Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Волшебный крючок"
рабочая программа

Татьяна Алексеевна
Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасное и не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Волшебный крючок"282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел  образования  администрации  Мучкапского  района

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение  

дополнительного  образования  

«Дом  детского  творчества»  

 

Принята  на  заседании  педагогического  совета

от   «___»_________20__ г.

Протокол  №___    

«Утверждаю»

Директор  МБОУ ДО  

 «Дом  детского творчества»

_________  Т.А.  Ерохина

приказ № ___

«___»_____________20__г.



Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

художественной  направленности

  «Волшебный крючок»

вязание крючком

(ознакомительный  уровень)

Возраст  учащихся –  8-15  лет,

срок  реализации –   1  год  

Автор-составитель:                                                                                        

                                                                                                   Трубникова

Татьяна Алексеевна  

                                                                      

педагог  дополнительного образования

                                                                                               

 

р.п.  Мучкапский

20___ г.

   

Информационная  карта

        

         

Ф.И.О. педагога

Трубникова Татьяна Алексеевна

Вид  программы

модифицированная

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

прикладное  творчество

Направленность  деятельности

художественная

Способ  освоения содержания  образования

практический

Уровень  освоения  содержания  образования

ознакомительный

Формы  реализации  программы

групповая

Продолжительность  реализации  программы

1 год

 

Блок № 1. «Комплекс  основных  характеристик  дополнительной

                            общеобразовательной  общеразвивающей  программы»

1.1 Пояснительная  записка

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Эстетическое воспитание детей характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируется художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности.

Вязание – вид рукоделия очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком – прекрасное и  не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

 Изначально для вязания вместо крючка использовали тонко заточенную деревянную палочку. Гораздо позже появилась согнутая головка, которая, модифицировавшись, дошла до наших дней.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, потому что исходный материал - пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Еще одним положительным моментом этого вида творчества, является его доступность в любой обстановке, ведь крючок и клубочек могут поместиться даже в самой маленькой сумочке.

Вязание крючком увлекает и восхищает, ведь из ничего при хорошем воображении, усидчивости и желании можно сделать настоящий шедевр. Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит за ней легче проследить и ее легче поймать.  

Дети, увлеченные работай,  представляют поставленную перед собой цель, подчиняют ей способ и порядок выполнения действий, преодолевают несложные препятствия, оценивают полученный результат. Развивается способность анализировать, выделять и сопоставлять результаты деятельности товарищей.  

Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и с окружающими. Развивается взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности. Работа по вязанию помогает развивать точность и ловкость движений рук, воспитывает усидчивость, аккуратность в работе, умение доводить задуманное до конца. Работа по вязанию развивает элементарные математические представления: дети быстрее осваивают счет в пределах 20, легко ориентируются в пространстве (верх, низ, право, лево), работают по схеме. Вывязывая воздушные петельки, дети непроизвольно их считают, выполняя аппликации, закрепляют знания основных цветов и их оттенков. К тому же вязание прекрасно развивает мелкую моторику, координацию движения рук.  

 

Программа  «Волшебный крючок» - вязание крючком - художественной  направленности.

Приобщение  детей  к  этому  виду  искусства  произойдет  посредством  изучения теории  вязания крючком  и  применения  ее  при  изготовлении  работ на практике.

 Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время    уделяется большое  внимание  приобщению  детей   к обучению народным ремеслам.  Занятия таким видом творчества, как вязание крючком помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, это очень важно в любом возрасте. Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Педагогическая  целесообразность  программы   состоит   в  том,  что     содержание  данного  курса  дополняет  содержания  программ  начального и  среднего основного  общего  образования  по  предметам:  история,  изобразительное  искусство, технология. С  помощью данной  программы  возможно  приобщение  учащихся  к  лучшим  традициям  мировой  художественной  культуры  через  проектную  и  исследовательскую  деятельность.

