Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики.
статья на тему
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
info.doc | 64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Об уроке
Почему я решил взять этот урок?
Функциональная музыка – это весьма действенное средство повышения эффективности уроков физкультуры, но оно требует к себе очень серьёзного отношения со стороны педагога, желающего использовать её в своей практике. Неправильное употребление этого средства не только резко снижает силу его полезного действия, но зачастую делает его бессмысленным и даже вредным.
Функциональную музыку следует применять со знанием дела, к месту и ко времени. Педагогу необходимо прежде всего ясно осознавать, что функциональная музыка – это не праздное развлечение или порыв моды, а новое действенное средство научной организации учебных занятий. Оно помогает педагогу быстрее, легче и успешнее решать общие и специальные задачи проводимого занятия на фоне эмоционально приятной и непрямой регуляции психических состояний и двигательной активности учащихся.
Исследования показали, что в ходе урока физической культурой наиболее продуктивным является не сплошное, а эпизодическое музыкальное стимулирование выполняемой учащимися работы. Оптимальная система музыкальной стимуляции традиционного 45-минутного урока осуществляется в форме трансляции на место занятий ограниченных (5-10 минут) автономных сеансов: музыки врабатывания – для повышения эффективности вводной части урока; лидирующей музыки – для активизации уставших учащихся в основной части урока; успокаивающей музыки – для оптимизации заключительной части урока. В проводимом плане-конспекте подробно описаны физические упражнения подлежащие музыкальной стимуляции, и схематично обозначены те разделы урочной работы, которые осуществляются в обычных традиционных условиях без музыкального сопровождения.
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики.
Задачи урока:
- Акробатика (разучивать технику кувырка назад).
- Равновесие (закрепить умение ходить по бревну).
- Развитие двигательных качеств (прыжки через короткую скакалку).
Продолжительность урока – 45 минут.
Место проведения – спортивный зал школы.
Инвентарь и оборудование – гимнастический ковёр или маты, бревно, скамейки, скакалки, магнитофон с усилителем и адекватной акустической системой для озвучивания спортзала, кассета со звукозаписью программы музыкальной стимуляции данного урока.
Содержание урока | Дозировка упражнений | Методика |
Вводная часть | 10 мин | |
1. Построение учащихся. | 20 с | |
2. Рапорт дежурного ученика. Сообщение задач урока. Краткие инструкции о порядке проведения уплотнённой разминки под музыку методом показа. | 1мин | В связи с трудностью и вредностью совмещения рабочих разговоров с восприятием музыки упражнения разделов 2-3 проводятся в обычных условиях, то есть без музыки. |
3. Строевые упражнения: повороты на месте налево, направо, кругом. | 30с | |
4. Ходьба, быстрая ходьба, переходящая в бег умеренного темпа , ускоренная ходьба на носках, ходьба по гимнастической скамейке. | 2мин 56с | Упражнения раздела 4 стимулируются бодрыми, призывными звуками музыкального произведения «Вместе весело шагать» (В.Шаинский – М.Матусовский). Продолжительность звучания – 2мин56с |
5. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (интервал и дистанция – 1,5м) для общеразвивающих упражнений на месте. Остановка и поворот налево. | 20с | По окончании данного произведения в музыкальном сопровождении следует 20-секундная пауза, во время которой преподаватель без излишней звуковой конкуренции осуществляет запланированное перестроение и даёт необходимые устные указания к выполнению общеразвивающих упражнений на месте. |
6. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте: а) и.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. Подняться на носки, руки вверх. Наклон влево, руки за голову. И.п. То же вправо; б) и.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклон влево, руки за голову. И.п. Тоже вправо; в) и.п. – то же. Наклоняясь вперёд, десять круговых движений туловищем влево. То же вправо; г) и.п. – то же. Присесть, руки вперёд ладонями вовнутрь. И.п.; д) и.п. – то же. Три пружинистых наклона вперёд, касаясь пола ладонями. И.п.; е) и.п. – основная стойка. Прыжком ноги врозь, руки через стороны вверх, хлопок ладонями над головой. И.п. | По 10 раз По 15 раз 1 серия 15 раз 10 серий 20 раз | В комплекс музыкально стимулируемых ОРУ целесообразно включать упражнения, не требующие специального разучивания и выполняемые сразу же по мере их показа. По предварительной договорённости показ педагогом первых циклов предстоящего упражнения является условным сигналом учащимся для безостановочного перехода к его выполнению, продолжающемуся до показа следующего упражнения и т.д. Общеразвивающие упражнения из раздела 6 стимулируются двумя музыкальными произведениями энергичного характера с чётким ритмом: 1. «Товарищ барабан» (А.Флярковский – В.Татаринов). Время звучания – 3мин29с 2. «Всё мы делим пополам» (В.Шаинский – М.Пляцковский). Время звучания – 1мин25с. По окончании последнего музыкального произведения вводная часть урока завершается и магнитофон выключается. |
Основная часть | 30мин | |
а) и.п. – упор присев. Поставить руки немного вперёд и перенести на них центр тяжести тела. Вернуться в и.п.; б) и.п. – то же. Пять круговых движений головой влево. То же вправо; в) и.п. – то же. Наклоны головы вперёд и назад; г) и.п. – группировка в приседе. Перекаты назад и вперёд («качалочка»), сохраняя плотную группировку. С каждой очередной серией темп движений постепенно повышается от умеренного до быстрого; д) и.п. – то же,. Перекаты назад с постановкой рук за головой; е) и.п. – то же. Кувырок назад в сед. на пятках; ж) и.п. – упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев. | 11-12 мин 5 раз 2 серии 10 раз 3 серии По 5 раз 5 раз 7 раз 10 раз | В связи с правилом дискретного применения функциональной музыки и обилием трудно совместимых с ней устных объяснений и корректирующих замечаний преподавателя, упражнения разделов 1-3 основной части урока осуществляется в обычных условиях, но зато уже на фоне повышенной работоспособности и положительного психоэмоционального последствия от музыкальной стимуляции вводной части урока. |
