Рабочая программа по физике к учебнику 9 класса Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук.
рабочая программа по физике по теме
Рабочая программа по физике к учебнику 8 класса Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_2013.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике.
Учебник Шахмаев Н. М. и др., 9класс.
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
№ | Нормативные документы. |
1. | Закон об образовании РФ // Вестник образования, 2004, №12 |
2. | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по физике. // Сборник нормативных документов. Физика. – М.: Дрофа. 2004. с. 196-204. |
3. | Программа по физике, 7 – 9 класс, авторы Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук, В.А. Коровин. |
4. | Методическое письмо « О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». |
5. | Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. |
6. | Конституция РФ. |
7. | Национальная доктрина развития образования. |
8. | Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. |
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы Н.М. Шахмаева, рекомендованной МО РФ. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета, определяет набор практических работ, необходимых для формирования ключевых компетенций учащихся.
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Программа направлен на реализацию следующих основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них навыков самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Программа соответствует федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ — 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.
Проверка знаний учащихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Правила по безопасным условиям труда 9 класс
1)Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
2)Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3)Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4)Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
5)Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
6)При использовании весов взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.
7)Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.
8)При окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.
9)При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель на шкале.
10)При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что их нельзя обрывать пальцами, надо использовать ножницы.
11)При опускании груза в жидкость, нельзя резко отпускать его.
12)При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.
Программа соответствует федеральному базисному
учебному плану для ОУ РФ - 2 часа в неделю, т.е. 68часов в год В течение года разрешается корректировать рабочую программу
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКА 9
№ п/п | Раздел, количество часов, сроки прохождения. | ||
Раздел 1. Основы кинематики. (16часов) | |||
Содержание | Знания | Умения | |
1 | Общие сведения о движении. Физическое тело. Механическое движение. Система отсчёта. Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Материальная точка. Траектория. Поступательное движение. Путь и перемещение. Прямолинейное и криволинейное движение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости. Графическое представление движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Ускорение. Единицы ускорения. Равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Гипотеза и эксперименты Галилея. Ускорение свободного падения. Равномерное движение тела по окружности. Мгновенная скорость. Линейная скорость. Ускорение. Период и частота обращения. | Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость ускорение, период, частота; Смысл понятий: физическое тело, система отсчёта, ускорение свободного падения; Смысл физических законов: принцип относительности Галилея; | описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: пути, скорости, ускорения, времени; приводить примеры практического использования физических знаний: об измерении расстояний, скорости времени, ускорения; решать задачи на применение изученных физических законов; выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости координаты, скорости, ускорения тела от скорости. |
№ п/п | Раздел, количество часов, сроки прохождения. | ||
Раздел 2. Законы движения. (7часов) | |||
Содержание | Знания | Умения | |
2 | Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Ускорение тел при взаимодействии. Инертность тел. Масса тела как мера инертности. Методы измерения массы. Единицы массы. Сила. Единицы силы. Сил – причина деформации и ускорения. Зависимость силы упругости от удлинения тел. Закон Гука. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Равнодействующая сила. Проекция вектора на координатные оси. Третий закон Ньютона. | смысл физических величин: сила, масса, плотность; смысл физических законов: первый закон Ньютона, Закон Гука, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона; смысл понятий: равнодействующая сила, взаимодействие, деформация; | описывать и объяснять физические явления: инерция, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы, массы, плотности, деформации; предоставлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: ускорения от силы, ускорения от массы, силы упругости от величины деформации; выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний об инерции, взаимодействии тел; решать задачи на применение изученных физических законов; |
№ п/п | Раздел, количество часов, сроки прохождения. | ||
Раздел 3. Силы в механике. (8часов). | |||
Содержание | Знания | Умения | |
