполняемость групп обучающихся).

Направленность программы

Образовательная программа «Мир красок» модифицированная художественной  направленности, так как в процессе освоения данной программы   педагог воспитывает у детей интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение.

Отличительные особенности и новизна программы

Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее сложных задач в рисовании - это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

Программа «Мир красок» помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.

На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы педагога из жизни выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.

Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения искусства: И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»; Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов «первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Шишкин «На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя». Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров — дымковской игрушкой, городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.

Следует помнить, что огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно — эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое прочувствование художественных образов, создает соответствующий эмоционально - образный настрой.

Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине

Детский рисунок, процесс рисования это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что - то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность

невозможно охватить какими - то правилами, единственными и обязательными для всех.

Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, педагог незаметно прикасается к этим уголкам.

Актуальность программы

Программа «Мир красок» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.

Огромнейшей задачей является воспитание человека - человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамотности не может быть полного эстетического воспитания и художественного образования.

Цели и задачи:

Цель программы по ИЗО «Мир красок» — формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению внимательно вглядываться в жизнь, в накапливании опыта понимания красоты.

Основными задачами являются:

  • Стремление к совершенствованию и гармонии;
  • Умение создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте;
  • Способность чувствовать и воспринимать незримую красоту;
  • Радоваться красоте во всех человеческих проявлениях;
  • Способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями, проникать в их глубь, в суть;
  • Способность видеть красоту во всех проявлениях природы и восхищаться ею;
  • Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей, искренности.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно — творческой деятельности, художественно — эстетическая пространственно - предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность.

Учитывая психофизические особенности воспитанников, основным видом деятельности является игра: игра - занятие, игра - сказка, игра - путешествие. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, продуманных детьми, становится красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк.

По форме занятия — групповые, преимущественно с одновозрастным составом.

Продолжительность занятий зависит по увлеченности детей. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания.

Программа также предусматривает оценку результатов творческой деятельности воспитанников: викторина, выставки, просмотры.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей.

 1-й год обучения - занятия 4 часа в неделю - 144 часа,

 

Возраст обучающихся: 7-10 лет.

Наполняемость учебной группы:

- в группе первого года обучения 15 человек;

Режим занятий

    Занятия учебных групп проводятся:

  •  первый год обучения -  два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час.

Способы проверки результатов

 В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • Текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  • через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестирование

Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами:

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 2 до 7 баллов - за «не во всём верный ответ»;

от 8 до 10 баллов — за «правильный ответ».

Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения. (Приложение 1,2,3)

Предполагаемый результат реализации программы:

  • наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;
  • понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
  • развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  • умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
  • использование   выразительных средств  для   создания   художественного образа;
  • усвоение   нравственно  -   эстетических  ценностей   и   стремление   ребят руководствоваться в повседневной жизни.

Программа «Мир красок» - это начало систематического приобщения школьников к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают воспитанники.

Планируемые результаты 1 года  обучения.

  • Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
  • Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
  • Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
  • Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия  (красный, желтый, синий цвета и их смеси).  
  • Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
  •  Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
  • Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность).
  • Умение отличать технику исполнения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЕРВОГО  ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

п/п

Теорет.

Практ.

Всего

1

Введение в программу

1

5

6

1.1

Знакомство с программой. Особенности первого года обучения

1

3

4

1.2

Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.

1

1

2

2

Живопись

1

33

34

2.1

Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов.

1

5

6

2.2

Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

1

5

6

2.3

Праздник тёплых и холодных цветов

1

6

7

2.4

Твоё настроение. Рисуем дождь.

1

4

5

2.5

Хоровод лесных растений

1

9

10

3

Рисунок

1

35

36

3.1

Волшебная линия

1

7

8

3.2

Композиция. Выделение композиционного цвета

1

6

7

3.3

Создаём красивые узоры из точек.

1

8

9

3.4

Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек

1

7

8

3.5

Форма. Мои любимые игрушки

1

9

10

4

Декоративное рисование

3

41

44

4.1

Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы.

1

5

6

4.2

На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи.

1

5

6

4.3

Декоративные узоры

1

5

6

4.4

Орнамент

1

5

6

4.5

Сказочная рыбка.

1

3

4

4.6

Птицы - наши друзья. Учимся рисовать птиц.

3

5

8

4.7

Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных

1

7

8

5

Выразительные средства графических материалов

1

15

16

5.1

Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали

1

7

8

5.2

Пастель. Урок — фантазия. Удивительная страна

1

7

8

6

Урок любования. Итоговое занятие

2

4

6

  7

Экскурсии в музеи и на выставки

1

1

2

Итого

11

27

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Раздел 1. Введение в программу (6ч)

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным  планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.

Раздел 2. Живопись (34ч)

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски па службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод - тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес»

Тема 2.4. Твоё настроение. Рисуем дождь.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность   как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Тема 2.5. Хоровод лесных растений

Работа с акварелью, гуашью.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».

Раздел 3. Рисунок (36ч.)

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.

Линии - начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 3.2. Композиция

Выделение композиционного центра.

Практическое занятие. Рисование предметов природного мира.

Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек

Точка — «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Пятно

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создания пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множество точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

 Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя»

Тема 3.5 Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения па бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки».

Раздел 4. Декоративное рисование (44ч)

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Мир полон украшений

Рисование простых цветов

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок», «Образ из пятна».

Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи

Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное солнце».

Тема 4.3. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов - ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Тема 4.4. Орнамент.

Орнамент - повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 4.5. Сказочная рыбка

Сказка - любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».

Тема 4.6. Птицы — наши друзья. Учимся рисовать птиц.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте», «Сказочная птица».

Раздел 5. Выразительные средства графических материалов (16ч)

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 5.1. Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема 5.2. Пастель. Урок — фантазия. Удивительная страна

Художественная возможность пастели. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и копчиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 6. Урок любования. Итоговое занятие (6ч)

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки (2ч)

Посещение      художественных     музеев      и      выставок,      знакомство     с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

Оценка эффективности программы к концу 1-го года обучения

К концу первого года обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  • понятие симметрии;
  • контрасты форм;
  • свойства красок и графических материалов;
  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
  • основные   приёмы   бумажной   пластики   (складывание   и   скручивание бумаги);

уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие  общеучебные  умения и личностные качества:

  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • трудолюбие;
  • самостоятельность;
  • уверенность в своих силах.

Методическое обеспечение

1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.

  • Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации.
  • Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения.
  • Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.
  • После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт.   Таким   образом,   педагог  раскрывает творческие   возможности работы над определённым заданием.
  • Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
  • В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
  • Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
  • На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
  • Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
  • Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
  • Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
  • Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
  • Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка - «Золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
  • Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
  • В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.

2. Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.

В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания.

Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ. У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на будущее, а главное - становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством.

Преемственность и согласованность данной программы позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному приобретению школьных знаний.

На занятиях присутствует сотворчество педагога и детей, объединенное общим содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям, используется художественное слово (потешки, загадки и стихи). Все это вызывает у детей эмоциональный отклик и создает радостное настроение. Дети становятся духовно богаче, задумываются о смысле жизни, становятся быть добрыми и учатся сострадать. От искусства человек прозревает. Это есть то главное, чему учат  занятия по изобразительному искусству «Мир красок».

Литература.

1. Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.

2. Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.

3. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.

4. ФионаУотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2004 г.

5. Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.

6. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.

7. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.

8. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.

9. Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург

«Аврора» 1991.

10.3апаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.

11 . Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.


Приложение  

Промежуточная аттестация обучающихся объединения «Акварелька»

по  общеразвивающей программе «Мир красок»

Цель: Определение ЗУН учащихся за первое полугодие обучения в соответствия с требованиями образовательной программы «Мир красок».

Задачи:

образовательная – выявить уровень усвоения программы

развивающая – развивать умение свободно общаться, вести диалог, как с педагогом, так и с другими учащимися

воспитательная – воспитывать чувства сопереживания учащихся за ответы других, чувство взаимопомощи.

Материалы и оборудование:

1. Игровое поле «Страна Знайка»

2. Лепестки с вопросами

3. Карточки с практическими заданиями

4. Простые и цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы

5. Лист аттестации учащихся

6. Критерии оценки учащихся.

Ход аттестации:

Педагог предлагает поучаствовать учащимся в игре, выполнить задания, которые им выпадут на игровом поле. Каждый сегмент поля окрашен в определённый цвет, который определяет тему вопроса или задания. Педагог знакомит с правилами игры, создаёт непринуждённую эмоциональную атмосферу в группе.

Учащиеся по очереди крутят игровую стрелку и выполняют задания: теоретические и практические.

Педагог фиксирует в листе аттестации уровень выполнения заданий в соответствии с критериями оценки.

По окончанию игры, педагог подводит итоги и поздравляет учащихся с успешным завершением полугодия.

Проводится рефлексия учащихся: что было интересно, что сложно, какие проблемы возникали в процессе игры? Предложения и пожелания учащихся.

Теоретические вопросы к игре.

1. Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

2. Стилизация – упрощённый чёткий контрастный линейный рисунок, в основе  которого лежит штрих, пятно, линия.

3. Композиция (от латинского «componere» — складывать, строить) — термин, употребляемый в искусствоведении.

 Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Термин "композиция" применяется в двух аспектах:

  • 1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
  • 2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.

4. Эскиз – предварительный рисунок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части.

Эскиз – быстро выполненный свободный рисунок.

Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике.

5. Цветоведение – это наука, которая рассказывает о цвете.

1. Назвать основные цвета в цветоведении (жёлтый, красный, синий).

2. Назвать холодные цвета (синий, голубой, розовый, зелёный, фиолетовый, изумрудный и т.д.)

3. Назвать тёплые цвета (жёлтый, оранжевый, красный, бордовый, коричневый и т.д.)

4. Из каких цветов состоит радуга, какие из них дополнительные (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

5. Этапы выполнения творческой работы (задумка замысла, эскиз, подбор материалов и инструментов, изготовление работы, оформление, выставка).

Практические задания к игре.

Задание №1

1. Дорисовать картинку по образцу.

2. Дорисовать симметричную картинку.

