урок по физике 7 класс «Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку».
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Время проведения: IV четверть
Цель: Рассмотреть возможности применения рычагов в природе, быту и технике, изучить устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Знать , уметь использовать знания для решения задач, проводить обобщения, решать исследовательские задания, строить логическую цепочку рассуждений, применять полученные знания в повседневной жизни..
Познавательные УУД: выявить причинно-следственные связи, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений.
Коммуникативные УУД: формирование умений проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью решения исследовательских задач; развитие практических умений и навыков;
Регулятивные УУД: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
Личностные УУД: действие смыслообразования, формирование умения строить логическую цепочку рассуждений
Основные понятия: рычаг, блок, наклонная плоскость
Межпредметные связи: анализ математических функций, биология человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 920.5 КБ |
![]() | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по предмету
Предмет: физика
Учитель: Кcенафонтова Галина Александровна
Уровень образования: базовый
Тема: «Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Время проведения: IV четверть
Участники: 7
Цель: Рассмотреть возможности применения рычагов в природе, быту и технике, изучить устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Знать , уметь использовать знания для решения задач, проводить обобщения, решать исследовательские задания, строить логическую цепочку рассуждений, применять полученные знания в повседневной жизни..
Познавательные УУД: выявить причинно-следственные связи, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений.
Коммуникативные УУД: формирование умений проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью решения исследовательских задач; развитие практических умений и навыков;
Регулятивные УУД: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
Личностные УУД: действие смыслообразования, формирование умения строить логическую цепочку рассуждений
Основные понятия: рычаг, блок, наклонная плоскость
Межпредметные связи: анализ математических функций, биология человека
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, презентация, лабораторный набор блоков, грузы, штатив, нить
Литература:
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012., с.224
- Контрольно-измерительные материалы Составитель Зорин Н.И. – М.: «ВАКО»
- http://school-collection.edu.ru
- http://festival.1september.ru/articles/596647/
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД |
Организационный момент | Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочие тетради, учебники, письменные принадлежности) Слайд 1 | Настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места. | и | Регулятивные: целеполагание |
1 этап Организация познавательной деятельности учащихся. | Слайд № 2 В монологе Архимеда прозвучало слово “Рычаг». Архимед собирался перевернуть Землю рычагом, а что такое рычаг, какова его конструкция и где он применяется? Девиз урока: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!» | Учащиеся рассказывают легенду об Архимеде. Учащиеся отчитываются по домашнему заданию. | ф | Коммуникативные УУД: умение выслушать одноклассников. Регулятивные УУД: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. |
Определение потребностей к дополнительным знаниям | Вспомните, где в нашем теле присутствуют рычаги? Слайд 4, 5 Рычаги в теле животных. Слайд 6 С помощью монет определить массу линейки. Слайд 7. | Учащиеся перечисляют Учащиеся пытаются найти ответ на поставленный вопрос | и | Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной Личностные: развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью поставленной проблемы |
Логическое завершение этапа урока. | (Тема: «Применение простых механизмов») Цель: изучить устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков. | Учащиеся формулируют тему урока | и | Регулятивные УУД: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной Личностные: умения строить логическую цепочку рассуждений Коммуникативные УУД: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели, анализ объектов с целью выделения признаков. |
2 этап: Изучение новых знаний и способов деятельности | Проблемная ситуация на уроке: Покажите нам, как расположить палку, на которой весит груз, на плече друга, так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей? Палка - это рычаг, который мы используем для того, чтобы облегчить перенос тяжёлого груза. Как правильно подвесить груз на рычаге? (Или почему вы считаете, что груз должен располагаться именно в этой точке?) Неподвижный блок можно представить в виде рычага 1-го рода. Слайд 8. Подвижный блок представляет собой рычаг 2-го рода. Слайды 9 и 10. | Учащиеся формулируют правило рычага, гипотезу исследования Учащиеся выполняют необходимый рисунок, P = F Подписывают под чертежом: Не дает выигрыша в силе. Позволяет менять направление силы. Подписывают под чертежом подвижного блока: Выигрыш в силе 2 раза | и | |
Первичная проверка Физкультминутка | К левому, подвижному блоку, подвешен груз весом 8 Н. Правый блок – неподвижный. Через оба блока перекинута нить. Вы видите, что её конец натянут с силой 4 Н. Как же нам в этом случае удаётся удерживать груз весом 8 Н? Ответим на этот вопрос. Слайд 11 | Натягивая конец нити, мы действуем на точку B подвижного блока, как бы «приподнимаем» её. Тем самым отрезок ОВ (по сути рычаг) как бы поворачивается вокруг точки О против часовой стрелки. Плечо «синей силы» – отрезок ОВ в 2 раза больше отрезка ОА – плеча «красной» силы. Поэтому и силы отличаются в 2 раза: 4 Н и 8 Н. Именно поэтому мы силой в 4 Н удерживаем вес груза 8 Н. | ф | Познавательные УУД: Умение структурировать знания, оформлять свои мысли в устной форме, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы Личностные УУД: воспитание познавательного интереса к предмету |
