Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_f_baza_2018.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  физике для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе  образовательной программы  МАОУ СОШ №11, реализующей ФКГОС. 

Класс 11

Учитель: Уварова Ю. Б.

Количество часов  в неделю -2ч,  в год – 70ч.

Всего ( фактически)  - 61ч.

Корректировка программы 

Уроков с использованием ИКТ 

УМК :

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 11 класс. - М.: Просвещение, 2009.
  2. 2. Сборник задач по физике. 10-11 кл. / Составитель    А. П. Рымкевич/ - 4-е изд. - М.: Дрофа,  2015   .

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Газета « Физика», издательский дом « Первое сентября».
  2. Физика: Базовый уровень. 11кл. Методическое пособие/ В. А. Касьянов. М:Дрофа-2016 г.
  3. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э, Дик Ю.И. – «Методические материалы для учителя». –

 М.: Илекса, 2003г

  1. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. «1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями». – М.: Илекса, 2008 г.
  2. Волков В. А. «Универсальные поурочные разработки по физике». – М: Вако. 2006.
  3. Горлова Л. А. –«Тестовые задания по физике в рисунках и чертежах 10-11 классы». – М: Вако. 2015
  4. Физика. 11 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы в формате ЕГЭ - Кирик Л.А., Нурминский А.И. М: Илекса,2012г.
  5. Журавлева Т. В. –«ВПР. Физика. 11 класс». – Саратов:Лицей,2017.
  6. Открытый банк заданий ФИПИ. http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=BA1F39653304A5B041B656915DC36B38
  7. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ВПР. Физика 11 класс». https://phys11-vpr.sdamgia.ru
  8. Портал информационной поддержки ЕГЭ. http://www.ege.edu.ru/ru/

ЦОР.

  1. Уроки Кирилла и Мефодия 11 класс ( диск).
  2. DVD "Электромагнитная индукция. (9 опытов)"
  3. DVD "Законы геометрической оптики. (11 опытов)" Часть 1.
  4. DVD "Законы геометрической оптики. (11 опытов)" Часть 2.
  5. DVD "Электрический ток в различных средах. (22 опытов)" Часть 1. Часть 2.
  6. DVD "Электромагнитные колебания. (12 опытов)"
  7. DVD "Электромагнитные волны. (12 опытов)"
  8. DVD "Волновая оптика. (10 опытов)" Часть 1.
  9. DVD "Волновая оптика. (9 опытов)" Часть 2.
  10. DVD "Квантовая физика. (9 опытов)"

Контроль уровня обученности

№ п/п

Виды контроля

Количество часов

I

II

III

IV

Всего в год

1.

Административный

контроль

1

1

2

2.

Плановый контроль

1

1

1

1

4

Итого

1

2

1

2

6

3.

Лабораторные работы

2

2

3

7

Цели и задачи изучения физики в 11 классе.

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих  задач:

  1. Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.
  2. Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
  3. Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни.
  4. Овладения учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат теоретической проверки.
  5. Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Личностные, метапредметные, предметные результаты.

Личностные:

  1. гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,  уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);   готовность к служению Отечеству, его защите;
  2. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  3. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  4. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  5. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  6. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  7. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  8. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  9. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

 Предметные:

  1. сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  2. владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
  3. владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  4. сформированность умения решать физические задачи;
  5. сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  6. сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Общими предметными результатами обучения физике являются:

  • в познавательной сфере:  давать определения изученным понятиям;  называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;  классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного  использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
  • в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;  
  • в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.

Частными предметными результатами обучения физике, на которых основываются общие результаты, являются:

Основы Электродинамики.

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;  
  • умение давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет;
  • физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;  
  • знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;  
  • знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;  понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.

Колебания и волны.

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, электромагнитные колебания, резонанс (в т. ч. звуковой),  отражение звука, эхо;
  • знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие  колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения, электромагнитные колебания,  механические и электромагнитные волны;
  • физических величин: длина волны амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука;
  • физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;  
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.

