конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_biologii_i_samoanaliz_5_kl.docx | 37.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 22. Тема. ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Педагогическая | Выяснить роль и значение животных в жизни человека и мероприятия по охране диких животных. |
Задачи урока | Образовательная: рассмотреть и выявить значение животных в природе и жизни человека; создать условия для закрепления материала, проконтролировать степень усвоения учебного материала по данному разделу. Развивающая: создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать. Воспитательная: способствовать экологическому, эстетическому и нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к природе |
Тип, вид урока | Изучение нового материала; комбинированный |
Планируемые | Учащийся научится различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; будет знать значение животных в природе и жизни человека |
Личностные | Будут сформированы: навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа со схемами, таблицами); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины | Беспозвоночные животные, позвоночные животные, паразиты, насекомые, членистоногие, моллюски, черви, кишечнополостные, рыбы, млекопитающие, птицы, земноводные, млекопитающие, заповедник, заказники. |
Организационная структура урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий | |
Осуществляемые | Формируемые | ||||
I. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала | Фронтальная беседа по слайдам | Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала: – На основе каких признаков животных относят к по-звоночным? – Перечислите основные группы беспозвоночных животных. – Почему млекопитающих относят к позвоночным животным? – Какими признаками характеризуются млекопитающие? – Назовите представителей пресмыкающихся. – В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? – Какие группы животных являются теплокровными? В чем их особенность? – Перечислите характерные черты земноводных. – А теперь приступим к выполнению задания: Работа по группам «Распределить животных по группам» - 2 варианта. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения однокласс- Работают самостоятельно. | Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя Сравнивают ответы с образцом на экране, делают выводы, учатся оценивать свою работу. | Вопросы учителя Вопросы учителя |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации Подведение к формулированию темы | Вводная | Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. –Формулирует проблемный вопрос: демонстрация животного на слайде «Кто это»? Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока: – Как вы, наверно, уже догадались, сегодня мы с вами узнаем, какое значение имеет царство животных – Какие цели мы можем перед собой поставить? | Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют вместе с учителем, (уточняют) тему урока. | Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи | Вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления Развитие умения находить ответы на про-блемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Рассказ учителя, извлечение информации из учебника, самостоятельная работа над поставленной задачей | Объясняет новый материал, используя презентацию к уроку и учебник. Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Проводит параллель с ранее изученным материалом: – На какие группы по значению для человека делят растения? (Лекарственные, кормовые, пищевые и др.) – На какие группы мы можем поделить животных? – Какое значение для человека имеют домашние животные? Назовите их представителей. (Домашние животные – это коровы, овцы, свиньи, собаки, кошки и т. д. Значение домашних животных: продукты питания, помощь в различных работах, сырье для промышленности, друзья человека.) Организует работу по обмену знаниями между всеми учащимися. Значение животных в природе и жизни человека: 1. Эстетическое удовольствие. 2. Сырье для производства. 3. Лекарства. 4. Помощь в различных работах. 5. В науке и медицине. 6. Вредители, паразиты, ядовитые животные, возбудители заболеваний. 7. домашние животные. 1. Опыление. 2. Распространение семян и плодов. 3. Санитары. 4. Участники пищевых цепей. 5. В образовании почвы | Воспринимают информацию, добытую из учебника и сообщаемую учителем. Работают с материалами презентации, учебником. Учатся сворачивать материал виде схемы «Значение животных». Каждый ученик фиксирует в тетради значение животных в природе и жизни человека. | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию. Кратко излагать материал. | Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями | Обобщение изученного, формулирования вывода. | Организует работу по группам, предлагая заполнить таблицу «Значение животных» . Предлагает объяснить смысл стихотворения: Берегите эти земли, эти воды. Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь, зверей внутри себя. | Работают самостоятельно. Беседуют, слушают ответы одноклассников. | Анализируют, сравнивают ответы, корректируют, исправляют ошибки. Оценивают. Учатся формулировать вывод, выражать свои мысли. | Вопросы учителя. Текущий контроль |
Физкультминутка | Здорвьесберегающие технологии | Побуждает к активному отдыху. | Выполняют упражнения под музыку. | Учатся правильно относиться к своему здоровью. | Наблюдение учителя. |
Получение дополнительных знаний. Расширение кругозора, привитие бережного отношения к окружающей природе. | Извлечение информации из презентации | Организует беседу, побуждая учащихся к осмыслению информации. Подводит учащихся к решению проблемного вопроса, Поставленного в начале урока « Кто это животное»? Показывает редких животных Нижегородской области (Слайды). | Воспринимают информацию, задумываются над проблемой по охране животных. Слушают доклад учащегося о редком животном – русской выхухоле. Смотрят, запоминают. | Формулируют выводы на основе полученной информации. Строят ответы на вопросы. | Устные ответы Задает вопросы |
Закрепление и контроль | Проверка усвоения новых знаний. | Организует опрос в форме тестирования ( Слайды). | Отвечают каждый на предлагаемый тест. | Воспринимают оценку своей работы учителем. | Задает вопросы, комментирует. |
V. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная работа | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. – Что нового вы узнали на уроке? – Какие затруднения возникли в процессе работы – Что было самым важным на уроке? - подсчитайте баллы, которые вы получили. | Осуществляют самоанализ деятельности | Оценивают свою работу на уроке, используя критерий, заданный учителем | Выражает свое мнение. |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция | Беседа по вопросам | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки | Слушают учителя | Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию | Устные ответы |
Домашнее | Дает комментарий к домашнему заданию: параграф 22 читать, отвечать на вопросы 1-5 (устно); По выбору: - составить кроссворд : «Животные, занесенные в Красную книгу»; - сообщение «Животные Нижегородского края»; - нарисовать плакат«Береги животных. | Записывают задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы | Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках. | Наблю- |
Самоанализ
урока биологии « Значение животных в природе и жизни человека»
в 5 классе.
