мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему
Цели урока:
Образовательные:
повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;
продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
Развивающие:
развивать умение анализировать учебный материал;
развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания;
сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
воспитать умения и навыки коллективной работы;
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Тип урока: комплексный
Технологии учебной деятельности : постановка учебной проблемы, частично-поисковый.
Целесообразность: Используя интерактивные методы обучения, создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет вовлечен в процесс познания.
Методы обучения:
· Эксперимент
· Решение задач
· Беседа
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Компьютер; Интерактивная доска
- операционная система Windows XР ;
- Компьютерная программа «Интерактивные лабораторные работы»
- приложения к уроку: презентация, карточки
- два сосуда (с водой и маслом), металлический цилиндр ( 2 шт.),два сосуда с водой, пластилин, два динамометра
Задачи урока:
1. развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности,
2. умения проводить физический эксперимент, воспитание самостоятельности, адекватной самооценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fizike_7_klass.docx | 31.26 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_arhimedova_sila.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по физике 7 класс
Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:
Образовательные:
повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;
продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
Развивающие:
развивать умение анализировать учебный материал;
развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания;
сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
воспитать умения и навыки коллективной работы;
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Тип урока: комплексный
Технологии учебной деятельности : постановка учебной проблемы, частично-поисковый.
Целесообразность: Используя интерактивные методы обучения, создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет вовлечен в процесс познания.
Методы обучения:
- Эксперимент
- Решение задач
- Беседа
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Компьютер; Интерактивная доска
- операционная система Windows XР ;
- Компьютерная программа «Интерактивные лабораторные работы»
- приложения к уроку: презентация, карточки
- два сосуда (с водой и маслом), металлический цилиндр ( 2 шт.),два сосуда с водой, пластилин, два динамометра
Задачи урока:
- развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности,
- умения проводить физический эксперимент, воспитание самостоятельности, адекватной самооценки
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Приветствие учащихся
- Сообщение темы и целей урока
2. Актуализация познавательной деятельности. Обобщение материала по теме: «Закон Архимеда».
Сегодня мы с вами еще раз вспомним о выдающемся ученом древней Греции, который прославился многочисленными научными трудами и открытиями. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
Легенда об Архимеде (ролдик) (слайд)
Вопрос учителя: В чём же заключается смысл открытия Архимеда?
Учащиеся формулируют закон Архимеда:
На тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная снизу вверх, и равная весу жидкости в объёме, вытесненном телом. (слайд)
Теоретическая часть.
- Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?
- Как направлена архимедова сила?
- Как направлена сила тяжести?
- Условия плавания тел
- Измерение объема тела неправильной формы
- Цена деления измер.прибора
- Лабораторная работа «Исследование Архимедовой силы». (форма работы –работа в группах)
Класс «младшие научные сотрудники» делится на 5 исследовательских лабораторий. Во главе каждой «старшие научные сотрудники». Каждой лаборатории даётся свое задание.
!!!! Инструктаж: по посадке и ТБ за ПК.
по ТБ с жидкостями
Группа 1
Определение архимедовой силы, действующей на тела разного объема.
Оборудование: мензурка с водой, динамометр, два тела разного объема, но одинаковой массы.
ЦЕЛЬ: Исследовать зависит ли Архимедова сила от объема тела
Ход работы:
Возьмите гирьки и, начав с наименьшей, измерьте вес каждой из них с помощью динамометра сначала в воздухе, а затем в воде. Сравните выталкивающие силы, действующие на эти гирьки. Зависят ли их значения от объема? Как зависят? На какую гирю действует максимальная выталкивающая сила? Заполните таблицу:
№ опыта | Объем тела | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н |
1 | меньший | |||
2 | больший |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объема тела.
Группа 2
Определение архимедовой силы, действующей на тело в ЖИДКОСТИ разной плотности (воде и масле).
ЦЕЛЬ: Исследовать зависит ли Архимедова сила от плотности жидкости
Оборудование: цилиндр на нити, динамометр, сосуды с водой и маслом, фильтровальная бумага.
Ход работы:
Подвесьте к крючку динамометра цилиндр и, заметив, чему равен его вес в воздухе, опустите это тело сначала в сосуд с водой, затем в сосуд с маслом, отмечая каждый раз вес. Определите на сколько уменьшится вес тела в каждой жидкости. Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? Как? В какой жидкости на тело действует минимальная выталкивающая сила? Заполните таблицу.
№ опыта | Жидкость | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н |
1 | вода (плотность 1000 кг/м3) | |||
2 | масло (плотность 900 кг/м3) |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости
Группа 3
Определение архимедовой силы, действующей на тела разной массы, но одинакового объема ( т.е. тела разной плотности)
Цель: Исследовать зависит ли Архимедова сила от плотности тела
Оборудование:
мензурка с водой, динамометр, два тела разной массы, но одинакового объема.
Оборудование: алюминиевый, латунный цилиндры, динамометр, сосуд с водой.
Ход работы:
Измерьте динамометром вес каждого цилиндра сначала в воздухе, затем опустите поочередно в воду. Вычислите действующие на них выталкивающие силы. Выясните зависят ли выталкивающие силы от плотности тела. Заполните таблицу.
№ опыта | Цилиндр | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н |
1 | Алюминиевый | |||
3 | Латунный |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.
Группа 4
Определение архимедовой силы, действующей на тела неправильной формы.
ЦЕЛЬ: Исследовать зависит ли Архимедова сила от формы тела
Оборудование: мензурка с водой, динамометр, два тела из пластилина разной формы, но одинакового объема.