Оптика.

  • понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени,  отражение и преломление света, полное отражение, интерференция, дифракция механических волн и света, поляризация света  умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;  
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон  прямолинейного распространения света;
  • давать определения понятий: интерференция, дифракция света, когерентные волны, геометрическая разность хода волн, дифракционная решетка
  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую  и рассеивающую линзы;
  • строить и описывать  изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой  
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.

Элементы СТО.

  • понимание и способность объяснять физические явления: принцип относительности, относительность одновременности, постулаты ТО, основные следствия из постулатов ТО Квантовая физика;
  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность, фотоэффект;
  • знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-излучение;
  • физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом;
  • физических величин: период полураспада, энергия связи, дефект масс;
  • понимание смысла основных физических законов: фотоэффекта, радиоактивного распада;
  • использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);
  • знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон фотоэффекта, радиоактивного распада, правило смещения;  знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, толстослойных фотоэмульсий, ядерного реактора;
  • назначения и понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;  
  • знание и описание устройства и умение объяснить принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, толстослойных фотоэмульсий, ядерного реактора.

Астрономия.

  • представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
  • умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы, знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);  
  • сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;  
  • объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

1.

Электродинамика (продолжение)

11

1.1

Магнитное поле

5

1.2

Электромагнитная индукция

6

2.

Электромагнитные колебания и волны

11

2.1

Электромагнитные колебания

7

2.2

Электромагнитные волны

4

3.

Оптика

19

3.1

Световые волны

14

3.2

Излучение и спектры

5

4.

Квантовая физика

12

4.1

Световые кванты

3

4.2

Атомная физика

3

4.3

Физика атомного ядра

5

4.4

Элементарные частицы

1

5.

Астрономия

6

5.1

Солнечная система

2

5.2

Солнце и звёзды

2

5.3

Строение Вселенной

2

6.

Единая физическая  картина мира

2

ВСЕГО:

61

Содержание курса. 11 класс.

Основы электродинамики (11 часов)

Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.

Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля.

Демонстрации.

  • Магнитное взаимодействие токов.
  • Отклонение электронного пучка магнитным полем.
  • Магнитная запись звука.
  • Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
  2. Изучение явления электромагнитной индукции.

Электромагнитные колебания и волны (11 часов)

Свободные  и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Демонстрации.

  • Свободные электромагнитные колебания.
  • Осциллограмма переменного тока.
  • Генератор переменного тока.
  • Излучение и прием электромагнитных волн.

Оптика (19 час)

Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Законы отражения т преломления света. Линзы. Построение изображений в линзах.  Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.

Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.

Демонстрации.

  • Отражение и преломление электромагнитных волн.
  • Интерференция света.
  • Дифракция света.
  • Получение спектра с помощью призмы.
  • Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
  • Поляризация света.
  • Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
  • Оптические приборы

Фронтальные лабораторные работы.

3.  Измерение показателя преломления стекла.

4. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

5.   Наблюдение интерференции и дифракции в тонких пленках.

6.   Измерение длины световой волны.

7.   Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Квантовая физика (12 часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома.  Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации.

  • Фотоэффект.
  • Линейчатые спектры излучения.
  • Лазер.
  • Счетчик ионизирующих частиц.

Астрофизика (6 часов)

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Единая физическая  картина мира (2 часа)

Единая картина мира. Физика и научно-техническая революция.

Формы организации учебных занятий.

№ п\п

№ п/т

Тема урока

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

Основы электродинамики

Магнитное поле

Магнитное поле. Индукция магнитного поля.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Давать определение понятий: магнитное поле, линий магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, физической величины: вектор индукции магнитного поля. Описывать: механическое  взаимодействие магнитов, зависимость числа линий магнитной индукции от значения модуля вектора магнитной индукции, свойства магнитного поля, картину линий полосового и подковообразного магнитов. Формулировать и применять: правило буравчика. Описывать: опыты Эрстеда и Ампера.

Входная контрольная № 1.

