Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_f_baza_2018.doc | 400.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе образовательной программы МАОУ СОШ №11, реализующей ФКГОС.
Класс 11
Учитель: Уварова Ю. Б.
Количество часов в неделю -2ч, в год – 70ч.
Всего ( фактически) - 61ч.
Корректировка программы
Уроков с использованием ИКТ
УМК :
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 11 класс. - М.: Просвещение, 2009.
- 2. Сборник задач по физике. 10-11 кл. / Составитель А. П. Рымкевич/ - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2015 .
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Газета « Физика», издательский дом « Первое сентября».
- Физика: Базовый уровень. 11кл. Методическое пособие/ В. А. Касьянов. М:Дрофа-2016 г.
- Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э, Дик Ю.И. – «Методические материалы для учителя». –
М.: Илекса, 2003г
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. «1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями». – М.: Илекса, 2008 г.
- Волков В. А. «Универсальные поурочные разработки по физике». – М: Вако. 2006.
- Горлова Л. А. –«Тестовые задания по физике в рисунках и чертежах 10-11 классы». – М: Вако. 2015
- Физика. 11 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы в формате ЕГЭ - Кирик Л.А., Нурминский А.И. М: Илекса,2012г.
- Журавлева Т. В. –«ВПР. Физика. 11 класс». – Саратов:Лицей,2017.
- Открытый банк заданий ФИПИ. http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=BA1F39653304A5B041B656915DC36B38
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ВПР. Физика 11 класс». https://phys11-vpr.sdamgia.ru
- Портал информационной поддержки ЕГЭ. http://www.ege.edu.ru/ru/
ЦОР.
- Уроки Кирилла и Мефодия 11 класс ( диск).
- DVD "Электромагнитная индукция. (9 опытов)"
- DVD "Законы геометрической оптики. (11 опытов)" Часть 1.
- DVD "Законы геометрической оптики. (11 опытов)" Часть 2.
- DVD "Электрический ток в различных средах. (22 опытов)" Часть 1. Часть 2.
- DVD "Электромагнитные колебания. (12 опытов)"
- DVD "Электромагнитные волны. (12 опытов)"
- DVD "Волновая оптика. (10 опытов)" Часть 1.
- DVD "Волновая оптика. (9 опытов)" Часть 2.
- DVD "Квантовая физика. (9 опытов)"
Контроль уровня обученности
№ п/п | Виды контроля | Количество часов | ||||
I | II | III | IV | Всего в год | ||
1. | Административный контроль | 1 | 1 | 2 | ||
2. | Плановый контроль | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | |
3. | Лабораторные работы | 2 | 2 | 3 | 7 |
Цели и задачи изучения физики в 11 классе.
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
- Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.
- Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
- Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни.
- Овладения учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат теоретической проверки.
- Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные:
- гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Общими предметными результатами обучения физике являются:
- в познавательной сфере: давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
- в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
- в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Частными предметными результатами обучения физике, на которых основываются общие результаты, являются:
Основы Электродинамики.
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;
- умение давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет;
- физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
- знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
- знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф; понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.
Колебания и волны.
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, электромагнитные колебания, резонанс (в т. ч. звуковой), отражение звука, эхо;
- знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения, электромагнитные колебания, механические и электромагнитные волны;
- физических величин: длина волны амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука;
- физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;
- владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.
Оптика.
- понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света, полное отражение, интерференция, дифракция механических волн и света, поляризация света умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
- владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света;
- давать определения понятий: интерференция, дифракция света, когерентные волны, геометрическая разность хода волн, дифракционная решетка
- различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы;
- строить и описывать изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.
Элементы СТО.
- понимание и способность объяснять физические явления: принцип относительности, относительность одновременности, постулаты ТО, основные следствия из постулатов ТО Квантовая физика;
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность, фотоэффект;
- знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-излучение;
- физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом;
- физических величин: период полураспада, энергия связи, дефект масс;
- понимание смысла основных физических законов: фотоэффекта, радиоактивного распада;
- использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);
- знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон фотоэффекта, радиоактивного распада, правило смещения; знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, толстослойных фотоэмульсий, ядерного реактора;
- назначения и понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
- знание и описание устройства и умение объяснить принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, толстослойных фотоэмульсий, ядерного реактора.
