Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
рабочая программа по физике на тему
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robochaya_programma_10_klass_._2013.docx | 83.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
- Примерная программа среднего(полного) общего образования. Физика 10-11 кл. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» М.Просвещение 2007г.;
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 № 1276);
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования от 30.06.99 № 56);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2009-2010 учебный год;
- Программа среднего (полного) общего образования по физике 10-11 класс. Авторы: Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, Л.А. Кирик. (из сборника “Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 кл.” М., Дрофа 2008 год)..
Задачи обучения:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни
- Овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.
Цели изучения физики:
- освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Место предмета в учебном плане
На основании требований Государственного образовательного стандарта (2004 г.) в содержании календарно-тематического планирования реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности в повседневной жизни. В базовую программу, расчитанную на 68 часов внесены изменения для усиления практической направленности обучения физики и соответствия кодификатору ЕГЭ.
Тема | Кол-во часов по базовой программе | Кол-во часов по рабочей программе |
Физика и методы научного познания | 2 | 2 |
Механика | 32 | 46 |
Молекулярная физика и термодинамика | 27 | 39 |
Электрические взаимодействия | 10 | 13 |
Резерв | 6 | 5 |
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю). В течении года в разрешается корректировка с учётом праздничных дней за счёт итогового повторения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
- уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Содержание курса
Разделы курса физики | Знать | Уметь |
1. Физика и методы научного | ||
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических Явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. | смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, | отличать гипотезы от научных теорий |
2. Механика | ||
Механическое движение. Относительность механического движения. Равноускоренное движение. Ускорение свободного падения. Равномерное движение по окружности (без вывода формулы для центростремительного ускорения). Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работы Копеника, Бруно, Галилея. | смысл физических величин: скорость, ускорение физических законов классической механики | описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение |
Взаимодействия и силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. История открытия закона всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников Земли. Первая и вторая космические скорости. | смысл физических величин масса, сила, смысл законов всемирного тяготения, | описывать и объяснять физические явления движение небесных тел и искусственных спутников Земли; с |
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Вклад российских ученых в развитие космонавтики. Работа и энергия. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. История открытия закона сохранения энергии. Границы применимости классической механики. | смысл физических величин импульс, работа, механическая энергия вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики; | описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел иискусственных спутников Земли; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
3. Молекулярная физика и термодинамика | ||
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Размеры, массы и скорости молекул. Взаимодействие атомов и молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории (без вывода). Идеальный газ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. | смысл физических величин внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, | уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел газов, жидкостей и твердых тел; описывать состояния системы |
Внутренняя энергия. Первый закон термо динамики. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых двигателей, холодильников и кондиционеров. Экологический и энергетический кризисы. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар. Объяснение круговорота воды в природе. | смысл физических величин количество теплоты, физических законов термодинамики, | приводить примеры практического использования физических знаний оценки влияния на организм человека загрязнения окружающей среды; |
Электродинамика | ||
Электрические взаимодействия Электрический заряд. Роль электрических взаимодействий в строении вещества. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Сравнительная характеристика гравитационного и электрического взаимодействий. Электрическое поле. Напряженность и напряжение электрического поля. Силовые линии. Примеры электрических полей (поле одного и двух точечных зарядов, однородно заряженной сферы, плоскости, двух плоскостей). История введения понятия о поле. Атмосферное электричество. Работа электрического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсатор. Энергия электрического поля. | смысл физических величин элементарный электрический заряд; смысл физических законов электрического заряда вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики | уметь описывать и объяснять физические явления использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
Итоговое повторение |
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
2.Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
3. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
4. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
5. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Правила техники безопасности в 10 классе
1)Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
2)Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3)Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4)Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
5)Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
6)При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель на шкале.
7)При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что их нельзя обрывать пальцами, надо использовать ножницы.
8)При выполнении лабораторных работ нельзя пользоваться разбитой стеклянной посудой или посудой с трещинами.
