Урок по физике 8 класс по теме "Влажность воздуха" с использованием технологии "Мастерская"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Конспект урока по физике 8 класса по теме "Влажность воздуха" составлен в рамках стандарта второго поколения, с использованием технологии "Мастерская".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влажность воздуха 8 класс,технология Мастерская | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по теме
«Влажность воздуха»
Предмет, класс физика, 8 класс
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок по технологии «Мастерская»
Цель урока: дети ставят сами.
Планируемые результаты урока.
Метапредметные:
- развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками.
- показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Предметные:
- выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".
- сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
- продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — психрометра.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Влажность воздуха», психрометр, раздаточный материал: психрометрическая таблица, тренировочные задания.
Ход урока
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(Слайд2) Учитель задает вопросы:
| Явление превращения жидкости в пар. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением. а) рода жидкости, б) температуры, в) площади поверхности жидкости, г) наличия ветра. Испарение может происходить при любой температуре. Явление превращения пара в жидкость, называется конденсацией. Данное явление происходит с выделением энергии Когда число молекул, вылетающих из жидкости равно числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость, то наступает динамическое равновесие Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным, а пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным. Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре, называется кипением. Во время кипения температура жидкости не меняется. Температура кипения зависит от рода жидкости и давления |
Методический комментарий. Итак, по тому как вы ответили, складывается вполне ясная картина того, как каждый из вас сегодня готов к уроку, на какие моменты стоит обратить внимание и доучить. – По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть стало ещё лучше. Приготовьте, пожалуйста ваши тетради, они нам понадобятся. Запишите сегодняшнее число… – Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания. | |
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. (Слайд 3) – Итак, первое задание: подумайте, что объединяет сюжеты на слайде. – Оставьте место для темы урока, а ниже запишите в тетради это природное явление. (Слайд 4) – Что это? (Слайд 5) – Запишите через запятую и это явление. (Слайд 6) «Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце…» – О каком явлении идёт речь? Запишем это слово в наш конспект. – О каком явлении идёт речь в следующем стихотворении? (Слайд 7) «Приди на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымится прохлада» – О каком явлении сейчас пойдёт речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым. (Слайд 8) «Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» – Запишем это слово в наш конспект. А про что следующий отрывок? (Слайд 9) «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» – Запишем это слово в наш конспект – Следующее задание. О чём идёт речь в следующем описании? (Слайд 10) Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали ее вестницей богов. В честь нее названа одна из оболочек глаза. Кто она? А теперь второе задание – ответ на основной вопрос: что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха) (Слайд 11) – Итак, тема сегодняшнего урока – влажность воздуха. – А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить? | Облака Дождь …снег лежит Туман Роса Иней Радуга |
Методические комментарии. Итак, цель нашего урока – дети говорят сами: рассмотреть понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомиться с приборами для измерения влажности воздуха, научиться пользоваться психрометром для измерения относительной влажности. | |
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Давайте ответим на вопрос, что такое влажность воздуха? – Вспомните, как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения? – Как проявляется влажность воздуха? (конспект) – Какое значение имеет влажность воздуха, на что она влияет? – Мы выяснили, что влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться ее определять. (Слайд 15) – В воздухе содержатся водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Какова единица массы? – В каких единицах можно выразить массу водяных паров в 1 м3 воздуха? – Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м3. Какая физическая величина имеет такую же единицу? – Поэтому абсолютную влажность обозначают так же, как и плотность. Запишем в конспект: абсолютная влажность обозначается… – Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3. Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает? | Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере. С поверхности водоёмов, почвы растений. Скорость зависит от начальной температуры тела, рода вещества, площади поверхности, ветра. В образовании облаков, дождя, инея, радуги, росы. Кг Кг/м3 Плотность Ученики затрудняются ответить |
Методический комментарий. | |
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? – Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться… (Слайд 15) – Относительная влажность воздуха обозначается греческой буквой «φ» и равна отношению плотности водяных паров к чему?.. Давайте рассуждать. Сравнивать можно однородные величины, в числителе находится плотность, значит, и в знаменателе должна находиться … – Плотность водяных паров можно сравнить с плотностью насыщенных водяных паров. Итак, формула для относительной влажности будет иметь вид – Давайте сформулируем определение относительной влажности. (Учащиеся формулируют) – Итак, мы ввели две величины, характеризующие содержание водяных паров в атмосфере, – абсолютную и относительную влажности. (Слайд 16) – Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, достиг состояния насыщения, называется точкой росы. Точка росы также характеризует влажность воздуха, так как она позволяет определить абсолютную влажность с помощью таблиц. | Деление Относительной плотность |
Методический комментарий. | |
