Усиление практической направленности в процессе обучения физике
материал по физике
Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и обобщения изученного на уроке материала, отработке практического навыка и экспериментального подтверждения качественных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usilenie_prakticheskoy_napravlennosti.docx | 17.57 КБ |
usilenie_prakticheskoy_napravlennosti.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Усиление практической направленности
в процессе обучения физике
В настоящее время перед нами стоит проблема, как повысить интерес школьников к предмету. У современной молодежи сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, и в нынешний век бурно развивающихся технологий она о многом имеет представление. Чтобы бездоказательные утверждения не вызывали раздражение и скуку у учащихся, нам – учителям приходится искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся, творческих потенциалов и получению прочных знаний. Физика имеет важное преимущество перед другими школьными дисциплинами: она может предоставить учащимся возможность проявить свой творческий потенциал при проведении интересных для них наблюдений и исследований, при постановке оригинальных и эффектных опытов, при решении экспериментальных задач, при составлении и решении задач по рисункам. В таких целях я провожу нетрадиционные уроки-исследования, уроки-соревнования, уроки решения экспериментальных задач.
Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и обобщения изученного на уроке материала, отработке практического навыка и экспериментального подтверждения качественных задач.
Основное назначение опытов, экспериментов:
- образовательная функция – они способствуют формированию у учащихся теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами;
- развивающая функция – они способствуют развитию мышления учащихся;
- воспитывающая функция, которая способствуют развитию самостоятельности
Ребята при решении задач наряду с лабораторными приборами используют и самодельные приборы, которые изготавливают сами в домашних условиях. Например учащиеся 7-8 класса изготовили угломер, бруски для демонстрации давления твердого тела на опору, ареометр, динамометр, манометр жидкостный, электроскоп. Этими приборами они пополняют свои домашние лаборатории.
Самостоятельные исследования и выполнения экспериментальных задач побуждают учащихся мыслить масштабно, что приводит к осознанному пониманию единства общих закономерностей природы. Учащиеся с охотой выполняют домашние лабораторные работы. Я в своем проекте показала применение некоторых экспериментальных задач, опытов с использованием приборов из набора «Механика» и лаборатории «L-микро», задач с демонстрацией опытов, домашних экспериментов, которые использую на уроке физики для усиления практических навыков учащихся.
Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание является проблемным, а для другой группы является не проблемным. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовке. Мною многократно апробированы на уроках физики практические задания с «дозами помощи» – подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов решения проблемы. Объем информаций, содержащийся в ней, определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы, оказалось, легко создавать и поддерживать ситуацию успеха.
Внедрение компьютерных технологий в процессе обучения повышает интерес к предмету, а также открывает для учеников новые возможности познания учебного материала.
У меня в кабинете есть все возможности для осуществления эксперимента, опытов и организации работы с компьютерными программами.
Предварительный просмотр:
Усиление практической направленности
в процессе обучения физике
В настоящее время перед нами стоит проблема, как повысить интерес школьников к предмету. У современной молодежи сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, и в нынешний век бурно развивающихся технологий она о многом имеет представление. Чтобы бездоказательные утверждения не вызывали раздражение и скуку у учащихся, нам – учителям приходится искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся, творческих потенциалов и получению прочных знаний. Физика имеет важное преимущество перед другими школьными дисциплинами: она может предоставить учащимся возможность проявить свой творческий потенциал при проведении интересных для них наблюдений и исследований, при постановке оригинальных и эффектных опытов, при решении экспериментальных задач, при составлении и решении задач по рисункам. В таких целях я провожу нетрадиционные уроки-исследования, уроки-соревнования, уроки решения экспериментальных задач.
Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и обобщения изученного на уроке материала, отработке практического навыка и экспериментального подтверждения качественных задач.
Основное назначение опытов, экспериментов:
- образовательная функция – они способствуют формированию у учащихся теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами;
- развивающая функция – они способствуют развитию мышления учащихся;
- воспитывающая функция, которая способствуют развитию самостоятельности
Ребята при решении задач наряду с лабораторными приборами используют и самодельные приборы, которые изготавливают сами в домашних условиях. Например учащиеся 7-8 класса изготовили угломер, бруски для демонстрации давления твердого тела на опору, ареометр, динамометр, манометр жидкостный, электроскоп. Этими приборами они пополняют свои домашние лаборатории.
Самостоятельные исследования и выполнения экспериментальных задач побуждают учащихся мыслить масштабно, что приводит к осознанному пониманию единства общих закономерностей природы. Учащиеся с охотой выполняют домашние лабораторные работы. Я в своем проекте показала применение некоторых экспериментальных задач, опытов с использованием приборов из набора «Механика» и лаборатории «L-микро», задач с демонстрацией опытов, домашних экспериментов, которые использую на уроке физики для усиления практических навыков учащихся.
Источником мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Трудность управления умственной деятельностью в решении проблемных ситуаций обусловлена тем, что для одной группы учащихся задание является проблемным, а для другой группы является не проблемным. Дифференцированные задания, имеющие поисковый характер ставят ученика в позицию творческого исследователя, при этом вырабатывается способность самостоятельно получать знания и работать с той скоростью, какая соответствует его подготовке. Мною многократно апробированы на уроках физики практические задания с «дозами помощи» – подсказками. В подсказке указывается последовательность шагов решения проблемы. Объем информаций, содержащийся в ней, определяется характером задания и уровнем его трудности. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, получают дополнительное задание. При такой организации работы, оказалось, легко создавать и поддерживать ситуацию успеха.
Внедрение компьютерных технологий в процессе обучения повышает интерес к предмету, а также открывает для учеников новые возможности познания учебного материала.
У меня в кабинете есть все возможности для осуществления эксперимента, опытов и организации работы с компьютерными программами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии
Данный материал представляет собой описание системы работы по формированию новых компетенций в условиях новых ФГОС при обучении химии...
Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике
В процессе обучения физике выделяют следующие направления использования ЭОР: • в условиях традиционного обучения: при подготовке учителя к уроку; непосредственно учителем на уроке; как основа с...
Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике
Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физикеАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.В процессе обучения физи...
Усиление практической направленности при изучении химии через элективные курсы
В своей статье обращаю внимание на практическую направленность при изучении химии через элективные курсы, которая является комплексным понятием, включающим в себя не только практическую де...
Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».
Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...
Выступление на тему «Усиление практической направленности обучения на уроках географии»
Выступление на тему «Усиление практической направленности обучения на уроках географии»...
«Повышение качества образовательного процесса через усиление практической направленности уроков и занятий внеурочной деятельности»
Выступление на педагогическом совете...