3 | Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения, условия его применимости. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Центр тяжести. Нахождение положения центра тяжести тел. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Вторая и третья космические скорости. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость, перегрузка. Сила трения. Трение покоя. Трение скольжения. Трение качения. Роль силы трения. | Смысл физических величин: вес тела; Смысл понятий: центр тяжести, гравитационная постоянная, невесомость, перегрузка, первая космическая скорость, коэффициент трения; Смысл физических законов: закон всемирного тяготения; | Описывать и объяснять физические явления: притяжение тел, изменение веса тела, движущегося с ускорением, зависимость ускорения свободного падения от высоты над поверхностью Земли и от широты, невесомость, перегрузка; Приводить примеры практического использования физических знаний о силе трения; Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости силы упругости от удлинения пружины, силы трения от нормального давления; Выражать результаты измерений расчётов в единицах Международной системы; Решать задачи на применение изученных физических законов; |
№ п/п | Раздел, количество часов, сроки прохождения. | ||
Раздел 4. Законы сохранения в механике. (15часов). | |||
Содержание | Знания | Умения | |
4 | Импульс силы. Единица импульса силы. Импульс тела. Единица импульса. Соотношения между импульсом тела и импульсом силы. Замкнутая система. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Идея и практика использования ракет для космических полётов. Работа силы. Энергия. Единица работы и энергии. Взаимосвязь энергии и работы. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Консервативные силы. Работа консервативных сил. Потенциальная энергия взаимодействия тела и Земли. Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Взаимное превращение кинетической и потенциальной энергии. Полная механическая энергия. Закон сохранения механической энергии в замкнутой системе. Работа силы трения и механическая энергия. Закон сохранения полной энергии. Изменение механической энергии в замкнутой системе тел. Состояние равновесия. Условие равновесия тела. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие. Условие устойчивости тела. Момент силы. Единица момента силы. Рычаг. « Золотое правило» механики. Простые механизмы. КПД. | Смысл понятий: замкнутая система, реактивное движение. Консервативные силы, равновесие тела, КПД; Смысл физических величин: импульс силы, импульс тела, работа, потенциальная энергия, кинетическая энергия, момент силы; Смысл физических законов: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, теорема о кинетической энергии | Описывать и объяснять физические явления: закон сохранения импульса в замкнутой системе, принцип реактивного движения, превращение одного вида энергии в другую, устойчивость тел, условие равновесия рычага. Приводить примеры практического использования физических значений о реактивном движении, о «Золотом правиле» механики и его применении в простых механизмах. Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы. Решать задачи на применение изученных физических законов. |
№ п/п | Раздел, количество часов, сроки прохождения. | ||
Раздел 5. Гидро- и аэростатика. (7часов). | |||
Содержание | Знания | Умения | |
5 | Специфические свойства жидкостей и газов. Силы давления жидкости на стенки сосуда. Гидростатическое давление. Единица давления. Формула гидростатического давления. Сообщающиеся сосуды. Жидкостный манометр. Атмосфера Земли.Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр – анероид. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Гидравлические механизмы. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Подъемная сила. | Смысл физических величин: давление; Смысл понятий: выталкивающая сила, подъёмная сила4 Смысл физических законов: закон Паскаля, закон Архимеда. | Описывать и объяснять физические явления: давление жидкости на дно и стенки сосуда, передача давления жидкостями и газами, плавание тел; Приводить примеры о использования физических знаний об атмосферном давлении. О принципах работы гидравлических механизмов, о |
№ п/п | Раздел, количество часов, сроки прохождения. | ||
Раздел 6. Механические колебания и волны. (11часов). | |||
Содержание | Знания | Умения | |
6 | Колебательное движение. Механические колебания. Колебательная система. Маятник. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Графическое представление колебаний. Наблюдения Галилея. Формула Гюйгенса для периода колебаний математического маятника. Период колебаний пружинного маятника. Потенциальная и кинетическая энергия тела при колебательном движении. Превращение энергии при колебаниях. Влияние трения. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Явление резонанса. Акустический резонанс. Использование резонанса. Распространение колебаний. Волны. Продольные и поперечные волны. Упругие волны. Звук. Энергия волны. Перенос энергии волной. Скорость распространения волны. Длина волны. Связь длины волны с периодом и частотой. | Смысл физических величин: период, частота колебаний, амплитуда колебаний, длина волны, скорость волны; Смысл физических понятий: колебательное движение, свободные колебания, вынужденные колебания, резонанс, волна, звук. | Описывать и объяснять физические явления: резонанс, акустический резонанс; Приводить примеры практического использования физических знаний о звуке, о резонансе, об акустическом резонансе; Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы; Решать задачи на применение изученных физических законов; Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости координаты, скорости, энергии колеблющегося тела от времени. |
Перечень лабораторных работ.