3. Дорисовать узор орнамента в полосе.

4. Дорисовать недостающие детали в рисунке.

5. Дорисовать декоративные элементы в рисунке.

6. Нарисовать картинку по словесному описанию.

Задание №2

1. Стилизованное изображение ели.

2. Стилизованное изображение кошки.

3. Стилизованное изображение птицы.

4. Эскиз узора для крыльев бабочки в технике «джутовой филиграни»

5. Узор из растительных элементов в круге.

6. Эскиз творческой работы в технике «джутовой филиграни»

Аттестационный лист учащихся.

Критерии оценки учащихся.

В – высокий уровень.

Учащийся хорошо понимает и знает основные понятия и формулировки по программе. Знает разные виды ДПИ, легко ориентируется в них, может назвать материалы, знает этапы выполнения любой работы. Учащийся умеет работать самостоятельно, не затрудняется, не сомневается. В совершенстве владеет различными приемами работы и в различных техниках.

С – средний уровень.

Учащийся старается работать самостоятельно. Не всегда, получается, правильно дать определение понятию. Возникают трудности в подборе нужного цвета, материала, формы при выполнении самостоятельной работы. Часть работы выполняет под руководством педагога.

Н – низкий уровень. 

Не умеет работать самостоятельно, не правильно пользуется материалами и инструментами. Не знает основных и дополнительных цветов, понятий, определений. Затрудняется в поисках композиции. Не знает виды ДПИ, техник и этапов выполнения работ.

Дата ________________ Педагог ДО ___________________ Трутнева.А.М.

Итоговая контрольная работа по

изобразительному искусству

_____________________________________________

Ф.И. учащегося

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

   Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной

   деятельности их можно использовать. Соедини стрелками название

   художественного материала и вид художественной деятельности, в которой   используется этот материал.

Художественные материалы

 

 Виды художественной деятельности

Карандаш

  аппликация

Бумага, ножницы, клей

 Лепка

Пластилин

Декоративная роспись

Гуашь

Конструирование

Пастель

Живопись

Фломастеры, уголь

Рисование

         

          Рассмотри репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень».  Вставь      пропущенное слово или словосочетание.

Картина вызывает настроение______________________________________________

(умиротворенное, спокойное; грустное, печальное), потому что художник изобразил___________( осень, весну) которая окрасила природу в свои_________________ (осенние, весенние)   цвета  _____________________________________________

(желтый, золотистый, оранжевый; голубой, фиолетовый , зеленый). Они такие_____________(яркие, темные), что сначала, кажется: вся картина написана разными тонами ______________(желтого, голубого) цвета. Это__________________ (золотая, холодная) осень. Она очаровывает своей красотой.

 Создай композицию на плоскости на одну из тем: «Весна  пришла»,  «Морские  жители», «Цветущий сад». Тему для композиции и художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному вами образу, выбери самостоятельно.

Тестовые задания

Содержание вопроса

Варианты ответа

Выбор ответа

Оценка педагога

Цветоведение

1. Назовите основные цвета

А. желтый, зеленый, красный;

Б.  красный, синий, зеленый;

В.  желтый, красный, синий;

 

 

2. Какие цвета относятся к теплым?

А  белый, оранжевый;

Б.    желтый, красный;

В.    синий, фиолетовый;

 

 

3. Какие цвета относятся к холодным?

А.   синий, зеленый;

Б.   голубой, черный;

В. фиолетовый, коричневый;

 

 

4. Выберите правильный ответ. Какие цвета относятся к нейтральным?

А.  красный, синий, желтый;

Б.   зеленый, голубой, оранжевый;

В.  белый, серый, черный;

 

 

5.  Цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге называются:

А.  нейтральные

Б.  холодные

В.  контрастные

 

 

6. В каком колорите написана картина  Левитана  «Золотая осень»

 А.  холодном

 Б.  теплом

 

 

Жанры живописи

1. Натюрморт – это изображение

 А.  мертвой натуры;

 Б.  живой природы

 

 

2. При выполнении парадного портрета человека изображают:

 А.  в полный рост;

 Б.  поясное изображение;

 В.  поплечное изображение;

 

 

3. В анималистическом жанре изображают:

А.  боевые сражения;

 Б.  животных;

 В.  природу;

 

 

4. В жанре «марина» изображают:

 А.  фигуры людей;

 Б.  животных;

 В.  водную стихию;

 

 

5. В каком жанре написана картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

 А.  натюрморт;

 Б. маринистический;

 В.  батальный

 

 

Трутнева Айниса Мадарисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Волшебный крючок"

Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасн...

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования “Легоконструирование” 7 класс

Предлагаемая программа имеет техническую направленность, она предназначена для дополнительного изучения физики.Актуальность программы состоит в том, что учебные занятия с использованием Лего-конструкт...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Экспериментатор»

Несмотря на то, что у учащихся 4-6 классов в школьной программе еще нет физики и химии, они уже в состоянии делать логические выводы из увиденного, а также делать простые проекты в этой области, позна...

Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей художественной направленности «Квиллинг»

Занятия по разделу "Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг" способстуют самовыражению  в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игро...