Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой 10 класс (профильный уровень)
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, рассчитанная на преподавание физики в объёме 5 часов в неделю, 10 класс (профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_5_tikhomirova.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по физике
10 класс
(профильный уровень)
175 часов в год, 5 часов в неделю
Составитель:
учитель физики
Захарова И.В.
- 2012 г. -
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа на профильном уровне составлена на основе авторской программы Тихомировой С.А. для 10-11 классов, содержащей в своей основе Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерную программу по физике.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 350 ч для обязательного изучения физики на профильном уровне в 10-м и 11-м классах (по 175 ч в каждом классе из расчёта 5 ч в неделю).
По сравнению с программой Тихомировой С.А. часы, выделенные на экскурсии (4 ч), а также часы из резерва (17 ч) распределены следующим образом:
- 14 часов – на тему «Механика»; т.к. тема является основополагающей для формирования физического мировоззрения, знакомства с методами и способами решения физических задач и вызывает наибольшие затруднения у учащихся; дополнительные часы позволят отработать навыки решения задач по теме;
- 7 часов – на тему «Электродинамика»; дополнительные часы позволят отработать навыки решения задач по теме.
Так же 1 час перенесён из темы «МКТ. Термодинамика» в тему «Электродинамика» для решения комбинированных задач с использованием формул агрегатных переходов и законов постоянного тока.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;
• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ
• Введение (1 ч)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
• Механика. (69 ч)
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Свободное падение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел. Центр тяжести.
Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации (Д). Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы (ЛР). Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
• Молекулярная физика. Термодинамика. (38 ч)
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность. Строение твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел.
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатический процесс. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и их КПД. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Д. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
ЛР.
Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение относительной влажности воздуха.
• Электродинамика. (47 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электрический ток в разных средах. Плазма.
Д. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора.
ЛР.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
Физический практикум 10 ч
Повторение курса физики 10 ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 КЛАССА
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
· смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ;
· смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;
· смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
· вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
· описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте;
· приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
· описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
· применять полученные знания для решения физических задач;
·определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
· измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
·приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике;
·воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Учебно-методический комплект по физике
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Год изд. | Издательство |
2. | Тихомирова С.А., Яворский Б.М | Физика-10. | 2011 | – М.: Мнемозина, |
3. | Рымкевич А.П. | Сборник задач по физике для 10-11 классов. | 2005 | М. Дрофа |
4. | Демидова М.Ю., Нурминский И.И | ЕГЭ 2012. Физика.Федеральный банк экзаменационных материалов | 2011 | М «Эксмо» |
5. | Зорин Н.И. | ЕГЭ 2009. Физика. Решение задач частей В и С. Сдаем без проблем! | 2008 | М «Эксмо» |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Практическая часть | Общее количество часов | Даты |
1 | Введение | 1 | сентябрь | |
2 | Механика | К.р.- 3 Л.р.- 2 | 69 | сентябрь -декабрь |
Кинематика | 1 | 20 | ||
Динамика | 1 | 26 | ||
Статика | 7 | |||
Законы сохранения в механике | 16 | |||
3 | Молекулярная физика. Термодинамика. | К.р.- 2 Л.р.- 2 | 38 | декабрь - февраль |
МКТ. Свойства газов. | 1 | 15 | ||
Основы термодинамики | 10 | |||
Свойства твердых тел. Свойства жидкостей. | 1 | 13 | ||
4 | Электродинамика | К.р.- 3 Л.р.- 2 | 47 | март - май |
Электростатика | 18 | |||
Законы постоянного тока | 2 | 18 | ||