Астрономия.
- представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы, знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);
- сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;
- объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1. | Электродинамика (продолжение) | 11 |
1.1 | Магнитное поле | 5 |
1.2 | Электромагнитная индукция | 6 |
2. | Электромагнитные колебания и волны | 11 |
2.1 | Электромагнитные колебания | 7 |
2.2 | Электромагнитные волны | 4 |
3. | Оптика | 19 |
3.1 | Световые волны | 14 |
3.2 | Излучение и спектры | 5 |
4. | Квантовая физика | 12 |
4.1 | Световые кванты | 3 |
4.2 | Атомная физика | 3 |
4.3 | Физика атомного ядра | 5 |
4.4 | Элементарные частицы | 1 |
5. | Астрономия | 6 |
5.1 | Солнечная система | 2 |
5.2 | Солнце и звёзды | 2 |
5.3 | Строение Вселенной | 2 |
6. | Единая физическая картина мира | 2 |
ВСЕГО: | 61 |
Содержание курса. 11 класс.
Основы электродинамики (11 часов)
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля.
Демонстрации.
- Магнитное взаимодействие токов.
- Отклонение электронного пучка магнитным полем.
- Магнитная запись звука.
- Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Фронтальные лабораторные работы.
- Наблюдение действия магнитного поля на ток.
- Изучение явления электромагнитной индукции.
Электромагнитные колебания и волны (11 часов)
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Демонстрации.
- Свободные электромагнитные колебания.
- Осциллограмма переменного тока.
- Генератор переменного тока.
- Излучение и прием электромагнитных волн.
Оптика (19 час)
Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Законы отражения т преломления света. Линзы. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.
Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.
Демонстрации.
- Отражение и преломление электромагнитных волн.
- Интерференция света.
- Дифракция света.
- Получение спектра с помощью призмы.
- Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
- Поляризация света.
- Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
- Оптические приборы
Фронтальные лабораторные работы.
3. Измерение показателя преломления стекла.
4. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
5. Наблюдение интерференции и дифракции в тонких пленках.
6. Измерение длины световой волны.
7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Квантовая физика (12 часов)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации.
- Фотоэффект.
- Линейчатые спектры излучения.
- Лазер.
- Счетчик ионизирующих частиц.
Астрофизика (6 часов)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Единая физическая картина мира (2 часа)
Единая картина мира. Физика и научно-техническая революция.
Формы организации учебных занятий.
№ п\п | № п/т | Тема урока | Формы организации учебных занятий | Виды учебной деятельности |
Основы электродинамики | ||||
Магнитное поле | ||||
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. | Урок изучения | Давать определение понятий: магнитное поле, линий магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, физической величины: вектор индукции магнитного поля. Описывать: механическое взаимодействие магнитов, зависимость числа линий магнитной индукции от значения модуля вектора магнитной индукции, свойства магнитного поля, картину линий полосового и подковообразного магнитов. Формулировать и применять: правило буравчика. Описывать: опыты Эрстеда и Ампера. | ||
Входная контрольная № 1. | Урок развивающего контроля | Применять знания из курса физики 10 класса по темам: «Механика, Молекулярная физика и Термодинамика, Электростатика, Законы постоянного электрического тока» к решению задач. | ||
Анализ контрольной работы. Сила Ампера. Сила Лоренца. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | Урок изучения | Обнаруживать: действие магнитного поля на электрический ток в катушке, определять по правилу буравчика направление тока в катушке. Давать определения: сила Ампера, сила Лоренца. Формулировать и применять: правило левой руки. Уметь вычислять: модуль силы Ампера, модуль силы Лоренца. | ||
Решение задач по теме: «Магнитное поле». | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Определять взаимное расположение векторов: силы Ампера, направления силы тока / силы Лоренца, скорости движения положительной (отрицательной) частицы/ и вектора магнитной индукции с помощью правила левой руки. Определять направление линий магнитной индукции вне и внутри магнита. Уметь вычислять: модуль силы Ампера, модуль силы Лоренца. Рассматривать: движение заряженных частиц в магнитном поле. Умение приводить примеры применения воздействия магнитного поля на движущиеся заряженные частицы в технике. Описывать картины линий длинного прямого проводника, замкнутого кольцевого проводника и катушки с током. | ||
