Урок по физике 8 класс по теме "Влажность воздуха" с использованием технологии "Мастерская"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Сорокина Татьяна Анатольевна

Конспект урока по физике 8 класса по теме "Влажность воздуха" составлен  в рамках стандарта второго поколения, с использованием технологии "Мастерская".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока по теме

«Влажность воздуха»

Предмет, класс физика, 8 класс

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок по технологии «Мастерская»

      Цель урока: дети ставят сами.

Планируемые результаты урока.

Метапредметные:

        - развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками.

           - показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Предметные:

- выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".

- сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

- продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — психрометра.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Влажность воздуха», психрометр,  раздаточный материал: психрометрическая таблица, тренировочные задания.

Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Слайд2)

Учитель задает вопросы:

  1. Что называется парообразованием
  2. Что называется испарением

  1.  От чего зависит испарение и при какой температуре происходит процесс испарения

  1.  Что такое конденсация и что вы можете сказать про энергетические процессы при конденсации
  2. Что такое динамическое равновесие?

  1.  Какой пар называется насыщенным, а какой не насыщенным? 

  1. Что такое кипение?  

  1.  Что происходит с температурой кипения жидкости в процессе кипения и от чего она зависит.

Явление превращения жидкости в пар.

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

 а) рода жидкости, б) температуры, в) площади поверхности жидкости, г) наличия ветра. Испарение может происходить при любой температуре.

Явление превращения пара в жидкость, называется конденсацией. Данное явление происходит с выделением энергии

Когда число молекул, вылетающих из жидкости равно числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость, то наступает динамическое равновесие

Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным, а пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным.

Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре, называется кипением.

Во время кипения температура жидкости не меняется. Температура кипения зависит от рода жидкости и давления

Методический комментарий.

Итак, по тому как вы ответили, складывается вполне ясная картина того, как каждый из вас сегодня готов к уроку, на какие моменты стоит обратить внимание и доучить.

– По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть стало ещё лучше. Приготовьте, пожалуйста ваши тетради, они нам понадобятся. Запишите сегодняшнее число…

– Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания.

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

(Слайд 3) – Итак, первое задание: подумайте, что объединяет сюжеты на слайде.

– Оставьте место для темы урока, а ниже запишите в тетради это природное явление. (Слайд 4) – Что это?

(Слайд 5) – Запишите через запятую и это явление.

(Слайд 6) «Под голубыми небесами

 Великолепными коврами

 Блестя на солнце…»

– О каком явлении идёт речь? Запишем это слово в наш конспект.

– О каком явлении идёт речь в следующем стихотворении?

(Слайд 7) «Приди на рассвете

 на склон косогора,

 над зябкой рекою

 дымится прохлада»

– О каком явлении сейчас пойдёт речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым.

(Слайд 8)  «Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …»

– Запишем это слово в наш конспект. А про что следующий отрывок?

(Слайд 9) «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром»

– Запишем это слово в наш конспект

– Следующее задание. О чём идёт речь в следующем описании?

(Слайд 10) Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали ее вестницей богов. В честь нее названа одна из оболочек глаза. Кто она?

А теперь второе задание – ответ на основной вопрос: что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха)

(Слайд 11) – Итак, тема сегодняшнего урока – влажность воздуха.

– А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?

Облака

Дождь

…снег лежит

Туман

Роса

Иней

Радуга

Методические комментарии.

Итак, цель нашего урока – дети говорят сами: рассмотреть понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомиться с приборами для измерения влажности воздуха, научиться пользоваться психрометром для измерения относительной влажности.

  1.  Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

–  Давайте ответим на вопрос, что такое влажность воздуха?

– Вспомните, как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения?

– Как проявляется влажность воздуха? (конспект)

– Какое значение имеет влажность воздуха, на что она влияет?

– Мы выяснили, что влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться ее определять.

(Слайд 15)

– В воздухе содержатся водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3   воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Какова единица массы?

– В каких единицах  можно выразить массу водяных паров в 1 м3 воздуха?

– Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м3. Какая физическая величина имеет такую же единицу?

– Поэтому абсолютную влажность обозначают так же, как и плотность. Запишем в конспект: абсолютная влажность обозначается…

– Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3. Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает?

Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.

С поверхности водоёмов, почвы растений. Скорость зависит от начальной температуры тела, рода вещества, площади поверхности, ветра.

В образовании облаков, дождя, инея, радуги, росы.

Кг

Кг/м3

Плотность

Ученики затрудняются ответить

Методический комментарий.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом?

– Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться…

(Слайд 15) – Относительная влажность воздуха обозначается греческой буквой «φ»  и равна отношению плотности водяных паров к чему?.. Давайте рассуждать. Сравнивать можно однородные величины, в числителе находится плотность, значит, и в знаменателе должна находиться …

– Плотность водяных паров можно сравнить с плотностью насыщенных водяных паров. Итак, формула для относительной влажности будет иметь вид

– Давайте сформулируем определение относительной влажности. (Учащиеся формулируют)

– Итак, мы ввели две величины, характеризующие содержание водяных паров в атмосфере, – абсолютную и относительную влажности.

(Слайд 16) – Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, достиг состояния насыщения, называется точкой росы. Точка росы также характеризует влажность воздуха, так как она позволяет определить абсолютную влажность с помощью таблиц.

Деление

Относительной

плотность

Методический комментарий.

  1. Этап реализации построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и др.

 (Слайд 18) – Для измерения относительной влажности используют такие приборы как гигрометр и психрометр. Запишите схему в тетрадь

Конденсационный гигрометр

– Познакомимся с этими приборами. Гигрометры бывают конденсационные и волосные (от греческого «гигрос» – влажный).