Новизна данной программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком. Программа предлагает новые формы организации занятий, эффективные методы образовательно–воспитательной деятельности работы с детьми: беседа-показ, беседа-обсуждение, ситуационно-ролевые игры, викторины, конкурсы, самостоятельную работу, выставки вязаных изделий.  

Программа  рассчитана  для  девочек  и  мальчиков  в  возрасте:  8-15 лет.    Группы  могут  быть  как    одновозрастные,  так  и  разновозрастные.

Для  обучения  принимаются  все  желающие. Количество  учащихся  в объединении: 10-12  человек.

 Программа  рассчитана  на  140 ч. обучения  (4  занятия в  неделю: 2 х 2).  Продолжительность  одного  занятия - 45 мин.

        Срок  освоения  программы  1  год   (35  недель).  

Уровень  освоения  программы: ознакомительный.

Организация  образовательного  процесса  по  программе: очное  обучение.

Методы  обучения: словесный, наглядный,  практический,  объяснительно-иллюстративный,  игровой.

Методы  воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.

Форма  организации  образовательного  процесса: групповая.  

Категория  учащихся: учащиеся  школ.

Формы  организации  учебного  занятия: беседа,  практическое  занятие, выставки, игровые формы.

Педагогические  технологии: групповое обучение, проектная  деятельность

        

1.2  Цель  и  задачи  программы

     Цель      -  формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство и раскрытие его потенциала посредством овладения вязанием крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

 познакомить с историей и развитием художественного вязания;

обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

 научить чётко, выполнять основные приёмы вязания;

 обучить свободному пользованию простыми схемами из журналов и альбомов по вязанию и  составлению их самостоятельно;

 научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

        

2. Воспитательные:

привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы. Экономичное отношение к используемым материалам;

привить основы культуры труда.

3.Развивающие:

развивать образное мышление;

развивать внимание;

развивать моторные навыки;

развивать творческие способности;

 развивать фантазию;

 выработать эстетический и художественный вкус.

1.3  Содержание  программы

Учебный  план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма организации занятий

Форма аттестации/

Контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие

1

1

0

Беседа

Опрос

1

Вязание крючком как вид искусства

1.1

Вязание крючком как вид искусства

1

1

0

Беседа

Опрос

2

Инструменты  и материалы, необходимые для занятий.

 Пряжа для вязания, ее виды.

2.1.

Инструменты и материалы, необходимые для занятий.

2

1

1

Беседа.

Практическая работа

Опрос практическая

работа

2.2.

Пряжа для вязания

ее виды.

2

1

1

Беседа.

Практическая работа

Опрос практическая  работа

3.

Основные приемы вязания крючком. Техника вязания. Начальная и воздушная петля.

3.1

Основные приемы вязания крючком. Техника вязания

Начальная и воздушная петля

4

2

2

Беседа.

Практическая работа

Опрос практическая работа

4.

Посвящение в страну «Волшебного крючка». Конкурс на самую длинную воздушную цепочку

4.1.

Посвящение в страну «Волшебного крючка». Конкурс на самую длинную воздушную цепочку

2

0

2

Практическая работа

Практическая работа

5.

Условные обозначения. Упражнения из столбиков и воздушных петель.

5.1.

Условные обозначения

1

1

0

Теор.

занятие

Опрос

5.2.

Упражнения из столбиков и воздушных петель

7

0

7

Практ.

Занятие

Практическая работа

6

Теория и практика цвета.

6.1.

Цветовой спектр.

Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Холодные и теплые цвета

2

1

1

Теория/ практика

Опрос/

Практическая работа

7

Технология вязания  крючком игрушек с наполнителем.

Виды наполнителя.

Основные ошибки при вязании игрушек.

7.1

Технология вязания крючком

игрушек

 с наполнителем.

Виды наполнителя

2

1

1

Теор. /практика

Опрос/ практ. работа

7.2.

Основные ошибки при вязании игрушек

2

1

1

Теория/практика

Опрос

Практ. Работа

8

Игра рыбалка. Вязанные крючком рыбки. Вывязывание составных частей.  Сборка готового изделия. Наполнение. Украшение.

