Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии
материал по химии по теме
Данный материал представляет собой описание системы работы по формированию новых компетенций в условиях новых ФГОС при обучении химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptashkogray_met._seminar.docx | 41.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии
Пташкограй А.С., учитель химии
МОУ СОШ № 5 г. Надыма
«Наука химия – это область чудес, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области…» это было сказано почти век назад Максимом Горьким. Энтузиазм писателя по поводу потенциала химии стопроцентно оправдан. Юному человеку химия дает возможность опытным путем увидеть на уроках процессы, происходящие в материальном мире. В изучении химии это важно. Ученые давно оценили роль практики «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь самому за химические операции» (М.В. Ломоносов).
В современной концепции химического образования практическая направленность подчёркивается как важное требование обновления содержания, но в последние годы снижается качество усвоения учебного материала курса химии. Это связано с сокращением часов на лабораторные опыты и решение экспериментальных задач, резко снижает мотивацию к учению, переводит экспериментальную науку в область абстракций.
Достижение высокого уровня результатов освоения обучающимися школьной программы по химии становится не только актуальной, но и трудной педагогической задачей, которую решить без практико-ориентированного подхода, энтузиазма и любви к детям невозможно.
Таким образом, в рамках реализации ФГОС по химии существует противоречие - между объективными условиями и природосообразными потребностями подростков, которые проявляются в интересе к практической стороне предмета.
Выше названные факты подтверждают актуальность темы моего педагогического опыта «Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии».
В ходе практической деятельности мною решались задачи:
- Выявить общее состояние проблемы по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.
- Апробировать практико-ориентированные методы, приемы и способы обучения.
- Продолжить внедрение современных образовательных технологий, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении.
- Совершенствовать инфраструктуру взаимодействия с учителями школы, специалистами других сфер деятельности с целью повышения качества образовательного процесса.
- Обобщить положительный опыт работы по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.
Моя педагогическая техника по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников это – совокупность практико-ориентированных технологий и подходов в обучении, средств, приемов и методов в обучении, используемых для наиболее полного достижения образовательных целей.
Так же в понятие педагогической техники включаю три группы собственных умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.
В педагогической практике:
- реализую личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении;
- внедряю современные образовательные технологии: информационные и Интернет – технологии, исследовательские методы в обучении, межпредметные связи на основе
принципов: свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи.
На своих занятиях уделяю особое внимание:
- демонстрации роли практических знаний о веществах и их свойствах.
- ознакомлению с веществами и материалами, с которыми обучающиеся встречаются в повседневной жизни (лекарства, средства бытовой химии, строительные материалы).
- раскрытию химической сущности процессов приготовления пищи и напитков, стирки, чистки предметов домашнего обихода, процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание), принципов действия лекарств.
- реализации межпредметных связей (с физикой, биологией, экологией).
- знакомство со способами решения жизненно важных проблем – с получением лекарств, материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды осуществляется следующими способами:
- ознакомлению с нормами использования веществ и материалов, правилами поведения в различных жизненных ситуациях (правила хранения и использования огнеопасных, токсичных веществ; объяснение влияния алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека; правила поведения при пожарах, ожогах).
- организации профориентации обучающихся (формирование знаний о главных отраслях химической промышленности, научных основах химического производства, массовых рабочих профессиях, связанных с химией).
В организации учебного процесса широко использую задания с практико-ориентированным содержанием. Эффективными формами, методами и приемами практикоориентированного обучения в формировании личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников являются:
- учебное исследование в рамках урока; (на занятиях обучающиеся выполняют творческие здания исследовательского характера)
- учебный химический эксперимент в рамках урока;
- домашний химический эксперимент как вид самостоятельной работы обучающихся.
- исследовательская и проектная деятельность школьников;
- поиск материалов исторического характера, биографических справок о великих учёных, объяснение загадок природы; (школьники знакомятся со статьями СМИ, рекламными объявлениями, изучают химический состав различных товаров, проведя экспертизу выступают в роли ведущего программы «Контрольная закупка». В ходе ознакомления с материалами, ребята находят «химические» ошибки).
Убеждаю школьников, что химическая безграмотность опасна для окружающих. Не обязательно работать на химическом заводе, чтобы быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить максимальную безопасность себе и окружающим, чтобы безграмотное использование обычных средств бытовой химии не нанесло вреда здоровью.
Чтобы заинтересовать школьников практической химией, применяю задачи, межпредметного содержания (валеологического, экологического, бытового). Проанализировав условия задач, обучающиеся отмечают закономерность - в их содержании заложены сведения о связи знаний по химии и повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах.
Включение задач межпредметного содержания дает возможность повысить интерес обучающихся к предмету, сформировать убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни, внимательно относиться к собственному здоровью.
Решению педагогических задач значительно способствует взаимодействие с учителями школы и сотрудничество со специалистами из различных областей деятельности, результатом чего является:
- разработанная совместно с учителями физики программа элективного учебного предмета «Естествознание. Межпредметные связи в подготовке к ЕГЭ по физике, химии и биологии» для обучающихся 11 классов, программа апробируется в ходе подготовки выпускников к ЕГЭ по физике и химии;
- организация и проведение мероприятий в рамках декады по естествознанию в сотрудничестве со специалистами других профессий.
В ходе практической деятельности по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
- повысилась мотивация школьников к изучению химии;
- ценностно-смысловые установки обучающихся включают потребность к здоровому образу жизни в области питания и использования средств бытовой химии;
- повышение количественных показателей участия школьников в интеллектуальных мероприятиях по химии.
