Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Конспект  урока

литературы в 5 классе по теме «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

              1. Орг. момент.

 Слово учителя:

         Я думаю, что всем вам знакомо высказывание Ф.М.Достоевского «красота спасет мир»?..

           Говоря о красоте,  мы в первую очередь думаем об окружающем нас мире -  о мире природы. Наблюдать ее  мы можем всюду:  в произведениях изобразительного искусства – картинах русских художников, к примеру …

!!!!  Показываю учащимся картины русских художников-пейзажистов: Левитана, Грабаря, Васнецова, Васильева,  Юона,  Саврасова и других.

       Познать красоту  природы  можно и  в музыке – таких шедеврах  как   «Времена года» П.И.Чайковского.

 !!!!  Слушаем отрывок из «Времен года» П.И.Чайковского (февраль).

     А самое ближайшее знакомство с родной русской природой происходит у нас, конечно же, на уроках литературы, когда мы  знакомимся со стихотворениями русских поэтов 19 века, таких как Плещеев, Тютчев, Никитин, Полонский,   Баратынский, Кольцов и Фет. И хотя наше знакомство с их лирикой уже состоялось на предыдущем уроке, рекомендую вам  по окончании  нашего урока  полистать сборники стихотворений  этих  авторов  и, может быть, выбрать для себя любимое.  

     Слушая музыку,  рассматривая иллюстрации к  стихотворениям  и  картины великих художников-пейзажистов,  нам легче воспринимать и осознавать содержание многих стихотворений.  Сегодня мы и поработаем  над ними.

         Но для начала, традиционно,  проверим домашнее задание.

       2.Проверка Д/З:

а) чтение стихотворений наизусть;

б) защита иллюстраций.

       3. Работа по теме урока:

   А) Слово учителя:

        Ребята, сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок. Вы будете выполнять много различных заданий к стихотворениям, с которыми мы познакомились на прошлом уроке, а   для работы вам  понадобятся учебники, ручки, фломастеры и листы бумаги с заданиями.  К тому же   вы будете работать в  3 группах, на которые я вас заранее разделила.

      Но для начала прослушайте стихотворении Никитина «Утро»  и  выполните  задание  № 1, предварительно посоветовавшись с группой и определив,кто будет отвечать.

!!! Слушаем ответы учащихся ( Отвечают участники разных групп!)

Б) Слово учителя:

   Ну, а теперь перейдем к непосредственной работе в группах.

       4. Работа в группах  (элементы Мастерской) :

       1) Прослушивание стих-й ( каждая группа слушает свое стих-е) из фонохрестоматии;

       2)  работа по учебнику с текстом стихотворения;

       3) работа над заданиями к стихотворениям  ( анализ стихотворного текста), данными учителем:

          Лист 2.

         5. Проверка заданий.

 !!! Прослушиваются ответы каждой группы.

         6.Завершающий этап урока:

!!!Учащиеся заполняют итоговую таблицу.

         7. Домашнее задание:

 Подготовить устный рассказ на тему « Настроение поэта, переданное   через картины природы».



Предварительный просмотр:

                            Технологическая карта      

к уроку литературы в  5 б классе по теме «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Этапы урока  

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат УУД учащихся.

Примечания

1.Орг. момент

1.Слово учителя.

2.Проверка д/з

2.Опрос д/з

2. а) выразительное чтение наизусть стихотворений;

б) защита иллюстраций

 2. Продуктивная:

   а) выразительно читать стихотворение наизусть;

уметь при помощи интонации передавать впечатления от  картин природы, описанных автором;

умение воспринимать музыкальные фрагменты к  изученным стихотворениям (мелодекламирование).

Творческая:

б) устное рисование.

3.Работа по теме.

3. Слово учителя.

3.а) работа по учебнику ( чтение стихотворения);

б)  выполнение заданий  к стихотворениям.

3. Рецептивная:

а) чтение и

общее восприятие содержания  стихотворения.

Репродуктивная:

б) проводить анализ стихотворного текста;

уметь находить художественные особенности изученных стихотворений о природе;

уметь определять какие художественные приемы использует автор для описания природы;

понимать авторское отношение к природе.

4. Работа в группах (элементы мастерской)

4.Слово учителя о продолжении работы над текстами ( каждая группа  над предложенным стих-ем).

4.Выполнение заданий к текстам стихотворений.

4. Личностная,

Творческая:

а) рисование  фломастерами;

Репродуктивная:

б) работа в группах;

в) обобщенные действия в группах;

г) работа в парах;

д) проводить анализ стихотворного текста;

 е) уметь определять средства художественной выразительности в стихотворениях.

Творческая:

Составление текста разных жанров ( проза, поэзия).

5.Проверка выполненных заданий.

5.Слово учителя.

5.Участники групп озвучивают получившиеся тексты.

5. Репродуктивная,

     Творческая:

 Обобщенные действия в группах.

6.Завершающий этап урока.

6.Учитель предлагает учащимся заполнить итоговую таблицу.

6. Учащиеся заполняют итоговую таблицу.

6.Рефлексия:

Запись выводов- итогов урока.

Оценивание результатов.

7.Домашнее задание.

7. Учитель записывает задание на доске

7. Учащиеся записывают    д/з в дневники.

7.Рецептивная:

 Восприятие  заданного на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».

Данный урок позволит показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов....

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...

Урок литературы в 6 классе Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»

Цели: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого; формировать  представление о разнообразии и выразительности образов род...