Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе Тема урока: «Промышленный переворот в России».
учебно-методический материал по физике (8 класс)
Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе
Тема урока: «Промышленный переворот в России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal_1.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №2 «Квантор»
Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе
Тема урока: «Промышленный переворот в России».
Быкова Юлия Николаевна,
учитель физики ВКК
МБОУ гимназия №2 «Квантор»
г. Коломна,
Буцык Регина Алексеевна,
учитель истории и обществознания ПКК
МБОУ гимназия №2 «Квантор»
г. Коломна.
г.о Коломна
Цели по содержанию:
Образовательная:
- проанализировать особенности промышленного переворота в Англии;
- ввести понятие промышленного переворота в России, проанализировать исторические процессы, которые привели и были напрямую связаны с внедрением тепловых двигателей;
- рассмотреть авторов и годы важнейших изобретений в сфере тепловых двигателей;
- повторить понятия теплого двигателя, КПД теплового двигателя;
- познакомиться с историей ОАО «Коломенский машиностроительный завод», его вклада в развитие паровозостроения в России.
Развивающая:
- совершенствовать общепредметные умения и навыки (умение выделять главное, анализировать, систематизировать, формулировать выводы);
- научить работать детей в сфере МЭОР;
- продолжить формирование умений работать в группе.
Воспитательная:
- Формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала;
- Воспитание патриотических чувств на основе изучаемого материала;
- воспитывать уважительное отношение к труду как источнику богатства общества.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Оборудование урока:
- Компьютер;
- Проектор;
- Экран;
- Презентация к уроку;
- Интерактивная система для голосования и опроса;
- Виртуальная 3D-студия для использования многомерных электронных образовательных ресурсов;
- МЭОР « История.7 кл. Паровые машины»;
- МЭОР « История.8 кл. Паровоз Черепановых»;
- Система программ для организации и поддержки учебного процесса 1С: Образование 5. Школа;
- Интерактивный тест, созданный в системе 1С: Образование 5. Школа;
- Механическая модель центробежного регулятора
- Индивидуальные листы к уроку (по количеству учащихся);
- Задание для учащихся для работы с текстом (для работы в парах).
Технологическая карта урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения | Способ организации деятельности | ||||||||
1. Организационный момент | Беседа: создание положительного настроя на работу | Учащиеся готовятся к уроку, организовывают рабочее место | коммуникативная планировать свою деятельность | Словесные, мотивация учебной деятельности | Фронтальный | ||||||||
2. Мотивация | Мы рады видеть вас на нашем уроке и чтобы определиться с темой нашего урока, хочу вам задать вопрос: Что общего у автобуса и самолета, у автомобиля и ракеты? Верно вы, абсолютно правы, общее является двигатель – а самым первым видом двигателя был? (тепловой) | В ходе дискуссии отвечают на проблемный вопрос. Высказывают варианты | Коммуникативные Строить высказывания Регулятивные Выдвигать версии, обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: наблюдать, делать выводы, анализировать объекты с целью выделения признаков Личностные Отстаивать точку зрения | Наглядные, словесные проблемный | фронтальный | ||||||||
3. Целеполагание | Поэтому сегодня мы поговорим о тепловых двигателях, но так как у нас сегодня с вами не обычный урок, а интегрированный урок физики с историей, то вы рассмотрите те исторические процессы, которые привели и были напрямую связаны с развитием и внедрением тепловых двигателей. Одним из таких исторических процессов был промышленный переворот. А так как особенности промышленного переворота в Европе мы уже рассмотрели, то сегодня мы рассмотрим промышленный переворот в России. | В ходе беседы формулируется тема урока | Коммуникативные Строить высказывания Регулятивные Выдвигать версии, обнаруживать и формулировать тему урока Познавательные: делать выводы Личностные Строить логическую цепочку рассуждений | Коллективное целеполагание, словесные проблемный | фронтальный | ||||||||