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и др. (Слайд 18) – Для измерения относительной влажности используют такие приборы как гигрометр и психрометр. Запишите схему в тетрадь Конденсационный гигрометр – Познакомимся с этими приборами. Гигрометры бывают конденсационные и волосные (от греческого «гигрос» – влажный). (Слайд 19,20) Измерение влажности воздуха | Разделились на группы: 1 группа: Конденсационный гигрометр 2 группа: волосного гигрометра 3 группа: гигрометр психрометрический Учащиеся изучают раздаточный материал. 1 группа: Конденсационный гигрометр состоит из устройства для охлаждения зеркальца, оптического или электрического устройства, фиксирующего момент конденсации, и термометра, измеряющего температуру зеркальца. С помощью конденсационного гигрометра можно определить абсолютную влажность воздуха по точке росы. Он представляет собой металлическую коробочку 1. Её передняя стенка 2 хорошо отполирована и окружена также отполированным кольцом 3. Между стенкой и кольцом расположена теплоизолирующая прокладка 4. К коробочке подсоединена резиновая груша 5 и вставлен термометр 6. Если в коробку налить легко испаряющуюся жидкость (эфир), то, продувая воздух через коробку с помощью груши, можно вызвать сильное испарение эфира и быстрое охлаждение коробки. На полированной поверхности появляются капельки росы. По термометру замечают температуру, при которой они появляются. Это и есть точка росы, так как появление росы говорит о том, что пар стал насыщенным. По таблице плотности насыщенного водяного пара и определяют абсолютную влажность воздуха. |
Методические комментарии. Превращение материала в хаос. | |
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Волосного гигрометра (Слайд 21) – Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается. К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале. Что это за прибор? (Слайд 22) http://www.youtube.com/watch?v=2aF-QUsHLGw (Слайд 23) Для измерения относительной влажности также используют психрометр (от греческого слова «психрос» – холодный). | Учащиеся изучают раздаточный материал и выступают со своим материалом. 2 группа: Действие волосного гигрометра основано на свойстве человеческого волоса удлиняться при увеличении относительной влажности воздуха. При увеличении влажности воздуха длина волоса увеличивается, а при уменьшении влажности его длина уменьшается. При этом стрелка, перемещаясь по шкале, указывает относительную влажность воздуха. 3 группа: Прибор для определения влажности воздуха – психрометр - состоит из двух термометров, один из которых обмотан тканью, конец которой опущен в воду. Поскольку вода испаряется, то термометр охлаждается. Чем больше относительная влажность, тем менее интенсивно идёт испарение. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров будет меньше. По этой разности температур с помощью специальных таблиц и определяют относительную влажность воздуха. |
Методические комментарии. Поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения | |
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Назовите основные элементы прибора. – Для чего нужен сухой термометр? – Для чего нужен влажный термометр? – Почему отличаются показания сухого и влажного термометров? – Каковы показания сухого и влажного термометров? – Определяем влажность воздуха в классной комнате с помощью психрометрической таблицы. – Посмотрите на таблицу, которая находится у вас на столе. Какие параметры нам нужно знать? (Слайд 24) – Вычисляем и находим столбец, соответствующий найденной разности. На пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности. | Сухой и влажный термометр. Для измерения температуры воздуха. Для измерения температуры воды. При испарении термометр охлаждается. Определяем температуру Температуру сухого термометра и разность показаний сухого и влажного |
Методические комментарии. | |
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(Слайд 25,26)Задача №1. Температура сухого термометра 15°С. Температура влажного – 10°С. Определите относительную влажность воздуха. (Слайд 27,28)Задача № 2. Влажность воздуха 66%. Показания сухого термометра 20°С. Какую температуру покажет влажный термометр? (Слайд 29,30)Задача № 3. Разность показаний сухого и влажного термометра равна 2°С. Относительная влажность воздуха 84% Чему равны показания сухого и влажного термометра? | Дают правильные ответы 52% 16°С 23°С, 21°С 24°С,22°С 25°С,23°С |
Методические комментарии. | |
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
– Объясните, почему такая зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров? | Чем выше влажность, тем медленнее происходит испарение, влажный термометр медленнее охлаждается, температуры меньше отличаются |
Методические комментарии. | |
| |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
(Слайд 32) – Издавна человек пытался узнать, какая погода будет на следующий день, поэтому появилось множество народных примет. Давайте попробуем объяснить одну из них. – Дома выучите § 19, вопросы к нему и выполните творческое задание: подберите народные приметы, связанные с влажностью воздуха. при этом, по желанию, вы можете просто записать их в тетрадь, записать и оформить их на альбомных листах или при оформлении их в тетрадь при этом объяснить их с точки зрения физики. – А теперь вернёмся к вопросам, которые мы обсудили на уроке. – Что мы изучили сегодня на уроке? – Какие виды влажности мы рассмотрели? – Как определяется влажность воздуха? | Объяснить это можно поглощением слабых излучений водяными парами, количество которых увеличится к ненастью |
Методические комментарии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока для 5 класса "Передача информации"с использованием ЭОР
План-конспект разработан в рамках курса "Применение ЭОР в современном образовательном процессе"....
План - конспект урока в 10 классе по теме "Обеспечение использования новой лексики в серии речевых упражнений"
закрепление материала...
Урок для 6 класса "Плесневые грибы"с использованием платформы Globallab
урок с использованием платформы Globallab и выполнения проектов по этой теме...
Урок математики, 6 класс "Раскрытие скобок" с использованием РНС
Урок разработан с использованием технологии "Рейтингово-накопительная система оценивания достижений субъектов образовательного процесса". В конспекте урока "Раскрытие скобок" подробно представлены мат...
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики.
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики....
"Открытый" урок в 3 классе по ФГОС с использованием ЭОР "Good appetite!"
Данный урок идеально подходит при изуучении темы "Еда" в 3-х классах....