Усиление практической направленности при изучении химии через элективные курсы
статья по химии по теме
В своей статье обращаю внимание на практическую направленность при изучении химии через элективные курсы, которая является комплексным понятием, включающим в себя не только практическую деятельность учащихся и умение работать в химической лаборатории, но и возможность применять полученные знания в жизни, создание целостной картины мира через взаимосвязь различных наук. Поэтому красной нитью в моей статье является не разбор решения сложных задач, а демонстрация практической направленности курса по выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usilenie_praktich._napravl._pri_izuch_himii_cherez_elektiv._kursy.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Усиление практической направленности при изучении химии через элективные курсы.
Развить интеллектуальные и творческие способности ученика и сделать предмет изучения более интересным и максимально приближенным к повседневной жизни помогают учителю элективные курсы или курсы по выбору.
В своей работе использую преподавание курса по выбору «Решение задач повышенной сложности» в 11 классе. Хотя совершенно не важно как будет называться тот или иной элективный курс, главное, чтобы учитель смог внести свою изюминку в преподавание и заинтересовать своих учеников. Это, пожалуй, можно назвать одной из основных задач, стоящих перед преподавателем, решившем вести курсы по выбору. Чтобы содержание элективного курса было интересным и полезным, необходимо обогатить его элементами практической направленности и межпредметных связей. Это, на мой взгляд, позволяет решить проблему отчуждения знаний в химическом образовании, создать качественно новую образовательную среду, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.
Необходимость введения данного элективного курса продиктована, прежде всего возникшим интересом будущих выпускников к предметам естественно-научного цикла, в частности химии, поскольку многие ребята стремятся связать свою жизнь с такими профессиями как врач, химик-технолог и т. д. Таким образом, элективный курс «Решение задач повышенного уровня сложности» делает учащихся более подготовленными к жизни, дает целенаправленную профессиональную ориентацию, поскольку умение решать задачи – это неотъемлемый элемент при поступлении в ВУЗы естественно-научного профиля.
Следующее не менее важное условие необходимости введения в 11 классе курса по химии продиктовано тем, что, к сожалению, резко сократилось количество базовых часов на изучение предмета, и в связи с этим остро встает вопрос о нехватке времени на решение задач по химии.
С каждым годом количество обучающихся, которые посещают курсы по выбору, увеличивается в среднем на 5 – 7 человек, а, следовательно, и интерес к естественным наукам ежегодно возрастает. То, что учащимся предоставляется большая возможность изучать курсы по выбору, является одним из элементов успешной реализации задач школьного химического образования, а использование дифференцированных заданий позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным.
В процессе своей деятельности учителю химии необходимо реализовывать межпредметные связи с такими дисциплинами как биология, физика, алгебра, а также с иностранными языками и историей. Условия для заданий должны быть тесно связаны с процессами, протекающими в повседневной жизни. В ходе совместной деятельности «учитель – ученик» вместе с ребятами организовывались как стандартные формы учебных занятий, так и занятия – практикумы ( где выполнение практических заданий не могло быть осуществлено без решения проблемной расчетной задачи); уроки – защиты творческих проектов (создание презентаций, интересных схем, призванных помочь в решении задач и т. д. ); семинары, на которых, в частности, обсуждались пути решения комбинированных задач и т.д.
На протяжении изучения курса нам удалось повторить основные типы расчетных задач по химии (вычисление молекулярной и молярной массы вещества; вычисление массы растворенного вещества и воды в растворе; вычисление массовой доли элемента в веществе; расчеты по химическим уравнениям; определение практического выхода от теоретически возможного; вычисление на избыток одного из исходных веществ; расчеты по теме «Законы идеальных газов»; определение формулы вещества по продуктам сгорания). Помимо этого были изучены алгоритмы решения задач и сами задачи, не рассматривающиеся в школьном курсе. Это, например, задачи на смеси, на изменение веса металлической пластинки в растворе т . п.
Актуальность преемственности химических знаний на практике, в повседневной жизни при изучении курсов по выбору обусловлена следующими причинами. При передаче знаний учащимся с помощью педагогов они (знания) отчуждаются от науки и превращаются в догму – набор фактов, которые усваиваются учащимися как, безусловно истинные, несомненные. В частности предмет химия в школе отличается от химической науки, и построен как абсолютное завершенное знание, оперирующее четкими формулировками. Это, вероятно, и объясняет непривлекательность химии как школьного предмета среди учеников. С помощью элективных курсов эту проблему можно решить.
В своей статье обращаю внимание на практическую направленность при изучении химии через элективные курсы, которая является комплексным понятием, включающим в себя не только практическую деятельность учащихся и умение работать в химической лаборатории, но и возможность применять полученные знания в жизни, создание целостной картины мира через взаимосвязь различных наук. Поэтому красной нитью в моей статье является не разбор решения сложных задач, а демонстрация практической направленности курса по выбору.