4. Актуализация | «Промышленный переворот: его особенности» Но для того, чтобы понять особенности промышленного переворота в России, нам необходимо вспомнить: что такое промышленный переворот, в какой стране он впервые произошел? Что такое промышленный переворот? Запишите, пожалуйста, в рабочие листы эти особенности. В какой стране и когда он впервые произошел? | В ходе фронтальной беседы отвечают на вопросы. Записывают в рабочих листах определение промышленного переворота и его особенности. | Познавательные: Применять известные факты для ответов на вопросы Регулятивные: Обнаруживать учебную проблему и выдвигать версии Коммуникативная Приводить аргумент | Наглядные, словесные | Индивидуальный, фронтальный | ||||||||
5. изучение нового материала | |||||||||||||
5.1. ПП в России (блок истории) | В России ПП начинается значительно позже в 30-40 гг. 19в. Ребята, если мы с вами вспомним, особенности социально-экономического развития России в 20-50 годы 19 в., то какие особенности промышленного переворота для России вы сохранили бы, а какие нет? Инструкция: В своих рабочих листах отметьте знаком + то, что характерно и для России, знаком – то, чего в России нет. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Беседа с детьми: Первые три причины совпадают, а последняя нет, почему? Почему в России формирование 2 классов было невозможно? Поэтому в России ПП проявлялся в большей степени в технической стороне. В этом смысле, технические новшества в России создавались с использованием достижений научно-технической мысли Англии. В частности, в 1705 году кузнец по профессии Томас Ньюкомен совместно с лудильщиком Дж. Коули построил паровой насос, опыты по совершенствованию которого продолжались около десяти лет, пока он не начал исправно работать (1712). На основе этой машины, в 1763 году русский изобретатель Иван Иванович Ползуно́в создал свой паровой двигатель. А сейчас, вы рассмотрите принцип работы и технические характеристики данных устройств более подробно. | Самостоятельная работа по инструкции в рабочих листах: Заполняют + и - в рабочих листах; Самопроверка; Отвечают на вопросы учителя | Личностные: Уметь оценивать результат Познавательные: делать выводы, Коммуникативные: Взаимодействовать, слушать | Наглядные, словесные, проблемный диалог, практические | Индивидуальный, фронтальный | ||||||||
5.2. Машина Ньюкомена (блок физики) | Итак, рассмотрим устройство и принцип действия пароатмосферной машины Ньюкомена. Инструкция: ребята, сейчас мы будем с вами работать с МЭОР, для этого вам нужно будет одеть специальные очки, обращаю ваше внимание, что снять их можно будет только после того, как я выключу 3D проекцию. Далее ученики одевают очки, учитель объясняет материал, используя 3D-модель:
Машина снова готова к работе. Поэтому машина и носит название пароатмосферной, так как в ней атмосферное давление работает наравне с паром. А теперь давайте посмотрим на машину в действии. Снимите очки, пожалуйста. Как вы считаете, какие достоинства и недостатки были у этой машины? Инструкция: в своих рабочих листах заполните графы с достоинствами и недостатками
А теперь давайте проверим, насколько вы разобрались в устройстве машины Т.Ньюкомена | Слушают инструкцию; Работают с МЭОР «Паровые машины»; Слушают объяснения; Анализируют и заполняют графы рабочего листа. В ходе первичного закрепления в тестовом режиме работают с МЭОР «Паровые машины» и рисунком на рабочем листе, подписывая части паровой машины Т. Ньюкомена. | Личностные: Уметь оценивать результат, делать выводы Познавательные: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учатся работать с МЭОР Коммуникативные: Взаимодействовать, слушать, учитывать разные мнения | Наглядные, словесные, практические, комплексный метод формирования информационной компетенции | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||
5.3. Машина Ползунова (блок физики) | А теперь рассмотрим машину, построенную Иваном Ивановичем Ползуновым. Посмотрите внимательно на слайд. Что можно отметить сразу, чем похожи и чем отличаются эти машины?