9)Стеклянные колбы при нагревании нужно ставить на асбестовые сетки. Воду можно нагрева до 60-70С.
10)Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого использовать щётку с совком.
11)Не оставляйте без присмотра нагревательные приборы.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.
№ работы. | Содержание работы. | Дата проведения |
1 | «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» | |
2 | «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» | |
3 | «Определение жёсткости пружины» | |
4 | «Определение коэффициента трения скольжения.» | |
5 | Изучение закона сохранения механической энергии | |
6 | «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» | |
7 | «Изучение одного из изопроцессов». | |
8 | «Исследование одного из изопроцессов». | |
9 | «Измерение относительной влажности воздуха.» | |
10 | «Определение коэффициента поверхностного» натяжения |
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ работы. | Тема | Дата проведения |
1 | «Механика» | |
2 | «Молекулярная физика и термодинамика» | |
3 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема | Основное содержание учебного материала | Виды деятельности | Домашнее задание. | Дата проведение |
Введение 2 часа | |||||
УРОК 1/1 | Что изучает физика? Физические явления. | Понятие о содержании физической науки. Физические явления. Основные методы изучения физики — наблюдения и опыты. Этапы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотезы, опытная проверка. |
Беседа, обсуждение. работа сучебником. | Введение, с. 3—4. | |
УРОК 2/2. | Методы изучения физических явлений. | ||||
Механика 46 часов | |||||
Кинематика (12 ч) | |||||
УРОК 3/1 | Система отсчёта. Траектория, путь и перемещение. | познакомить с основной задачей механики и понятиями: материальная точка, система отсчёта, траектория, путь и перемещение | Беседа, фронтальная работа. Работа с учебником. | [1]: § 1 (1.1, 1.2). [3]: I – | |
УРОК 4/2 | Основные характеристики движения тел. | обобщить и закрепить учебный материал, изученный на предыдущем уроке | Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. | § 1 (1.3). | |
УРОК 5/3 | Прямолинейное равномерное движение | познакомить с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения. Сформулировать понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения тела | Опрос, заполнение таблицы, работа с интерактивным приложением | § 2 (2.1–2.3). [3 | |
УРОК 6/4 | Прямолинейное равноускоренное движение | познакомить с характерными особенностями прямолинейного равноускоренного движения. Дать понятие об ускорении как основной физической величине, характеризующей неравномерное движение | Беседа, фронтальная работа. работа с учебником, с интерактивным приложением | § 3 (3.1, 3.2). [ | |
УРОК 7/5 | Решение задач на уравнения прямолинейного равноускоренного движения | обобщить знание закономерностей прямолинейного равноускоренного движения | индивидуальная работа, решения задач | § 5 (5.2). [3]: | |
УРОК 8/6 | ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» | Лабораторная работа | |||
УРОК 9/7 | Криволинейное движение. | познакомить с природой криволинейного движения, физическими величинами, характеризующими это движение | Беседа, обсуждение. работа с интерактивным приложением | ||
УРОК 10/8 | Решение задач на движение по параболе | закрепить усвоение изученного материала. Научить применять знания при решении соответствующих задач. | Опрос, решения задач работа с учебником, составление алгоритма | § 4 (4.1, 4.2), 5 (5.3). | |
УРОК 11/9 | Решение задач на движение по окружности | закрепить усвоение изученного материала. Научить применять знания при решении соответствующих задач. | индивидуальная работа, решения задач работа с интерактивным приложением | § 4 (4.1, 4.2), 5 (5.3). | |
УРОК 12/10 | ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально.» | Лабораторная работа | Повт. § 3-4 | ||
УРОК 13/11 | Решение обобщенных задач | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Движение по окружности | Анализ выполнения заданий, решения задач | ||