8.1.

Игра рыбалка.

Вывязывание составных частей рыбки.

10

0

10

Практическое занятие

Практическое занятие

8.2.

 Сборка готового изделия. Наполнение. Украшение.

Игра.

4

0

4

Практическое занятие

Практическое занятие /игра

9

Игрушка (животное) по выбору. Вывязывание составных частей. Наполнение. Сборка готового изделия. Украшение.

9.1

Вывязывание составных частей игрушки  

(голова, тело, лапки, ушки, хвостик)

12

0

12

Практическое занятие

Практическое занятие

9.2

Наполнение и сборка готового изделия. Украшение

4

0

4

Практическое занятие

Практическое занятие/конкурс

10

Игрушки –погремушки связанные крючком. Основа в игрушке погремушке.  Техника обвязывания крючком дополнительных предметов – составных частей игрушки. Общие понятия.

10.1

Игрушки-погремушки связанные крючком. Основа в игрушке погремушке.

Техника обвязывания крючком дополнительных предметов – составных частей игрушки.

Общие понятия

6

2

4

Теория/практика

Опрос практ. Занятие

11.

Вязание игрушки - погремушки по выбору.

Вывязывание составных частей. Сборка игрушки, украшение.

11.1

Игрушка-погремушка Вывязывание составных частей.

14

0

14

Практическое занятие

Практическое занятие

11.2

Сборка игрушки, украшение.

4

0

4

Практическое занятие

Практическое занятие/конкурс

12

Пальчиковые игрушки,  связанные крючком.

Групповая работа по мотивам сказки «Курочка ряба»

Зарисовка персонажей. Составление схемы работы. Вывязывание героев сказки.

12.1

Пальчиковые игрушки, связанные крючком.

Групповая работа по мотивам сказки «Курочка ряба». Зарисовка персонажей. Составление схемы работы.

4

1

3

Теория/практика

Опрос/ практ. Занятие.

12.2

Вывязывание героев сказки.

14

14

Практическое занятие

Выставка.

13

Игрушки –прыгуны крючком. Техника вывязывания круглого мячика крючком. Вязание нитками резинками. Вывязывание мячика по выбору учащегося.

13.1

Игрушки –прыгуны крючком. Техника вывязывания круглого мячика крючком. Вязание нитками резинками. Вывязывание мячика по выбору учащегося.

14

2

12

Теория/ практика

Опрос/

Самостоят. Работа

14

Бусы . Обвязка деревянных бусин крючком. Подбор цветов. Составление эскиза бус.  Техники обвязки бусин. Техника соединения бусин в готовое изделие.

14.1

Бусы. Подбор цветов. Составление эскиза бус.

4

1

3

Теория/ практика

Опрос/ практ. Занятие

14.2

Бусины, используемые для обвязки.

Техники обвязки

 крючком бусин. Техника соединения бусин в готовое изделие.

6

1

5

Теория/практика

Опрос/ практ. Занятие.

15

Изготовление бус по составленному эскизу по выбору учащихся. Подбор пряжи, бусин. Обвязка бусин. Сборка обвязанных бусин по выбранной технике.

15.1

Изготовление бус по составленному эскизу по выбору учащихся. Подбор пряжи, бусин.

2

0

2

практика

Самостоятельная работа

15.2

Обвязка бусин. Сборка обвязанных бусин по выбранной технике.

14

0

14

практика

Выставка

Итоговое занятие. Выставка работ.

2

Выставка

Содержание программы

 Вводное занятие.

Знакомство. Теоретические сведения.  Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Организация рабочего места. Техника безопасности труда на занятиях.

Раздел 1. Вязание крючком как вид искусства.

Тема. 1.1. Вязание крючком как вид искусства.

Теория. История возникновения и развития художественного вязания.

Раздел 2. Инструменты  и материалы, необходимые для занятий. Пряжа для вязания, ее виды.