Урок развивающего контроля

Применять знания из курса физики 10 класса по темам: «Механика, Молекулярная физика и Термодинамика, Электростатика, Законы постоянного электрического тока»  к решению задач.

Анализ контрольной работы. Сила Ампера. Сила Лоренца. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Обнаруживать:  действие магнитного поля на электрический ток в катушке, определять по правилу буравчика направление тока в катушке.

Давать определения: сила Ампера, сила Лоренца. Формулировать и применять: правило левой руки. Уметь вычислять: модуль силы Ампера, модуль силы Лоренца.  

Решение задач по теме: «Магнитное поле».  

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Определять взаимное расположение векторов: силы Ампера, направления силы тока

/ силы Лоренца, скорости движения положительной (отрицательной) частицы/  и вектора магнитной индукции с помощью правила левой руки. Определять направление линий магнитной индукции вне и внутри магнита. Уметь вычислять: модуль силы Ампера, модуль силы Лоренца.  Рассматривать: движение заряженных частиц в магнитном поле. Умение приводить примеры применения  воздействия магнитного поля на движущиеся заряженные частицы в технике. Описывать картины линий длинного прямого проводника, замкнутого кольцевого проводника и катушки с током.

Самостоятельная работа по теме: «Магнитное поле».

Урок развивающего контроля

Применять знания, полученные по теме: «Магнитное поле» к решению задач.

Электромагнитная индукция

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

Урок
открытия нового знания

Давать определение физических величин: магнитный поток, вращающий момент, нормаль к плоскости, понятий: электромагнитная индукция, индукционный ток, ЭДС индукции. Описывать демонстрационные опыты Фарадея с постоянными магнитами, катушками, принцип действия трансформатора. Формулировать закон Фарадея и применять его для описания явления электромагнитной индукции. Определять модуль вектора магнитной индукции.

Правило Ленца.

Урок
открытия нового знания

Давать определение физических понятий: индукционный ток. Описывать взаимодействие индукционного тока с магнитом. Определять направление индукционного тока с учетом закона сохранения энергии.  Формулировать правило Ленца и применять его для определения  направления индукционного тока в контуре.

Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Давать определение физических понятий, индуктивность, самоиндукция, ЭДС самоиндукции, , вихревое электрическое поле, энергия магнитного поля. Проводить аналогию между явлением самоиндукции и инерции. Определять энергию магнитного поля катушки с током.

Лабораторная работа  №2. «Изучение явления электромагнитной индукции».

Урок развивающего контроля

Изучение явления электромагнитной индукции, проверка правила Ленца

Решение задач по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитное поле».

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Давать определение понятий: магнитное поле, линий магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, сила Ампера, сила Лоренца, электромагнитная индукция, индукционный ток, ЭДС индукции. Давать определение  физических  величин: вектор индукции магнитного поля,  магнитный поток, вращающий момент, нормаль к плоскости. Описывать: магнитное взаимодействие, зависимость числа линий магнитной индукции от значения модуля вектора магнитной индукции. Формулировать и применять:  правило буравчика правило левой руки. Описывать: опыты Эрстеда и Ампера. Описывать: опыты Эрстеда и Ампера. Уметь вычислять: модуль силы Ампера, модуль силы Лоренца.  Различать разницу воздействия магнитного и электрического поля на заряженные частицы, покоящиеся и движущиеся. Описывать взаимодействие индукционного тока с магнитом. Формулировать правило Ленца и применять его для определения  направления индукционного тока в контуре. Давать определение физических понятий, индуктивность, самоиндукция, ЭДС самоиндукции, вихревое электрическое поле. Определять энергию магнитного поля катушки с током. Приводить примеры использования явления электромагнитной индукции в технике.

Контрольная работа № 2  по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».  

Урок развивающего контроля

Применять знания, полученные по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» к решению задач.

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания

12.

Анализ контрольной работы. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс.

Комбинированный урок.