УРОК 14/12 | Самостоятельная работа | Проверка знаний | индивидуальная работа,, решение задач.. | ||
2. Динамика (16 ч) | |||||
УРОК 15/1 | Первый закон Ньютона | раскрыть содержание первого закона Ньютона. Ввести понятие инерциальной системы отсчёта | Беседа, обсуждение. работа с учебником, наблюдение опыта, | § 5 (3.1–3.3). [3]: I – | |
УРОК 16/2 | Место человека во Вселенной | сформировать умения применять первый закон Ньютона к объяснению соответствующих явлений и процессов в природе и технике | Составление плана ответа и обсуждение, составить рассказ по составленному плану, | № 4. | |
УРОК17/3 | Взаимодействие тел. Сила упругости | дать представление о содержании понятия силы. Познакомить с видами сил в механике | Опрос, фронтальная работа, опыты, решение проблемной ситуации, | ]: § 8 (8.1–8.3). | |
УРОК 18/4 | ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 «Определение жёсткости пружины». | Лабораторная работа | Повт. § 8 | ||
УРОК 19/5 | Второй закон Ньютона | познакомить с зависимостью между ускорением, приобретаемым телом, и действующей на него силой | Фронтальная и индивидуальная работа. решения задач | § 9 (9.1, 9.2). [3]: I | |
УРОК 20/6 | Третий закон Ньютона. | раскрыть содержание третьего закона Ньютона. Углубить знания о взаимодействии тел | Опрос, решения задач | § 10 | |
УРОК 21/7 | Решение задач на законы Ньютона. | индивидуальная работа, Анализ выполнения заданий, | |||
Силы всемирного тяготения 11 часов | |||||
УРОК 22/8 | Закон всемирного тяготения | познакомить с законом всемирного тяготения, раскрыть физический смысл гравитационной постоянной | Опрос, индивидуальная работа, решения задач | § 11 (11.1, 11 | |
УРОК 23/9 | Развитие представлений о тяготении | познакомить с основными проявлениями закона всемирного тяготения | работа с учебником Анализ выполнения заданий, | § 15 (15.1). | |
УРОК 24/10 | Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести | дать представление о понятии «сила тяжести». Познакомить с природой этой силы. Научить рассчитывать первую и вторую космические скорости | составление схем и таблиц, решение задач. | § 12 (12.1, 12.2). | |
УРОК 25/11 | Вес тела. Невесомость | дать представление о понятии «вес тела», раскрыть содержание понятий невесомости и перегрузок | Беседа, обсуждение. Опрос, работа с схемой, опыты, | § 15 (15.1). [3 | |
4. Применение законов динамики | |||||
УРОК 26/12 | Силы трения | выяснить природу сил трения; рассмотреть способы их уменьшения и увеличения | Беседа, обсуждение. работа с учебником | § 14 (14.1–14.3). | |
УРОК 27/13 | ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4. Определение коэффициента трения скольжения. | Лабораторная работа | § 14 (14.4). | ||
УРОК 28/14 | Решение задач. Движение тел по наклонной плоскости. | выяснить уровень усвоения изученного материала. познакомить с алгоритмом решения задач при движении тел по наклонной плоскости | решения задач, работа по алгоритму Анализ выполнения заданий, | ||
УРОК 29/15 | Решение задач. Движение тел по наклонной плоскости. | выяснить уровень усвоения изученного материала. познакомить с алгоритмом решения задач при движении тел по наклонной плоскости | Анализ домашних задач, Письменный опрос | ||
УРОК 30/16 | Решение задач. Движение тел по окружности | познакомить с алгоритмом решения задач для движения тел по окружности | Письменный опрос | ||
Законы сохранения( 9 часов) | |||||
УРОК 31/1 | Импульс. Закон сохранения импульса | понятиями импульс тела и импульс силы. Дать представление о сущности закона сохранения импульса | составление схем и таблиц, решение задач. | § 16 (16.1, 16.2). | |
УРОК 32/2 | Реактивное движение | познакомить учащихся с практическим использованием закона сохранения импульса. Рассказать о достижениях отечественной космонавтики. Научить применять свои знания при решении конкретных | Анализ домашних задач, Фронтальная и индивидуальная работа. | § 17 (17.1, 17.2). | |
УРОК 33/3 | Решение задач на закон сохранения импульса | решения задач Письменный опрос | |||
