Интегрированный урок (физика и математика) в 11 классе по теме: "Применение производной при решении физических зхадач" 16.04.2014г
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
План урока:
- Организационное начало урока, целеполагание (6 мин.).
Работа с кроссвордом
- Повторение: определение производной, геометрический смысл производной, значение и применение производной . (8мин)
- Актуализация знаний. Фронтальный опрос: повторение теоретических вопросов кинематики( 10мин)
- Решение задач: а) физическим способом, б) с помощью производной
Устная фронтальная работа (10мин)
- Самостоятельная работа: работа по карточкам в группах(10мин).
- Подведение итогов урока. Заключительное слово учителей.( 2мин.)..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proizvodnoy.docx | 63.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
"Применение производной при решении физических задач"
(11-й класс)
Цели:
- Повторить, обобщить и систематизировать знания о производной.
- Проверить уровень сформированности навыка нахождения производных, способствовать выработке навыков в применении производной к решению физических задач.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, коммуникативные навыки во время совместной работы
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- Презентация;
- Мультимедийный проектор;
- Карточки с задачами;
- Справочный материал с основными формулами и правилами.
План урока:
- Организационное начало урока, целеполагание (6 мин.).
Работа с кроссвордом
- Повторение: определение производной, геометрический смысл производной, значение и применение производной . (8мин)
- Актуализация знаний. Фронтальный опрос: повторение теоретических вопросов кинематики( 10мин)
- Решение задач: а) физическим способом, б) с помощью производной
Устная фронтальная работа (10мин)
- Самостоятельная работа: работа по карточкам в группах(10мин).
- Подведение итогов урока. Заключительное слово учителей.( 2мин.)..
Ход урока
I этап . Организационный момент
Математик : Здравствуйте. У нас сегодня необычный урок. Он будет объединять математику с физикой. Тему урока мы пока не раскроем, мы хотим, чтобы вы сами разгадали ее. Итак, начнем. Перед вами кроссворд. И то слово, которое выделено и которое вы должны разгадать будет являться ключевым в нашей теме урока.
(Слайд1)
Физик: Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке домашнем заданием было ответить на вопросы к кроссворду.
- Длина траектории за определенный промежуток времени. (Путь.)
- Физическая величина, характеризирующая быстроту изменения скорости. (Ускорение.)
- Одна из основных характеристик движения. (Скорость.)
- Немецкий философ, математик, физик, один из создателей математического анализа. (Лейбниц.)
- Наука, изучающая общие закономерности явлений природы, состав и строение материи, законы ее движения. (Физика.)
- Изменение положения тела в пространстве относительно некоторой системы отсчета с течением времени. (Движение.)
- Выдающийся английский физик, именем которого названы основные законы механики. (Ньютон.)
- Что определяет положение тела в выбранной системе отсчета. (Координаты.)
- Учение о движении и силах, вызывающих это движение. (Механика.)
- Наука, изучающая методы и способы решения уравнений. (Алгебра.)
- То, чего не достает в определении: производная от координаты по … есть скорость. (Время.)
Итак, какое ключевое слово у нас получилось? «производная».
Математик: Мы отгадали ключевое слово “производная”. Но вернемся к началу нашего урока. Вспомним, что перед нами стояла задача сформулировать тему урока, использовав это слово. Следовательно, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи на нахождение производной.) – А какие задачи? Т.е. тема нашего урока “Применение производной при решении физических задач”
Сформулировать тему и цели урока (Слайды 2-3)
II этап. Повторение материала. (10 минут)
Повторение проходит с использованием презентации, во время которой учащимся предлагается вспомнить определение производной, рассмотреть типовые задания на применение производной, ее геометрический смысл (Слайды4-6)
Что называется производной функции в точке?
Ответ: производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношения
приращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю. Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления. Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к произвольной линии, объяснив этим ее геометрический смысл.
В чем заключается геометрический смысл производной?
Ответ: Геометрический смысл производной заключается в следующем: если к графику функции y=f(x) в точке x o можно провести касательную, не параллельную оси y , то
f ′ (x o) выражает угловой коэффициент касательной.
Решение задач : фронтальная работа (Слайды7-11)
3 этап. Актуализация знаний
Учитель физики: Перед тем, как перейти к решению задач, давайте повторим теоретические вопросы кинематики
(Фронтально, ответить на вопросы и записать формулы на доске): (Слайд 14)
- Что такое мгновенная скорость?
