2 | Активизация мышления 3 мин | Коллективная/решение | Опыт Эрстеда Демонстрация опыта 1.В чем состоит опыт Эрстеда? (проводник с током и магнитная стрелка взаимодействуют) 2.Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем? (магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, т.е. создается электрическим током)
3. Как обнаружить магнитное поле? (по его действию на электрический ток, рис.1 Обнаружение магнитного поля по его действию на проводник с током) 4. Как можно определить направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле? (по правилу левой руки) 5. Сформулируйте правило левой руки.
|
Обучающиеся анализируют опыт, делают вывод, отвечают на вопрос
Обучающиеся анализируют опыт, делают вывод, отвечают на вопрос
Обучающиеся рассматривают рис.1, делают вывод, отвечают на вопрос
Обучающиеся отвечают на вопрос Формулируют правило левой руки | видеомагн итофон
Компьютер, проектор, доска
|
3 | Мотивация 2 мин | коллективная/обмен информацией между участниками | Создание проблемной ситуации 1. «Но если электрический ток, «создает» магнитное поле, то не существует ли обратного явления? Нельзя ли с помощью магнитного поля «создать» электрический ток? 2.Такую задачу в начале 19 века пытались решить многие ученые, поставил ее перед собой и английский ученый Майкл Фарадей. «Превратить магнетизм в электричество» в 1822 году. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею для ее решения. 3.Для того, чтобы нам понять как удалось Фарадею «превратиь магнетизм в электричество»,выполним на уроке некоторые опыты Фарадея. используя современные приборы. |
Дети высказывают предположения Формулируют цели и задачи урока: - Выяснить можно ли магнетизм превратиь в электричество?
2. Так как физика наука экспериментальная, рассмотреть опыты, которые показывают: как можно создать электрический ток с помощью магнитного поля
|
Компьютер,
проектор Презентация Сд. 1
|
4 | Изучение нового материала 15 мин | Групповая/ 1. тест (5 мин)
2. исследование (10 мин) | Прежде чем приступить к исследованиям, необходимо вспомнить пройденный материал, для этого нужно выполнить тест (презентация Сл.2-6)
Учитель Выполняя исследования, вам необходимо сделать вывод: При каком условии возникает ток? Для этого вспомним формулы: - В=
- Ф=
1 ученик записывает у доски
1.Учитель определяют время для выполнения задания
2. организует деятельность обучающихся по выполнению исследования Наблюдает за поведением участников Помогает, если возникла необходимость
| Обсуждение в группах, с помощью сигнальной карточки дают правильный ответ.
Выполняют задания в группах
Задание 1 группе: Выяснить, при каком условии в катушке возникает индукционный ток. Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит, соединительные провода. Выполнение работы: - Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке, потом на несколько секунд остановите магнит. А затем вновь приближайте его к катушке, двигая в нее.
- Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во время движения магнита относительно катушки? Во время его остановки?
- Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнита? Во время его остановки?
- На основании ваших ответов на предыдущий вопрос, сделайте и запишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток?
- Почему, при приближении магнита к катушке магнитный поток, пронизывающий эту катушку менялся?
(Для ответа на этот вопрос вспомните, во-первых, от каких величин зависит магнитный поток Ф и, во-вторых, одинаков ли модуль вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита вблизи этого магнита и вдали от него.)
Движение магнита | Поведение стрелки миллиамперметра | Магнитный поток | Движение одним полюсом внутрь катушки |
|
| Магнит внутри катушки неподвижен |
|
| Выдвигается магнит из катушки |
|
|
Вывод:
Задание 2 группе: Выяснить, при каком условии в катушке возникает индукционный ток. Оборудование: амперметр, катушка, магнит, соединительные провода. Выполнение работы: - Наблюдая за показаниями амперметра, на неподвижный магнит надеваете катушку и снимаете ее.
- Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во время движения катушки относительно магнита? Во время ее остановки, когда магнит находится внутри катушки?
- Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения катушки? Во время ее остановки?
- На основании ваших ответов на предыдущий вопрос, сделайте и запишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток?
- Почему, при приближении катушки к магниту, магнитный поток, пронизывающий эту катушку менялся?
(Для ответа на этот вопрос вспомните, во-первых, от каких величин зависит магнитный поток Ф и, во-вторых, одинаков ли модуль вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита вблизи этого магнита и вдали от него.)
Движение магнита | Поведение стрелки миллиамперметра | Магнитный поток | Движение катушки к магниту |
|
| Магнит внутри катушки |
|
| Выдвигается катушка из магнита |
|
|
Вывод:
Задание 3 группе: Выяснить, от чего зависит величина и направление тока в катушке? Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит, соединительные провода. Выполнение работы: - Вдвигайте магнит в катушку и выдвигайте магнит из катушки, возникает ли при этом индукционный ток?