Действительно, Ползунов хотел создать машину, которая работала бы непрерывно и могла быть использована для разных целей. Для этого он взял 2 цилиндра и когда в одном был рабочий ход, то в другом - холостой. А для использования движения коромысла, он добавил второе, соединяемое по необходимости с нужной машиной на производстве. Таким образом, Ползунов первым создал универсальную паровую машину. Инструкция: Заполните, пожалуйста, по аналогии с машиной Ньюкомена, достоинства и недостатки этой модели.
Но, к сожалению, идея Ползунова, несмотря на явные преимущества, реализована не была. | Работают с презентацией в системе «1С:Образование 5. Школа»; Анализируют и заполняют графы рабочего листа. Проверяют себя в ходе самопроверки. Сравнивают машины Т. Ньюкомена и И.И. Ползунова | Личностные: Уметь оценивать результат, делать выводы Познавательные: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы Коммуникативные: Взаимодействовать, слушать, учитывать разные мнения | Наглядные, словесные, практические, комплексный метод формирования информационной компетенции | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||
5.4 Изобретение Джеймса Уатта (блок истории) | Но, в Англии также параллельно велись работы по усовершенствованию машины Т. Ньюкомена и созданию универсального парового двигателя. Джеймс Уатт А теперь вы рассмотрите устройство и принцип работы паровой машины Джеймса Уатта. Одеваем очки. | Записывают в рабочих листах имя, фамилию ученого, годы жизни и год создания паровой машины. | Личностные: Уметь оценивать результат, делать выводы Познавательные: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы Коммуникативные: Взаимодействовать, слушать, учитывать разные мнения | Наглядные, словесные, комплексный метод формирования информационной компетенции | Фронтальная | ||||||||
5.5. Паровая машина Джеймса Уатта (блок физики) | Итак, рассмотрим устройство и принцип действия пароатмосферной машины Дж.Уатта. Инструкция: ребята, сейчас мы будем с вами работать с МЭОР, для этого вам нужно будет одеть специальные очки, обращаю ваше внимание, что снять их можно будет только после того, как я выключу 3D проекцию. Далее ученики одевают очки, учитель объясняет материал, используя 3D-модель:
Фронтальная демонстрация действующей модели центробежного регулятора. Центробежный регулятор представляет собой 2 шарика известной массы, прикрепленные к стержню, способному вращаться. К шарикам подсоединена пружина известной жесткости. Если стержень вращается, шарики отклоняются от вертикали под действием центробежной силы. При этом они тянут пружину вверх. В машине Уатта стержень был соединен с маховиком, а пружина с заслонкой в паропроводе. Если маховик начинал вращаться слишком быстро, шарики расходились далеко, тянули пружину, она поднималась и выпрямляла заслонку. Поток пара становился меньше. Теперь посмотрим на эту машину в действии. Снимаем очки
Все это создало предпосылки для широкого внедрения этой машины в производство. | Слушают инструкцию; Работают с МЭОР «Паровые машины»; Слушают объяснения; Анализируют и заполняют графы рабочего листа. Фронтальная демонстрация работы центробежного регулятора скорости. В ходе первичного закрепления в тестовом режиме работают с МЭОР «Паровые машины» и рисунком на рабочем листе, подписывая части паровой машины Дж. Уатта. | Личностные: Уметь оценивать результат, делать выводы Познавательные: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учатся работать с МЭОР Коммуникативные: Взаимодействовать, слушать, учитывать разные мнения | Наглядные, словесные, практические, комплексный метод формирования информационной компетенции | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||
5.6 Вывод. Переход к техническому развитию (блок истории) | Такие паровые машины стали широко востребованы на различных отраслях производства. Например, в России паровые двигатели создавались в основном на Урале, следовательно, их необходимо было поставлять в другие районы Российской империи, что привело как вы думаете к чему? (к развитию транспорта). Соответственно, возникает вопрос о создании транспортного средства на паровом двигателе. Инструкция: О том, как происходил этот процесс в Англии и России вы узнаете самостоятельно. Для этого вам нужно будет в парах:
Давайте проверим, что у вас получилось. А сейчас, вы рассмотрите принцип работы и технические характеристики более подробно. | Отвечают на вопросы; Слушают инструкцию и в парах работают с приложением №1; заполняют рабочие листы Взаимопроверка по слайду презентации. | Личностные: Уметь оценивать результат, делать выводы Познавательные: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы Коммуникативные: Взаимодействовать, слушать, учитывать разные мнения | Наглядные, словесные, практические, комплексный метод формирования информационной компетенции | Работа в парах, взаимопроверка | ||||||||
5.7. Паровозы Стефенсона и Черепановых (блок физики) | Сначала обратите внимание на слайд, здесь, как и у вас в рабочих листах представлены 2 паровоза: «Ракета» Стефенсона и паровоз Черепановых. Мы с вами уже сегодня много говорили о тепловых машинах, попробуйте самостоятельно определить, где какая часть у этих паровозов расположена. Инструкция: сейчас вы должны будете в рабочих листах поставить стрелки от названий к частям паровоза. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Итак.
Поднимите руки, у кого все получилось правильно. Что вы можете сказать о внешнем виде паровозов? (они похожи). Давайте более подробно рассмотрим устройство и принцип работы паровоза Черепановых. Одеваем очки.
Но и Стефенсон, и Черепановы усовершенствовали обычный котел, они проложили в нем так называемые дымогарные трубы, тем самым увеличив поверхность нагрева.
На какую паровую машину это похоже? (на паровую машину Уатта)
Теперь посмотрим на эту машину в действии. И далее паровозостроение в России продолжало развиваться. | Работают со схемами паровозов на индивидуальных листах. Слушают инструкцию; Работают с МЭОР «Паровоз Черепановых»; Слушают объяснения; Анализируют и заполняют графы рабочего листа. В ходе первичного закрепления в тестовом режиме работают с МЭОР «Паровоз Черепановых». | Личностные: Уметь оценивать результат, делать выводы Познавательные: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учатся работать с МЭОР Коммуникативные: Взаимодействовать, слушать, учитывать разные мнения | Наглядные, словесные, практические, комплексный метод формирования информационной компетенции | Фронтальная, индивидуальная, взаимопроверка | ||||||||
5.8. Краеведение (блок история) | Ребята, а есть ли в нашем городе предприятие специализирующееся в области дорожного машиностроения? (ОАО «Коломенский машиностроительный завод») Коломенский завод стал одним из ярких символов бурного развития железнодорожного транспорта в Российской империи второй половины XIX века. Летом 1863 года железнодорожная линия Москва – Саратов достигла Коломны. Предприимчивый и талантливый военный инженер Аманд Егорович Струве добился подряда на строительство моста через реку Оку и соорудил для этого временные мастерские на левом берегу Оки, у ее слияния с Москвой-рекой. Он приобрел в аренду более 10 десятин земли у крестьян села Боброва и получил право «производить разные постройки, как заводские, так и фабричные». Этим было положено основание одного из крупнейших в России Коломенского тепловозостроительного завода. В 1869 году первый паровоз, а уже в 1873 свой первый паровоз собственной конструкции. В 1947 Коломенскому паровозостроительному заводу поручили спроектировать и выпустить новый пассажирский локомотив. Спустя три года сделали опытный образец, затем в течение 1955-1956 гг. локомотивы производили серийно. 29 июня 1956 из ворот завода вышел последний отечественный паровоз П36-0251. Машина, созданная под руководством выдающегося локомотивостроителя Л. С. Лебедянского, оказалась универсальной; и применялась для вождения курьерских, скорых, пассажирских и почтовых поездов. | Отвечают на вопросы, слушают учителя | Личностные: Уметь оценивать результат, делать выводы Познавательные: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, изучать историю родного края Коммуникативные: Взаимодействовать, слушать, учитывать разные мнения | Наглядные, словесные | фронтальная | ||||||||
