Урок физики в 7 классе "Расчет пути и времени движения. Решение задач."
презентация к уроку по физике (7 класс) на тему

Егорова Нина Николаевна

Цель урока: повторить и закрепить понятие скорости, изучить и закрепить формулы по расчету пути и времени движения. Учить использовать полученные знания в повседневной жизни (связь материала с правилами дорожного движения: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом, в неположенном месте)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.56 КБ
Файл raschet_puti_i_vremeni_dvizheniya.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

План - конспект «открытого» урока физики.

Дата проведения: 16 октября 2014 года

Класс: 7 «А»

Учитель: Егорова Нина Николаевна

Тема урока: «Расчет пути и времени движения. Решение задач». 

Цель урока: повторить и закрепить понятие скорости, изучить и закрепить формулы по расчету пути и времени движения.

Задачи урока:

Образовательные

  • углубить и повторить ранее полученные знания о скорости;
  • научить учащихся рассчитывать путь и время движения тела при равномерном и неравномерном прямолинейном движении, пользоваться графиками зависимости пути и скорости равномерного движения от времени;
  • продолжить закрепление навыков работы по переводу единиц измерения;
  • использовать знания учащихся из курса математики при решении задач на движение.

Развивающие

  • формировать у учащихся умение пользоваться оборудованием для выполнения практических заданий;
  • развивать мышление и воображение при решении задач, устанавливать связь с пройденным материалом, развитие памяти, целостного представления о физическом движении;
  • включить учащихся в активный познавательный процесс;
  • Развивать образное представление, зрительную память.

Воспитательные

  • формировать добросовестное отношение к учебному труду, умение аккуратно оформлять физические задачи;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, точность и четкость при ответе; умение видеть физику вокруг себя.

Тип урока: комбинированный урок, урок изучения и закрепления новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично поисковый и проблемный.

Оборудование и материалы к уроку: таблицы, лабораторное оборудование, компьютерная презентация (приложение №1).

План урока.

1. Организационный момент (3 мин.).

2. Фронтальный опрос (5 мин.).

3. Выполнение практического задания (10 мин.).

4. Изучение нового материала (7 мин.).

5. Первичное закрепление нового материала (17 мин.).

6. Домашнее задание. Итоги урока (3 мин.).

Ход урока.

1. Организационный момент. (3 мин.)

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка отсутствующих.

3. Проверка готовности к уроку.

4. Сообщение темы, цели и задач урока (Слайд №1)

- Эпиграф к уроку – слова Галилео Галилея: «Кто не знаком с законами движения, тот не может познать природы».

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение характеристик механического движения. На предыдущем уроке мы ввели понятие скорости как физической величины. Сегодня изучим, как рассчитать путь и время движения. На первом уроке физики мы говорили о значении наук о природе: открыть, изучить законы природы и использовать их для людей, для нужд людей, на благо человека. На примерах задач мы увидим, как тема, которую изучаем, связана с некоторыми жизненно важными вопросами.

 

2. Фронтальный опрос (5 мин.).

1) Что показывает скорость тела при равномерном движении?

2) По какой формуле определяют скорость тела, если известен его путь и время? (Слайд №2)

3) Какова единица измерения скорости в системе СИ?  (Слайд №3)

4) Какую единицу скорости чаще всего используем на практике? (Слайд №4)

5) Как перевести км/ч в м/с? (Слайд №5)

6) Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость тела? Как называются такие величины?

7) Как определяют скорость при неравномерном движении тела? (Слайд №6)

3. Выполнение практического задания (10 мин). (Приложение №2) (оформляется в виде задачи, сдается на проверку с выполнением дополнительного задания на оценку «5») (Слайд №7)

Инструкция для выполнения практического задания.

Внимание! Работа оформляется в виде задачи.

  1. Подготовьте секундомер к работе. Пустите каретку по наклонной плоскости. Показания секундомера запишите в условия задачи.
  2. Измерьте пройденный путь каретки, запишите в условия задачи.
  3. Рассчитайте среднюю скорость движения каретки. Вычисления выполните в системе СИ.
  4. Переведите скорость в км/ч.

  Дано:                          СИ                 Решение:

______________

  1. Дополнительное задание на оценку «5»

            I вариант:                                                                          II вариант:

       Выразите в м/с скорость: 18 км/ч                Выразите в м/с скорость: 90 км/ч.

       Выразите в км/ч скорость: 22м/с                Выразите в км/ч скорость: 15 м/с.

4. Изучение нового материала (7 мин).

Обратимся к таблице №1 в учебнике (стр.37).

1) Определите среднюю скорость скворца. (Ответ: 20 м/с)

2) Что показывает эта скорость? (Ответ: за одну секунду скворец пролетает 20 м)

3) А какой путь пролетит скворец за 5 секунд? (Ответ: 100 м)

4) Как определили? Сформулируйте вывод. (Ответ: чтобы определить путь, пройденный телом при равномерном движении, надо скорость тела умножить на время его движения).

5) Формула для вычисления пути. (Ответ: s = v∙t)

6) Как определить время движения? (Ответ: чтобы определить время при равномерном движении, надо путь, пройденный телом, разделить на скорость его движения).