- В какую сторону отклоняется стрелка миллиамперметра при движении магнита в катушку северным полюсом, при выдвижении из магнита.
- Поменяйте полюса магнита, теперь в какую сторону отклоняется стрелка миллиамперметра при движении магнита в катушку южным полюсом, при выдвижении магнита.
- То же самое проделайте с двумя магнитами. Как изменилась сила тока.
- Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнита.
- На основании ваших ответов на предыдущие вопросы сделайте и запишите вывод о том, от чего зависит величина и направление тока в катушке?
(Для ответа на этот вопрос вспомните, во-первых, от каких величин зависит магнитный поток Ф и, во-вторых, одинаков ли модуль вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита вблизи этого магнита и вдали от него, одинаково ли направление вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита при смене полюсов, зависит ли направление тока от вектора магнитной индукции..)
Движение магнита | Поведение стрелки миллиамперметра | Магнитный поток
| Движение северным полюсом внутрь катушки |
|
| Выдвигается из катушки |
|
| Движение южным полюсом внутрь катушки |
|
| Выдвигается из катушки |
|
|
Задание 4 группе: Рассмотреть опыт Фарадея по учебнику, рис.126. стр.162 Выяснить, когда в катушке С возникает индукционный ток. Вывод: в катушке С возникает индукционный ток при: - …..
- …..
- ……
Задание 5 группе: Выяснить, при каком условии в катушке возникает индукционный ток. Оборудование: амперметр, соединительные провода, катушка в магнитном поле. Выполнение работы: - Наблюдая за показаниями амперметра, вращайте катушку внутри магнита, появляется ли индукционный ток?
- Рассмотрите опыт по учебнику. Рис.127.(б)
- Появляется ли индукционный ток, если внутри контура вращается магнит.
- На основании ваших ответов на предыдущие вопросы, сделайте и запишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток?
- Почему, при вращении катушки в магнитном поле, и при вращении магнита внутри контура появлялся индукционный ток и менялся ли при этом магнитный поток, пронизывающий эту катушку?
(Для ответа на этот вопрос вспомните, во-первых, от каких величин зависит магнитный поток Ф.)
| Презентация, (сл. 2-6)
Оборудование для проведения эксперимента в группах, карточки с заданиями, учебник
Дети делают вывод, заполняют таблицу в индивидуальных листах |
5 | Защита 15 мин | Индивидуальная/отчет групп (2 мин) Доклад (3 мин) Учитель (2 мин) | Слово предоставляется 1, 2, 3, группе Во время отчета групп показывает Слайды-(7, 8)
Слово предоставляется 4-й группе Слайд (9)
Слово предоставляется 5-й группе
Учитель: - Удалось ли нам превратить магнетизм в электричество?
- Ток, полученный нами в результате проведенных опытов, называется индукционным.
(сл.10) - Что необходимо для того, чтобы получить индукционный ток.
- Какое явление мы сегодня на уроке наблюдали?
Это явление называется электромагнитной индукцией. - Тема нашего урока? (Сл.11,
Определение электромагнитной индукции) 6. Рассмотрим практическое применение этого явления. (сл.12, генератор) 7. Идея получения электрического тока таким способом впервые пришла к Майклу Фарадею, в его рисунках сохранились чертежи первого генератора. (сл.13) 7. Мы с вами не представляем свою жизнь без электричества.Получение переменного тока , возможно благодаря явлению электромагнитной индукции На следующем уроке мы рассмотрим более подробно получение переменного электрического тока с помощью генераторов. (сл.14) | Отчитываются: 1, 2, 3 группа .
- отчет о проделанной работе
- отчет о проделанной работе
дети отвечают - Да
2. (необходимо, чтобы магнитный поток, пронизывающий контур замкнутого проводника менялся)
3. Явление возникновения электрического тока, в результате изменения магнитного потока, пронизывающего катушку.
- Явление электромагнитной индукции.
Доклад «Получение переменного электрического тока» ( 3 мин) |
презентация (сл.7, 8)
презентация (сл.9)
(Сл.10)
(Сл.11)
(сл.12)
(сл.13)
(сл.14) |
8
9 | Подведение итогов урока 1 мин
Рефлексия 1 мин | Коллективная/монолог | Учитель подводит итоги:
(сл.17)
каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
(сл.18)
Учитель: Древняя мудрость гласит «Скажи мне- и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Сегодня вы действовали, приобрели опыт и, следовательно, вы научились (сл.19)
|
- изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
- рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
- превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток
тема урока ….. - сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
- что было особенно интересно
|
Презентация Сл. (17)
Презентация Сл.(18 )
Сл.( 19) |