Для то, чтобы занятия были более интересными и познавательными, использую не только расчетные задачи, но и качественные, требующие выполнение практической деятельности в условиях школьной лаборатории. Вот одна из задач практического цикла:
В четырех пронумерованных склянках без этикеток находятся прозрачные растворы серной кислоты (разбавленной), хлорида бария, пищевой соды и воды. Не прибегая к помощи других реактивов и используя минимальное число операций, определите содержимое каждой склянки.
Решение.
Шаг 1.Визуальное изучение содержимого склянок: все растворы прозрачны и бесцветны.
Шаг 2. Составление таблицы – схемы, которая будет являться руководством к экспериментальной деятельности. В соответствующих клетках таблицы отмечают образование осадков и газов.
Номер строки | Растворы | Растворы | |||
H₂SO₄ | BaCl₂ | NaHCO₃ | H₂O | ||
1 | H₂SO₄ | - | Ba SO₄↓ | CO₂↑ | - |
2 | BaCl₂ | Ba SO₄↓ | - | Ba CO₃↓ | - |
3 | NaHCO₃ | CO₂↑ | Ba CO₃↓ | - | - |
4 | H₂O | - | - | - | - |
Шаг 3. Анализ таблицы-схемы.
- Характеристика осадков.
Ba SO₄↓- белый осадок, нерастворимый в кислотах.
Ba CO₃↓- белый осадок, нерастворимый в кислотах.
- Характеристика газов.
CO₂↑- газ без цвета и запаха, образуется при взаимодействии солей угольной кислоты (наш случай) с более сильными кислотами: эффект вскипания.
Шаг 4. Практическая (экспериментальная) часть.
Берут 4 чистых пробирки, одну из них наполняют на две трети раствором из первой склянки, а в три другие приливают по 2 мл растворов из трех других склянок.
Приливают понемногу содержимое первой пробирки (в ней много раствора) в три другие пробирки. Фиксируют наблюдения.
- Если в первой пробирке (строка №1) был раствор серной кислоты, то наблюдаем образование осадка там, где был раствор хлорида бария:
H₂SO₄ + BaCl₂→ Ba SO₄↓ + 2HCl
SO₄²ˉ+ Ba²⁺ → Ba SO₄↓.
Там, где был раствор пищевой соды (гидрокарбоната натрия), наблюдается эффект вскипания:
H₂SO₄ +2 NaHCO₃→ Na₂ SO₄ + CO₂↑ + 2H₂O
2H⁺ +2H CO₃ˉ → CO₂↑ +2 H₂O
Там, где была вода, нет признаков протекающей реакции.
- Если в первой пробирке (строка №2) был раствор хлорида бария, то наблюдается образование осадка там, где был раствор серной кислоты:
BaCl₂ + H₂SO₄→ Ba SO₄↓ + 2HCl.
Происходит образование осадка и в пробирке, где был раствор карбоната калия:
BaCl₂ +2 NaHCO₃→ Ba CO₃↓ + 2NaCl + H₂O + CO₂↑
Ba²⁺ +H CO₃ˉ → Ba CO₃↓+ H₂O + CO₂↑
Там, где была вода, нет признаков протекающей реакции.
Если мы знаем, в какой склянке раствор серной кислоты, то к полученным осадкам можно прибавить раствор H₂SO₄:
Ba SO₄↓+ H₂SO₄→реакция не идет,
Ba CO₃↓+ H₂SO₄→ Ba SO₄↓+ CO₂↑ + H₂O.
3. Если в первой пробирке (строка №3) был раствор NaHCO₃, то наблюдается выделение газа в пробирке с раствором серной кислоты:
2NaHCO₃ + H₂SO₄→ Na₂ SO₄ + CO₂↑ +2 H₂O.
В пробирке, где был раствор BaCl₂:
BaCl₂ +2 NaHCO₃→ Ba CO₃↓ + 2NaCl + H₂O + CO₂↑
Образующийся осадок растворим в кислоте:
Ba CO₃↓+ H₂SO₄→ Ba SO₄↓+ CO₂↑ + H₂O.
Там, где была кислота, нет признаков протекающей реакции (строка4).
Особенностью следующей задачи является графическое отображение процессов, протекающих в ходе химической реакции. Эта задача также, как и предыдущая может быть выполнена в условиях школьной лаборатории.
Взаимодействие растворов соляной кислоты и нитрата серебра выражают уравнением:
HCl + AgNO₃→AgCl↓ + HNO₃.