- Что такое ускорение?
- Записать уравнение зависимости координаты от времени для равномерного движения x(t)=x0+vt
- Записать уравнение зависимости проекции вектора перемещения от времени для равномерного движения s x(t) =vxt
- Записать уравнение зависимости координаты от времени для равнопеременного движения x(t)=x0+v0xt+axt2/2
- Записать уравнение зависимости проекции скорости от времени для равнопеременного движения v x (t)= v0x + axt
- Записать формулы проекции перемещения для равнопеременного движения s x(t) = v0xt+axt2/2
Учитель физики: Повторив вопросы, давайте решим задачу по этой теме
Учитель физики обращает внимание на экран, где спроектирована задача:
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3t.Найдите ее скорость и ускорение в момент времени t=2с. (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).
Решим задачу физическим способом (Слайд12)
Учитель математики: А теперь я хочу забрать инициативу и предложить ребятам вопрос, который мы изучали на уроках математики. В чем состоит физический смысл производной?
Ответ: Физический смысл производной заключается в том, что производная от пути по времени есть мгновенная скорость, а производная от скорости есть ускорение. (Слайд13)
Теперь вернемся к решенной на доске задаче. Мы ее решили, используя только знания физики, а т.к. мы вспомнили, в чем же заключается физический смысл производной, давайте решим эту же задачу, используя производную
Вопрос: Какое решение вам больше нравится? Почему?
Вывод учащихся.
Учитель физики: Применение производной в физике очень обширно. Рассмотрим несколько примеров применения производной в физических задачах.
Механическое движение- это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Основной характеристикой механического движения служит скорость.
Алгоритм нахождения скорости тела с помощью производной.
Если закон движения тела задан уравнением s = s (t), то для нахождения мгновенной скорости тела в какой-нибудь определенный момент времени надо:
1.Найти производную v = s '(t).
2. Подставить в полученную формулу заданное значение времени.
Производная в электротехнике
В наших домах, на транспорте, на заводах : всюду работает электрический ток.
Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц.
Количественной характеристикой электрического тока является сила тока.
Вопрос: Что называется силой тока?
Ответ: Силой тока называется отношение электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени.
В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Сила тока I есть производная заряда q по времени.
Вопрос: Какой закон записан? Сформулируйте 2 закон Ньютона?
Ответ: В инерциальной системе отчета вектор равнодействующей силы, приложенной к телу равен произведению массы тела и вектора его ускорения.
Сила есть производная работы по перемещению, т.е. F=A /(x)
Вопрос: кинетическая энергия чему равна?
Ответ:
Теплоемкость – есть производная теплоты по температуре, т.е. C(t) = Q/(t)
d(l)=m/(l) - линейная плотность
K (t) = l/(t) - коэффициент линейного расширения
Вопрос: Ребята, что называется угловой скоростью?
Угловая скорость- физ. Величина, характеризующая скорость вращения материальной тоски вокруг центра вращения. Вектор угловой скорости по величине равен углу поворота точки вокруг центра вращения в единицу времени.
Омега=фи разделить на т.
ω (t)= φ/(t) - угловая скорость
При вращении вокруг неподвижной точки вектор углового ускорения определяется как первая производная от вектора угловой скорости.
а (t)= ω/(t) - угловое ускорение (физ. Величина, характеризующая быстроту изменения угловой скорости материальной точки. )
а = омега разделить t
Мощность физ. Величина, равная отношению работы ко времени, за которое она была совершена.
N=A\ t
N(t) = A/(t) – мощность ()
4 этап. Решение типичных задач. (Слайд 16-19)
На обычной классной доске решаются типичные базовые задачи, используя (Слайд14) как справочный материал, дается теоретическое обоснование способа решения. На этом этапе урока идет фронтальная работа.
Устно:
- Тело движется по закону x(t)=2t3 -2,5t2 + 3t +1. Найти скорость тела при t=1c.
Ответ: 4 (с) -4 (п).
- Тело движется по закону x(t)= 3t4 -3t3 + 4t + 2. Найти скорость тела при t=1с.
Ответ: 11 (о) 7(п)
- Заряд q изменяется по закону q(t)= 0,4t2/, найти силу тока при t=10c.
Ответ: 8(а) 2 (к)
- Угол поворота тела вокруг оси изменяется по закону ϕ(t)= 0,3t2 – 0,5t + 0,4. Найти угловую скорость при t= 10с.
