Урок по физике в 10 классе по теме "Силы в природе"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
На уроке рассматриваются все виды сил - сила всемирного тяготения, сила упругости, сила трения, вес тела.Урок построен на принципах развивающего обучения. Ученики в группах самостоятельно осваивают учебный материал, затем его защащают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_fizike_v_10_klasse_sily_v_prirode.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по физике в 10 классе
«Силы в природе»
Цели урока:
- Обучающая - создать условия для развития умений самостоятельно добывать знания по теме «Силы в природе»;
- Развивающая - развитие мышления, творческих, познавательных способностей, воображения, практических навыков, умения выдвигать и доказывать гипотезы, формулировать выводы, законы, коммуникабельности;
- воспитательная - воспитание познавательной потребности, позитивного отношения к учению, логического и образного мышления.
Подготовительная работа: ученики дома должны подготовится к уроку- прочесть и ответить на вопросы к параграфам, по которым будет дано задание, повторить материал по силам, пройденный ими в девятом классе. Просмотреть эти темы в дополнительных источниках информации (книгах, журналах, сети Интернет) и выбрать все, что заинтересовало.
Ход урока.
(Тема рассчитана на 2 урока по 40 минут)
- Организационный этап.
учитель распределяет учеников в группы по 3-5 человек. В каждой группе ученики сами выбирают ответственного, который следит за временем и отвечает за работу каждого. Уже сформированным группам сообщается тема урока и цели. Далее группе учитель дает задание – рассмотреть одну из сил (тяжести, упругости, всемирного тяготения, веса тела, трения), ответив на вопросы, предлагаемые в задании и методом выдвижения гипотезы доказательно ответить на вопрос: от чего зависит каждая из этих сил.
Задания группам:
Сила всемирного тяготения.
- Кто доказал существование силы всемирного тяготения.
- Сформулируйте закон всемирного тяготения (с формулой), объясните смысл всех величин, входящих в него и напишите их единицы измерения.
- Чему равна гравитационная постоянная.
- Почему мы не замечаем действия силы всемирного тяготения в своей жизни.
- Какое значение имеют эти силы для движения небесных тел.
Сила тяжести и вес. Невесомость.
- Когда тела находятся в состоянии невесомости.
- Приведите свое тело в состояние невесомости.
- Что такое вес тела? В каких единицах он измеряется?
- Покажите с помощью приборов (динамометра, груза, бруска) действие веса тела. Потом сделайте чертеж, на котором покажите направление веса тела. Расскажите на какие тела действует эта сила и со стороны каких тел.
- Чему равен вес тела, если А: ускорение равно нулю, Б: тело движется вниз с ускорением а, В: тело движется вверх с ускорением а?
- В состоянии невесомости (тело падает свободно, т.е. а=ускорению свободного падения), вес тела равен….(написать формулу).
Сила упругости.
- Что называется деформацией.
- Покажите деформацию пружины.
- Приведите другие примеры деформации.
- Кто открыл связь силы упругости с величиной деформации?
- Сформулируйте закон Гука, напишите формулу закона, объясните смысл всех величин, входящих в него и напишите их единицы измерения.
- Продемонстрируйте на опыте (динамометр, грузы) силу упругости и определите ее. Сделайте чертеж опыта и покажите на нем все силы, действующие на тело (груз или грузы).
- Решите задачу
Силы трения
- Когда действуют (возникают) силы трения?
- В чем главная особенность этих сил?
- Объясните роль сил трения в нашей жизни, технике (польза, вред).
- Перечислите виды сил трения. Когда они возникают?
- Покажите на опыте действие всех сил трения (с помощью тележки, бруска, других предметов).
- Зависит ли сила трения от площади соприкосновения тел?
- Напишите и объясните формулу для максимальной силы трения.
- Сделайте чертеж, на котором покажите, куда направлена сила трения.
Оценивание: каждая группа получает одну оценку на всех. Оценивается работа самими группами по следующим критериям, которые предлагает учитель: работа в группе (слаженность, организованность, взаимопомощь, дисциплина); ответы на вопросы (правильность, точность, краткость, ответы на дополнительные вопросы, доказательство своей гипотезы); результаты тестирования (после выступлений групп, классу учитель дает тест каждому по всему материалу. Полученные оценки складываются, находится средняя, которая учитывается как итоговая на всю группу)
- Работа в группах.
Ученики сами распределяют, кто на какие вопросы отвечает. Учитель выступает в роли помощника и консультанта. Главное не давать готовых ответов на вопросы учеников, а подводить их к правильному решению. Приборы для проведения опытов и демонстраций ученики выбирают себе сами (все оборудование подготовлено учителем и находится на лабораторном столе). При подготовке ученикам предоставляется свобода действий и выбора- от вопросов до того, чем они будут пользоваться при ответе на вопрос (учебником, тетрадью, дополнительной литературой, которую принесли заранее, советом товарища по группе). Ответственный следит за временем (на работу отводится 20 минут) и за тем, чтобы каждый участник группы был вовлечен в работу и загружен по своим силам. Главный принцип работы- справился сам- помоги товарищу.
- Защита работ.
После 30 минут подготовки группы отчитываются: отвечают на вопросы, демонстрируют опыты, выдвигают и доказывают гипотезы, решают задачу. Все остальные слушают и задают вопросы, главное записывают, создавая для себя краткий конспект по теме (пригодится при тестировании). На этом этапе важно уложиться во время: 7 минут каждой группе, итого- 30 минут. За временем следит ответственный. Оценку правильности ответов дает учитель, фиксируя результаты на доске в таблице результатов (для дальнейшей самооценки).
4. Итоги.
После выступления - тестирование или физический диктант. Затем самопроверка теста (диктанта) и выставление итоговых оценок, как минимум две - за работу в группе и за изложение материала. При выставлении итоговых оценок учитывается использование дополнительной литературы.
Домашнее задание дифференцированное- составить свои вопросы к параграфам 32-39, выучить формулы, записанные в тетради- всем ученика. Решить задачи- сильным, остальным- написать рассказ на одну из тем:
«Без трения», «На Луне», «Чем интересна невесомость» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
урок по физике 7 класс «Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.Время проведения: IV четвертьЦель: Рассмотреть возможности применения рычагов в природе, быту и техни...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)
Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...
конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...