Предметные результаты:
- Качественные результаты ЕГЭ по химии:
- все экзаменуемые преодолевают минимальную границу ЕГЭ по предмету;
- выпускники, показывают отличный уровень подготовки к экзамену, сданному в форме ЕГЭ (2011 г., 75 баллов).
- качество обученности по предметам по итогам года:
- вторая ступень обучения - 50-65%;
- третья ступень обучения - 76%;
- качество обученности по итогам государственной итоговой аттестации в традиционной форме: - 100%;
- за период с 2006 по 2011 год:
- похвальной грамотой «За успехи в изучении отдельных предметов» награждены 2 выпускника;
- 7 выпускников награждены золотыми и серебряными медалями (4 серебряных и 3 золотых медали).
Метапредметные результаты характеризуются положительной количественной и качественной динамикой результативности участия обучающихся в интеллектуальных мероприятиях по химии:
- ежегодное участие школьников в муниципальном этапе ВОШ по химии и экологии, 2 призовых места, грамота, 2011 г.;
- участие в региональном этапе ВОШ по экологии, 2006 г.;
- школьная НПК «Учимся, исследуем, открываем…», 2010г.- 2011 г.г. -3 диплома I степени, 1 диплом II степени;
- районная экологическая конференция «ЭХО - ЭКО» (2009г.), 2 грамоты
- IV районная НПК для обучающихся и студентов «Старт в науку», выступление;
- Международная олимпиада по основам наук по химии, 2010,2011г.г.,: 23 участника 1 этапа, 22 обладателя дипломов 1, 2 и 3 степени;
- Международный интеллектуальный конкурс по естествознанию «Колосок», 2011г., три призовых места (III место);
- Всероссийская дистанционная викторина «Могучие исполины растительного мира», 2011г., диплом III степени, 2 чел.
Опыт работы по данной теме обобщался и транслировался:
на муниципальном уровне в форме:
- выступления на заседании районного методического объединения учителей химии и биологии в рамках Единого методического дня;
- презентации и публичного выступления в рамках традиционной районной встречи организаторов общего и профессионального образования, творческих объединений педагогов «И вновь сентябрь зовет нас в путь исканий…» 2009 г., 2010 г.;
- открытого урока в рамках районного научно-практического семинара на базе школы «Информационные технологии как основа создания условий по подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА», 2011 г.
На всероссийском уровне,
участие в:
- Интернет - конференции (Использование технологий повышающих мотивацию к учебной деятельности в условиях модернизации образования) в рамках IV Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции, посвященной Году учителя по теме «Педагогика в глобализирующем пространстве науки»;
- дистанционном семинаре-тренинге «Современное педагогическое проектирование» на базе Международного Института развития «ЭкоПро», 22.02.2010-17.05.2010, сертификат;
- Первом открытом фестивале педагогов «Мультмедиа в образовании», сертификат, размещение конкурсных материалов на сайте;
- во Всероссийских педагогических видеоконференциях: «Портрет выпускника», «Организационно-технологические модели работы с одаренными детьми», дипломы участника;
- во Всероссийской Педагогической ярмарке, публикация сборника химических опытов «Домашняя лаборатория»;
- международной видеоконференции по обмену педагогическим опытом Россия-Турция, диплом участника;
- международном открытом уроке по теме «Работа в разноуровневых группах», диплом участника;
- очное участие в цикле практических семинаров по активным методам обучения и технологии модерации в Педагогическом лагере «Ладога 2010», г. Петрозаводск (15.07.2010-26.07.2010), сертификат;
- международном открытом конкурсе «Инновационные педагогические технологии—2012», 2 место.
публикации
- методической разработки по химии «Гидролиз солей», 9 класс на страницах СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО», 19.08.2010, свидетельство о публикации А № 005681/2010;
- методических материалов на сайте электронного СМИ «Педсовет/Pedsovet.org»:
- рабочая программа по химии для обучающихся 10-11 классов (базовый уровень), сертификат;
- рабочая программа по химии для обучающихся 8-9 классов, сертификат.
Самый первый лауреат Нобелевской премии в области химии С.А. Аррениус (1859-1927) говорил: «Химия более, чем какая либо другая наука лежит в основе современной материальной культуры». Школьники пользуясь плодами химической промышленности должны с интересом узнавать как все это получается. Это возможно только в практической плоскости изучения предмета химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностной, метапредметной и предметной деятельности учащихся средствами УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»)
Формирование личностной, метапредметной и предметной деятельности учащихся средствами УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»)...
"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
На каждом этапе решаются свои собственные задачи формирования и развития в ребенке личностных, метапредметных и предметных компетенций. Проводится работа по успешному овладению детьми новых форм...
«Квест-технология, как одна из форм формирования личностных, метапредметных и предметных УУД»
laquo;Квест-технология, как одна из форм формирования личностных, метапредметных и предметных УУД»...
Системное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.
Система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального обще...
«Повышение качества образовательного процесса через усиление практической направленности уроков и занятий внеурочной деятельности»
Выступление на педагогическом совете...
Практикум по разработке учебных заданий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по истории .
Практикум по разработке учебных заданий для формирования личностных,метапредметных и предметных результатов освоенияобразовательной программы по истории ....
Методическая разработка "Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов по математике"
Современное общество предъявляет новые требования к содержанию математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять знания и умения, полученные в школе,...