Технологическая карта урока Атмосферное давление
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Технологическая карта урока

Тема урока: Атмосферное давление

класс:7

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_fiziki.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Атмосферное давление

Класс:7

№ урока: 18

Дата 2.02.2016г.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.

 Задачи:

– образовательные: из курса географии вспомнить общие понятия  атмосферы и  атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

– развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов); формировать умения работать с образовательными ресурсами в Интернете.

– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация.

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Предметные: понимать атмосферное давление

 Метапредметные:

       а) познавательные УУД:

   -развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся;

   - извлекать знания из различных источников(текста, рисунков, интернета, условных обозначений);

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

       б) коммуникативные УУД:

      - учить детей контролировать свою речь ( строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

      - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

      - взаимодействовать друг с другом ( слушать сравнивать и оценивать ответы других)

        в) регулятивные УУД:

        -составлять план решения учебной задачи;

        - планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; 

 . Личностные:

      - формирование умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия, управлять ими

      - прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы,  уважать  мнение других.

Образовательные технологии, использованные на уроке:

Организация деятельности:

Основные этапы организации учебной деятельности (в зависимости от типа урока)

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

  1. Мобилизующий этап, мотивирование к учебной деятельности

 Ребята, давайте поприветствуем  друг друга и наших гостей!                                                                           

Молодцы! Присаживайтесь. Проверьте, пожалуйста, себя, у каждого на столе должена быть учебник,  пенал и листок. На лице улыбка и в душе хорошее настроение. Если все на месте, то мы начинаем наш урок.

Настраиваются на урок

3.        Постановка проблемы

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗА, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?  Какие есть у вас предположения?

Тема урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.

Ребята давайте определим цели, которые мы поставим сегодня на этом уроке.

- Что я знаю по данной теме?

- Чего я не знаю по данной теме?

Почему нас воздух не может раздавить своим весом? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя.
Выдвигают предположения о теме урока «Атмосферное давление».
Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку
.

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение обобщать материал и делать выводы

Выполняют задание, исправляют и дополняют ответы друг друга

Умение работать в паре.

Отвечать на вопросы при изучении новой темы.

Рефлексия своих действий.

Умение слушать учителя

Определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

  1. Актуализация знаний

Прежде, чем приступить к новой теме вспомним  термины, которые изучили на прошлых уроках?

Для этого Вам необходимо ответить на вопросы теста по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»:

1. В каких единицах измеряют давление?

  • Н.
  • Па.
  • м.

2. Давление тела на поверхность зависит от...

  • модуля силы и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.
  • модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила.
  • площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

3. Давление газа на стенки сосуда вызывается:

  • притяжением и отталкиванием молекул.
  • ударами молекул газа о стенки сосуда.
  • соударением молекул друг с другом.

4. Как изменится давление на тело с увеличением глубины погружения в жидкость?

  • Увеличится.
  • Уменьшится.
  • Не изменится.

5. Почему накаченный воздушный шарик стремится принять именно шарообразную форму?

  • Газы производят одинаковое давление по всем направлениям.
  • Оболочка обладает свойством принимать шарообразную форму.

Молекулы газа, притягиваясь друг к другу, придают оболочке форму шара.

Поменяйтесь листами с соседом и проверте правильные ответы

Ответы: 2,1,2,1,1

Вспоминают изученный ранее материал, необходимый для усвоения новой темы.

  1. Совместное исследование проблемы

А теперь из курса географии давайте вспомним:

1. Что такое атмосфера, каково её строение? (воздушная – газовая  оболочка Земли). Выступление Соложиной Насти(Слайд 3)

2. Назовите слои атмосферы (Слайд 4)

 (экзосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера).

3. Какие физические характеристики атмосферы вам известны из курса географии? (влажность, температура, плотность, давление).

4. Какие из этих величин изменяются с высотой? (температура, плотность, давление).

5. Где находится основная масса воздуха? (в нижнем слое).

6. В каком слое воздух наиболее сжатый и плотный? Почему? (в тропосфере, количество молекул в этом слое больше, а чем выше слой, тем воздух более разреженный).

7. Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой    Земли, если бы не было силы земного притяжения? (она бы улетела).

Итак, наша Земля окутана невидимым воздушным одеялом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров.  Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха.

-  А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли? (Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно)

Оказывается, чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с. Плотность воздуха уменьшается с высотой.

