Технологическая карта урока "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Шевлякова Алла Анатольевна
Урок в 7 классе - урок первичного предъявления новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_plotnost_veshchestva.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: физика

Класс: 7

Автор УМК:  А.В. Перышкин  Физика 7  класс. М.-"Дрофа", 2018 год

Тема урока: Плотность вещества

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Методы обучения: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, ореометр, емкости разного объема, тела разного объема, учебник «Физика-7» А. В. Пёрышкин.

Цель урока: создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность»  

Задачи урока:

Образовательные:

  • выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;
  • охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;
  • определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;

Развивающие: 

  • способствовать развитию универсальных учебных действий:
  • познавательных УУД: умения  экспериментировать, наблюдать,  анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
  • личностных УУД: осознанию личностного значения изучения темы;
  • регулятивных УУД: целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;
  • коммуникативных УУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

Воспитательные: 

  • способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.

Этапы урока.

Задачи

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационный этап

  1. Приветствие класса  
  2. Проверить готовность обучающихся  к уроку
  3. Создать условия для благоприятного психологического климата и плодотворной  рабочей обстановки

«Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.

Ваша работа заключается в  получении знаний, а знания сегодня мы будем добывать опытным путём»

Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала

Личностные: 

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности

Коммуникативные: 

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Актуализация субъективного опыта 

Определить важность изучаемой темы

«Представьте, что геологи обнаружили залежи нефти. Объем залежей они знают. Как определить массу нефти?»

Массу нефти можно подсчитать, если знать массу в единице объема (1 м3) и объем. Следовательно, знание массы в единице объема вещества имеет большое значение для практической деятельности человека.

Отвечают на вопросы учителя,   приводят примеры

 Выдвигают предположения о том, как найти массу нефти.

Познавательные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель

Коммуникативные: вступать в учебный диалог

Создание условий для формирования  умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи

Массу нефти можно подсчитать, если знать массу в единице объема (1 м3) и объем. Следовательно, знание массы в единице объема вещества имеет большое значение для практической деятельности человека.

«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выполнить следующее задание. Вы уже обратили внимание на материалы, приготовленные к уроку. Перед вами набор цилиндров. Посмотрите на них, возьмите в руки. Что вы можете сказать о них?»

«Итак, вы пришли к выводу, что объёмы цилиндров одинаковы, а массы значительно отличаются. С чем это может быть связано?»

«Таким образом, если мы возьмём разные тела равного объёма, то все они будут иметь разные массы, потому что молекулы всех веществ различны, т. е. имеют разные массы и размеры!»

Выяснение темы и цели урока.

.

Сформулировать цели и задачи урока.

 «Физики говорят, что тела различаются своей плотностью. У каждого вещества своя плотность. Плотность показывает значение массы тела в единице объема. Тема сегодняшнего урока «Плотность вещества».

Какие величины нужно знать, чтобы найти плотность?

Как измерить объем тела, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда? Как измерить объем тела, имеющего неправильную  форму?

Как измерить массу тела?»

«Сделайте вывод о том, как найти значение массы в единице объема.

Эти знания вам необходимы для изучения новой физической величины – плотности вещества»

Формулируют цели и задачи урока

Изучение новых знаний и способов деятельности

Формировать

понятие «плотность вещества».

Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушая ответы учащихся, оформляет соответствующую запись на доске,

 «Прочитайте текст параграфа 21 на странице 49. Выясните, как обозначается плотность вещества и как ее вычислить.

Каковы единицы измерения плотности?»

«Одно и то же вещество в различных состояниях имеет различную плотность. С чем связано такое различие?»

Читают параграф, выделяют существенную информацию, отвечают на вопросы учителя, делают запись в тетради

m –масса тела;

V – объем тела;

ρ – плотность тела («ро»)           

ρ=

Наблюдают за материалом ЭОР.

 Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о том, плотность каких тел больше, меньше и почему.

Познавательные:

Самостоятельно находить нужную информацию, слушать.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе

вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой  выражать мысли

Личностные:

внутренняя позиция, мотивация

Познакомить с  правилом перевода единиц из одной размерности в другую.

Демонстрация ЭОР «Плотность твердых тел, жидкостей, газов»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a54b5e75-ff6e-4791-a78f-b2c49ec939f1/7_71.swf)

Задает вопрос, выслушивает все ответы, проверяет правильность, помогает (если нужно) сделать выводы. Обращает внимание обучающихся на на анимацию «Плотность твердых тел, жидкостей, газов» 

Наблюдают за материалом ЭОР. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о том, плотность каких тел больше, меньше и почему

Знать, как определяется плотность вещества

Знать, как определяется плотность вещества по таблице.

Даёт учащимся задание работать с учебником.

Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной.