Ответ: 5,5 (с ) 5,2 (ы)
- Температура тела Т изменяется по закону Т(t)=4t3 -7t+4. Какова скорость изменения температуры при t=2с?
Ответ: 5,8 (и) 6,8 (у).
5 этап. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по группам. Один ученик одновременно работает у доски (Мучкинов Е)
1 группа
Задания 1 варианта:
- Точка движется прямолинейно по закону x(t)=2t3+t-3. В какой момент времени ускорение будет равно 24 м/с2. (х – координата точки в метрах, t- время в секундах)
Ответ: 0,5с (р) 2с (б).
- Колебательное движение точки описывается уравнением х=0,05cos20t. Найти проекцию скорости спустяс.
Ответ: (б) (а)
Задания 2 варианта
( работа в паре Наранова Д- Боктаева Д)
- Материальная точка движется по прямой так, что ее координата в момент времени t равна
x(t)=t-2t. Найдите ускорение точки в момент времени t=3.
Ответ: 72 (м) 108 (з)
- Тело массой 2кг движется прямолинейно по закону x(t) = 5t 3 – 4t 2+ 3t -7. Найти силу при t=4c.
Ответ: 1200(р) 224(а)
10.Заряд q изменяется по закону q(t)= 0,4t2+ 1,2t. Найти силу тока при t=4c.
Ответ: 4,4 (у) 4,6( л).
Задания 3 варианта. (Работа в паре Болдырев Ч-Манджиев Ч)
11. Тело массойт8кг движется прямолинейно по закону x(t)=2t2+3t -6. Найти импульс тела в момент времени t=1c.
Ответ: 35(и) 56 (р)
- Тело массой 300г движется прямолинейно по закону x(t)=6t3+ 2t-7. Найти силу, действующую на это тело при t=3c.
Ответ: 32,4(о) 34,2(р)
13.Температура тела Т изменяется по закону Т( t)=0,2t2+ 5t -3. Какова скорость изменения температуры при =2с?
Ответ: 5,8(к) 6,8 (у)
Итог урока:
Физик: Мы сегодня повторили применений производной в кинематике, но возможности применения производной намного шире, в чем мы сегодня и убедились: ее можно применять при изучении многих вопросов по динамике, так же при изучении электромагнитных явлений, в оптических явлениях, при решении задач по ядерной физике. Те вопросы, которые мы сегодня рассмотрели, помогут вам при решении задач по математике и физике на экзаменах.
Математик. Производная функции используется всюду, где есть неравномерное протекание процесса: это и неравномерное механическое движение, и переменный ток, и химические реакции и радиоактивный распад вещества и т.д.
Мы убедились в важности изучения темы "Производная", ее роли в исследовании процессов науки и техники, в возможности конструирования по реальным событиям математические модели, и решать важные задачи. А я хочу закончить наш урок высказыванием русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, в котором как нам кажется, мы сегодня убедились
«Слеп физик без математики»
Проверка самостоятельной работы, подведение итогов.
Домашнее задание:
1). Карточки-задания 1-2 уровня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений
Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...
Интегрированный урок физики и математики по теме: " Давление твёрдых тел".
Тема:Давление твёрдых тел Цели: Закрепитьпонятие давления твёрдых тел, показать межпредметную связь физики и математики Задачи: ...
разработка интегрированного урока физики и биологии 8 класс "Глаз как оптическая система"
Разработка интегрированного урока включает разноуровневые задания. Урок построен в интерактивном режиме...
Урок рефлексии (математика + информатика) в 8-м классе по теме "Применение информационных технологий при решение расчетно-экономических задач»
Урок рефлексии (математика + информатика) в 8-м классе по теме "Применение информационных технологий при решение расчетно-экономических задач»...
Технологическая карта интегрированного урока физики и математики "Метрическая система мер"
Тема урока: Метрическая система мер.Тип урока: интегрированный урок повторения по теме «Метрическая система мер».Оборудование: проектор мультимедиа, Smart-доска, 3 ноутбука, напольные весы, грелка, ди...
Интегрированный урок физики и математики "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"
Технологическая карта к интегрированному уроку физики и информатики в 9 классе "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"...
Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе Тема урока: «Промышленный переворот в России».
Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классеТема урока: «Промышленный переворот в России»....