Урок по теме "Расчет пути и времени движения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок по физике в 7 классе по решению задач на расчет пути и времени движения. Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raschet_puti_i_vremeni_dvizheniya.zip | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Борковская основная общеобразовательная школа
Открытый урок по физике в 7 классе
ТЕМА: РАСЧЕТ ПУТИ И ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ
Учитель: Короткова Елена Александровна
п. Борок, 2014
Тема: Расчет пути и времени движения.
Цели урока:
- выработать умение рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме;
- развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения; закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету;
- воспитательная цель урока - овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики; способствовать воспитанию взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
- развитие межпредметных связей, использование знаний учащихся из курса
математики при решении задач на движение.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока
- Организационный момент. (Презентация) (Слайд № 1)
- Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают все самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем нашим гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.
- Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом выясним, как применить наши знания. Затем потренируем мозговой центр – решим задачи. А для этого вытащим из тайников памяти кое-что ценное.
- Проверка знаний учащихся. (Слайд № 2)
- Ответим на вопросы.
- Какое движение называется механическим?
- Какие виды механического движения вам известны?
- Какое движение называют равномерным?
- Какое движение называют неравномерным?
Звучит музыка «Голубой вагон».
Вы все не один раз слышали эту песенку.
О чем в ней поется?
В этой песне есть такие слова «скорый поезд набирает ход». Что это значит? (Ответ: поезд увеличивает скорость движения).
А движение поезда – это равномерное или неравномерное движение? (Ответ: неравномерное).
(Слайд № 3)
- Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? (Ответ: средняя скорость).
- Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. (Ответ: vср.=s/t)
- Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении. (Ответ: Физическая величина, показывающая какой путь проходит тело за единицу времени. Рассчитывается по формуле: v=s/t.)
- Какие единицы скорости используются в системе СИ? (Ответ: м/с).
(Слайд № 4)
- Какие единицы скорости вы знаете? (Ответ: м/с, км/ч, см/с, м/мин и др.)
- Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется? (Ответ: 18км/ч=5м/с, 15м/с>5м/с. Заяц.)
- Какими физическими величинами характеризуется механическое движение? (Скорость - v; путь - s; время-t)
- А сейчас мы выполним тестовую работу по переводу единиц в СИ.
(учащиеся работают за компьютерами) (Слайд № 5) (Слайд № 6)
1 | 36 км/ч | м/с |
2 | 360 км | м |
3 | 2,5 ч | с |
4 | 80 мм | м |
5 | 6 км/мин | м/с |
6 | 450 см | м |
7 | 7,9 км/с | м/с |
1 | 36 км/ч | 10 м/с |
2 | 360 км | 360 000м |
3 | 2,5 ч | 9 000с |
4 | 80 мм | 0,08м |
5 | 6 км/мин | 100м/с |
6 | 450 см | 4,5м |
7 | 7,9 км/с | 7 900м/с |
- Все вы читали сказку «Колобок». Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. И колобок укатился в лес. Катился он с некоторой скоростью, но не всегда его движение было равномерным: на кочках он поднимался вверх и скорость его движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, т.е. скорость его увеличивалась. На одну кочку длиной 50 см колобок поднимался равномерно 25 секунд. Какова была его скорость? (Ответ: 0,5м : 25с = 0,02 м/с= 2 см/с)
- Изучение нового материала.
- Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен путь и время, за которое он пройден. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Цель от ученика)
- А как вы думаете пригодятся ли на знания полученные сегодня на уроке? (Ответ: Можно на практике рассчитывать путь и время; будем изучать механику в 9 и 10 классах, при дальнейшем обучении в ВУЗах)
- Откройте тетради для работ и запишите тему нашего урока.
(Слайд № 8)
- На стр. 37 учебника найдите в таблице 1. место, где указана скорость конькобежца. (13 м/с)
- Что обозначает это число вместе с наименованием? (за 1 с конькобежец проходит расстояние 13 м)
- А какой путь пройдет конькобежец за 1 минуту? (1 мин = 60 с, следовательно, он пройдет путь в 60 раз больше, т.е. 13 * 60 = 780м)
- Правильно. Таким образом, чтобы найти путь при равномерном движении, что нужно сделать? (надо скорость умножить на время). Запишем эту задачу:
- Дано: СИ Решение:
v =13 м/с
s=vt
t = 1 мин. 60 с s= 13м/с * 60с =780 м
s - ?
Ответ: 780 м.
- Ребята, а какие единицы измерения для пройденного пути вы знаете? (м, см, мм, дм, км).
- А теперь, используя таблицу скоростей, придумайте задачу и решите её в тетради с пометкой «+».
- Проверим достоверность вашего решения. (спросить 2 учеников)
Очень хорошо поработали. Продолжим наш урок. (Слайд № 9)
- Итак, чтобы определить время равномерного движения, нужно что сделать? (путь разделить на скорость движения).