6. Закрепление изученного материала | |||||||||||||
6.1. Блок физики | Инструкция: ребята, а сейчас мы с вами решим задачу по расчету КПД паровоза П36-0251. Задача Рассчитайте КПД паровоза П36-0251, при условии, что его расчетная мощность 2200л.с., скорость-125км/ч, а на 200 км пути ему потребовалось 3,8т каменного угля. Ответ:9%. Это значит, что с каждой 1000 кг угля полезно используется только 90 кг, а с 3000 кг, только 270 кг, а 2730 кг буквально улетают в трубу! Сравните КПД данного паровоза с КПД паровозов Стефенсона и Черепановых. Несмотря на увеличение мощности (почти в 100 раз), скорости в 7 раз, грузоподъемности, а КПД вырос только в 2 раза. Поэтому с 1956 года паровозы были заменены сначала на тепловозы, а потом на электровозы, которые также выпускались и до сих пор успешно выпускаются Коломенским заводом. | Фронтально решают задачу. Анализируют полученный ответ, делают вывод. | Регулятивные: Определять степень успешности своей работы, осуществлять итоговый контроль Личностные Оценивать усваиваемое содержание Коммуникативные: Быть готовым корректировать свою точку зрения Познавательные: Отвечать на вопросы | Наглядные, словесные, практические | фронтальная | ||||||||
7. Рефлексия | Для того, чтобы подвести итоги нашего урока, давайте с вами оценим насколько мы эффективно поработали. Мы проведем тест с использованием системы голосования. Инструкция: Я буду показывать вопрос, а вы на своих пультах будете нажимать номер правильного ответа. Затем мы с вами проверим правильность выполнения. | Выполняют тест в системе «1С: Образование 5. Школа» с помощью интерактивной системы для голосования. | Регулятивные: Определять степень успешности своей работы, осуществлять итоговый контроль Личностные Оценивать усваиваемое содержание Коммуникативные: Быть готовым корректировать свою точку зрения Познавательные: Отвечать на вопросы | Наглядные, словесные, практические | Фронтальная | ||||||||
8. Домашнее задание | Подготовить сообщение с презентацией о других видах тепловых машин и их изобретателях. По плану: 1) история развития; 2) современное применение двигателей; 3) их влияние на окружающую среду. | Задают вопросы по содержанию домашнего задания | Регулятивные: Уметь слушать, Личностные Прогнозировать свою деятельность Коммуникативные: Планировать свою деятельность Познавательные: Работа на создание источников информации | Формирование готовности к самообразованию на основе устойчивой учебно- познавательной деятельности | фронтальная | ||||||||
9. Итог урока | Благодарит учащихся за работу на уроке, спрашивает, что было непонятно на уроке | Анализируют свою деятельность | Личностные Оценивать усваиваемое содержание Коммуникативные: Выражать свои мысли Регулятивные: Определять степень успешности своей работы | Технология оценивания образовательных достижений | фронтальная |
Библиография
Вайсбейн М.К. Тепловые двигатели. М. издательство К. Л. РИККЕРА.1910
Шляхин П.Н.. Тепловые двигатели. М. Высшая школа.1974
http://www.eduspb.com/node/1750
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»
урок или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§ познакомить учащихся с житием преподобного Сергия Радонежского,...
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
Конспект интегрированного урока по истории 9 класс
Интегрированный урок (история +литература)«Кулаки – кулаками, а люди, все-таки, людьми»(по теме «Коллективизация в СССР»)П...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Экологические проблемы Европейского Севера России"
В рамках проводимой мной методической работы на тему "Реализация межпредметного содержания экологического образования через систему интегрированных уроков" представляю Вашеу вниманию конспек...
Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».
Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...