И.п. – в парах встать лицом друг к другу, расположив ноги на одной линии, руки держать перед грудью ладонями вперёд. Толчками в ладони в сочетании с обманными движениями заставить соперника сойти с места. Кто заставил – тот победил. То же, стоя на одной ноге. | По 3 раза | |
а) ходьба по бревну обычными шагами; б) ходьба по бревну большими шагами в медленном темпе; в) ходьба по бревну большими шагами в среднем темпе; г) ходьба по бревну большими шагами в быстром темпе; д) ходьба по бревну большими шагами в среднем темпе со сменой положения рук через каждые два шага. Два шага – руки на поясе; два шага – руки в стороны; два шага – руки за голову. | 9-10 мин 1 раз 1 раз | В процессе дальнейшего продолжения учебной работы в обычных условиях положительное последствие использованной музыки по законам психофизиологии начинает постепенно угасать, рабочее утомление учащихся прогрессивно нарастает и их учебная активность заметно снижается. Для профилактики этих явлений и повышения работоспособности минут через 20 возникает необходимость очередного сеанса музыкальной стимуляции. Он осуществляется при выполнении наиболее удобных для этой цели прыжков со скакалкой. |
а) и.п. – стойка, скакалка сзади, держа её согнутыми руками за концы. Прыжки со скакалкой, чередуя способы, - на двух ногах с промежуточным прыжком и без промежуточного прыжка, гарцующий бег на месте; б) и.п. – то же. Прыжки со скакалкой, продвигаясь вперёд с одной ноги на другую по прямой линии; в) и.п. – то же. Прыжки со скакалкой, продвигаясь вперёд с одной ноги на другую по кругу. | 9 мин 1 мин 8 мин 2 серии 2 серии 2 серии | Прыжки со скакалкой стимулируют двумя музыкальными произведениями соответствующего характера (из популярных для этого возраста мультфильмов):
По предварительной договорённости при работе под музыку сигналом начала и окончания каждой серии прыжков является хлопок преподавателя в ладоши. Тройной хлопок в ладоши – сигнал занять своё место и приготовиться к очередной серии прыжков, подаётся за 5 с до их начала. Перед следующим видом прыжков этот предварительный сигнал подаётся несколько раньше, чтобы преподаватель успел напомнить его путём показа. Между музыкальными произведениями следует минутная пауза, во время которой педагог может беспрепятственно сделать те устные замечания и уточнения, в которых возникает необходимость. По завершении последней серии прыжков синхронно заканчивается и их музыкальное сопровождение, после чего в обычных условиях осуществляется переход к заключительной части урока. |
Заключительная часть | 5 мин | |
1. Лаконичное пояснение по выполнению упражнений заключительной части под музыку. | 15 с | |
2.Ходьба с выполнением движений в темпе музыки. И.п. – скакалка, сложенная вчетверо, в опущенных руках. Руки вверх, натягивая скакалку, подняться на носки и на три шага сделать три пружинистых подтягивания с отведением рук назад. Вернуться в и.п. | 10 раз | Для более быстрого приведения организма учащихся в относительно спокойное состояние упражнения разделов 2-4 заключительной части урока сопровождаются плавной, непроизвольно успокаивающей мелодией вальса «Школьные годы» (Д.Кабалевский – Е.Долматовский). Время звучания – 3 мин 45 с. Организационно условия работы под музыку в заключительной части урока сходны с условиями подготовительной части. |
3. ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. Руки через стороны вверх – глубокий вдох. Вернуться в исходное положение – полный акцентированный выдох | 10 раз | |
4. Ходьба в сочетании с упражнениями на расслабление утомлённых мышечных групп: а) Руки энергично сжимаемые в кулаки, за спину на поясницу, сильно прогнуться. Наклоняясь вперёд, расслабить мышцы спины и рук (руки свободно соскальзывают вниз под действием силы тяжести). б) Последовательное расслабление и потряхивание мышечных групп рук и ног. Руки через стороны вверх. Последовательно расслабить (свободно «уронить»и 3-4 раза встряхнуть) кисти, затем предплечья, затем плечи. Затем дважды встряхнуть шагающую ногу: сначала левую, а потом правую. в) Подведение итогов урока. Задание на дом. | 10 раз 6 раз 1 мин | Подведение итогов и задание на дом осуществляются в традиционных условиях без музыки. Рекомендовать учащимся при выполнении домашних заданий самостоятельно облегчать и стимулировать их подходящим музыкальным сопровождением на основании полученного в школе опыта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок 7 класс к разделу "Sport is fun" к УМК М.З.Биболетовой
Образовательные задачи:1. Введение лексики по теме «Болезни» и закрепление ее в устной и письменной речи.2. Активизировать навыки говорения по теме «Спорт».Воспитательные задачи:Воспит...
2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах движения в музыке, танцеваль...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Урок гимнастики с использованием функциональной музыки.
Уметь выполнять элементарные танцевальные движения в соответствии с музыкальным сопровождением (пластический этюд).Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и вз...
Реферат на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в разделе программы «гимнастика»
laquo;Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппо...
Использование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Использование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы с переходом на ФОП ООО и СОО...