- Запомнить формулы можно, используя «треугольник» (показать треугольник) (Записываются формулы). (Слайд № 10)
- А как же определить характеристики неравномерного движения?
- При неравномерном движении путь и время движения рассчитываю с помощью формулы средней скорости по аналогии.
- Sвесь = vср * tвсё tвсё = sвесь / vср
- Запишете в тетрадь.
- Решение графических задач. (Слайд № 11)
- Как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости от времени?
- Анализ графиков, представленных на слайдах
- Учитель показывает на доске решение.
№1 Рассмотрите график зависимости пути от времени и ответьте на вопросы:
(Слайд № 12)
S,м 1) Каков путь, пройденный телом за 8 с?
2) Чему равна скорость движения тела?
40
30
20
10
t, с
2 4 6 8 10
№2 Рассмотрите график зависимости скорости тела от времени и ответьте на вопросы:
v , м/с 1) Чему равна скорость движения тела?
2) Каков путь, пройденный телом за 10 с?
5
3
2
1
t , с
2 4 6 8 10 12
(Слайд № 15)
- Закрепление изученного.
- Мы разные движенья изучали,
Как скорость, путь и время
рассчитать, узнали.
Теперь попробуем мы знанья
применить
И задачи интересные решить.
(Слайд № 16)
- Ест он уголь,
пьет и воду,
А напьется,
даст он ходу.
Что ни говори, силен,
Хоть дымит порою он,
Везет обоз на сто колес,
Это сильный... - У доски 1 человек, остальные в тетради.
(Слайд № 17)
- Паровоз движется со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 10 минут?
Дано: СИ Решение:
t=10 мин 600 с s=v * t
v= 36 км/ч 10 м/с s = 10 * 600 (м*с/с=м)=6000м = 6 км
s -?
Ответ: 6 км
П. №129 - самостоятельно в тетради. (готовое решение на доске с обратной стороны) проверка – взаимоконтроль, обмен тетрадями.
Дано: СИ Решение:
s =99 км 99000 м t = s / v
v = 5 м/с t = 99000 м : 5 м/с =
t - ? = 19800 с =5,5 ч
Ответ: 5,5 ч.
- Итог урока.
Выделение главного
- Что вы узнали нового на уроке?
- Что представляло наибольшую трудность?
- Итак, ребята, ваши знания о механическом движении пополнились. Кроме определений понятий механическое движение, траектория, путь, скорость вы можете, используя знания из математики, рассчитать путь и время движения, определять эти величины по графикам.
- А теперь подведём итоги нашего урока. Вам необходимо ответить на вопросы слайда «Рефлексия». (Распечатанные карточки с вопросами находятся на столе у каждого ученика.)
Рефлексия (Слайд № 18)
- Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
- Что представляло наибольшую трудность?
- Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие,
осознанные; предстоит осознать; неосознанные)? - С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению
с другими уроками?
Несколько учеников, по усмотрению учителя, зачитывают свои ответы.
- Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.
(Слайд № 19)
8. Домашнее задание. § 16
Найти в сказках эпизоды, в которых говориться о движении, и придумать несколько задач на расчет пути и времени движения.
(Слайд № 20)
- Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику-то знать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки «пять»
Будешь на уроках получать.
(Слайд № 21)
Используемые интернет-ресурсы:
- http://www.sunhome.ru/cards/17179
- http://www.sunhome.ru/cards/17177
- http://dn.ucoz.com/load/gif_pro_avto/6
- http://files.school-collection.edu.ru
Использованная литература:
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. М. Вако, 2004 г..
2. Шевцов В.А. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкин, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Линейная функция и её применение. Расчет пути и времени движения"
Урок повторения и обобщения....
Урок по теме "Расчёт пути и времени движения" 7 класс
Выработать умения и навыки учащихся рассчитывать путь, время равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения....
урок "Расчет пути и времени движения"
Цель урока: формирование умений представлять движение графическим способом.Задачи: Развитие познавательных интересов учащихся.Понимание различий между теоретическими и графическими моделями движений.Н...
Конспект урока. 7 класс. Расчет пути и времени движения
Урок для аттестации по ФГОС. Изложены цели и задачи 22 проведения урока....
Урок физики в 7 классе "Расчет пути и времени движения. Решение задач."
Цель урока: повторить и закрепить понятие скорости, изучить и закрепить формулы по расчету пути и времени движения. Учить использовать полученные знания в повседневной жизни (связь материала с правила...
Технологическая карта урока "Расчет пути и времени движения".
Технологическая карта урока "Расчет пути и времени движения". Целью данного урока является повторение и закрепление понятия скорости тела....
Урок презентация "Расчет пути и времени движения". Физика 7 класс. УМК А.В.Перышкин
Презентация к обобщающему уроку физики в 7 классе...