разработка интегрированного урока физики и биологии 8 класс "Глаз как оптическая система"
учебно-методический материал по физике (8 класс) по теме

Коваль Антонина Валентиновна

Разработка интегрированного урока включает разноуровневые задания. Урок построен в интерактивном режиме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Северо-Казахстанская область

р-н им. Габита Мусрепова

Калиновская средняя школа

Открытый интегрированный урок физики и биологии в 8 классе

На тему: «Глаз как оптическая система»

Учитель физики и биологии:

Коваль Антонина Валентиновна

с. Рузаевка

2013 год

Интегрированный урок физики и биологии

Класс 8

Тема: «Глаз как оптическая система».

Цель урока: изучить строение оптической системы глаза, выяснить причины нарушения зрения и их устранение…

Задачи:

Образовательные

  1. Повторение понятий о строении глаза и его функций из курса биологии.
  2. Формирование сходства глаза с другими оптическими системами.
  3. Формирование знаний нарушения зрения, его гигиены.

4.Применение законов геометрической оптики в получении изображения.

Воспитательные

  1. Формирование в ходе урока идей познаваемости мира.
  2. Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер предосторожности по сохранению хорошего зрения.

Развивающие

  1. Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, модель глаза, линзы, таблицы.

Методы и приемы: частично-поисковый. Урок в интерактивном режиме

Тип урока: новый материал

 Эпиграф:

«Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум».

(Уильям Блейк)

ХОД УРОКА

I. Вводно- мотивационный этап – подарим улыбки друг другу друзья

II. Актуализация опорных знаний.

Класс поделен на 3 группы (по уровням обученности)

Задание №1 Закончи предложение.
1. Раздел физики, где изучается природа света, световые явления и их закономерности….(оптика)

  1. В какой фазе Луны можно наблюдать лунное затмение? (в полнолуние)
  2. Прозрачные стекла, ограниченные либо двумя сферическими, либо одной сферической и одной плоской поверхностями называются (линзами)
  3. Увеличенное изображение может дать (собирающая линза)
  4. Мерой преломляющей способности линзы является (оптическая сила)
  5. Луч света падает на зеркальную поверхность и отражается. Угол падения 30 градусов. Каков угол отражения?

Задание №2 Построить изображение в тонкой линзе для случаев: d > 2F; d = 2F; d< F

Задание №3 (повышенный уровень сложности)

1.На стеклянную призму в воздухе падает световой луч 1. По какому направлению луч света выходит из призмы?

 

            А. 2;

            Б. 3;

            В. 4;

            Г. Свет не может войти в призму.

2. Под каким углом должен падать луч на плоское зеркало, чтобы отраженный луч оказался перпендикулярным падающему лучу?

А. 00;        Б. 450;                В. 900;                Г. 1800.

3. Луч света падает на зеркало под углом 350 к его поверхности.

1) Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

2) Чему равен угол отражения?

А. 1) 550, 2) 350;                Б. 1) 1100, 2) 550;                В. 1) 550, 2) 550;        Г. 350, 2) 350.

4. Угол между падающим и отраженным лучами равен 300. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличится на 150?

А. 150;                Б. 300;                В. 450;                Г. 0.

Презентуется ответ третьей группы

III. Актуализация новых знаний

1. Мотивационный момент

 Створки устрица открыла,

В речке жемчуг свой обмыла,

Засиял он, заблестел,

Как дождинка в ясный день.

А когда настала ночь,

Створки устрица закрыла

И ушла на дно. О чем речь? Это и будет тема нашего урока.

Учащиеся сообщают, какова будет цель урока.

2.Класс делится 4 группы на группы

Задание 1 группе:

Используя учебник стр. 231 и таблицу «Строение зрения» представить информацию о строении органа зрения, занести в таблицу №1

Задание 2 группе:

Используя материал учебника стр. 231, 232

Заполнить таблицу (презентовать на доске) о значении и функциях зрения

Таблица №1

Строение глаза

 Строение оболочки глаза

Выполняемая функция

Задание 3 группе:

Используя информацию учебника стр. 233, рис. 186, изобразить на чертеже получение изображения для нормального глаза и при нарушениях зрения, назвать причины нарушения зрения и его сохранения.

Задание 4 группе

1. Проделать опыт  зрительное восприятие одним и двумя глазами, сделать вывод. Ввести понятие аккомодация глаза.

Учитель представляет гимнастику для глаз

Упражнение «ИГРА В ПРЯТКИ»

        1. Сядьте прямо и расслабьтесь. Шея и голова должны быть на одной линии.

         2. Ладонями закройте глаза, но не давите на них, свет не должен проникать в глаза.

        3. Попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное.

        4. Подержите так несколько секунд и постепенно приоткройте глаза.

        5. Проделаем так ещё 2 раза.