№ работы | Содержание работы. | Дата |
№1 | Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. | |
№2 | Изучение упругих свойств пружины. | |
№3 | Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы. | |
№4 | Измерение коэффициента трения скольжения. | |
№5 | Определение работы силы тяжести, упругости и трения. | |
№6 | Проверка условия равновесия рычага. | |
№7 | Измерение выталкивающей силы. | |
№8 | Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. | |
№9 | Определение массы с помощью пружинного маятника. |
Перечень контрольных работ
№ | Тема работы | Дата |
1 | «Основы кинематики». | |
2 | «Законы движения» и «Силы в механике». | |
3 | «Законы сохранения в механике». | |
4 | «Механические колебания и волны». |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сокращения:
№ п/п | Дата | Тема урока. | Цели | Вид деятельности | Домашнее задание |
Раздел 1. Основы кинематики (16часов) | |||||
1 | Основные понятия кинематики. | Введение понятий «механическое движение», «относительность движения», «тело отсчёта», «система отсчёта», «геоцентрическая система отсчёта», «гелиоцентрическая система отсчёта», «кинематика»; повторение методов научного познания. | Фронтальная работа, опыты, ответы на вопросы | §1, з.1-5; №95,102. | |
2 | Материальная точка. Поступательное движение. | Введение понятий «материальная точка», «поступательное движение», «траектория движения», «прямолинейное движение», «криволинейное движение»; выяснение условий применимости модели «материальная точка» к реальным физическим телам; обоснование зависимости формы траектории от выбора системы отсчёта. | Решение задач, ответы на вопросы, интерактивная доска, физический диктант. | §2, з.1-6; №96-99. | |
3 | Путь и перемещение. | Введение понятий «путь», «перемещение», «векторная величина», «скалярная величина», «модуль вектора», «проекция вектора на ось координат»; закрепление знаний, полученных при изучении главы 1 | Тест, работа на компьютере, фронтальная работа, творческая работа, решение задач | §3, з.1-3-5, «Самое важное в гл.1»; №106, | |
4 | Скорость прямолинейного равномерного движения. | Введение понятий «равномерное прямолинейное движение», «скорость равномерного движения»; введение единицы скорости в СИ; изучение зависимости скорости движения от выбора системы отсчёта. | Ответы на вопросы, работа с интерактивной доской, фронтальная работа, беседа, решение задач | §4,з.1-6; №119,121. | |
5 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | Вывод формулы для вычисления вектора перемещения и его модуля при прямолинейном равномерном движении; введение понятия «закон движения»; формирование умения решать задачи на определение координат тела при прямолинейном равномерном движении. | Анализ решения задач, фронтальный опрос, вывод формулы, решение задач. | §5, з.1,4, №128,130. | |
6 | Графическое представление движения. | Построение графика зависимости координаты тела и проекции его скорости от времени при прямолинейном равномерном движении; определение по графику координаты скорости движения, а по графику скорости – проекции перемещения. | Анализ решения задач, работа с графиками, решение задач. | §6, з.1-6. «Самое главно. | |
7 | Скорость при прямолинейном неравномерном движении. | Введение понятий «неравномерное движение», «средняя скорость неравномерного движения», «мгновенная скорость». | Самостоятельная работа, ответы на вопросы, интерактивная доска, фронтальная работа, решение задач. | §7,з.1-5; №136,145. | |
8 | Ускорение при равноускоренном движении. | Введение понятий «прямолинейное равноускоренное движение», «ускорение прямолинейного равноускоренного движения»; введение единицы ускорения в СИ; ознакомление с модулями ускорений различных тел при разгоне тел и торможении. | Анализ решения задач, опыты, вывод формулы. Решение задач. | §8, з.1-4; №155. | |
9 | Скорость равноускоренного движения. | Вывод формулы вектора мгновенной скорости равноускоренного движения. Её проекции на ось; построение графика зависимости мгновенной скорости от времени. | Фронтальная письменная работа, вывод формулы, решение задач, работа с графиками. | §9, повторить 6-8, з.1-5 | |
10 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Вывод формулы перемещения при равноускоренном движении и формулы средней скорости равноускоренного движения с использованием графика скорости. | Фронтальная работа, ответы на вопросы, решение задач. | §10, з.1-3; №159. | |