Самостоятельная работа по теме: «Магнитное поле». | Урок развивающего контроля | Применять знания, полученные по теме: «Магнитное поле» к решению задач. | ||
Электромагнитная индукция | ||||
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | Урок | Давать определение физических величин: магнитный поток, вращающий момент, нормаль к плоскости, понятий: электромагнитная индукция, индукционный ток, ЭДС индукции. Описывать демонстрационные опыты Фарадея с постоянными магнитами, катушками, принцип действия трансформатора. Формулировать закон Фарадея и применять его для описания явления электромагнитной индукции. Определять модуль вектора магнитной индукции. | ||
Правило Ленца. | Урок | Давать определение физических понятий: индукционный ток. Описывать взаимодействие индукционного тока с магнитом. Определять направление индукционного тока с учетом закона сохранения энергии. Формулировать правило Ленца и применять его для определения направления индукционного тока в контуре. | ||
Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля. | Урок изучения | Давать определение физических понятий, индуктивность, самоиндукция, ЭДС самоиндукции, , вихревое электрическое поле, энергия магнитного поля. Проводить аналогию между явлением самоиндукции и инерции. Определять энергию магнитного поля катушки с током. | ||
Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнитной индукции». | Урок развивающего контроля | Изучение явления электромагнитной индукции, проверка правила Ленца | ||
Решение задач по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитное поле». | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Давать определение понятий: магнитное поле, линий магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, сила Ампера, сила Лоренца, электромагнитная индукция, индукционный ток, ЭДС индукции. Давать определение физических величин: вектор индукции магнитного поля, магнитный поток, вращающий момент, нормаль к плоскости. Описывать: магнитное взаимодействие, зависимость числа линий магнитной индукции от значения модуля вектора магнитной индукции. Формулировать и применять: правило буравчика правило левой руки. Описывать: опыты Эрстеда и Ампера. Описывать: опыты Эрстеда и Ампера. Уметь вычислять: модуль силы Ампера, модуль силы Лоренца. Различать разницу воздействия магнитного и электрического поля на заряженные частицы, покоящиеся и движущиеся. Описывать взаимодействие индукционного тока с магнитом. Формулировать правило Ленца и применять его для определения направления индукционного тока в контуре. Давать определение физических понятий, индуктивность, самоиндукция, ЭДС самоиндукции, вихревое электрическое поле. Определять энергию магнитного поля катушки с током. Приводить примеры использования явления электромагнитной индукции в технике. | ||
Контрольная работа № 2 по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». | Урок развивающего контроля | Применять знания, полученные по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» к решению задач. | ||
Электромагнитные колебания и волны | ||||
Электромагнитные колебания | ||||
12. | Анализ контрольной работы. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. | Комбинированный урок. | Давать определения понятий: колебательное движение, электромагнитные колебания, свободные и вынужденные электромагнитные колебания, резонанс, гармонические колебания. Перечислять: условия возникновения колебаний. Проводить аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями. | |
13. | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | Урок изучения | Объяснять зависимость периода колебаний от индуктивности катушки и ёмкости конденсатора в формуле Томсона. Давать определения понятий: колебательный контур. Описывать: механизм превращения энергии при электромагнитных колебаниях. | |
14. | Переменный электрический ток. | Урок | Давать определения понятий: переменный электрический ток, физических величин: фаза, период, амплитуда и частота колебаний. | |
15. | Решение задач по теме: «Переменный электрический ток». | Урок изучения | Понимать принцип действия генератора переменного тока. Читать и составлять схемы колебательного контура с различным набором элементов. Определять значение фазы, периода, амплитуды и частоты колебаний. | |
16. | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | Урок изучения | Давать определения понятий: коэффициент трансформации. Описывать: принцип действия трансформатора. | |