(Слайд 19,20) Измерение влажности воздуха

http://www.youtube.com/watch?v=Z6gbEL0ofAs

Разделились на группы:

1 группа: Конденсационный гигрометр

2 группа: волосного гигрометра

3 группа:  гигрометр психрометрический

Учащиеся изучают раздаточный материал.

1 группа: Конденсационный гигрометр состоит из устройства для охлаждения зеркальца, оптического или электрического устройства, фиксирующего момент конденсации, и термометра, измеряющего температуру зеркальца. С помощью конденсационного гигрометра можно определить абсолютную влажность воздуха по точке росы. Он представляет собой металлическую коробочку 1. Её передняя стенка 2 хорошо отполирована и окружена также отполированным кольцом 3. Между стенкой и кольцом расположена теплоизолирующая прокладка 4. К коробочке подсоединена резиновая груша 5 и вставлен термометр 6.

Если в коробку налить легко испаряющуюся жидкость (эфир), то, продувая воздух через коробку с помощью груши, можно вызвать сильное испарение эфира и быстрое охлаждение коробки. На полированной поверхности появляются капельки росы. По термометру замечают температуру, при которой они появляются. Это и есть точка росы, так как появление росы говорит о том, что пар стал насыщенным. По таблице плотности насыщенного водяного пара и определяют абсолютную влажность воздуха.

Методические комментарии.

Превращение материала в хаос.

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Волосного гигрометра

(Слайд 21) – Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается. К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале.

Что это за прибор?

(Слайд 22) http://www.youtube.com/watch?v=2aF-QUsHLGw

(Слайд 23)  Для измерения относительной влажности также используют психрометр (от греческого слова  «психрос» – холодный).

Учащиеся изучают раздаточный материал и выступают со своим материалом.

2 группа: Действие волосного гигрометра  основано на свойстве человеческого волоса удлиняться при увеличении относительной влажности воздуха.  При увеличении влажности воздуха длина волоса увеличивается, а при уменьшении влажности его длина уменьшается. При этом стрелка, перемещаясь по шкале, указывает относительную влажность воздуха.

3 группа: Прибор для определения влажности воздуха – психрометр -  состоит из двух термометров, один из которых обмотан тканью, конец которой опущен в воду. Поскольку вода испаряется, то термометр охлаждается. Чем больше относительная влажность, тем менее интенсивно идёт испарение. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров будет меньше. По этой разности температур с помощью специальных таблиц и определяют относительную влажность воздуха.

Методические комментарии.

Поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Назовите основные элементы прибора.

– Для чего нужен сухой термометр?

– Для чего нужен влажный термометр?

– Почему отличаются показания сухого и влажного термометров?

– Каковы показания сухого и влажного термометров?

– Определяем влажность воздуха в классной комнате с помощью психрометрической таблицы.

– Посмотрите на таблицу, которая находится у вас на столе. Какие параметры нам нужно знать? (Слайд 24)  – Вычисляем и находим столбец, соответствующий найденной разности. На пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности.

Сухой и влажный термометр.

Для измерения температуры воздуха.

Для измерения температуры воды.

При испарении термометр охлаждается.

Определяем температуру

Температуру сухого термометра и разность показаний сухого и влажного

Методические комментарии.

  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Слайд 25,26)Задача №1.

Температура сухого термометра 15°С. Температура влажного – 10°С. Определите относительную влажность воздуха.

(Слайд 27,28)Задача № 2.

Влажность воздуха 66%. Показания сухого термометра 20°С. Какую температуру покажет влажный термометр?

(Слайд 29,30)Задача № 3.

Разность показаний сухого и влажного термометра равна 2°С. Относительная влажность воздуха 84% Чему равны показания сухого и влажного термометра?

Дают правильные ответы

52%

16°С

23°С, 21°С

24°С,22°С

25°С,23°С

Методические комментарии.

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Объясните, почему такая зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров?

Чем выше влажность, тем медленнее происходит испарение, влажный термометр медленнее охлаждается, температуры меньше отличаются

Методические комментарии.

  1. Этап домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(Слайд 32) – Издавна человек пытался узнать, какая погода будет на следующий день, поэтому появилось множество народных примет. Давайте попробуем объяснить одну из них.

– Дома выучите § 19, вопросы к нему и выполните творческое задание: подберите народные приметы, связанные с влажностью воздуха. при этом, по желанию, вы можете просто записать их в тетрадь, записать и оформить их на альбомных листах или при оформлении их в тетрадь при этом объяснить их с точки зрения физики.

– А теперь вернёмся к вопросам, которые мы обсудили на уроке.

– Что мы изучили сегодня на уроке?

 – Какие виды влажности мы рассмотрели?

 – Как определяется влажность воздуха?

Объяснить это можно поглощением слабых излучений водяными парами, количество которых увеличится к ненастью

Методические комментарии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока для 5 класса "Передача информации"с использованием ЭОР

План-конспект разработан в рамках курса "Применение ЭОР в современном образовательном процессе"....

Урок для 6 класса "Плесневые грибы"с использованием платформы Globallab

урок с использованием платформы Globallab и выполнения проектов по этой теме...

Урок математики, 6 класс "Раскрытие скобок" с использованием РНС

Урок разработан с использованием технологии "Рейтингово-накопительная система оценивания достижений субъектов образовательного процесса". В конспекте урока "Раскрытие скобок" подробно представлены мат...

Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики.

Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики....

"Открытый" урок в 3 классе по ФГОС с использованием ЭОР "Good appetite!"

Данный урок идеально подходит при изуучении темы   "Еда"  в 3-х классах....