Тема 2.1. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.

Теория. Рассказ о разновидностях крючков для вязания. Пояснения о правильном подборе крючка и пряжи для него. Другие инструменты необходимые при занятиях по вязанию крючком и правильная работа с ними.

Практика. Первое знакомство с крючком. Как правильно держать крючок и нить.

Тема 2.2. Пряжа для вязания и ее виды.

Теория. Происхождение и свойства пряжи применяемой для вязания. Виды волокон (натуральные и синтетические). Качества и

свойства изделия в зависимости от качества пряжи  и от плотности вязаного полотна.  

Практика. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и  сырья, из которого они изготовлены).

Раздел  3 Основные приемы вязания крючком. Техника вязания. Начальная и воздушная петля.

Тема 3.1. Основные приемы вязания крючком. Техника вязания. Начальная и воздушная петля.

Теория. Положение рук во время работы. Основные приёмы вязания:  начальная  петля, воздушная петля, петли для подъёма,  столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа.

Отработка начальной петли и  воздушной петли.

Раздел. 4. Посвящение в страну «Волшебного крючка» Конкурс на самую длинную воздушную цепочку.

Тема 4.1. Посвящение в страну «Волшебного крючка» Конкурс на самую длинную воздушную цепочку.

Практика. Для лучшего усвоения основ вязания (начальная петля и цепочка из воздушных петель) будет проведен конкурс среди учащихся. Волшебный крючок наградит всех участников объединения почетными трудовыми книжками своей страны, самые успешные и старательные получат поощрения.  В игровой форме ребята быстрее освоят основы вязания крючком.

Раздел 5. Условные обозначения. Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Тема. 5.1. Условные обозначения.

Теория. Зарисовка условных обозначений основных приёмов вязания:

воздушных петель и столбиков.

Тема 5.2. Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Практика. Вывязывание столбиков, полустолбиков, столбиков с накидом, полустолбиков с накидом. Расчет петель и составление схемы. Вывязывание образца по составленной схемы. Прибавление и убавление петель при вязании крючком, основные техники.

Раздел 6. Теория и практика цвета.

Тема 6.1. Цветовой спектр.  Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Холодные и теплые цвета.

Теория. Понятие о цвете. Тёплые и холодные цвета. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета.

Практика. Изображение колориметрического круга с обозначением основных,

двойных (составных) цветов.

Раздел 7. Технология вязания  крючком игрушек с наполнителем.

Виды наполнителя. Основные ошибки при вязании игрушек.

Тема 7.1. Технология вязания крючком игрушек с наполнителем. Виды наполнителя.

Теория. Общие понятия и способы вязания крючком игрушек с наполнителем. С чего начинается игрушка. Рассказ о составных частях игрушек о возможных приемах сборки готового изделия. Виды и свойства наполнителей для игрушек. Ошибки при набивке вязаных игрушек.

Практика. Создание эскиза игрушки. Знакомство с составными частями игрушки и правилами их соединения. Изучаем технику набивки.

Тема 7.2. Основные ошибки при вязании игрушек.

Теория. Знакомство с  основными ошибками при вязании крючком игрушек.

Практика. Работа над ошибками – осваиваем ошибки, чтобы избежать их в дальнейшем.

Раздел 8. Игра рыбалка. Вязанные крючком рыбки. Вывязывание составных частей.  Сборка готового изделия. Наполнение. Украшение.

Тема. 8.1. Игра рыбалка. Вязание крючком рыбки. Вывязывание составных частей.

Практика. Знакомимся с игрой рыбалка. Составляем схему рыбки. Подбираем пряжу и крючок. Определяемся с цветом. Вывязываем Составные части рыбки.

Тема 8.2. Сборка готового изделия. Наполнение. Украшение.

Практика. Отрабатываем техники сборки готового изделия. Выбираем вид наполнителя. Набиваем и зашиваем готовую рыбку. Украшаем игрушки при помощи дополнительных предметов (бисер, пайетки).