17. | Решение задач по теме: «Производство, передача и использование электрической энергии». | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Описывать: механизм производства, передачи и использования электрической энергии. Перечислять проблемы в энергетической отрасли производства и возможные пути их решения. | |
18. | Самостоятельная работа по теме: «Электромагнитные колебания». | Урок развивающего контроля | Применять знания, полученные по теме: «Электромагнитные колебания» к решению задач. | |
Электромагнитные волны | ||||
19. | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. | Урок | Давать определения понятий: механическая волна, звуковая волна, электромагнитная волна, шкала электромагнитных волн, длина волны. Описывать процесс возникновения и свойства электромагнитных волн, историю экспериментального открытия электромагнитных волн. Определять взаимную ориентацию векторов напряженности в электромагнитной волне, распространяющейся в вакууме. | |
20. | Принцип радиосвязи. Простейший радиоприёмник. Радиолокация. | Урок | Давать определения понятий: детектирование, модуляция. Описывать принципы действия: радиопередатчика, радиоприемника, радиолокационных устройств | |
21. | Понятие о телевидении и современных средствах связи. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Приводить примеры использования электромагнитных волн в быту и технике. | |
22 | Контрольная работа № 3 по теме: «Электромагнитные колебания и волны». | Урок развивающего контроля | Применять знания, полученные по теме: «Электромагнитные колебания и волны» к решению задач. | |
Оптика | ||||
Световые волны | ||||
23. | Анализ контрольной работы. Развитие взглядов на природу света. Скорость света. | Комбинированный урок | Описывать историю развития взглядов на природу света: корпускулярная теория света Ньютона, волновая теория Гюйгенса, электромагнитная теория света Максвелла, электронная теория Лоренца, квантовая теория света. Давать определения понятий: корпускулярно-волновой дуализм, фронт волны . Описывать эксперименты по определению скорости света. | |
24. | Решение задач по теме: «Закон отражения. Закон преломления света». | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Формулировать принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света. Давать определение понятия: явление полного отражения света, физических величин: абсолютный и относительный показатель преломления среды, предельный угол отражения. Формулировать соотношение частот и длин волн при переходе через границу двух сред с различными показателями преломления. | |
25. | Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла». | Урок развивающего контроля | Определять показатель преломления стеклянной пластины. Сделать вывод о зависимости (независимости) показателя преломления от угла падения. Сравнивать различные методы определения показателя преломления. Записывать результаты измерений с учетом погрешности. | |
26. | Линза. Построение изображения в линзе. | Урок изучения | Давать определения понятий: оптическая ось, главная оптическая ось, оптический центр, фокусное расстояние, фокальная плоскость. Различать виды линз. Строить ход лучей в собирающей, когда предмет находится на разных расстояниях от линзы(d>2F, d=2F, F | |
27. | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Давать определение: формулы тонкой линзы. Увеличения линзы. | |
28. | Решение задач по теме: «Формула тонкой линзы». | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Применять формулу тонкой линзы к решению задач. Определять знаки слагаемых в формуле тонкой линзы с учетом видов линз и полученных сих помощью изображений. | |
29. | Лабораторная работа № 4. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | Урок развивающего контроля | Определить фокусное расстояние и оптическую силу линзы с помощью формулы тонкой линзы. Рассчитать абсолютную и относительную погрешность измерения оптической силы линзы. Записывать результаты измерений с учетом погрешности. | |
30. | Дисперсия света. | Урок | Давать определение понятия: дисперсия света. Описывать: состав белого света. Объяснять: восприятие глазом человека различных цветов. | |
31. | Интерференция света. Дифракция света. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Давать определения понятий: интерференция, дифракция света, когерентные волны, геометрическая разность хода волн, дифракционная решетка. Формулировать: условия когерентности волн, условия минимумов и максимумов интерференции, условия дифракционных минимумов и максимумов. Описывать опыты по наблюдению интерференции световых волн. | |