УРОК 34/4 | Механическая работа и мощность | раскрыть физический смысл понятий работы и мощности | Беседа, обсуждение. работа с схемой, опыты, презентация. | § 18 (18.1, 18.2). | |
УРОК 35/5 | Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения | дать представление об особенностях работы силы тяжести, силы упругости и силы трения. Научить определять работу переменной силы | Опрос, фронтальная работа, опыты, решение проблемной ситуации, | § 18 (18.1, 18.2), 20 (20.1). | |
УРОК 36/6 | Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии | раскрыть сущность понятия энергии и закона сохранения энергии в механических процессах | Анализ домашних задач, составление схем и таблиц, решение задач. | § 19 (19.1–19.3). | |
УРОК 37/7 | Решение задач на закон сохранения энергии | решения задач индивидуальная работа, Физический диктант, | |||
УРОК 38/8 | ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 Изучение закона сохранения механической энергии. | Лабораторная работа | Повт. § 20 | ||
УРОК 39/9 | Решение обобщённых задач | Физический диктант, решение задач.. | Подготов к к/р | ||
УРОК 40/10 | Контрольная работа «Механика» | индивидуальная работа, | |||
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.8 часов | |||||
УРОК 41/1 | Механические колебания. | Примеры и характеристики механических колебаний Свободные колебания. | Беседа, обсуждение. Фронтальные опыты | §21 156 | |
УРОК 42/2 | Гармонические колебания | Научить читать и строить графики гармонических колебаний, определять основные характеристики, | Беседа, обсуждение. Фронтальные опыты составление таблиц, решение задач. | §21 157 подг к п/р | |
УРОК 43/3 | ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. | Лабораторная работа | провести анализ | ||
УРОК 44/4 | Превращения энергии при колебаниях. Резонанс | Познакомить с понятиями превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Условия возникновения вынужденных колебаний. | работа с учебником решения задач | §22 162 | |
УРОК 45/5 | Механические волны. Звук. | Механические волны. Звук.. длина волны, скорость, частота. График волнового процесса. | Письменный опрос составление таблиц | §23 167 | |
УРОК 46/6 | Самостоятельная работа « Колебания и волны» | индивидуальная работа, решения задач | |||
УРОК 47/7 | Решение обобщённых задач | Решение тестовых заданий по механике и колебания и волны. Многошаговые решения. | решения задач Беседа, обсуждение. Фронтальные опыты | ||
УРОК 48/8 | Резервный урок. | ||||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 39 часов | |||||
Молекулярно-кинетическая теория (21)ч | |||||
УРОК 49/1 | Основные положения молекулярно-кинетической теории | познакомить с основными положениями молекулярно-кинетической теории и их опытными подтверждениями | Беседа, обсуждение. работа с учебником | § 24 (24.1, 24.2). [3]: | |
УРОК 50/2 | Масса и размеры молекул. Количество вещества. | познакомить с величинами, характеризующими молекулы: порядок размеров и масса, количество вещества, постоянная Авогадро; познакомить с методами их измерения | Беседа, фронтальная работа. решения задач | § 25 (25.1, 25.2). [3]: | |
51/3 | Решение задач | Опрос, Письменный опрос | |||
УРОК 52/4 | Температура в молекулярно-кинетической теории газов | углубить и расширить понятия о температуре. Ввести понятие абсолютной температуры | решения задач составление таблиц | § 26 (26.1, 26.2). [3]: | |
УРОК 53/5 | Изопроцессы в газах | установить зависимость между двумя макропараметрами газа | составление схем и таблиц, решение задач. | § 27 (27.1). [3 | |
УРОК 54/6 | Решение задач на изопроцессы | при неизменном третьем | анализ данных таблицы, | ||
УРОК 55/7 | Решение задач на изопроцессы | Фронтальная и индивидуальная работа. | |||
УРОК 56/8 | ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта» | сформировать умение и навыки решать задачи на изопроцессы в газах. Изотермический процесс. | Лабораторная работа Анализ выполнения заданий, | Подг к л/р | |
УРОК 57/9 | ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8. «Проверка уравнения состояния идеального газа» | Научить работать по инструкции, самостоятельное исследование и обработка результатов. Изобарный процесс. | Лабораторная работа Анализ выполнения заданий, | § 27 (27.1). | |