Осваиваем игру рыбалка на практике.

Раздел 9. Игрушка (животное) по выбору. Вывязывание составных частей. Наполнение. Сборка готового изделия. Украшение.

Тема 9.1. Игрушка (животное) по выбору. Вывязывание составных частей.

Практика. Составляем схему. Определяемся с цветом. Подбираем пряжу и крючок. Вывязываем основные части игрушки.

Тема 9.2. Наполнение игрушки. Сборка готового изделия. Украшение.

Практика. Выбираем наполнитель для данной игрушки. Делаем набивку. Сшиваем составные части игрушки. Декорируем и украшаем. Конкурс.

Раздел 10. Игрушки – погремушки связанные крючком. Основа в игрушке погремушке. Техника обвязывания крючком дополнительных предметов – составных частей игрушки.

Тема 10.1 Игрушки – погремушки связанные крючком. Основа в игрушке погремушке. Техника обвязывания крючком дополнительных предметов – составных частей игрушки.

Теория.  Основные понятия и техники обвязывания игрушек погремушек. Изучение основ для игрушек погремушек, наполнение их. Бусины, пищалки и другие предметы как составные части игрушки-погремушки.

Практика. Освоение основных техник обвязки дополнительных предметов – основ игрушки-погремушки. Зарисовка основных схем. Отработка основной техники. Замыкание петель в кольцо. Техника прибавления и убавления петель.

Раздел 11. Вязание игрушки - погремушки по выбору. Вывязывание составных частей. Сборка игрушки, украшение.

Тема 11.1. Вязание игрушки-погремушки по выбору. Вывязывание ее составных частей.

Практика. Делаем эскиз игрушки. Составляем схему вязания выбранной игрушки-погремушки. Определяемся с инструментом и пряжей. Выбираем основу для игрушки-погремушки. Вывязываем составные части игрушки.

Тема. 11.2 Сборка и украшение игрушки-погремушки.

Практика. Собираем уже готовые составные части игрушки-погремушки в единую композицию. Украшаем игрушку. Обвязка мелких деталей различными способами. Конкурс.

Раздел 12. Пальчиковые игрушки,  связанные крючком. Групповая работа по мотивам сказки «Курочка ряба». Зарисовка персонажей. Составление схемы работы. Вывязывание героев сказки.

Тема 12.1. Пальчиковые игрушки,  связанные крючком. Групповая работа по мотивам сказки «Курочка ряба». Зарисовка персонажей. Составление схемы работы.

Теория. Основные техники вязания пальчиковых игрушек. Зарисовка основных схем. Групповая работа по мотивам сказки «Курочка ряба». Распределение персонажей.

Практика. Составление эскизов и схем персонажей сказки. Подборка инструментов и пряжи. Выбор наполнителя.

Тема 12.2. Вывязывание героев сказки «Курочка ряба».

Практика. Вывязывание героев сказки «Курочка ряба» по распределенным персонажам. Работа в группе. Каждый учащийся получает свое задание и выполняет его. Выставка.

Раздел 13. Игрушки – прыгуны крючком. Техника вывязывания круглого мячика крючком. Вязание нитками резинками. Вывязывание мячика по выбору учащегося.

Тема 13.1. Игрушки – прыгуны крючком. Техника вывязывания круглого мячика крючком. Вязание нитками резинками. Вывязывание мячика по выбору учащегося.

Теория. Основные элементы, используемые для вывязывания игрушки-прыгуна. Схемы и материалы необходимые в работе. Нитка-резинка.

Практика. Зарисовка эскиза. Составление собственной схемы учащимся. Выбор учащимся пряжи и инструментов для работы. Вывязывание игрушки-прыгуна. Украшение игрушки.

Раздел 14. Бусы. Обвязка деревянных бусин крючком. Подбор цветов. Составление эскиза бус.  Техники обвязки бусин. Техника соединения бусин в готовое изделие.