Ход работы:
Кусочку пластилина придайте сначала форму шарика, затем цилиндра, а затем кубика. Опуская каждую фигуру в воду, с помощью динамометра определите действующую на нее выталкивающую силу, сравните эти выталкивающие силы, выясните, зависят ли они от формы тела. Заполните таблицу.
№ опыта | Форма тела | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н |
1 | брусок | |||
2 | Шар |
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.
Группа 5 Определение архимедовой силы, действующей на тело на разной глубине погружения в жидкости.
ЦЕЛЬ: Исследовать зависит ли Архимедова сила от глубины погружения тела в жидкости.
Оборудование: мензурка, стакан с водой, цилиндр на нити, динамометр, линейка.
Ход работы:
Налейте в мензурку воды до уровня 7 см, опустите в неё цилиндр и определите выталкивающую силу. Затем, подливая воду в мензурку, следите за изменениями показаний динамометра. Сравните выталкивающие силы и выясните, зависят ли они от глубины погружения. Заполните таблицу.
№ опыта | глубина погружения | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н |
1 | в нижней части сосуда | |||
2 | середина сосуда | |||
3 | у поверхности жидкости |
Сделайте вывод о зависимости Архимедовой сила от глубины погружения
- Обобщение.
После выполнения лабораторной работы «старшие» научные сотрудники отчитываются о проделанной работе и сообщают свои выводы.
После совместного обсуждения представитель от каждой группы делает вывод о результатах практической работы.
Выводы записываются учителем на доску, а учениками в тетрадь в виде схемы:
Составляется схема (учащиеся в тетрадях): «Отчего зависит и не зависит Архимедова сила?» (слайд)
!!!!! Физминутка
1. Гим настика для глаз (стрельба глазами)
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)
5. Рефлексия: повторение и обобщение пройденного на уроке
А)Ответьте на вопросы (слайд):
- Какими двумя способами мы получали новые знания на уроке?
- Как составить план проведения опыта?
- Можно ли применить полученные знания на практике?
ответ: (слайд проверка)
- Два способа получения новых знаний – теоретический и опытный
- Последовательность постановки опытов: гипотеза – цель – план – проверка – сравнение - вывод
Применение на практике: Условия плавания тел ( повторение – слайд)
Б) повторение:
формулы расчета Архимедовой силы
закона Архимеда
6. Контроль – интерактивный тест в системе «MYTest»
!!!! Инструктаж по посадке и ТБ за ПК
7.Подведение итогов. Выставление оценок в дневники.
8.Дом.задание: Параграф 49 (?-повторить);Упр 24(3)-письменно.Подготовиться к л/р №8
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зависимость давления в жидкости или газе от глубины погружения тела приводит к появлению выталкивающей силы / силы Архимеда /, действующей на любое тело, погруженное в жидкость или газ. ИНТЕРЕСНО, что сила Архимеда равна нулю, когда погруженное в жидкость тело плотно, всем основанием прижато ко дну.
Древнегреческий ученый. Великий инженер и конструктор своего времени. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
Архимед определил выталкивающую силу как вес вытесненной телом жидкости
- Закон Архимеда, говорит, что выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость (или газ) тело, зависит только от плотности жидкости и объема погруженного тела.
Зависит ли архимедова сила от: плотности тела Плотности жидкости Формы тела Объема тела Глубины погружения? (Надо проверить)
Для расчета выталкивающей силы нужно из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости
Составить план проведения опыта для этого уяснить: Цель опыта Выбрать необходимое оборудование Сделать измерения Сравнить полученные величины Сделать вывод
Архимедова сила ЗАВИСИТ: 1.От объема тела 2.От плотности жидкости Не зависит: 1. От плотности тела 2. От формы тела 3. От глубины погружения тела в жидкости
Физминутка Гимнастика для глаз Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)
Ответьте на вопросы: Какими двумя способами мы получали новые знания на уроке? Как составить план проведения опыта? Можно ли применить полученные знания на практике?
Два способа получения новых знаний – теоретический и опытный Последовательность постановки опытов: гипотеза – цель – план – проверка – сравнение - вывод
F т F А F т F А F А F т
Если F т > F а, То тело тонет Если F т = F а, То тело плавает Если F а >F т, То тело всплывает F А F А F А F т F т F т
Тело, находящееся в жидкости (или в газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом. Закон Архимеда:
F А = Р в воздухе – Р в жидкости
Архимедова сила ЗАВИСИТ: 1.От объема тела 2.От плотности жидкости Не зависит: 1. От плотности тела 2. От формы тела 3. От глубины погружения тела в жидкости
Домашнее задание: Учебник: Параграф 49 (?-повторить) Упр 24(3)-письменно Подготовиться к л/р №8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в V классе. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»
Vкласс. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»Тип урока:урок-состояние.Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.Задачи: Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных ...
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Урок музыки в VII классе. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.
VIIкласс. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.Тип урока:урок-закрепление, комбинированный.Цель:Достижение способности видеть материализованную в произведении позицию авт...
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Урок-исследование. Закрепление о СПП. Работа с текстом в форме ЕГЭ.
Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.Задачи: - формирование навыков комплексного...
Урок географии в 7 классе. Тема урока: "Физико – географическое положение Африки".
Разработка урока географии в 7 классе по теме: "Физико – географическое положение Африки".Цель: Научить давать характеристику ФГП материка.Задачи: - Познакомить с физико–географическ...
Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?
Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?...
Конспект урока алгебры в 7 классе. Тема урока “Применение различных способов разложения на множители”
Цель: сформировать умение раскладывать многочлен на множители с помощью формул сокращенного умножения.Задачи:Дидактические: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся в применении...