32. | Лабораторная работа № 5. «Наблюдение интерференции и дифракции в тонких пленках». | Урок развивающего контроля | Проводить эксперимент по наблюдению интерференции в мыльной пленке, дифракции от двух точечных источников света. Записывать результаты измерений с учетом погрешности | |
33. | Лабораторная работа № 6. «Измерение длины световой волны». | Урок развивающего контроля | Экспериментально получить дифракционный спектр и определить длину световой волны с помощью дифракционной решетки. | |
34. | Поляризация света. | Урок | Давать определения понятий: поляризованный свет, поперечность световых волн. Приводить экспериментальные доказательства поперечности световых волн. Проводить аналогию между поляризацией электромагнитных (световых) и механических волн. Описывать свойства поляризованного света. | |
35. | Решение задач по теме: «Световые волны». | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Применять знания, полученные по теме: «Световые волны» к решению задач. | |
36. | Контрольная работа № 4 по теме: «Световые волны». | Урок развивающего контроля | Применять знания, полученные по теме: «Световые волны» к решению задач. | |
Излучение и спектры | ||||
37. | Анализ контрольной работы. Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. | Комбинированный урок. | Описывать шкалу электромагнитных волн. Давать характеристику волнам различных диапазонов, перечислять их источники. Описывать влияние различных видов излучений на человека и их роль в его жизни. | |
38. | Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. | Урок | Давать определения понятий: линейчатый спектр, полосатый спектр, сплошной спектр, спектры излучения и поглощения, спектры химических веществ, спектральный анализ. Описывать практическое применение спектрального анализа. | |
39. | Лабораторная работа № 7. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | Урок развивающего контроля | Формировать представление о различных видах спектров. Исследовать соответствие каждому предложенному образцу своего спектра, зависимость вида спектра вещества от его агрегатного состояния. | |
40. | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. | Урок рефлексии | Перечислять основные свойства инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения. Приводить примеры их практического применения. | |
41. | Самостоятельная работа по теме: «Излучение и спектры». | Урок развивающего контроля | Применять знания, полученные по теме: «Излучение и спектры» к решению задач. | |
Квантовая физика | ||||
Световые кванты | ||||
42. | Гипотеза Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. | Урок | Давать определения понятий: фотон, фотоэффект, фототок, работа выхода, красная граница фотоэффекта, ток насыщения, запирающее напряжение. Называть основные положения квантовой гипотезы Планка. Показывать, что законы фотоэффекта являются частным случаем уравнений Эйнштейна. | |
43. | Решение задач по теме: «Фотоэффект». | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Формулировать законы фотоэффекта. Применять уравнение Эйнштейна к решению количественных и качественных задач. | |
44. | Самостоятельная работа по теме: «Световые кванты». | Урок развивающего контроля | Применять знания, полученные по теме: «Световые кванты» к решению задач. | |
Атомная физика | ||||
45. | Строение атома. Опыты Резерфорда. | Урок изучения | Описывать схему фундаментального опыта Резерфорда, планетарную модель строения атома, основные положения гипотезы Томсона. | |
46. | Квантовые постулаты Бора. | Урок изучения | Давать определения понятий: энергетический уровень, стационарное состояние атома, энергия ионизации, Формулировать постулаты Бора. Описывать механизм поглощения и излучения света атомами. Объяснять физический смысл квантования. | |
47. | Лазеры. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Давать определения понятий: лазер, спонтанное и индуцированное (вынужденное) излучение, инверсная заселенность энергетических уровней. Описывать назначение и принцип действия лазера, варианты его применения, вклад русских физиков в создание лазера. Сравнивать излучение лазера с излучением источников света другого типа. | |
Физика атомного ядра | ||||
48. | Строение атомного ядра. Ядерные силы. | Урок | Давать определения понятий: протон, нейтрон, нуклон, протонно-нейтронная модель ядра, изотопы, сильное взаимодействие нуклонов. Описывать состав и размеры ядра. Определять массовое и зарядовое число элементов таблицы Менделеева, и с их помощью, определять состав ядра атома. | |
49. | Энергия связи атомных ядер. | Урок | Давать определения понятий: физических величин: | |