3 этап: Закрепление изученного | Проведение эксперимента. Слайд 12 Предложите вариант получения шестикратного выигрыша в силе проверьте гипотезу на опыте | Предлагают варианты соединения блоков в полиспаст. Несколько пар рассматривают возможности применения рычага | г | Познавательные УУД: Выдвижение гипотезы и обоснование ее, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, строить понятные для него высказывания. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, |
Обобщение и систематизация | Решите тест (приложение 1) Слайд 13 | Учащиеся решают тест, осуществляют взаимопроверку. | и п | Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Подведение итогов учебного занятия | Завершить урок хочется словами Ф.И.Тютчева «Счастлив в наш век тот, Кому победа далась не кровью, а умом, Счастлив тот, кто точку Архимеда сумел сыскать в себе самом» Слайд 14 Запишем домашнее задание: составить тезисный план по п. 60, 61, подготовить сообщение на тему: «Простые механизмы в быту» Слайд 15 | Учащиеся записывают домашнее задание | и | Личностные УУД: формирование умения строить логическую цепочку рассуждений. |
Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я повторил …» «Сегодня на уроке я узнал …» «Сегодня на уроке я научился …» Спасибо за внимание. Оцени своё настроение – выбери эмоцию, соответствующую твоему настроению Слайд 16 Слайд 17 | Отвечают на вопросы учителя, делают самооценку | ф | Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку». Цели урока: Рассмотреть возможности применения рычагов в природе, быту и технике Изучить устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков.
ℓ 1 ℓ 2 В О А F 1 F 2 О -точка опоры ℓ - плечо силы - кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила. Чтобы найти плечо силы , надо из точки опоры опустить перпендикуляр на линию действия силы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаг – это твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.
Кости конечностей (рук и ног), череп, нижняя челюсть, фаланги пальцев, свод стопы. Рычаги в теле человека:
Рычаги в теле животных:
Задача на смекалку! Какую роль может играть в данной задаче линейка? 2) Что можно использовать в качестве точки опоры рычага? 3) Как нужно расположить линейку с монетами относительно края стола, чтобы вся система была в равновесии? 4) Какие силы действуют на плечи данного рычага? Где находятся точки приложения этих сил? 5) Где находится ось вращения рычага? С помощью монет определить массу линейки. Подсказки:
Применение закона равновесия рычага к блоку. Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме. По желобу блока пропускают веревку, трос или цепь. Неподвижныйблок- блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается . ОА = R= плечо силы F 1 ОВ = R= плечо силы F 2 ОА = ОВ= R F 1 = F 2
Простые механизмы Неподвижный блок Подвижный блок
ОА = R= плечо силы Р ОВ = 2 R= плечо силы F Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.
Подумай и ответь: К левому, подвижному блоку, подвешен груз весом 8 Н. Правый блок – неподвижный. Через оба блока перекинута нить. Вы видите, что её конец натянут с силой 4 Н. Как же нам в этом случае удаётся удерживать груз весом 8 Н?
Эксперимент Предложите вариант получения шестикратного выигрыша в силе проверьте гипотезу на опыте
Решите тест Вариант 1 Вариант 2
«Счастлив в наш век тот, Кому победа далась не кровью, а умом, Счастлив тот, кто точку Архимеда сумел сыскать в себе самом» Ф.И. Тютчев .
Домашнее задание: составить тезисный план по п. 60, 61,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-126681-1352141594.jpg)
Урок-исследование «Применение закона равновесия рычага к блоку»
Учащиеся продолжают знакомиться с простыми механизмами - блоками. Для закрепления материала предлагается интерактивное задание и практическая работа с "черными ящиками"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-128669-1509622049.jpg)
Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс
Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-369856-1389795080.jpg)
Конспект урока "Рычаги в технике, быту и природе"
Файл содержит план урока по физике "Рычаги в технике, быту и природе". Прикремплена сопутствующая презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-369856-1389795080.jpg)
Конспект урока "Рычаги в технике, быту и природе"
Файл содержит план урока по физике "Рычаги в технике, быту и природе". Прикремплена сопутствующая презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/15/picture-258519-1481823726.jpg)
Методическая разработка комбинированного урока по физике "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" для 7 класса общеобразовательной школы
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Комбинированный урок по физике по теме "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" проводился для...
Урок – путешествие «В гости, к дедушке» по теме «Рычаги в технике, быту и природе» Физика 7 класс
Урок-путешествие В"гости, к дедушке" проводится по теме "Рычаги в технике, быту и природе" по физике в 7 классе. Мотивация изучения темы и актуальность темы происходит при инсценировке русской народно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/01/picture-467020-1406881548.jpg)
Рычаги в технике, быту и природе
Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Рычаги в технике, быту и природе"...