Давать определения понятий: колебательное движение, электромагнитные колебания, свободные и вынужденные электромагнитные колебания, резонанс, гармонические колебания. Перечислять: условия возникновения колебаний. Проводить аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями.

13.

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Объяснять зависимость периода колебаний от индуктивности катушки и ёмкости конденсатора в формуле Томсона. Давать определения понятий: колебательный контур. Описывать: механизм превращения энергии при электромагнитных колебаниях.

14.

Переменный электрический ток.

Урок
открытия нового знания

Давать определения понятий: переменный электрический ток, физических величин: фаза, период, амплитуда и частота колебаний.

15.

Решение задач по теме: «Переменный электрический ток».

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Понимать принцип действия  генератора переменного тока. Читать и составлять схемы колебательного контура с различным набором  элементов. Определять значение фазы, периода, амплитуды и частоты колебаний.

16.

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Давать определения понятий: коэффициент трансформации. Описывать: принцип действия трансформатора.

17.

Решение задач по теме: «Производство, передача и использование электрической энергии».

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Описывать: механизм производства, передачи и использования электрической энергии. Перечислять проблемы в энергетической отрасли производства и возможные пути их решения.

18.

Самостоятельная работа по теме:  «Электромагнитные колебания».

Урок развивающего контроля

Применять знания, полученные по теме: «Электромагнитные колебания» к решению задач.

Электромагнитные волны

19.

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

Урок
открытия нового знания

Давать определения понятий: механическая волна, звуковая волна, электромагнитная волна, шкала электромагнитных волн, длина волны.  Описывать процесс возникновения и свойства электромагнитных волн, историю экспериментального открытия электромагнитных волн. Определять взаимную ориентацию векторов напряженности  в электромагнитной волне, распространяющейся в вакууме.

20.

Принцип радиосвязи. Простейший радиоприёмник. Радиолокация.

Урок
открытия нового знания

Давать определения понятий: детектирование, модуляция. Описывать принципы действия: радиопередатчика, радиоприемника,  радиолокационных устройств

21.

Понятие о телевидении и современных средствах  связи.

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Приводить примеры использования электромагнитных волн в быту и технике.

22

Контрольная работа № 3 по теме: «Электромагнитные колебания и волны».

Урок развивающего контроля

Применять знания, полученные по теме: «Электромагнитные колебания и волны» к решению задач.

Оптика

Световые волны

23.

Анализ контрольной работы. Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

Комбинированный

 урок

Описывать историю развития взглядов на природу света: корпускулярная  теория света Ньютона, волновая теория Гюйгенса, электромагнитная  теория света Максвелла, электронная теория Лоренца, квантовая теория света. Давать определения понятий: корпускулярно-волновой дуализм, фронт волны . Описывать эксперименты по определению скорости света.

24.

Решение задач по теме: «Закон отражения. Закон преломления света».

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Формулировать принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света. Давать определение понятия: явление полного отражения света,  физических величин: абсолютный и относительный показатель преломления среды, предельный угол отражения. Формулировать соотношение частот и длин волн при переходе через границу двух сред с различными показателями преломления.

25.

Лабораторная работа  № 3 «Измерение показателя преломления стекла».

Урок развивающего контроля

Определять показатель преломления стеклянной пластины. Сделать вывод о зависимости (независимости)  показателя преломления от угла падения. Сравнивать различные методы определения показателя преломления. Записывать результаты измерений с учетом погрешности.

26.

Линза. Построение изображения в линзе.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Давать определения понятий: оптическая ось, главная оптическая ось, оптический центр, фокусное расстояние,  фокальная плоскость. Различать виды линз. Строить ход лучей в собирающей, когда предмет находится на разных расстояниях от линзы(d>2F, d=2F, F

27.

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Давать определение: формулы тонкой линзы. Увеличения линзы.

28.

Решение задач по теме: «Формула тонкой линзы».

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Применять формулу тонкой линзы к решению задач. Определять знаки слагаемых в формуле тонкой линзы с учетом видов линз и полученных сих помощью изображений.

29.