50. | Закон радиоактивного распада. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Давать определения физических величин: удельная энергия связи. Определять энергию связи нуклонов в ядре и удельную энергию связи | |
51. | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Давать определения понятий: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма- излучение, альфа- и бета- распад, искусственная радиоактивность, термоядерный синтез, физических величин: период полураспада, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, доза поглощенного излучения. Описывать действие радиоактивных излучений на живые организмы, их применение в медицине и технике. | |
52. | Контрольная работа № 5 по теме: «Световые кванты. Физика атомного ядра». | Урок развивающего контроля | Применять знания, полученные по теме: «Световые кванты. Физика атомного ядра» к решению задач. | |
Элементарные частицы | ||||
53. | Анализ контрольной работы. Физика элементарных частиц. | Комбинированный урок. | Давать определения понятий: элементарная частица, фундаментальная частица, античастица. Классифицировать элементарные частицы. Формулировать и применять принцип Паули. Описывать процесс взаимопревращения частиц: аннигиляция и рождение пары. | |
Астрономия | ||||
Солнечная система | ||||
54. | Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. | Урок | Давать определения понятий: планетная система, звезда, небесный экватор, небесный меридиан. Описывать и применять: законы Кеплера. | |
55. | Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. | Урок изучения | Давать определения понятий: малые тела солнечной системы, астероид, метеор, метеорит, комета, планеты земной группы, планеты-гиганты. Описывать основные физические характеристики планет и малых тел Солнечной системы. | |
Солнце и звёзды | ||||
56. | Общие сведения о Солнце. Основные характеристики звёзд. | Урок изучения | Давать определения понятий: звезды, абсолютная и относительная светимость, источники энергии звёзд, звёзды-гиганты, карлики, нейтронные, двойные звёзды, черные дыры. | |
57. | Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. | Урок изучения | Описывать современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. | |
Строение Вселенной | ||||
58. | Млечный Путь – наша Галактика. | Урок изучения | Давать определения понятий: звёздное скопление, скопление и сверхскопление галактик, Вселенная. Оценивать пространственные масштабы наблюдения Вселенной. Описывать современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной. | |
59. | Итоговая контрольная работа № 6. | Урок развивающего контроля | Применять знания, полученные в 11 классе к решению задач. | |
Единая физическая картина мира | ||||
60. | Анализ контрольной работы. Единая физическая картина мира. | Урок | Описывать современную физическую картину мира. | |
61. | Физика и научно-техническая революция. | Урок изучения | Объяснять роль физики для научно-технического прогресса. |
Календарно- тематическое планирование . 11 класс
(2 ч. в неделю)
№ урока п/п | № урока п/т | Дата проведения урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Применение ИКТ | Корректировка программы |
Основы электродинамики. | 11 | |||||
Магнитное поле | 5 | |||||
Инструктаж по технике безопасности. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. | 1 | Презентация КМ | ||||
Входная контрольная работа № 1. | 1 | |||||
Анализ контрольной работы. Сила Ампера. Сила Лоренца. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | 1 | Презентация КМ | ||||
Решение задач по теме: «Магнитное поле». | 1 | |||||
Самостоятельная работа №1 по теме: «Магнитное поле». | 1 | |||||
Электромагнитная индукция | 6 | |||||
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | 1 | |||||
Правило Ленца. | 1 | |||||
Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитное поле. Энергия магнитного поля. | 1 | |||||
Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | |||||
Решение задач по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитное поле». | 1 | |||||
Контрольная работа № 2 по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». | 1 | |||||
Электромагнитные колебания и волны | 11 | |||||
Электромагнитные колебания | 7 | |||||
12. | Анализ контрольной работы. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. | 1 | ||||
13. | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | 1 | ||||
14. | Переменный электрический ток. | 1 | ||||
15. | Решение задач по теме: «Переменный электрический ток». | 1 | ||||
16. | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | 1 | ||||