К 100 мл раствора соляной кислоты, содержащем 1 моль хлороводорода, добавляют 100 мл раствора нитрата серебра, содержащего 1 моль AgNO₃, порциями по 10 мл. Постройте график зависимости увеличения массы хлорида серебра по мере прибавления раствора нитрата серебра: т(AgCl) = f(v (AgNO₃)).
Решение.
М(HCl)=36,5 г/моль; М(AgNO₃)=170 г/моль;
М(AgCl)=143,5 г/моль; М(HNO₃)=63 г/моль.
HCl + AgNO₃ → AgCl↓ + HNO₃.
1 моль 1 моль 1 моль 1 моль
36,5 г/моль 170 г/моль 143,5 г/моль 63 г/моль
Одна порция раствора AgNO₃ объемом 10 мл содержит 0,1 моль AgNO₃. По оси абсцисс отложим v(AgNO₃) – от 0,1 до 1 моль.
По оси ординат – данные, отвечающие массам от 14,35 г (0,1 моль AgCl) до 143,5 г (1 моль AgCl).
V раствора AgNO₃, мл | V(AgNO₃),моль | т(AgCl), г | Номер порции |
10 | 0,1 | 14,35 | 1 |
20 | 0,2 | 28,70 | 2 |
30 | 0,3 | 43,05 | 3 |
40 | 0,4 | 57,4 | 4 |
50 | 0,5 | 71,75 | 5 |
60 | 0,6 | 86,10 | 6 |
70 | 0,7 | 100,45 | 7 |
80 | 0,8 | 114,8 | 8 |
90 | 0,9 | 129,15 | 9 |
100 | 1,0 | 143,5 | 10 |
При решении задач по химии очень важно нацелить учащихся на понимание роли таких предметов как математика. Например, такая, казалось бы, простенькая задача требует от учеников прежде всего сообразительности и помогает собраться с мыслями на начальном этапе занятия:
Для приготовления фирменного чая нужно ровно 6 литров воды. Наш чайник вмещает 7 литров. Еще в нашем распоряжении есть два конических ведра, одно вмещает под горло 4 литра, второе – 9 литров. Вопрос. Как, используя эти два ведра, налить в чайник точно 6 литров воды?
Давно бытует всем известное мнение: «Если не знаешь математику, то не сможешь решить задачу по химии». В подтверждение тому рассмотрим задачу, при решении которой потребуется умение решать систему уравнений.
Рассчитать массовые доли компонентов смеси, состоящей из гидрата карбоната аммония , карбоната калия и гидрофосфата аммония, если известно , что из 38,4 г этой смеси получили 8,8 г углекислого газа и 6,8 г аммиака.
Решение:
М ( ) = 114 г/моль
М () = 138 г/моль
М () = 132 г/моль
Пусть в смеси х моль , у моль и z моль , тогда
114х + 138у + 132z = 38,4
Из х моль гидрата карбоната аммония можно получить 2х моль аммиака и
х моль углекислого газа:
х 2х х
→ 2
Аналогично,
у у z 2z
→ → 2
n () = 8,8/44 = 0,2 моль х + у = 0,2
n () = 6,8/ 17= 0,4 моль 2х+2z =0,4
Решая систему уравнений
114х + 138у + 132z = 38,4
х + у = 0,2
2х+2z =0,4
находим х = у = z = 0,1 моль
w () =
w () =
w ((NH4)HPO4 =
Ответ: w () = 29,7 % , w() = 35,9 % ,
w () = 34,4 %.
Чтобы изучение химии было не только интересным, но и полезным, целесообразно решать задачи, в условиях которых отображены те или иные исторические факты. Тем самым реализуется связь с предметом истории.
« Мери Роз» - затонувший военный корабль Тюдоров (королевской династии, правившей Англией с 1485 по4603г.) – был извлечен со дна моря в 1932 г. Сразу же после подъема деревянная обшивка корабля была пропитана воскообразным веществом – полиэтиленгликолем, который препятствовал разложению древесины, долгое время пробывшей во влажном состоянии. Определите количество моль углерода, кислорода и водорода в 0,01 моль мономера – этиленгликоля HOCH₂CH₂ОН, а также массу кислорода в этой порции вещества.
Медь известна с глубокой древности как в чистом виде, так и в виде бронзы( сплава меди с оловом). Существование этого металла отмечено в библии (Ветхий Завет) и у Гомера («Илиада»). Бронза часто служит металлом для изготовления памятников. Опыт древних металлургов-медеплавильщиков описан в книгах Агриколы (XVI в.). В сочинениях легендарного алхимика Василия Валентина указан способ выделения чистой меди из раствора медного купороса (сульфата меди II) – вытеснение (восстановление) железом. Рассчитайте массу железа, необходимого для получения этим способом 6,4 кг меди.