Рассмотрите таблицы 2, 3, 4  на странице 50-51.

Определите вещества с наибольшей и наименьшей плотностью для твердых, жидких и газообразных веществ.

Задает вопрос, выслушивает все ответы, проверяет правильность ответа

Находят данные таблицы в тексте параграфа, анализируют их, отвечают на вопросы учителя.

Проверка понимания изученного материала

Первичная проверка понимания

Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

«Откройте учебник на странице 52 и поработайте в парах над ответами на вопросы после параграфа. Приготовьтесь ответить на эти вопросы»

Отвечают на вопросы после параграфа соседу по парте, а затем отвечают на вопросы учителя.

.

Познавательные:

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания

Коммуникативные:

строить небольшие монологические высказывания

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии  с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий

Формируют  оценку и самооценку

Первичное закрепление.

Решение тестовых заданий из ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.

Наблюдают за материалом ЭОР.

Отвечают на вопросы из ЭОР, объясняя свой ответ

Проверка уровня усвоения учащимися материала . Коррекция знаний.

Оценить степень усвоения учебного материала

Работа в парах.  Решение экспериментальной задачи.

рассчитать, чему равна плотность цилиндра и, пользуясь таблицей 2, определить, из какого вещества сделан цилиндр. Лабораторное оборудование: цилиндр, весы с разновесами, мензурка.

Индивидуальные задания.

Решение практической задачи. Задача: определить плотность вещества в пачке. У каждого на столе имеются пачки с разными веществами (чай, соль, какао   и т.д.)

Решение количественных  задач (карточки с текстами задач – у каждого обучающегося)

№1. Прочитайте отрывок их сказки «Золушка». «Последним подарком феи были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке…»

Определите плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объем 155 см3.

№2. Определите плотность железного бруска массой 78 г, если его длина 0,5 см, ширина 20 мм, высота 1 дм.

№3. Масса чугунного шара 600 г, объем – 100 см3. Сплошной это шар или полый?

Выполняют эксперимент (находят массу тела с помощью весов; вычисляют объем цилиндра с помощью мензурки; рассчитывают плотность вещества).

Определяют по таблице, из какого вещества сделан цилиндр. Результаты измерений и вычислений оформляют в тетради в виде задачи.

Слушают учителя.

Обсуждают с учителем план решения задачи.

Выполняют задание (массу вещества находят на упаковке; вычисляют объём, измерив стороны упаковки)

Результаты измерений и вычислений оформляют в тетради в виде задачи

Решают задачи

Обмениваются работами с соседом по парте, проверяют работы соседа, выставляют оценки. Диктуют оценки учителю.

Подведение итогов урока

Подвести итоги урока

«С какой физической величиной мы познакомились сегодня на уроке? Чему равна  эта величина? Какие единицы измерения этой величины вы знаете?»

Формулирует вопросы, слушает ответы обучающихся

Отвечают на вопросы: «Мы познакомились сегодня на уроке с плотностью. Плотность равна отношению массы тела к его объему. Плотность измеряется в  кг/м3, г/см3»

Личностные :

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные:

на основе учета характера сделанных ошибок и  самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные:  уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать  и слышать друг друга

Информация о домашнем задании

При выполнении домашнего задания проверить  степень усвоения  изученного материала

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

«На дом параграф 21 читать, формулу учить, упражнение 7 (3-5) на странице 52 выполнить письменно в тетради. Выполнить домашний опыт: определить плотность куска мыла. Результаты оформить в тетради в виде задачи»

Обучающиеся записывают домашнее задание

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу

Рефлексия

«Результаты своих впечатлений об уроке отразите в данной таблице, подчеркнув выбранный ответ»

  1. На уроке я работал (активно / пассивно)
  2. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
  3. Материал урока мне был понятен / не понятен; полезен / бесполезен; интересен / скучен
  4. Домашнее задание мне кажется (легким / трудным; интересным / неинтересным
  5. .Мое настроение к концу урока улучшилось /осталось прежним /ухудшилось

Фиксируют сове настроение и отношение к проведенному уроку

Формируют умения рефлексивности, оценки и самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР по теме «Основные классы неорганических веществ»

Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР. Урок – закрепление нового материала. Тема урока «Основные классы неорганических веществ» ....

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества.  Химическая связь» на основе ЭОР....

Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски

Методическая разработка урока  по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...

Технологическая карта "Простые вещества, образованные кислородом"

Технологическая карта для учащихся включает учебный материал и задания для изучения темы "Кислород и озон" в 8 классе....

технологическая карта урока по физике "Плотность вещества"

Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Плотность вещества" разработана в соответствии с учебником А. В. Пёрышкина. Урок изучения нового материала с использованием ЭОР и эксперименталь...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...