17. | Решение задач по теме: «Производство, передача и использование электрической энергии». | 1 | ||||
18. | Самостоятельная работа № 2 по теме: «Электромагнитные колебания». | 1 | ||||
Электромагнитные волны | 4 | |||||
19. | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. | 1 | ||||
20. | Принцип радиосвязи. Простейший радиоприёмник. Радиолокация. | 1 | Презентация КМ | |||
21. | Понятие о телевидении и современных средствах связи. | 1 | ||||
22 | Контрольная работа № 3 по теме: «Электромагнитные колебания и волны». | 1 | ||||
Оптика | 19 | |||||
Световые волны | 14 | |||||
23. | Анализ контрольной работы. Развитие взглядов на природу света. Скорость света. | 1 | ||||
24. | Решение задач по теме: «Закон отражения. Закон преломления света». | 1 | Презентация КМ | |||
25. | Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла». | 1 | ||||
26. | Линза. Построение изображения в линзе. | 1 | ||||
27. | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | 1 | Презентация КМ | |||
28. | Решение задач по теме: «Формула тонкой линзы». | 1 | ||||
29. | Лабораторная работа № 4. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | 1 | ||||
30. | Дисперсия света. | 1 | Презентация КМ | |||
31. | Интерференция света. Дифракция света. | 1 | ||||
32. | Лабораторная работа № 5. «Наблюдение интерференции и дифракции в тонких пленках». | 1 | ||||
33. | Лабораторная работа № 6. «Измерение длины световой волны». | 1 | ||||
34. | Поляризация света. | 1 | ||||
35. | Решение задач по теме: «Световые волны». | 1 | ||||
36. | Контрольная работа № 4 по теме: «Световые волны». | 1 | ||||
Излучение и спектры | 5 | |||||
37. | Анализ контрольной работы. Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. | 1 | ||||
38. | Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. | 1 | ||||
39. | Лабораторная работа № 7. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | 1 | ||||
40. | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. | 1 | ||||
41. | Самостоятельная работа № 3по теме: «Излучение и спектры». | 1 | ||||
Квантовая физика | 12 | |||||
Световые кванты | 3 | |||||
42. | Гипотеза Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. | 1 | Презентация КМ | |||
43. | Решение задач по теме: «Фотоэффект». | 1 | ||||
44. | Самостоятельная работа № 4 по теме: «Световые кванты». | 1 | ||||
Атомная физика | 3 | |||||
45. | Строение атома. Опыты Резерфорда. | 1 | ||||
46. | Квантовые постулаты Бора. | 1 | ||||
47. | Лазеры. | 1 | ||||
Физика атомного ядра | 5 | |||||
48. | Строение атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | ||||
49. | Энергия связи атомных ядер. | 1 | ||||
50. | Закон радиоактивного распада. | 1 | ||||
51. | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений. | 1 | ||||
52. | Контрольная работа № 5 по теме: «Световые кванты. Физика атомного ядра». | 1 | ||||
Элементарные частицы | 1 | |||||
53. | Анализ контрольной работы. Физика элементарных частиц. | 1 | ||||
Астрономия | 6 | |||||
Солнечная система | 2 | |||||
54. | Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. | 1 | ||||
55. | Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. | 1 | ||||
Солнце и звёзды | 2 | |||||
56. | Общие сведения о Солнце. Основные характеристики звёзд. | 1 | ||||
57. | Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. | 1 | ||||
Строение Вселенной | 2 | |||||
58. | Млечный Путь – наша Галактика. | 1 | ||||
59. | Итоговая контрольная работа № 6. | 1 | ||||
Единая физическая картина мира | 2 | |||||
60. | Единая физическая картина мира. | 1 | ||||
61. | Физика и научно-техническая революция. | 1 | ||||
Итого | 61 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой 10 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, рассчитанная на преподавание физики в объёме 5 часов в неделю, 10 класс (профильный уровень)...
Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, 10 класс (базисный уровень)
Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, рассчитанная на преподавание физики в объёме 2 часа в неделю, 10 класс (базисный уровень)...
Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]
Рабочая программа по геометриик учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
Учебная рабочая программа по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 8 класс", ФГОС, рассчитанная на два часа в неделю.
Рабочая программа по физике 8 класса к учебнику А.В.Перышкина, ФГОС. " часа в неделю...
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа. 11 класс. Базовый уровень. Учебник Калягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е.
Рабочая программа. 11 класс. Базовый уровень...