11 | Свободное падение. | Введение понятий « свободное падение», «ускорение свободного падения»;изучение свободного падения как примера равноускоренного движения. | Фронтальная проверочная работа, опыт, интерактивная доска, вывод формулы, работа с учебником, решение задач. | §11,з.1-4,6,7; | |
12 | Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении». | Ознакомление с понятиями «цена деления измерительного прибора», «инструментальная погрешность»; формирование умения записывать результаты измерений с учётом приборных погрешностей. | Групповая работа, оформление работ | «Самое важное в главе 3»; №312. | |
13 | Равномерное движение материальной точки по окружности. | Введение понятий «равномерное движение по окружности», «линейная скорость», «центростремительное ускорение»; выяснение направления мгновенной скорости при движении по окружности; доказательство того, что равномерное движение по окружности – это движение с ускорением. | Фронтальный опрос, работа с чертежом, беседа, обобщение, работа с учебником | §12, з.1-5;№167. | |
14 | Период и частота обращения. | Введение понятий «период обращения», «частота обращения»; вывод формул связи периода и частоты обращения с линейной скоростью и центростремительным ускорением. | Фронтальный опрос, работа с интерактивной доской, с учебником | §13,з.1-7«Самое важное в главе 4». | |
15 | Повторение кинематики. | Систематизация и обобщение изученного материала; развитие умения решать расчётные задачи по изученной теме. | Анализ решения задач, фронтальная работа, самостоятельная работа, решение задач. | З. 6 и 8 (с.44), з.5 (с.49); №158,165; | |
Раздел 2. Законы движения. (7часов) | |||||
16 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики». | Проверка качества усвоения знаний, выявление пробелов в знаниях, оценка знаний учащихся. | Самостоятельное решение задач. | «Самое важное в гл.1-4». | |
17 | Первый закон Ньютона – закон инерции. | Введение понятий «инерция»,»движение по инерции»; изучение первого закона Ньютона и его проявлений в технике и в быту. | Работа над ошибками, наблюдение за опытом, находят различия, формулировка определений с помощью опытов и работы с учебником, разбор примеров из повседневной жизни, ответы на вопросы, решение задач. | С.57-58,§14,з.1-7;№ 176,184-186,195. | |
18 | Взаимодействие тел. Масса тела. | Введение понятия «инертность», расширение и уточнение понятия «масса». | Фронтальный разбор заданий, анализ решения задач, эксперименты, опыт, проанализировав опыт, сделать вывод, работа с учебником, решение экспериментальных и расчётных задач. | § 15, з.1-7; №211-213. | |
19 | Сила. Второй закон Ньютона. | Расширение и уточнение понятия «сила»; изучение закона Гука и второго закона Ньютона. | Анализ решения задач, фронтальная работа, индивидуальная работа, эксперимент, обсуждение, решение задач. | §16,з.1-7; №318,320. | |
20 | Сложение сил. | Введение понятия «равнодействующая сила»; изучение правил сложения векторов ( правила параллелограмма и треугольника) | Анализ заданий, работа с интерактивной доской, эксперимент, решение задач. | §17, з.1-6, подготовиться к выполнению | |
21 | Лабораторная работа №3 «Изучение упругих свойств пружины». | Экспериментальное изучение закона Гука и определение жёсткости пружины. | Групповая, индивидуальная | №328, 331, 332, 335, 350 | |
22 | Третий закон Ньютона. | Изучение третьего закона Ньютона; обобщение законов движения. | Анализ решения задач, фронтальная, информационные технологии, решение задач фронтально и индивидуально. | §18,з.1-3,5; №216-218. | |
23 | Повторение темы «законы движения». | Обобщение и закрепление материала по теме «Законы движения»; развитие умения решать качественные и расчётные задачи. | Фронтальная работа, анализ решения задач, индивидуальная работа. | « Самое важное в главе 5»; | |
Раздел 3. Силы в механике. (8часов) | |||||
24 | 30.11 | Сила всемирного тяготения. | Введение понятий «гравитационная сила», «гравитационная постоянная»; изучение закона всемирного тяготения, условий применимости формулы для вычисления силы тяготения между двумя телами. | Анализ решения задач, беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, ИКТ | §19, з.1-4; №291,298. |
25 | 05.12 | Сила тяжести. | Углубление понятия «сила тяжести»; связь между параметрами планеты и ускорением силы тяжести у её поверхности, зависимость ускорения свободного падения от высоты; введение понятия «центр тяжести», определение положения центра тяжести. | Физический диктант, беседа, ИКТ, эксперимент, работа с таблицей, решение задач. | §20,з.1-11; подготовиться к лабораторной работы №2(с.222) |