Лабораторная работа  № 4. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

Урок развивающего контроля

Определить фокусное расстояние и оптическую силу линзы с помощью формулы тонкой линзы. Рассчитать абсолютную и относительную погрешность измерения оптической силы линзы.  Записывать результаты измерений с учетом погрешности.

30.

Дисперсия света.

Урок
открытия нового знания

Давать определение понятия: дисперсия света.  Описывать: состав белого света. Объяснять: восприятие глазом человека различных цветов.

31.

Интерференция света. Дифракция света.

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Давать определения понятий: интерференция, дифракция света, когерентные волны, геометрическая разность хода волн, дифракционная решетка. Формулировать: условия когерентности волн, условия минимумов и максимумов интерференции, условия дифракционных минимумов и максимумов. Описывать опыты по наблюдению интерференции световых волн.

32.

 Лабораторная работа  № 5.  «Наблюдение интерференции и дифракции в тонких пленках».

Урок развивающего контроля

Проводить эксперимент по наблюдению  интерференции в мыльной пленке, дифракции от двух точечных источников света. Записывать результаты измерений с учетом погрешности

33.

Лабораторная работа  № 6. «Измерение длины световой волны».

Урок развивающего контроля

Экспериментально получить дифракционный спектр и определить длину световой волны с помощью дифракционной решетки.

34.

Поляризация света.

Урок
открытия нового знания

Давать определения понятий: поляризованный свет, поперечность световых волн. Приводить экспериментальные доказательства поперечности световых волн. Проводить аналогию между поляризацией электромагнитных (световых) и механических волн. Описывать свойства поляризованного света.

35.

Решение задач по теме: «Световые волны».

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Применять знания, полученные по теме: «Световые волны» к решению задач.

36.

Контрольная работа № 4 по теме: «Световые волны».  

Урок развивающего контроля

Применять знания, полученные по теме: «Световые волны» к решению задач.

Излучение и спектры

37.

Анализ контрольной работы. Виды излучений. Шкала электромагнитных волн.

Комбинированный урок.

Описывать шкалу электромагнитных волн. Давать характеристику волнам различных диапазонов, перечислять их источники. Описывать влияние различных видов излучений на человека и их роль в его жизни.

38.

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

Урок
открытия нового знания

Давать определения понятий: линейчатый спектр, полосатый спектр, сплошной спектр, спектры излучения и поглощения, спектры химических веществ, спектральный анализ. Описывать практическое применение спектрального анализа.

39.

Лабораторная работа  № 7. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Урок развивающего контроля

Формировать представление о различных видах спектров. Исследовать соответствие каждому предложенному образцу своего спектра, зависимость вида спектра вещества от его агрегатного состояния.

40.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.

Урок рефлексии

Перечислять основные свойства инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения. Приводить примеры их практического применения.

41.

Самостоятельная работа по теме: «Излучение и спектры».

Урок развивающего контроля

Применять знания, полученные по теме: «Излучение и спектры» к решению задач.

Квантовая физика

Световые кванты

42.

Гипотеза Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

Урок
открытия нового знания

Давать определения понятий: фотон, фотоэффект, фототок, работа выхода, красная граница фотоэффекта, ток насыщения, запирающее напряжение. Называть основные положения квантовой гипотезы Планка. Показывать, что законы фотоэффекта являются частным случаем уравнений Эйнштейна.

43.

Решение задач по теме: «Фотоэффект». 

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Формулировать законы фотоэффекта. Применять уравнение Эйнштейна к решению количественных и качественных задач.

44.

Самостоятельная работа по теме: «Световые кванты».

Урок развивающего контроля

Применять знания, полученные по теме: «Световые кванты» к решению задач.

Атомная физика

45.

Строение атома. Опыты Резерфорда.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Описывать схему фундаментального опыта Резерфорда,  планетарную модель строения атома, основные положения  гипотезы Томсона.

46.

Квантовые постулаты Бора.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Давать определения понятий: энергетический уровень, стационарное состояние атома, энергия ионизации, Формулировать постулаты Бора. Описывать механизм поглощения и излучения света атомами. Объяснять физический смысл квантования.