Тема 14.1. Бусы. Обвязка деревянных бусин крючком. Подбор цветов. Учимся составлять эскизы бус.

Теория. Основные положения о вязании бус. Основные ошибки для начинающих. Цветовые соотношения.

Практика. Подборка материалов для вязания бус – пряжа, крючки. Подбор цветов, учимся  составлять эскизы бус. Зарисовка основных схем.

Тема. 14.2. Техника обвязки бусин. Техника соединения бусин в готовое изделие.

 

Практика. Учимся основным техникам обвязки бусин и техникам соединения бусин в готовое изделие. Обвязываем бусины разных размеров, комбинируем разные оттенки пряжи.

Раздел. 15. Изготовление бус по составленному эскизу по выбору учащихся. Подбор пряжи, бусин. Обвязка бусин. Сборка обвязанных бусин по выбранной технике.  

Тема 15.1. Изготовление бус по составленному эскизу по выбору учащихся. Подбор пряжи, бусин.

Практика. Каждый учащийся составляет собственных эскиз бус. Подбирает самостоятельно все необходимые инструменты и материалы. Составляет схемы и определяется со способом сборки бус.

Тема 15.2. Обвязка бусин. Сборка обвязанных бусин по выбранной технике.

Практика.  Обвязываем бусины по составленному эскизу по выбранной технике и соединяем обвязанные бусины в готовое изделие.

Раздел 16. Итоговое занятие.

Подводим итоги работы за год. Проводим выставку работ. Награждаем самых усидчивых и добившихся наибольших достижений за год медалями страны «Волшебного крючка» и сюрпризами.        

1.4 Планируемые  результаты

По  окончании  обучения  по программе  дети должны:

Знать:

  • Технику  безопасности  при  работе  с  крючком.
  • Разновидности крючков и ниток.
  • Основные приемы вязания.
  • Условные обозначения.
  • Виды наполнителей, дополнительных предметов используемых при вязании игрушек.
  • Теорию  цвета.
  • Порядок  сборки готовых изделий.

Уметь:

  • Правильно держать крючок и работать с ним.
  • Применять  правила безопасности работы с инструментами.
  • Составлять простые эскизы и схемы.
  • Различать виды пряжи, уметь отличать и подбирать пряжу для игрушек и украшений.
  • Владеть основными приемами  вязания крючком – воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, столбик с одним и двумя накидами, вязать по кругу.
  • Владеть техникой прибавления и убавления петель при вязании крючком.
  • Вязать за обе нити петли, а так же за заднюю и передние нити петли.
  • Гармонично подбирать цвета для изделия.
  • Читать простые схемы по вязанию крючком в журналах.
  • Вязать игрушки с наполнителем и с применением дополнительных материалов.
  • Обвязывать предметы
  • Вязать бусы с использованием деревянных бусин.

Ожидаемые  результаты:

Личностные

  • воспитание  трудолюбия,  добросовестности  в  работе
  • развитие  интереса  к  творчеству
  • совершенствование  мировоззрения
  • духовно-нравственное  становление  

Метапредметные

  • осознание  жизненных  ценностей  и  смыслов
  • соблюдение   нравственных  норм, правил
  • умение  оценивать,  вырабатывать  свою  жизненную  позицию  в

отношении  мира,  окружающих  людей,  себя  и  своего  будущего

  • формулирование  познавательной  цели
  • умение  найти  и  выделить  информацию
  • умение  анализировать  и  синтезировать  поставленные  задачи
  • умение  установить  причинно-следственные  связи
  • построение  логической  цепи  рассуждений  и  выполнения  работы
  • выдвижение  гипотез  и  их обоснование
  • формулирование  проблем
  • самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера
  • умение  слышать,  слушать  и  понимать  партнера
  • планирование  и  совместное  выполнение  деятельности
  • сотрудничество  в  поиске  и  сборе  информации
  • умение  выражать  свои  мысли
  • прогнозирование  результата
  • умение  соотнести  результат   с  эталоном,  внести  необходимую коррекцию  в  план  и  способ  действия
  • умение  оценивать результат  деятельности

Предметные

  • освоение  знаний  и  умений  по  программе  
  • умение  преобразовывать  полученные  знания  и  умения  в  свете  требований  времени  
  • умение  применять  полученные  знания  и  умения

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

                   реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы»

2.1 Календарный  учебный  график

 

Год  обуче ния

1 полуго дие

ОП

Промежуточная аттестация

Зимние праздники

2 полугодие

ОП

Итоговая аттестация

Аттестация

Все го  в год

1

год обуч.