Римский историк Кай Плиний Старший (23 – 79 гг. н.э.) пересказал легенду о жемчужинах Клеопатры. Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. А надо сказать, что среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры славились больше всего серьги с огромными грушевидными жемчужинами, массу которых историки оценили в 40,2 г. Желая поразить римского гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин в кубке с вином и выпила это вино за здоровье Антония. Однако жемчуг не растворяется ни в вине, ни в воде. Он переходит в раствор только под действием кислот. Так и полагается вести себя и карбонату кальция. Разве что в кубке Клеопатры вместо вина был уксус, тогда была бы возможна реакция:
CaCO₃ + 2CH₃COOH → Ca(CH₃COO)₂ + CO₂↑ + H₂O.
Рассчитайте суммарный объем ( при н. у.) газа, который выделился бы при химическом растворении в уксусной кислоте жемчужин Клеопатры.
Одно из направлений профильной подготовки в гимназии – это углубленное изучение иностранных языков. Поскольку обучающиеся 11 классов свободно разговаривают на английском или немецком языках,можно предложить им задания следующего характера:
- Прочитайте внимательно условие задачи и переведите текст на англ. (нем.) язык.
- Решите задачу.
Как стать блондинкой? В настоящее время для осветления волос применяют специальные составы, содержащие пероксид водорода и его производные. Очень удобен гидгоперит – соединение пероксида водорода с карбомидом, который способствует увлажнению и набуханию волос; при этом действие пероксида водорода усиливается. Определите состав гидроперита (NH₂CO∙x(H₂O₂), если из 9,4 г гидроперита получилось 2,24 л атомарного кислорода.
И вот каким был перевод: How to became a blonder? Now a days different special mixtures are used for making hair white. They contain H₂O₂. Hydroperite is very convenient. Linking H₂O₂ with carbomide, which helps to make hair wet , under this condition the action of H₂O₂ becomes very strong. Find the mixture of Hydroperite (NH₂CO∙x(H₂O₂), if you can get 2.24 l atomic oxygen out of 9.4 g Hydroperite.
Такие задания очень привлекают учащихся, помогают им в некотором смысле освоить специфическую лексику на иностранном языке по химии.
Также в конце учебного года в виде творческого задания предлагалось самим выбрать наиболее понравившуюся задачу и перевести ее на иностранный язык. С этими заданиями справлялись все ученики.
Помимо умения решать задачи по химии, меня также интересует способность школьника к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Поэтому в процессе прохождения элективного курса предлагались следующие творческие задания:
Выберите одну из трех предложенных цитат и выскажите свое мнение о прочитанном, то есть напишите маленькое сочинение из 4-5 фраз.
1. Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.
М.В.Ломоносов.
2. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Антуан де Сент-Экзюпери.
3. Не всякому помогает случай. Судьба одаривает только подготовленные умы.
Луи Пастер.
Решение расчетных задач по химии представляет немалые трудности, а не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, т.к. от этого будет зависеть и дальнейший успех.
Приведенный ниже «химический человечек» призван помочь в разрешении этой проблемы. Эту схему я также объясняю учащимся в 8 классе при обучении решению задач. Так, с вводным контролем (задача в два действия) справилось только 20% учащихся, а после знакомства с «химическим человечком» с задачей такой же сложности в выходном контроле справилось уже 85% учащихся, и это на одном уроке. Будет замечательно, если такая схема окажется у каждого ребенка в тетради.
В заключении можно отметить, что реализация элективного курса «Решение задач повышенного уровня сложности» позволяет м сделать следующие выводы.
1. Данный курс логически продолжает базовое образование учащихся, углубляет его в целях профилизации.
2. Реализует преемственность с подготовкой в соответствующие высшие учебные заведения.
3. Формирует научное мировоззрение.
4. Содействует развитию социально-активной личности.
5. Способствует развитию его креативности и интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии
Данный материал представляет собой описание системы работы по формированию новых компетенций в условиях новых ФГОС при обучении химии...
Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».
Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...
Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии
Пути усиления прикладной и практической направленности на уроках химии и во внеурочное время...
Выступление на тему «Усиление практической направленности обучения на уроках географии»
Выступление на тему «Усиление практической направленности обучения на уроках географии»...
Усиление практической направленности в процессе обучения физике
Экспериментальные задачи обладают ценным свойством - их можно включить в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введения в тему урока, иллюстрации к объяснению, повторения и об...
«Повышение качества образовательного процесса через усиление практической направленности уроков и занятий внеурочной деятельности»
Выступление на педагогическом совете...
Профессиональная направленности в преподавании химии через решение заданий с производственным содержанием
Статья об использовании задач с профессинальной напрвленностью на уроках химии...