Усиление практической направленности в процессе обучения физике
материал по физике

Газтдинова Зиля Габбасовна

Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и обобщения изученного на уроке материала, отработке практического навыка и экспериментального подтверждения качественных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усиление практической направленности

в процессе  обучения  физике

В настоящее время перед нами стоит проблема, как повысить интерес школьников к предмету. У современной молодежи сильно развито чувство самосознания  и собственного достоинства, и в  нынешний век бурно развивающихся технологий она о многом имеет представление. Чтобы бездоказательные утверждения не вызывали раздражение и скуку у учащихся, нам – учителям приходится искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету. Многолетний опыт преподавания физики  в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся, творческих потенциалов и получению прочных знаний. Физика имеет важное преимущество перед другими школьными дисциплинами: она может предоставить учащимся возможность проявить свой творческий потенциал при проведении интересных для них наблюдений и исследований, при постановке оригинальных и эффектных опытов, при решении экспериментальных задач, при составлении и решении задач по рисункам. В таких целях я провожу нетрадиционные уроки-исследования, уроки-соревнования, уроки решения экспериментальных задач.

Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и обобщения изученного на уроке материала, отработке практического навыка и экспериментального подтверждения качественных задач.

Основное назначение опытов, экспериментов:

  • образовательная функция – они способствуют формированию у учащихся теоретических  знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами;
  • развивающая функция – они способствуют развитию мышления учащихся;
  • воспитывающая функция, которая способствуют  развитию самостоятельности

Ребята при решении задач наряду с лабораторными приборами используют и самодельные приборы, которые изготавливают сами в домашних условиях. Например учащиеся 7-8 класса изготовили угломер, бруски для демонстрации давления твердого тела на опору, ареометр, динамометр, манометр жидкостный, электроскоп. Этими приборами они пополняют свои домашние лаборатории.

Самостоятельные исследования и выполнения экспериментальных задач побуждают учащихся мыслить масштабно, что приводит к осознанному пониманию единства общих закономерностей природы. Учащиеся с охотой выполняют домашние лабораторные работы. Я в своем проекте показала применение некоторых экспериментальных задач, опытов с использованием приборов из набора «Механика» и лаборатории «L-микро», задач с демонстрацией опытов, домашних экспериментов, которые  использую на уроке физики для усиления практических навыков учащихся.

Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание является проблемным, а для другой группы является не проблемным. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовке. Мною многократно апробированы на уроках физики практические задания с «дозами помощи» – подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов решения проблемы. Объем информаций, содержащийся в ней, определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы, оказалось, легко создавать и поддерживать ситуацию успеха.

Внедрение компьютерных технологий в процессе обучения повышает интерес к предмету, а также открывает для учеников новые возможности познания учебного материала.

У меня в кабинете есть все возможности для осуществления эксперимента, опытов и организации работы с компьютерными программами.



Предварительный просмотр:

Усиление практической направленности

в процессе  обучения  физике

В настоящее время перед нами стоит проблема, как повысить интерес школьников к предмету. У современной молодежи сильно развито чувство самосознания  и собственного достоинства, и в  нынешний век бурно развивающихся технологий она о многом имеет представление. Чтобы бездоказательные утверждения не вызывали раздражение и скуку у учащихся, нам – учителям приходится искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету. Многолетний опыт преподавания физики  в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся, творческих потенциалов и получению прочных знаний. Физика имеет важное преимущество перед другими школьными дисциплинами: она может предоставить учащимся возможность проявить свой творческий потенциал при проведении интересных для них наблюдений и исследований, при постановке оригинальных и эффектных опытов, при решении экспериментальных задач, при составлении и решении задач по рисункам. В таких целях я провожу нетрадиционные уроки-исследования, уроки-соревнования, уроки решения экспериментальных задач.

Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и обобщения изученного на уроке материала, отработке практического навыка и экспериментального подтверждения качественных задач.

Основное назначение опытов, экспериментов:

  • образовательная функция – они способствуют формированию у учащихся теоретических  знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами;
  • развивающая функция – они способствуют развитию мышления учащихся;
  • воспитывающая функция, которая способствуют  развитию самостоятельности

Ребята при решении задач наряду с лабораторными приборами используют и самодельные приборы, которые изготавливают сами в домашних условиях. Например учащиеся 7-8 класса изготовили угломер, бруски для демонстрации давления твердого тела на опору, ареометр, динамометр, манометр жидкостный, электроскоп. Этими приборами они пополняют свои домашние лаборатории.

Самостоятельные исследования и выполнения экспериментальных задач побуждают учащихся мыслить масштабно, что приводит к осознанному пониманию единства общих закономерностей природы. Учащиеся с охотой выполняют домашние лабораторные работы. Я в своем проекте показала применение некоторых экспериментальных задач, опытов с использованием приборов из набора «Механика» и лаборатории «L-микро», задач с демонстрацией опытов, домашних экспериментов, которые  использую на уроке физики для усиления практических навыков учащихся.

Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание является проблемным, а для другой группы является не проблемным. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовке. Мною многократно апробированы на уроках физики практические задания с «дозами помощи» – подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов решения проблемы. Объем информаций, содержащийся в ней, определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы, оказалось, легко создавать и поддерживать ситуацию успеха.

Внедрение компьютерных технологий в процессе обучения повышает интерес к предмету, а также открывает для учеников новые возможности познания учебного материала.

У меня в кабинете есть все возможности для осуществления эксперимента, опытов и организации работы с компьютерными программами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии

Данный материал представляет собой описание системы работы по формированию новых компетенций в условиях новых ФГОС при обучении химии...

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике

В процессе обучения физике выделяют следующие направления использования ЭОР: •  в условиях традиционного обучения: при подготовке учителя к уроку; непосредственно учителем на уроке; как основа с...

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физикеАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.В процессе обучения физи...

Усиление практической направленности при изучении химии через элективные курсы

В своей статье  обращаю внимание на практическую направленность при изучении химии через элективные курсы, которая является комплексным понятием, включающим в себя не только практическую де...

Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».

Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...

Выступление на тему «Усиление практической направленности обучения на уроках географии»

Выступление на тему «Усиление практической направленности обучения на уроках географии»...