26 | 07.12 | Лабораторная работа №2 «Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы». | Повторение правил взвешивания на рычажных весах; построение графика экспериментальной зависимости силы тяжести от массы тела с учётом погрешности измерений. | Групповая работа, индивидуальная работа, опыт, анализ и вывод. | §19,20; №295,309,347. |
27 | 12.12 | Искусственные спутники Земли. | Введение понятия «первая космическая скорость»; вывод формулы первой космической скорости с использованием закона всемирного тяготения и второго закона Ньютона. | Фронтальная работа, анализ решения задач, беседа, | §21,з.1-4; №302. |
28 | 14.12 | Вес тела. Перегрузка и невесомость. | Введение понятий «вес тела», «невесомость», «перегрузка»; вывод формулы для вычисления веса тела, движущегося с ускорением, направленным вертикально. | Письменная индивидуальная работа, | §22, з.1-8; №351 |
29 | 19.12 | Сила трения. | Введение понятий «сила трения покоя», «трение скольжения», «коэффициент трения покоя», «коэффициент трения скольжения», «трение качения»; анализ роли трения в повседневной жизни и технике. | Фронтальная работа, анализ решения задач, обсуждение вопроса, опирающегося на жизненный опыт, проблемная ситуация, рисунок, рассказ, ИКТ, решение задач. | §23, з.4,6,7; №415,418,423; подготовиться к выполнению лабораторной работы №4 (с.225-226) |
30 | 21.12 | Лабораторная работа №4 «Измерение коэффициента трения скольжения». | Экспериментально исследовать зависимость силы трения от силы нормального давления; закрепление умения строить графики прямой пропорциональной зависимости с учётом погрешностей измерений, определять коэффициент пропорциональности между изучаемыми величинами по графику.. | Индивидуальная, групповая работа. | §22,23,з. 1-3,5,8 (с.101); №432,434 |
31 | 26.12 | Центр масс. Повторение тем «Законы движения» и «Силы в механике». | Выяснение условий, при которых тело движется поступательно; введение понятия «центр масс»; повторение материала тем «Законы движения» и «Силы в механике»; подготовка к контрольной работе. | Фронтальный опрос, анализ решения задач, опыт, ИКТ, решение задач. | §24, з.1-5; «Самое важное в главе 5». |
32 |
| Контрольная работа №2 по теме «Законы движения» и «Силы в механике». | Проверка и оценка знаний учащихся, выявление недочётов. | Индивидуальная работа. | Повторить «Самое важное в главе 5,6», |
Раздел 4. законы сохранения в механике. (15 часов) | |||||
33 | Импульс. | Введение понятий «импульс силы», «импульс тела», единицы импульса силы и импульса тела; изучение закона импульса. | Индивидуальная, фронтальная, ИКТ, вывод формулы, ответы на вопросы, решение задач. | §25, з. 1-7; № 214 | |
34 | Закон сохранения импульса. | Введение понятий «система тел», «внутренние силы», «внешние силы», «замкнутая система тел»; вывод закона сохранения импульса на основе второго и третьего закона Ньютона. | Фронтальная работа, анализ решения задач, ИКТ, беседа, ответы на вопросы, решение задач, индивидуальная работа. | §26, з.1,2,6,7; № 212, 219 | |
35 | Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса» | Закрепление материала по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»; развитие умения решать качественные расчётные задачи. | Фронтальная работа, ответы на вопросы, анализ решения задач, решение задач индивидуально и фронтально. | §25,26,задания 4,5,8,9 ( стр.112- | |
36 | Реактивное движение. | Углубление и уточнение понятия «реактивное движение»; вывод формулы скорости ракеты из закона сохранения импульса. | Фронтальная работа, ИКТ, опыт, решение задач. | §27, з.1-8; «Самое важное в главе 7». | |
37 | Работа силы. | Уточнение и углубление понятия «механическая работа»; введение формулы вычисления работы силы, учитывающей угол между направления силы и перемещения. | Физический диктант, фронтальная работа по повторению, опыт, ИКТ, Ответы на вопросы, решение задач индивидуально и фронтально. | §28, з.1-7;№ 667 | |
38 | Взаимосвязь работы и кинетической энергии. | Используя второй закон Ньютона, установить связь между работой равнодействующей силы и изменением кинетической энергии тела. | Фронтальная работа, ИКТ, анализ решения задач, , вывод размерности кинетической энергии, индивидуальная работа, решение задач,ответы на вопросы. | §29 (с. 120-122),задания 1-5,13; подготовиться к лабораторной работе №5 (с.226) | |
39 | Лабораторная работа №5 «Определение работы силы тяжести, упругости и трения». | Развитие умения измерять на практике и вычислять силы и их работу при равномерном движении тела по наклонной плоскости. | Индивидуальная работа, групповая работа. | Повторить §29; №689-691 | |