Учитель биологии Мокринская Валентина Михайловна.
Урок проведен в 5 классе: в классе 14 человек, на уроке присутствовало 13 учащихся.
Из 14 учащихся: 35% - с высоким уровнем мотивации к учению; 44% с достаточной и 21% с низкой.
Учащиеся отличаются хорошими способностями, активностью и любознательностью. Они умеют работать самостоятельно; умеют слушать и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью ИКТ. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учащихся 5 класса.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Тема урока: « Значение животных в природе и жизни человека»
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок.
Данный урок 14-й в теме «Многообразие живых организмов».
Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Цель урока: рассмотреть и выявить значение животных в природе и жизни человека; создать условия для закрепления материала, проконтролировать степень усвоения учебного материала по данному разделу.
Развивающая: создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы;
Воспитательная: способствовать экологическому, эстетическому и нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые | Учащийся научится различать изученные объекты в природе на рисунках; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; будет знать значение животных в природе и жизни человека |
Личностные | Будут сформированы: навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. |
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, объяснительно - иллюстративный.
На уроке применялись формы учебной деятельности: фронтальный опрос, беседа, индивидуальная работа, работа со слайдами, самостоятельная работа, тестирование, рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно - поисковые, наглядный, словесный, практико - ориентировочный .
На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.
Урок состоит из 7 этапов:
1.Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовался эмоциональный и психологический настрой).
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем. Проверка знаний по предыдущей теме фронтально и индивидуально, в форме самостоятельной работы, самопроверки.
3.Мотивация к изучению нового материала. Постановка проблемного вопроса, в виде неизвестного животного (помещенного на слайде), явилась стимулом для открытия новых знаний.
4.Изучение нового материала по теме Многообразие живых организмов». На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, работа с учебником и со слайдами презентации, сообщения учащихся, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Подведение учащихся к самостоятельному выводу способа действия с полученной информацией. Привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха.
5.Проверка знаний учащихся: самостоятельная работа, тест - задача которых - проверить знания учащихся, самопроверка.
6.Информирование о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника, творческое задание по интересам и степени сложности). Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием.
7.Рефлексия. Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы проведена по типу «Оцени себя сам», которая оговаривалась в начале урока. Деятельность учащихся – указывать сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке.
Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне.
Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Цель урока была достигнута. На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.
Здоровьесбережению способствовали музыкальная физкультминутка и смена видов деятельности.
Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии. Домашнее задание предусматривало выбор: по желанию из дополнительных источников найти информацию.
Урок получился интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке использованы целесообразно с психолого – возрастной характеристикой и спецификой детей данного класса, что послужило реализации всего запланированного на уроке и способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности и самостоятельные навыки детей, соответствуют возрастным особенностям учащихся, применялись в рамках здоровьесберегающей технологии.
Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная.
В ходе урока развивались навыки работы с учебником как источникам информации, умение строить монологическую речь, слушать товарищей. Основной задачей на уроке являлось создание условий учащимся для самостоятельной работы и помощь при изучении нового материала. Применение на уроке практико-ориентированного обучения, способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха при поддержке со стороны педагога.
Считаю, что урок цели достиг.
По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им понравился.
Во время проведения урока, на мой взгляд, было неудачным то, что дети иногда выкрикивали с места ответы и перебивали друг друга. Но это можно объяснить возрастными и психологическими и эмоциональными особенностями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
конспект урока 6 класс- Роль бактерий в природе и жизни человека
Роль бактерий в природе и жизни человека...
Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека" может быть использован для обобщения темы "Класс Насекомые"...
"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)
Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1...
Конспект урока биологии "Общая характеристика животных"
Данный урок разработан для учащихся 7 класса. Тип урока - урок изучения нового материала. В разработке есть игровые моменты, которые помогают в непринужденной обстановке усваивать материал....
презентация к уроку на тему "Значение животных в природе и жизни человека"
Презентация предназначена для использования на уроке биологии с учащимися 5 класса при изучении темы "Значение животных в природе и жизни человека"...