умение ставить задачи

Устанавливают причинно-следственные связи.

  1. Моделирование и конструирование Закрепление и контроль правильностью выполнения способа действий

Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению.

Атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно?

Давайте послушаем еще одно выступление Астафьева Эвелина (модель легких человека)

Диафрагма опускается – вдох, поднимается – выдох. 1) Какое физическое явление лежит в основе дыхания?

Объём воздуха внутри человека оказывается изолированным. При оттягивании плёнки этот объём увеличивается, давление уменьшается и становится меньше атмосферного. Легкие внутри человека надувается воздухом атмосферы. При надавливании на диафрагму объём воздуха в человеке уменьшается, давление становится больше атмосферного, легкие сдувается. Ткани, кровеносные сосуды и стенки других полостей тела подвергаются наружному давлению атмосферы, но кровь и другие жидкости и газы сжаты до токого же давления. Поэтому большинство тканей в нашем организме испытывают одинаковое давление изнутри и снаружи.

Поиск и выделение необходимой информации.

  1. Физкультминутка

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Воздух обладает массой

Мы попрыгаем по классу.

Силу легких мы проверим смело Шарики надуем мы умело!

  1. Применение общего способа действий для решения частных задач

А сейчас выясним, имеет ли воздух массу?

Опыт 1. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике? Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик,  на другую сдутый. Что мы видим?

Выводы: надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу.

Можно ли измерить массу воздуха в классе? Как это сделать?

Задача. Определить, какой вес имеет воздух, находящийся в кабинете информатики, если длина комнаты – 8м, ширина – 5м, высота – 3м.

Известно, что воздух объемом 1 мимеет массу 1.3 кг. Вес 1 м3 воздуха:

P = 10 Н/кг * 1.3 кг = 13 Н

Вывод: Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

Решая задачу, учащиеся приходят к ответу: объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 1/4 тонны.

А теперь ребята мы выполним с вами свою мини исследовательскую работу.

Садитесь за компьютеры по парам. У каждой группы есть тема исследовательской работы.

Приборы для измерения атмосферного давления,

Людям каких профессий нужно знать об атмосферном давлении

Задание на скорость, поэтому быстрее приступаем к заданию. Название вашего проекта. Какую цель вы поставили. Какие результаты у вас получились (не получились).   Какими пунктами нашего алгоритма вы воспользовались? Получился ли ваш проект?





Умение работать в паре.

Умение работать на ПК

Самокорекция и самооценка на протяжении всего урока.

  1. Рефлексия
  2. Итог урока

Теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новый материал сегодняшнего урока:
Послушайте одну историю: «Однажды Маша вымыла банки горячей водой и сразу надела на них пластмассовые крышки. Спустя некоторое время мама не смогла снять крышки. Призванный на помощь папа с большим трудом справился с заданием, поругивая атмосферное давление. Скажите, а причем здесь атмосферное давление?»

Как ваши родите спровляются с этой проблемой? 

Давайте вернемся к поставленным целям. Все ли у нас получилось. Ребята вам нужно составить предложение выбирая начало предложений

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. у меня не получилось…
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Домашнее задание: п. 42, 43 упр№20 стр 129

Подводят итоги урока

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по географии в 6 кл "Атмосферное давление" технология смыслового чтения

В  2014-2015 учебном  году наша школа продолжила работу по внедрению ФГОС второго поколения в среднее звено. Я провела несколько пробных работ по смысловому чтению и ужаснулась тому, что, че...

Технологическая карта урока по теме "Измерение атмосферного давления"

Разработаны цели деятельностного подхода, этапы урока....

Технологическая карта урока физики "Атмосферное давление"

Этот материал поможет вам провести урок "открытие нового знания" по теме "Атмосферное давление"...

Технологическая карта урока по теме "Атмосферное давление". География - 6 класс

Данный технологическую карту можно применять при использовании любого УМК. Целью данного урока является расширение заний учащихся об атмосферном давлении....

Технологическая карта урока по теме "Атмосферное давление" 6 класс

Технологическая карта урока "Атмосферное давление" с презентацией и со всеми приложениями....

Технологическая карта урока географии 6 класс "Атмосферное давление".

Урок географии в 6 классе на тему "Атмосферное давление"....

Технологическая карта урока "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Технологическая карта урока физикис использованием электронной формы учебника в условиях реализации ФГОС ООО«Вес Воздуха. Атмосферное давление.»карта разработанна с применением электронной...