15.09 -23.12.

14 нед.

24-31.12

01.01-08.01

09.01-22.05

19 нед

23-30.05

2 нед.

35 нед.

2.2 Условия  реализации  программы

Помещение для  занятий     должно быть светлым, теплым и сухим.

Оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место педагога. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с образовательной программой, а также учитывать требования научной организации труда и эстетики.

Планировка, размещение рабочих мест должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Необходимо место для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка).

Все должно быть размещено так, чтобы не затемняло рабочую зону и соответствовало санитарным нормам и правилам.

    Для работы объединения  необходимы:

  • крючки;
  • иглы;
  • ножницы;
  • пряжа;
  • контейнеры для обвязывания;
  • деревянные бусины.
  • Бумага
  • Простой и цветные карандаши, краски, ручка
  • Линейка
  • Пайетки, бисер, бусины.

2.3 Формы  аттестации

Подведение  итогов  по  результатам  освоения  материала  данной  программы    проходит  в различных формах: защита  проектов,  выставка  работ.

 

2.4 Оценочные  материалы

Пакет  диагностических  методик:  

тесты  по  разделам,    самостоятельные и  практические  работы.

2.5  Методические  материалы

Организация  образовательного  процесса  по  программе: очное  обучение.

Методы  обучения: словесный, наглядный,  практический,  объяснительно-иллюстративный.

Методы  воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.

Форма  организации  образовательного  процесса: групповая.  

Категория  учащихся: учащиеся  школ.

Формы  организации  учебного  занятия: беседа, тестирование,  конкурсы, практическое  занятие, выставка.

Педагогические  технологии: групповое обучение, проектная  деятельность

Дидактический  материал,  техническое  оснащение

№п/п

Раздел, тема

Форма

занятий

Приемы,

методы

Дидактический

материал

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Занятие беседа

наглядный

Таблица по

технике

безопасности, образцы

вязаных

изделий

опрос

1.

Вязание крючком как вид искусства.

Рассказ

наглядный

слайды

опрос

2.

Инструменты  и материалы, необходимые для занятий. Пряжа для вязания, ее виды.

Занятие беседа,

Игра угадайка.

Наглядный

Практический.

Инструменты необходимые для занятий ( крючки, иголки) пряжа для вязания

Опрос.

Пр. работа

3.

Основные приемы вязания крючком. Техника вязания. Начальная и воздушная петля

Беседа-показ,

практическое

занятие.

Наглядный

практический

Схемы вязания начальной и воздушных петель.

Опрос.

Практическая работа.

4

Посвящение в страну «Волшебного крючка». Конкурс на самую длинную воздушную цепочку

Игра, конкурс

Практический

Крючок

пряжа

Пактическая работа

5

Условные обозначения. Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Беседа.

Наглядный

практический

Журналы, крючок

пряжа

Опрос  практическая работа

6

Теория и практика цвета.

рассказ

Занятие-беседа.

Игра

Наглядный

практический

Цветовой круг

Пряжа разных оттенков

Предметы разных цветов

Опрос

Практическая работа

7

Технология вязания  крючком игрушек с наполнителем.

Виды наполнителя. Основные ошибки при вязании игрушек.

рассказ

Беседа

демонстрация

Наглядный

практический

Иллюстрация игрушек

Схемы

Крючок

Пряжа

Наполнители

Опрос

Практическая работа

Практические работы

8

Игра рыбалка. Вязанные крючком рыбки. Вывязывание составных частей.  Сборка готового изделия. Наполнение. Украшение.