47.

Лазеры.

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Давать определения понятий: лазер, спонтанное и индуцированное (вынужденное) излучение, инверсная заселенность энергетических уровней.  Описывать назначение  и принцип действия лазера, варианты его применения, вклад русских физиков в создание лазера. Сравнивать излучение лазера с излучением источников света другого типа.

Физика атомного ядра

48.

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

Урок
открытия нового знания

Давать определения понятий: протон, нейтрон, нуклон, протонно-нейтронная модель ядра, изотопы, сильное взаимодействие нуклонов. Описывать состав и размеры ядра. Определять массовое и зарядовое число элементов таблицы Менделеева, и  с их помощью, определять состав ядра атома.

49.

Энергия связи атомных ядер.

Урок
открытия нового знания

Давать определения понятий: физических величин:

50.

Закон радиоактивного распада.

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Давать определения физических величин: удельная энергия связи. Определять энергию связи нуклонов в ядре и удельную энергию связи

51.

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Урок  совершенствования знаний, умений и  навыков

Давать определения понятий: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма- излучение, альфа- и бета- распад, искусственная радиоактивность, термоядерный синтез, физических величин: период полураспада,  энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, доза поглощенного излучения. Описывать действие радиоактивных излучений на живые организмы, их применение в медицине и технике.

52.

Контрольная работа  № 5 по теме: «Световые кванты. Физика атомного ядра».  

Урок развивающего контроля

Применять знания, полученные по теме: «Световые кванты. Физика атомного ядра» к решению задач.

Элементарные частицы

53.

Анализ контрольной работы. Физика элементарных частиц.

Комбинированный урок.

Давать определения понятий: элементарная частица, фундаментальная частица, античастица. Классифицировать элементарные частицы.  Формулировать и применять принцип Паули. Описывать процесс взаимопревращения частиц: аннигиляция и рождение пары.

Астрономия

Солнечная система

54.

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна.

Урок
открытия нового знания

Давать определения понятий: планетная система, звезда, небесный экватор, небесный меридиан. Описывать и применять: законы Кеплера.

55.

Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Давать определения понятий: малые тела солнечной системы, астероид, метеор, метеорит, комета,  планеты земной группы, планеты-гиганты. Описывать основные физические характеристики планет и малых тел Солнечной системы.

Солнце и звёзды

56.

Общие сведения о Солнце. Основные характеристики звёзд.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Давать определения понятий: звезды, абсолютная и относительная светимость, источники энергии звёзд, звёзды-гиганты, карлики, нейтронные, двойные звёзды, черные дыры.

57.

Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Описывать современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд.

Строение Вселенной

58.

Млечный Путь – наша Галактика.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Давать определения понятий: звёздное скопление, скопление и сверхскопление галактик, Вселенная. Оценивать пространственные масштабы наблюдения Вселенной. Описывать современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

59.

Итоговая контрольная работа № 6.

Урок развивающего контроля

Применять знания, полученные в 11 классе к решению задач.

Единая физическая  картина мира

60.

Анализ контрольной работы. Единая физическая картина мира.

Урок
открытия нового знания

Описывать современную физическую картину мира.

61.

Физика и научно-техническая революция.

Урок изучения
нового и
первичного закрепления

Объяснять роль физики для научно-технического прогресса.

Календарно- тематическое планирование . 11 класс

 (2 ч. в неделю)

урока

п/п

урока

п/т

Дата

проведения

урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Применение ИКТ

Корректировка программы

Основы электродинамики.

11

Магнитное поле

5

Инструктаж по технике безопасности. Магнитное поле. Индукция магнитного поля.

1

Презентация КМ

Входная контрольная работа  № 1.

1

Анализ контрольной работы. Сила Ампера. Сила Лоренца. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

Презентация КМ

Решение задач по теме: «Магнитное поле».  

1

Самостоятельная работа №1 по теме: «Магнитное поле».

