Технологическая карта урока
методическая разработка по физике (9 класс)

Фомакина Галина Вениаминовна

Технологическая карта урока физики 9 класса УМК А.В.Пёрышкина "Состав, строение и происхождение Солнечной системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_92_fizika_9.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 91. Дата 30.04. 2019 г.

Предмет: 

физика

Класс: 

9

Тип урока:

УИНМ

Тема урока

 Состав, строение и происхождение Солнечной системы

Цель урока

 Сформировать представление о составе, строении, происхождении и  возрасте Солнечной системы.

Задачи урока:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.
  • обеспечить знание учащимися этапы формирования Солнечной  системы.
  • создать условия для развития мышления, мировоззрения, умения передавать информацию другому человеку, способности четко формулировать свои мысли;
  • создать условия для воспитания обучающийся средствами урока уверенности в своих силах, развития исследовательской культуры, коммуникативной культуры, рефлексивной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • личностные;
  • метапредметные;
  • предметные.

личностные:  формирование целостной научной картины мира; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов, выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов; понимают различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;  различают гипотезы о происхождении Солнечной системы;

регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней; выдвигают версии решения проблемы, формулируют  гипотезы.

коммуникативные: общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; наблюдают слайды или фотографии небесных объектов; называют группы объектов, входящих в Солнечную систему;

предметные:  указывают названия планет Солнечной системы, причины образования пятен на Солнце; демонстрируют умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы; получат возможность знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет).

Основные понятия и термины темы

Формирование Солнечной  системы. Гравитационный коллапс. Протозвезда. Большие планеты. Планеты – карлики. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела.

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

«Физика. 9 класс», Пёрышкин А.В.; телескоп, Теллурий, программа Stellarium, электронный учебник «Дрофа» физика 9 класс (раздел Вселенная уроки 66,69,71), презентация Солнечная система.

Эволюция звезды. Анимация. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/205bc657-0319-439a-9b92- 21cc20e15420/9_275.swf

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

ИКТ, смысловое чтение, эвристическая беседа, индивидуальная, парная работа, практическая работа в группе

Межпрежметные связи

География, астрономия, химия,

Ход урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.   Этап организационный.

Создание условий для возникновения внутренней потребности коммуникации

Приветствие

Приветствие

II.   Этап мотивации к уроку

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

 Чтобы найти школу села Аксаково, нашим посетителям необходимо знать адрес – улицу и дом. Жителям зарубежья надо сообщить ещё и страну. Как бы вы объяснили, где живёте, инопланетянину.

Если внимательно посмотреть на ночное небо, Млечный Путь виден в форме широкой полосы из белого пара. Этот цвет напоминает цвет молока, отсюда и название. Галактика, в которой мы живем, называется Млечный путь. Она объединяет около 200 миллиардов звезд (в том числе и Солнце). Млечный Путь открыл итальянский астроном Галилео Галилей в 1610 году.

Система планет, которая включает в себя центральную звезду – Солнце – называется Солнечной системой (космическое пространство и вся материя, находящаяся в сфере притяжения Солнца).

Назовите эти планеты в порядке их удаления от Солнца.

 Отвечают на вопросы учителя

Дают определение Солнечной системы

Указывают  названия планет Солнечной системы

Работа с учебником, сравнивают их размеры

Открывают программу Stellarium, называют видимые в данный момент на нашем горизонте планеты.

III. Этап целеполагания

Обоснование значимости рассматриваемых вопросов

   Сформировать представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы.

Формулируют тему и цель урока с помощью учителя.

Записывают в тетради тему   

IV. Этап актуализации знаний

1 мин. ИКТ

40 сек. ИКТ

1 мин. ИКТ

2 мин. ИКТ

Разработка урока ИЗ ЭЛЕТРОННОГО УЧЕБНИКА «Дрофа»:

66.  Развитие представлений о системе мира. Строение и масштабы Солнечной системы. 4 Планеты и астероиды.

71. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение:

Гипотеза Канта (71. 1)

Гипотеза Лапласа (71. 2)

(71. 3) Одной из гипотез о возникновении нашей системы является так называемый гравитационный коллапс или катастрофически быстрое сжатие массивного вещества под действием гравитационных сил.

Предлагают варианты системы мира из курса географии 5 класса

Смотрят видеоурок

Работа с учебником:

дают определение и записывают в тетради: Гравитационный коллапс, Протозвезда

V. Этап усвоения новых знаний

Организация работы по формированию новых, развитию имеющихся знаний, умений, навыков

- Давление, в результате продолжающегося гравитационного воздействия возрастало, температура так же возросла и достигла миллионов градусов. И вот в центральной части, начинали происходить термоядерные реакции – протозвезда превратилась в обычную звезду.

Эволюция звезды.

Чертят схему: Слайды 6-7 презентации 

Изучают анимацию

VI. Этап проверки усвоения учащимися нового материала

Организация самостоятельного выполнения учащимися заданий на использование новых умений

- Вспомним что такое термоядерные реакции.

Предположение о том, что выделение энергии на Солнце происходит в результате водородного цикла, было предсказано в 1939 году американским физиком Хансом БЕТЕ.

Запишем цепочку ядерных реакций, приводящих к образованию  ГЕЛИЯ ИЗ ВОДОРОДА

Как рассчитать эту энергию?

  Дают определение

Записывают у доски и характеризуют  

Называют формулу, чей это закон, в каких единицах измеряется

VII. Этап первичного закрепления  1.30 мин. ИКТ

69. Планеты. Группы планет

Таблица «Характеристика планет Солнечной системы»

Смотрят видеоурок, комментируют слайды 17-19

Работа с табличными величинами

VIII. Этап информации о домашнем задании

Инструктаж по выполнению заданий

У: –– § 63, ? , гипотезы, скорость вращения планет

Проект/ сообщение «Естественные спутники планет земной группы»

Записывают задание в дневнике

IХ. Этап рефлексии

Организация самооценки обучающихся

Прием «Комплимент» (себе и однокласснице)

Выставление оценок в дневник

Я сегодня хвалю….. за……

Я узнал…

Я научился…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...