УРОК 58/10 | Исследование одного из изопроцессов. С помощью лабораторного оборудования | сформировать умение и навыки решать задачи на изопроцессы в газах Научить работать по инструкции, самостоятельное исследование и обработка результатов. Изобарный процесс | Лабораторная работа Анализ выполнения заданий, | Провести анализ | |
УРОК 59/11 | Графики изопроцессов | Научить графически описывать изопроцессы в различных осях, строить зависимость . | Беседа, фронтальная работа. | Реш графиков | |
УРОК 60/12 | Решение задач | повторить, углубить и закрепить знания учащихся о газовых законах при решении графических задач | Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. | Построить граф | |
УРОК 61/13 | Уравнение Менделеева- Клапейрона | получить зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа | Опрос, фронтальная работа, опыты, решение проблемной ситуации, | ||
УРОК 62/14 | Решение задач | Отработка навыков выражения одного из неизвестных в формуле зависимости. Решение задач на соответствие и в случаях несколько неизвестных равных параметров | Анализ выполнения заданий, работа с учебником | § 27 (27.1), | |
УРОК 63/15 | Температура и средняя кинетическая энергия молекул | Познакомить с понятием температуры, как меры скорости движения молекул. Введение смысла среднестатистического значения. | Опрос, работа с учебником индивидуальная работа, решения задач | ||
УРОК 64/16 | Состояние вещества Строение вещества. Капиллярные явления. | Конкретизировать понятие агрегатного состояния вещества. Показать зависимость физических свойств веществ от их строения, взаимного расположения частиц. | Беседа, обсуждение. работа с учебником | § 27 (27.2). [3]: I – № | |
УРОК 65/17 | Лабораторная работа № 10 определение коэффициента поверхностного натяжения | Показать значение поверхностного натяжения в капиллярном явлении. Отработать способ определение коэффициента поверхностного натяжения. Отработать экспериментальные навыки | . Лабораторная работа | Пров анализ | |
УРОК 66/18 | Решение обобщённых задач | Провести анализ затруднений по теме | Опрос, решения задач составление схем | ||
УРОК 67/19 | Решение обобщённых задач | Решение многошаговых задач. Подготовка к самостоятельной работе | Фронтальная и индивидуальная работа. решения задач | ||
УРОК 68/21 | Самостоятельная работа | Контроль знаний | Письменный опрос | ||
Основы термодинамики (18 ч) | |||||
УРОК 69/1 | Внутренняя энергия | дать молекулярно-кинетическую трактовку понятия внутренней энергии | Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. | §31 230 | |
70/2 | Количество теплоты | Дать представление о количество теплоты как о мере изменение внутренней энергии | Фронтальная и индивидуальная работа. решения задач | конспект | |
71/3 | Работа в термодинамике. | дать термодинамическую трактовку понятия работы | Беседа, обсуждение | § 32 237 | |
72/4 | Решение задач | Графическое решение задач на нахождение работы | решения задач | ||
УРОК 73/5 | Первый закон термодинамики. | установить связь между изменением внутренней энергии системы, работой и количеством теплоты, переданной системе | работа с учебником Анализ выполнения заданий, | § 31 (31.2). [3]: I – № 1 | |
74/6 | Решение задач | Первый закон термодинамики для различных изопроцесов | Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. | ||
УРОК 757 | Следствия из первого закона термодинамики | систематизировать и углубить знания о первом законе термодинамики в применении его к изопроцессам | составление схем и таблиц Беседа, обсуждение | § 31, 34 (34.2). | |
76/8 | Решение задач | систематизировать и углубить знания о первом законе термодинамики в применении его к изопроцессам | Письменный опрос Беседа, обсуждение | ||
УРОК 77/9 | Тепловые двигатели | раскрыть физические принципы действия тепловых двигателей | работа с учебником Анализ выполнения заданий, | [1]: § 32 (32.1). [ | |