1

Электромагнитная индукция

6

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

1

Правило Ленца.

1

Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля.

1

Лабораторная работа  №2. «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

Решение задач по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитное поле».

1

Контрольная работа № 2  по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».  

1

Электромагнитные колебания и волны

11

Электромагнитные колебания

7

12.

Анализ контрольной работы. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс.

1

13.

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

1

14.

Переменный электрический ток.

1

15.

Решение задач по теме: «Переменный электрический ток».

1

16.

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

1

17.

Решение задач по теме: «Производство, передача и использование электрической энергии».

1

18.

Самостоятельная работа № 2 по теме:  «Электромагнитные колебания».

1

Электромагнитные волны

4

19.

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

1

20.

Принцип радиосвязи. Простейший радиоприёмник. Радиолокация.

1

Презентация КМ

21.

Понятие о телевидении и современных средствах  связи.

1

22

Контрольная работа № 3 по теме: «Электромагнитные колебания и волны».

1

Оптика

19

Световые волны

14

23.

Анализ контрольной работы. Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

1

24.

Решение задач по теме: «Закон отражения. Закон преломления света».

1

Презентация

КМ

25.

Лабораторная работа  № 3 «Измерение показателя преломления стекла».

1

26.

Линза. Построение изображения в линзе.

1

27.

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

1

Презентация

КМ

28.

Решение задач по теме: «Формула тонкой линзы».

1

29.

Лабораторная работа  № 4. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

1

30.

Дисперсия света.

1

Презентация

 КМ

31.

Интерференция света. Дифракция света.

1

32.

 Лабораторная работа  № 5.  «Наблюдение интерференции и дифракции в тонких пленках».

1

33.

Лабораторная работа  № 6. «Измерение длины световой волны».

1

34.

Поляризация света.

1

35.

Решение задач по теме: «Световые волны».

1

36.

Контрольная работа № 4 по теме: «Световые волны».  

1

Излучение и спектры

5

37.

Анализ контрольной работы. Виды излучений. Шкала электромагнитных волн.

1

38.

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

1

39.

Лабораторная работа  № 7. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

1

40.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.

1

41.

Самостоятельная работа № 3по теме: «Излучение и спектры».

1

Квантовая физика

12

Световые кванты

3

42.

Гипотеза Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

1

Презентация

КМ

43.

Решение задач по теме: «Фотоэффект». 

1

44.

Самостоятельная работа № 4 по теме: «Световые кванты».

1

Атомная физика

3

45.

Строение атома. Опыты Резерфорда.

1

46.

Квантовые постулаты Бора.

1

47.

Лазеры.

1

Физика атомного ядра

5

48.

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

1

49.

Энергия связи атомных ядер.

1

50.

Закон радиоактивного распада.

1

51.

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

52.

Контрольная работа  № 5 по теме: «Световые кванты. Физика атомного ядра».  

1

Элементарные частицы

1

53.

Анализ контрольной работы. Физика элементарных частиц.

1

Астрономия

6

Солнечная система

2

54.

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна.

1

55.

Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

1

Солнце и звёзды

2

56.

Общие сведения о Солнце. Основные характеристики звёзд.

1

57.

Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.

1

Строение Вселенной

2

58.

Млечный Путь – наша Галактика.

1

59.

Итоговая контрольная работа № 6.

1

Единая физическая  картина мира

2

60.

Единая физическая картина мира.

1

61.

Физика и научно-техническая революция.

1

Итого

61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой 10 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, рассчитанная на преподавание физики в объёме 5 часов в неделю, 10 класс (профильный уровень)...

Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, 10 класс (базисный уровень)

Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, рассчитанная на преподавание физики в объёме 2 часа в неделю, 10 класс (базисный уровень)...

Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]

Рабочая программа  по геометриик учебнику  «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....

Учебная рабочая программа по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 8 класс", ФГОС, рассчитанная на два часа в неделю.

Рабочая программа по физике 8 класса к учебнику А.В.Перышкина, ФГОС. " часа в неделю...