7) Формула для вычисления времени. (Ответ: t=s/v)

Если тело движется неравномерно, то, зная его среднюю скорость движения и время, за которое происходит это движение, можно вычислить путь. Зная среднюю скорость и путь, можно определить время при неравномерном движении тела.

Обратимся к учебнику. Из §16 (стр. 38) выпишите эти формулы. (Слайд №8)

Изобразим схему для запоминания формул расчета скорости, времени, пути при равномерном движении «Теремок формул»

                                                                                                                       

                                                                                                                                   

                                                                  S                      

                                                             V       t

4. Первичное закрепление нового материала (17 мин). 

Ребята, мы с вами только начали изучать физику. Физика - это не просто сухие законы и чёткие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика делает нашу жизнь безопасной. Мы будем учиться использовать полученные знания в повседневной жизни. Сегодня каждый должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. (Слайд №9)

 С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:

1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;

2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;

4) Нарушение правил езды на велосипеде;

5) Игра на дороге;

(Слайд №10)

Следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помогут разобраться нам в этом вопросе следующие задачи.

(Слайд №11)

Задача 1. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с, путь за 1секунду – 10 м).

(Слайд №12)

Задача 2. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (S= v∙t=15м/с∙ 0,8с=12м). 

(Слайд №13)

Вывод: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом, в неположенном месте.

Задача 3. Графическая задача. Упр. 5 №3. (путь 200 м, скорость 100 км/ч)

Задача 4. Графическая задача. Упр. 5 №4. ( скорость 8м/с, S = vt= 8м/с∙7200с = 56700м = =56,7км)

 

5. Домашнее задание:  §16, упр.5 №1,2,5. Для желающих творческое задание: придумать и решить задачу (связанную с жизнью) на расчёт пути или времени движения, оформить её на листе из альбома, используя аппликации, рисунки.

 Подведение итогов урока: что изучили на уроке, узнали нового, сделали для себя выводы. Оценки за работу на уроке.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расчет пути и времени движения. Решение задач «Кто не знаком с законами движения, тот не может познать природы» Галилео Галилей

Слайд 2

По какой формуле определяют скорость тела, если известен его путь и время? 2

Слайд 3

Какова единица скорости в системе СИ? 3

Слайд 4

Какую единицу скорости чаще всего используем на практике? 4

Слайд 5

Как перевести в ? 1 = 5

Слайд 6

Как определяют среднюю скорость при неравномерном движении? 6

Слайд 7

Инструкция для выполнения практического задания Внимание! Работа оформл яется в виде задачи Приготовьте секундомер к работе. Пустите каретку по наклонной плоскости. Показания секундомера запишите в условия задачи Измерьте пройденный путь каретки, запишите в условия задачи Рассчитайте среднюю скорость движения каретки. Вычисления выполните в системе СИ Переведите скорость в Дополнительное задание на оценку «5» 1 вариант: Выразите в скорость: 18 Выразите в скорость: 22 2 вариант: Выразите в скорость: 90 Выразите в скорость: 15 7

Слайд 8

Формула для вычисления пути: Формула для вычисления времени: Схема для запоминания формул расчета скорости, времени, пути: 8

Слайд 9

Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения: Переход дороги на запрещенный сигнал светофора; Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта; Переход дороги перед близко движущимся транспортом; Нарушение правил езды на велосипеде; Игра на дороге 9

Слайд 10

Следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированным. Помогут разобраться нам в этом вопросе следующие задачи 10

Слайд 11

Задача 1. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 , время реакции водителя 1 секунда 11 Нет, т.к. скорость машины 10 , путь за 1 секунду – 10 м

Слайд 12

Задача 2. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 ? 12 15 · 0,8с = 12м

Слайд 13

13 Вывод: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом, в неположенном месте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект модульного урока физики в 8 классе по теме "Реостаты. Решение задач на расчет сопротивления проводника"

Урок составлен на основе технологии модульного обучения, с применением компьютерного тестирования и программы "Начала электроники"...

Урок по теме "Расчет пути и времени движения"

Урок по физике в 7 классе по решению задач на расчет пути и времени движения. Сопровождается презентацией....

Урок по теме "Расчёт пути и времени движения" 7 класс

Выработать умения и навыки учащихся рассчитывать путь, время равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения....

Конспект урока. 7 класс. Расчет пути и времени движения

Урок для аттестации по ФГОС. Изложены цели и задачи 22  проведения урока....

Урок физики : «Строение газообразных, твердых и жидких тел. Решение задач на основные положения МКТ.»

План-конспект урока физики «Строение газообразных, твердых и жидких тел. Решение задач на основные положения МКТ.»...

Развитие творческой познавательной активности обучающихся на уроках физики с использованием дифференцированного обучения на примере решения задач

Данный материал является обобщением опыта по обучению физике посредством дифференцированного подхода на примере решения задач....

Технологическая карта. Тема: "Расчёт пути и времени движения. Решение задач по теме «Скорость»." 7 класс

Технологическая карта урока.  Тема: "Расчёт пути и времени движения. Решение задач по теме «Скорость»." 7 класс...