УРОК 78/10 | Значение тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды | познакомить с важнейшими направлениями теплотехники. Выяснить экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей | Заслушать сообщения учащихся, работа с учебником | 1]: § 31 (31.2). | |
УРОК 79/11 | Второй закон термодинамики. Подготовка к ЕГЭ. | дать понятие обратимых и необратимых процессов и, как следствие этого, сформулировать второй закон термодинамики | Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. решения задач | § 33 (33.1, 33.2); | |
УРОК 80/12 | Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация | научить понимать суть процессов плавления и кристаллизации, показать постоянство температуры при плавлении и кристаллизации вещества | работа с учебником Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. | ]: § 35 (35.1). [ | |
УРОК 81/13 | Фазовые переходы. Испарение и конденсация | дать знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, и наоборот | работа с учебником Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. | § 35 (35.2 | |
8214 | Решение задач | Решение комплексных задач Графическое представление тепловых процессов | Фронтальная и индивидуальная работа. решения задач | ||
УРОК 83/15 | Влажность воздуха ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9 Измерение относительной влажности воздуха. дать понятие о влажности воздуха и способах её измерения | Знакомство с устройство психрометра и гигрометра. | § 35 (35.1 | ||
84/16 | Повторение и обобщение | Подготовка к контрольной работе | Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. | ||
УРОК 85/17 | Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика и термодинамика» | решения задач | |||
УРОК 86/18 | Резерв. | Работа над ошибками . Решение заданий части А из материалов подготовки к ЕГЭ. | решения задач | §36 | |
Электростатика (13) | |||||
УРОК 87/1 | Природа электричества | Роль электростатического взаимодействия. Процесс разделение заряда. | работа с учебником Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. | §36 с268 | |
УРОК 88/2 | Взаимодействие электрических зарядов. Электрическое поле. | Электрическое взаимодействие. Электрический заря Опыты Кулонад. Элементарный электрический заряд. | Опрос, решения задач Беседа, обсуждение | §37с276 | |
89/3 | Решение задач | Закон кулона, границы применения | решения задач Письменный опрос | ||
УРОК 90/4 | Графическое изображение электрических полей. | Вид электростатического поля. Напряженность поля. | Фронтальная и индивидуальная работа. Опрос, | §36-37 | |
91/5 | Решение задач: «Закон Кулона. Напряженность электрического поля». | Решение обобщённых задач,, связь между силой кулона и напряженностью | Фронтальная и индивидуальная работа. решения задач | §38 с 286 | |
92/6 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | Проводимость вещества, зависимость проводимости от строение вещества. | работа с учебником Анализ выполнения заданий, | §39 с | |
93/7 | Потенциал и разность потенциалов. | Энергетическая характеристика электрического поля. | составление схем и таблиц решения задач | §40 302 | |
94/8 | Решение задач: «Потенциал. Разность потенциалов». | Опрос, Письменный опрос | |||
95/9 | Электроемкость. Электроемкость плоского конденсатора | Понятие электроёмкость как способность проводника накапливать заряд | составление схем и таблиц работа с учебником Анализ выполнения заданий, | §41 310 | |
96/10 | Решение задач Электроемкость. Электроемкость плоского конденсатора | Беседа, обсуждение Письменный опрос решения задач | Формулы выучить | ||
97/11 | Энергия электрического поля | Энергия поля, энергия, как способность совершать работу | Фронтальная и индивидуальная работа. работа с учебником Анализ выполнения заданий, | §41 313 | |
98/12 | Решение задач | решения задач | §36-41 | ||
99/13 | Самостоятельная работа | Проверка качества усвоение материала электрическое поле | решения задач | Провести анализ | |
100-105 | Резерв времени 5 уроков |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия
- Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. «Физика. 10 класс». Учебник. М: Илекса, 2010.
- Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. «Физика. 11 класс». Учебник. М: Илекса, 2010.
- Кирик Л. А., Дик Ю. И. Физика. 10 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ. М: Илекса, 2005.
- Кирик Л. А., Дик Ю. И. Физика. 11 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ. М: Илекса, 2005.
- Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. ., Кирик Л. А. Методические материалы к учебнику Физика. 10 класс. Учебник. М: Илекса, 2004.
- Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. ., Кирик Л. А. Методические материалы к учебнику Физика. 11 класс. Учебник. М: Илекса, 2004.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе/под редакцией А.А. Покровского. Ч-2, 1979
- Лёзина Н.В., Левашов А.М. Многоуровневые задачи с ответами и решениями, 2004
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Компьютер
- Графопроектор
- Мультимедийный проектор, Epson ЕМР.
- Принтер
- Интерактивная доска прямой проекции Smart
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Электронные уроки и тесты
- Колебания и волны.
- Движение и взаимодействие тел.
- Движение и силы.
- Работа. Мощность и энергия
- Гравитация. Закон сохранения энергии.
- Молекулярная структура материи
- Внутренняя энергия электрические поля. Магнитные поля
- Электрическое поле
- Земля и её место во Вселенной.
- Лабораторные работы по физике 10 класс
- Мультимедийные диски
- «Готовимся к ЕГЭ»,
- « Вся физика»,
- «Открытая физика. Часть1»,
- «Открытая физика. Часть2»,
- «Открытая астрономия»
- Электронное приложение к учебнику Генденштейн Л. Э., Кирик Л. А. «Физика. 10 класс».
- Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11», - ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
№ | Тема лабораторной работы | Лабораторный набор | Оборудование |
1 | «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» | Механика | Желоб, шарик, секундомер |
2 | Изучение движения тела, брошенного горизонтально | Механика | Желоб, шарик, линейка, копировальная бумага |
3 | Определение жёсткости пружины | Механика | Динамометр, набор грузов, линейка |
4 | Определение коэффициента трения скольжения. | Механика | Динамометр, набор грузов, линейка |
5 | Изучение закона сохранения механической энергии | Механика | Динамометр, набор грузов, линейка |
6 | Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника | Механика | Груз на нити, секундомер, линейка |
7 | Изучение одного из изопроцессов. | Молекулярная физика | Горячая и холодная вода набор, линейка |
8 | Исследование одного из изопроцессов. | Молекулярная физика | Горячая и холодная вода набор, линейка |
9 | Измерение относительной влажности воздуха. | Молекулярная физика | Психрометр, психрометрическая таблица |
10 | определение коэффициента поверхностного натяжения | Молекулярная физика | Вода, фильтровальная бумага |
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ.
- Демонстрационный набор «Механика»
- Динамометры демонстрационные
- Демонстрационный набор «Оптика»
- Набор демонстрационный «Ванна волновая»
- Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком
- Устройство для записей колебаний маятника
- Цилиндры свинцовые со стругом
- Набор демонстрационный «Тепловые явления»
- Динамометры демонстрационные (пара) с принадлежностями.
- Модель теплового двигателя.
- Модель паровой машины.
- Термометр демонстрационный
- Модель броуновского движения.
- Прибор для демонстрации диффузии.
- Набор по молекулярной физике и термодинамике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса под редакцией В.Я Коровиной
Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса. Поурочное и тематическое планирование....
Рабочая программа по физике по учебнику физики 7 класс Генденштейн Л.Э и др
Рабочая программа составлена в соответствии со ФГОС. Редактирование и корректировка учителя русского языка и литературы Коноваловой Елены Геннадьевны...
Рабочая программа и КТП к учебнику 6 класса О. В. Афанасьевой И. В.Михеевой для школ с углублённым изучением английского языка.
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование....
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по физике (базовый уровень) 8 класс
Рабочая программа по физике разработана в соответствии со следующими документами.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Мин...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в ...
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»...