Электрический ток в различных средах | 11 | |||
5 | Физический практикум | 10 | май | |
6 | Повторение | Итоговая к.р. - 1 | 10 | май |
Всего | К.р.- 9 Л.р.- 6 | 175 |
Практическая часть | дата | |
Контрольная работа № 1 «Кинематика» | ||
Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении» | ||
Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и силы тяжести» | ||
Контрольная работа № 2 «Динамика» | ||
Контрольная работа № 3 «Законы сохранения» | ||
Лабораторная работа №3 « Опытная проверка закона Гей-Люссака» | ||
Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха» | ||
Контрольная работа № 4 «Свойства газов» | ||
Контрольная работа № 5 «Основы термодинамики» | ||
Контрольная работа № 6 «Свойства жидкостей и твёрдых тел» | ||
Контрольная работа № 7 «Электростатика». | ||
Лабораторная работа №10 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.» | ||
Лабораторная работа №11: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | ||
Контрольная работа № 7 «Законы постоянного тока» | ||
Контрольная работа № 8 «Электрический ток в различных средах» | ||
Итоговая контрольная работа. |
Поурочное планирование
10 класс 5 часов в нед.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Дом. задание |
1/1 | Инструктаж ТБ. Методы научного познания. | ||
Механика (69 ч) | |||
Кинематика | |||
1/2 | Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. | ||
2/3 | Траектория, путь, перемещение, скорость. | ||
3/4 | Практикум по решению задач. | ||
4/5 | Ускорение. | ||
5/6 | Практикум по решению задач. | ||
6/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | ||
7/8 | Практикум по решению задач. | ||
8/9 | Практикум по решению задач. | ||
9/10 | ЛР № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении» | ||
10/11 | Свободное падение. | ||
11/12 | Практикум по решению задач. | ||
12/13 | Движение тел, брошенных под углом к горизонту. | ||
13/14 | Практикум по решению задач. | ||
14/15 | Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. | ||
15/16 | Практикум по решению задач. | ||
16/17 | Практикум по решению задач. | ||
17/18 | Практикум по решению задач. | ||
18/19 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | ||
19/20 | КР №1 по теме «Кинематика». | ||
Динамика | |||
1/21 | Анализ к/р. Первый закон Ньютона | ||
2/22 | Второй закон Ньютона. | ||
3/23 | Третий закон Ньютона. | ||
4/24 | Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил. | ||
5/25 | Закон всемирного тяготения. | ||
6/26 | Практикум по решению задач. | ||
7/27 | Вес. Невесомость. Перегрузка. | ||
8/28 | Практикум по решению задач. | ||
9/29 | Движение ИСЗ. Первая космическая скорость. | ||
10/30 | Практикум по решению задач. | ||
11/31 | Сила трения. | ||
12/32 | Практикум по решению задач. | ||
13/33 | ЛР №2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | ||
14/34 | Практикум по решению задач. Движение под действием нескольких сил. | ||
15/35 | Практикум по решению задач. Движение под действием нескольких сил. | ||
16/36 | Практикум по решению задач. Движение связанных тел. | ||
17/37 | Практикум по решению задач. Движение по наклонной плоскости. | ||
18/38 | Практикум по решению задач. Движение по окружности. | ||
19/39 | Практикум по решению задач на применение законов Ньютона. | ||
20/40 | Практикум по решению задач на применение законов Ньютона. | ||
21/41 | Практикум по решению задач на применение законов Ньютона. | ||
22/42 | Практикум по решению задач на применение законов Ньютона. | ||
23/43 | Практикум по решению задач на применение законов Ньютона. | ||
24/44 | Практикум по решению задач на применение законов Ньютона. | ||
25/45 | Практикум по решению задач на применение законов Ньютона. | ||
Статика | |||
25/46 | Условия равновесия тел | ||
26/47 | Центр тяжести. | ||
27/48 | Практикум по решению задач. | ||
28/49 | Виды равновесия. | ||
29/50 | Практикум по решению задач. | ||
30/51 | Практикум по решению задач. | ||
31/52 | Повторение и обобщение темы. | ||
32/53 | КР №2 по теме «Динамика». | ||
33/54 | Анализ к/р. Коррекция знаний | ||
Законы сохранения в механике | |||
1/55 | Импульс тела. | ||
2/56 | Практикум по решению задач | ||
3/57 | Закон сохранения импульса. | ||
4/58 | Практикум по решению задач | ||
5/59 | Механическая работа. Мощность. | ||
6/60 | Практикум по решению задач | ||
7/61 | Кинетическая энергия. | ||
8/62 | Практикум по решению задач | ||
9/63 | Потенциальная энергия. | ||
10/64 | Работа силы упругости. | ||
11/65 | Практикум по решению задач | ||
12/66 | Закон сохранения механической энергии. | ||
13/67 | Практикум по решению задач | ||
14/68 | Практикум по решению задач | ||
15/69 | КР № 3 по теме «Законы сохранения в механике» | ||
16/70 | Анализ к/р. Коррекция знаний | ||
Молекулярная физика. Термодинамика. (38 ч) | |||
МКТ. Свойства газов. | |||
1/71 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. | ||
2/72 | Молекулы. Масса молекул. Количество вещества. | ||
