Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, 10 класс (базисный уровень)
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, рассчитанная на преподавание физики в объёме 2 часа в неделю, 10 класс (базисный уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_2_tikhomirova.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по физике

10 класс

(базисный уровень)

68 часов в год, 2 часа в неделю

Составитель:

учитель физики

Захарова И.В.

                                                                        -   2013 г. -


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа на базисном уровне составлена на основе авторской программы  Тихомировой С.А. для 10-11 классов, содержащей в своей основе Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерную программу по физике.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базисном уровне в 10-м и 11-м классах (по 70 ч в каждом классе из расчёта 2 ч в неделю).

По сравнению с программой Тихомировой С.А. часы, выделенные на резерв (2 ч) отсутствуют, т.к. учебный год содержит 34 учебные недели.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ

 • Введение (1 ч)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика. (29 ч)

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Свободное падение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел. Центр тяжести.

Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации (Д). Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы (ЛР). Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.

Молекулярная физика. Термодинамика. (18 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность. Строение твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел.

Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатический процесс. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и их КПД. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Д. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной  температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

ЛР. 

Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение относительной влажности воздуха.

Электродинамика. (20 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электрический ток в разных средах. Плазма.

Д. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора.

ЛР. 

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 КЛАССА

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

 · смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ;

 · смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;

 · смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

 · вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

 · описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте;

· приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

 ·  описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

 · применять полученные знания для решения физических задач;

 ·определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

· измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

 ·приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике;

 ·воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Учебно-методический комплект по физике


п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Год изд.

Издательство

2.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М

Физика-10.

2011

– М.: Мнемозина,

3.

Рымкевич А.П.

Сборник задач по физике для 10-11 классов.

2005

М. Дрофа

4.

Демидова М.Ю., Нурминский И.И

ЕГЭ 2012. Физика.Федеральный банк экзаменационных материалов

2011

М «Эксмо»

5.

Зорин Н.И.

ЕГЭ 2009. Физика. Решение задач частей В и С. Сдаем без проблем!

2008

М «Эксмо»


Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Практическая часть

Общее количество часов

Даты

1

Введение

1

2

Механика

К.р.- 3

Л.р.- 2

29

Кинематика

1

10

Динамика

1

9

Статика

1

Законы сохранения в механике

9

3

Молекулярная физика. Термодинамика.

К.р.- 2

Л.р.- 2

18

МКТ.  Свойства газов.

1

8

Основы термодинамики

4

Свойства твердых тел. Свойства жидкостей.

1

6

4

Электродинамика

К.р.- 2

Л.р.- 2

20

Электростатика

7

Законы постоянного тока

2

7

Электрический ток в различных средах

6

Всего

К.р.- 7

Л.р.- 6

68

Практическая часть

дата

Контрольная работа № 1 «Кинематика»

Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении»

Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и  силы тяжести»

Контрольная работа № 2 «Динамика»

Контрольная работа № 3 «Законы сохранения»

Лабораторная работа №3 « Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

Контрольная работа № 4 «Свойства газов»

Контрольная работа № 5  «Основы термодинамики»

Контрольная работа № 6 «Электростатика».

Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.»

Лабораторная  работа №6: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Контрольная работа № 7 «Законы постоянного тока»

Поурочное планирование

10 класс, 68 ч в год/ 2 часа в неделю

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Дом. задание

1/1

Инструктаж ТБ. Методы научного познания.

Механика (29 ч)

Кинематика-10 ч

1/2

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

2/3

Скорость.

3/4

Ускорение.

4/5

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

5/6

ЛР № 1  «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении»

6/7

Свободное падение.

7/8

Движение тел, брошенных под углом к горизонту.

8/9

Равномерное движение по окружности.

9/10

Центростремительное ускорение.  

10/11

Контрольная работа №1  по теме «Кинематика»

Динамика – 9 ч

1/12

Первый закон Ньютона

2/13

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

3/14

Закон всемирного тяготения.

4/15

Вес. Невесомость. Перегрузка.

5/16

Первая космическая скорость.

6/17

Сила трения.

7/18

ЛР №2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

8/19

Повторение и обобщение темы. Решение задач.

9/20

Контрольная работа №2  по теме «Динамика»

Статика – 1 ч

1/21

Условия равновесия тел

Законы сохранения в механике – 9 ч

1/22

Импульс тела.

2/23

Закон сохранения импульса.

3/24

Механическая работа. Мощность.

4/25

Кинетическая энергия.

5/26

Потенциальная энергия.

6/27

Работа силы упругости.

7/28

Закон сохранения механической энергии.

8/29

Решение задач.

9/30

Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения в механике»

Молекулярная физика. Термодинамика (18 ч)

Молекулярно-кинетическая теория – 1ч

10/31

Молекулы.

Свойства газов- 7 ч

1/32

Модель идеального газа.

2/33

Изотермический процесс.

3/34

Изобарный и изохорный процессы.

4/35

ЛР № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

5/36

Уравнение Клапейрона–Менделеева.

6/37

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

7/38

Контрольная работа № 4 по теме: «Свойства газов»

Основы термодинамики -4 ч

1/39

Внутренняя энергия и способы её изменения

2/40

Первый закон термодинамики.

3/41

Тепловые двигатели.

4/42

Контрольная работа № 5 по теме: «Основы термодинамики»

Свойства твёрдых тел – 2 ч

1/43

Кристаллические и аморфные тела

2/44

Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел.

Свойства жидкостей - 4 ч.

1/45

Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости

2/46

Смачивание. Капиллярные явления

3/47

Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости.

4/48

ЛР № 4 «Измерение относительной влажности воздуха». Решение задач.

Электродинамика. (20 ч)

Электростатика- 7 ч

1/49

Закон Кулона.

2/50

Напряжённость электрического поля.

3/51

Работа сил электрического поля.

4/52

Потенциал.

5/53

Проводники в электрическом поле.

6/54

Электрическая ёмкость.

7/55

Контрольная работа № 6 по теме: «Электростатика»

Законы постоянного тока

1/56

Электродвижущая сила

2/57

Закон Ома.

3/58

ЛР № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

4/59

Соединение проводников.

5/60

ЛР № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

6/61

Работа и мощность электрического тока.

7/62

КР № 7 по теме: «Законы постоянного тока»

Электрический ток в различных средах

1/63

Электропроводность металлов.

2/64

Электрический ток в вакууме

3/65

Электропроводность электролитов.

4/66

Электропроводность газов.

5/67

Полупроводники.

6/68

Повторение курса физики 10 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень....

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой 10 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, рассчитанная на преподавание физики в объёме 5 часов в неделю, 10 класс (профильный уровень)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"

Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...

Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]

Рабочая программа  по геометриик учебнику  «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....