практический

Иллюстрация игрушек

Схему

Крючок

Пряжа

Наполнители

Украшения.

Практическая работа

Игра

9

Игрушка (животное) по выбору. Вывязывание составных частей. Наполнение. Сборка готового изделия. Украшение.

практический

Иллюстрация игрушек

Схемы

Крючок

Пряжа

Украшения,

Наполнители.

Практическая работа

10

Игрушки – погремушки связанные крючком. Основа в игрушке погремушке. Техника обвязывания крючком дополнительных предметов – составных частей игрушки.

Беседа-показ

наглядный

Практический

Иллюстрация игрушек

схемы

Крючок

Пряжа

Опрос

Практическая работа

11

Вязание игрушки - погремушки по выбору. Вывязывание составных частей. Сборка игрушки, украшение.

конкурс

Наглядный

Практический

Иллюстрация игрушек

Схемы

Крючок

Пряжа

Дополнительные предметы для обвязывания

Практическая работа

конкурс

12

Пальчиковые игрушки,  связанные крючком. Групповая работа по мотивам сказки «Курочка ряба». Зарисовка персонажей. Составление схемы работы. Вывязывание героев сказки.

Беседа

Практический

Иллюстрация игрушек

схемы

Крючок

Пряжа

Наполнители

Украшения.

Карандаши бумага

Опрос

Практическая работа

выставка

13

Игрушки –прыгуны крючком. Техника вывязывания круглого мячика крючком. Вязание нитками резинками. Вывязывание мячика по выбору учащегося.

Рассказ

Демонстрация

практическая

Иллюстрация игрушек

схемы

Крючок

Пряжа

Карандаши бумага

опрос

Практическая

работа

14

Бусы. Обвязка деревянных бусин крючком. Подбор цветов. Составление эскиза бус.  Техники обвязки бусин. Техника соединения бусин в готовое изделие.

Демонстрация

беседа

практическая

Иллюстрация бус

Схемы

Крючок

Пряжа

Бусины

Карандаши

бумага

опрос

Практическая

работа

15

Изготовление бус по составленному эскизу по выбору учащихся. Подбор пряжи, бусин. Обвязка бусин. Сборка обвязанных бусин по выбранной технике.  

практическая

Иллюстрация бус

схемы

Крючок

Бусины

Пряжа

Практическая работа

16

Итоговое занятие

выставка

2.6  Список  литературы

Литература для педагога:

  1. Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г.

  1.  Гурбина Е.А. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3 – М., 1991г.

  1. Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002.г.

  1. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. –М., «Просвещение»

  1. Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. Мн., «Полымя», 1995.

  1. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 2010.

Литература для учащихся:

  1. Э. Боровская «Лучшая энциклопедия для современных девчонок», 2007г.
  2. «Секреты красоты для девочек» издательство «Семейный досуг», 2007г.
  3. Р.А. Бударина. «Пособие для юных мастериц. Вязание». 2005г.
  4. Д.Р. Ханашевич «Подружки – рукод дельницы» М. 1981г.

Электронные образовательные ресурсы

Материалы сайта:

. http://amigurumi.com.ua/forum/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования "Мир красок"

Общеразвивающая программа "Мир красок" модифированная, по изодеятельности, для детей в возрасте 7-10 лет, срок реализации - 1 год....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования “Легоконструирование” 7 класс

Предлагаемая программа имеет техническую направленность, она предназначена для дополнительного изучения физики.Актуальность программы состоит в том, что учебные занятия с использованием Лего-конструкт...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Экспериментатор»

Несмотря на то, что у учащихся 4-6 классов в школьной программе еще нет физики и химии, они уже в состоянии делать логические выводы из увиденного, а также делать простые проекты в этой области, позна...

Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей художественной направленности «Квиллинг»

Занятия по разделу "Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг" способстуют самовыражению  в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игро...