3/73 | Модель идеального газа. | ||
4/74 | Изотермический процесс. | ||
5/75 | Практикум по решению задач | ||
6/76 | Изобарный и изохорный процессы. | ||
7/77 | Практикум по решению задач | ||
8/78 | ЛР № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | ||
9/79 | Уравнение Клапейрона–Менделеева. | ||
10/80 | Практикум по решению задач | ||
11/81 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. | ||
12/82 | Практикум по решению задач | ||
13/83 | Обобщение знаний. | ||
14/84 | КР № 4 по теме: «Свойства газов» | ||
15/85 | Анализ к/р. Коррекция знаний | ||
Основы термодинамики. | |||
1/86 | Внутренняя энергия и способы её изменения | ||
2/87 | Практикум по решению задач | ||
3/88 | Первый закон термодинамики. | ||
4/89 | Практикум по решению задач. Понятие о втором и третьем законах термодинамики. | ||
5/90 | Тепловые двигатели. | ||
6/91 | Холодильники. | ||
7/92 | Практикум по решению задач | ||
8/93 | Обобщение знаний. | ||
9/94 | КР № 5 по теме: «Основы термодинамики» | ||
10/95 | Анализ к/р. Коррекция знаний | ||
Свойства твёрдых тел. Свойства жидкостей. | |||
1/96 | Кристаллические и аморфные тела | ||
2/97 | Механические свойства твёрдых тел. Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел. | ||
3/98 | Практикум по решению задач | ||
4/99 | Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости | ||
5/100 | Смачивание. Капиллярные явления | ||
6/101 | Практикум по решению задач | ||
7/102 | Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости. | ||
8/103 | ЛР № 4 «Измерение относительной влажности воздуха». Решение задач. | ||
9/104 | Обобщение темы: «Свойства твердых тел и жидкостей». | ||
10/105 | Практикум по решению задач | ||
11/106 | Практикум по решению задач | ||
12/107 | КР № 6 по теме: «Свойства жидкостей и твёрдых тел» | ||
13/108 | Анализ к/р. Коррекция знаний | ||
Электродинамика. (47 ч) | |||
Электростатика | |||
1/109 | Закон Кулона. | ||
2/110 | Практикум по решению задач | ||
3/111 | Напряжённость электрического поля. Решение задач. | ||
4/112 | Практикум по решению задач | ||
5/113 | Работа сил электрического поля. | ||
6/114 | Потенциал. | ||
7/115 | Практикум по решению задач | ||
8/116 | Практикум по решению задач | ||
9/117 | Проводники в электрическом поле. | ||
10/118 | Диэлектрики в электрическом поле. | ||
11/119 | Электрическая ёмкость. | ||
12/120 | Соединение конденсаторов. | ||
13/121 | Практикум по решению задач | ||
14/122 | Практикум по решению задач | ||
15/123 | Практикум по решению задач | ||
16/124 | Обобщение знаний. | ||
17/125 | КР № 7 по теме: «Электростатика» | ||
18/126 | Анализ к/р. Коррекция знаний | ||
Законы постоянного тока | |||
19/127 | Электродвижущая сила | ||
20/128 | Закон Ома. | ||
21/129 | Практикум по решению задач | ||
22/130 | ЛР № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | ||
23/131 | Практикум по решению задач | ||
24/132 | Соединение проводников. | ||
25/133 | ЛР № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | ||
26/134 | Практикум по решению задач | ||
27/135 | Практикум по решению задач | ||
28/136 | Работа и мощность электрического тока. | ||
29/137 | Практикум по решению задач | ||
30/138 | Закон Джоуля-Ленца | ||
31/139 | Практикум по решению задач | ||
32/140 | Практикум по решению задач | ||
33/141 | Практикум по решению задач | ||
34/142 | Обобщение знаний. | ||
35/143 | КР № 8по теме: «Законы постоянного тока» | ||
36/144 | Анализ к/р. Коррекция знаний | ||
Электрический ток в различных средах | |||
37/145 | Электропроводность металлов. | ||
38/146 | Электрический ток в вакууме | ||
39/147 | Электропроводность электролитов. | ||
40/148 | Решение задач. | ||
41/149 | Электропроводность газов. | ||
42/150 | Полупроводники. | ||
43/151 | Полупроводниковый диод. | ||
44/152 | Полупроводниковый диод. | ||
45/153 | Обобщение знаний. | ||
46/154 | КР № 9 по теме: «Электрический ток в различных средах» | ||
47/155 | Анализ к/р. Коррекция знаний | ||
Физический практикум (10 ч) | |||
Повторение курса 10 класса (10 ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень....
Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, 10 класс (базисный уровень)
Рабочая программа по физике к учебнику С.А. Тихомировой, рассчитанная на преподавание физики в объёме 2 часа в неделю, 10 класс (базисный уровень)...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса профильный уровень (по программе В.Б.Захарова)
Рабочая программа по биологии для 11 профильных классов составлена на основе авторской программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом п...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень) по учебнику А.Г. Мордковича
Настоящая программа по математике предназначена для учащихся старших (10-х и 11-х) профильных классов, с расширенным изучением математики (профильный уровень). Рабочая программа содержит пояснительную...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...