        IV. Закрепление

1 вариант.

1.Какие линзы изображены на рисунке?

а) ……………………… б)………………………. в)……………………

2.Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы,

 называется ……………………..

3. Оптическая сила линзы равна 5 дптр. Определите фокусное расстояние линзы.

4. Очки, с какими линзами назначают близоруким людям для исправления дефекта зрения? ………………………………….. 

 

5. Что представляет собой слепое пятно?...............................................

2 вариант.

1.Какие линзы изображены на рисунке?

а) ……………………… б)………………………. в)……………………

2. Фокусное расстояние линзы равно 10 см. Чему равна оптическая сила этой линзы?

3. Очки, с какими линзами назначают дальнозорким людям для исправления дефекта зрения? ………………………………….. 

 

4. Из чего состоит зрительный анализатор?..............................................

5. Чем защищены глаза? …………………………………………………………..

Домашнее задание: § 74, подготовить выводы к Х главе стр. 234, 235

Дополнительное творческое задание: Подготовить презентацию «Камера-обскура»

V. Рефлексия. Прием «Выбор»

Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было интересным________скучным.

2.Я научился многому__________малому.

3. Я думаю, что слушал других внимательно________невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии часто____________редко.

5. Результатами своей работы на уроке я доволен______не доволен.

Самоанализ интегрированного урока физики и биологии

В классе 8 по теме: «Глаз как оптическая система».

 Урок по теме «Строение и функции глаза. Гигиена зрения»

        Урок по данной теме является завершающим уроком в главе «Геометрическая оптика» и курса физики 8 класса. При планировании урока поставлена цель: изучить строение оптической системы глаза, выяснить причины нарушения зрения и их устранение. Поставленные задачи  выполнены.

На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Урок опирается на знания учащихся полученные при изучении темы «Строение зрения и его функции»   уроков биологии 8 класса.

        На различных этапах урока были использованы разнообразные формы и методы работы.

- на этапе вводно - мотивационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы, использовался эмоциональный и психологический настрой «подарим улыбки друг другу друзья»

- на этапе актуализации опорных знаний шла подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость интеграции материала курса физики и биологии о строении зрения человека.

- на этапе актуализации новых  знаний использовались групповые формы работы с учетом учебной подготовленности учащихся.

 Проверка знаний осуществлялась в интерактивном режиме. Предложены задания:

1. «закончи предложение», «постройте чертеж» на знание построения хода лучей в тонкой линзе. Усложненные задания были предложены учащимся с повышенной мотивацией к обучению.

2.  на этапе закрепления предложены дифференцированные задания физико – биологического содержания.

Преобладали наглядный, словесный, методы с использованием оборудования. Учащимся, успешно освоившим тему «ход лучей в линзе при нормальном зрении и при нарушениях близорукости и дальнозоркости» на уроках физики предлагалось практическое задание на получение изображений с помощью линзы. В процессе урока привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха

Для снятия утомляемости использовалась валеологическая пауза

Домашнее задание прокомментировано. Учащимся, которые не справились с объемом заданий на этапе закрепления предложено выполнить задания на выбор по интересам и степени сложности.

Проведена рефлексия урока. Осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы. Использовался прием «выбор»

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им понравился.

На протяжении всего урока материал излагается доступно для учащихся, причем на высоком уровне научности, что необходимо для этого класса.

 Считаю, что выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Использование интеграции позволило сформировать у учащихся целостное понятие о строении и получении изображений в оптической системе «Глаз». Методы и приемы, использованные на уроке, способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей, соответствуют возрастным особенностям учащихся, применялись в рамках здоровьесберегающей технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физики и биологии для 9 и 11 класса "Путешествие в страну Ушарию"

Интегрированный урок наглядно показывает связь физики с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла, что способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, ...

интегрированный урок по физике и биологии "Глаз-как оптическая система"

В ходе  данного интегрированного урока учащиеся  знакомятся со строением глаза, зрительным анализатором,с преломлением света, рассмотривают дефекты зрения, способы коррекции зрения, основные...

Разработка интегрированного урока физики и английского языка "Вода - источник жизни на Земле"

Урок посвящен всемирному Дню воды, который отмечается 22 марта. В уроке использованы материалы мультимедийного учебно-методического комплекта "Зелёный пакет"....

Интегрированный урок физика-география-биология

Тема: Глобальные проблемы человечества.Цель: сформулировать понятие «глобальные проблемы», раскрыть каждую из них, показать важность этой темы при изучении трех предметов, развивать навык самостоятель...

Интегрированный урок физики и биологии "Глаз и зрение"

Интегрированный урок физики и биологии "Глаз и зрение" Конспект урока. По данной теме разработан богатый материал. Полностью все выложила на отдельной страничке моего сайта с одноименным название...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...