40 | Потенциальная энергия. | Введение понятия «консервативная сила», формулы работы силы упругости, потенциальной энергии тела, на которое действует сила тяжести или сила упругости; вывод соотношения между работой консервативной силы и изменением потенциальной энергии тела. | Фронтальная работа, работа с учебником, решение задач. | §29, з.6-12,14,16, 17. | |
41 | Закон сохранения механической энергии. | Введение понятия «полная механическая энергия»; изучение взаимного превращения кинетической и потенциальной энергии на примере свободного падения; применение теоремы о кинетической энергии для вывода закона изменения полной механической энергии незамкнутой системы тел. | Индивидуальная, тест, беседа, ИКТ, опыт, работа с учебником | §30,задания 1-7 | |
42 | Равновесие и потенциальная энергия. | Введение понятий «равновесие», «устойчивое», «неустойчивое безразличное равновесие»; выяснение условий, при которых равновесие тел устойчивое. | Физический диктант, работа с учебником, опыты, анализ опытов, формулировка вывода, , фронтальный опрос, ИКТ | §31,задания 1-7 | |
43 | Условие равновесия рычага. | Введение понятий «рычаг», «момент силы»; выяснение условий равновесия рычага, обоснование «золотого правила» механики. | Фронтальный опрос, обсуждение, формулируют вывод, работа с учебником, ИКТ, решение задач фронтально и индивидуально. | §32, задания 1-8 стр.139, подготовиться к лабораторной работе №6. | |
44 | Лабораторная работа №6 «Проверка условия равновесия рычага». | Экспериментально проверить условия равновесия рычага. | Индивидуальная и фронтальная работа. | №740-742,751,752.. | |
45 | Простые механизмы. КПД. | Изучение устройства и назначения ворота, подвижного и неподвижного блоков, наклонной плоскости; введение понятия «КПД» | Анализ опытов, анализ решения задач, проблема, индивидуальная и фронтальная работа. | §32,33, з. 9-11 (с. 143), 1-4 (с.146) № 768,770,798. | |
46 | Повторение темы «Законы сохранения в механике». | Повторение и закрепление материала; развитие умения решать задачи; подготовка к контрольной работе. | Групповая работа, индивидуальная, решение задач. | «Самое важное в главе 7,8».; | |
47 | Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике». | Контроль и оценка знаний, выявление пробелов в знаниях. | Индивидуальная работа. | ||
Раздел 5. Гидро - и аэростатика. (7часов) | |||||
48 | Давление внутри покоящейся жидкости. | Повторение свойств жидкостей и газов, отличающих их от твёрдых тел; повторение понятия «давление»; введение понятия «гидростатическое давление», вывод формулы для гидростатического давления; изучение свойств сообщающих сосудов. | Опыты, вывод формул, ИКТ, учащиеся выдвигают свои версии и обосновывают свои версии, , практическая работа, решение задач | §34, з.1-8; № 518,536,538. | |
49 | Атмосферное давление. | Обоснование существования атмосферного давления, введение понятия «нормальное атмосферное давление»; изучение устройства ртутного барометра и барометра – анероида. | Фронтальный опрос, анализ решения задач, опыты, работа с таблицей и рисунками, рассказ, ИКТ, тестирование. | §35, з.1-7; № 549,559,577. | |
50 | Закон Паскаля и его применение. | Изучение особенностей передачи внешнего давления жидкостями и газами, использование закона Паскаля в устройстве гидравлических механизмов. | Фронтальная работа, опыты, вывод формулы, ИКТ, решение задач. | §36, з.1-8; № 498 - 500 | |
51 | Закон Архимеда и его применение. | Применение закона Паскаля к выводу формулы для вычисления выталкивающей силы, действующей на тело в форме параллелепипеда или цилиндра; опытная проверка полученной формулы. | Тестирование, опыт, анализ результата опыта, вывод формулы, ИКТ, индивидуальная работа. | §37, з.1-6; №625,634; подготовиться к лабораторной работе №7 (с.228). | |
52 | Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей силы». | Экспериментальная проверка закона Архимеда; повторение понятий «сила тяжести», « вес тела». | Групповая и индивидуальная работа. | Повторить §36, з.8-10 (с.175-176) № 646,650;. | |
53 | Условие плавания тел. Воздухоплавание. | Выяснение условий плавания тел, плотность которых меньше или больше плотности жидкости, условий воздухоплавания. | Фронтальный опрос, анализ решения задач, Работа с учебником, ИКТ, решение задач. | §37 (с.170-174),з.11-15; № 656 -658 | |
54 | Решение задач по теме « Гидро- и аэростатистика» | Закрепление материала по теме « Гидро- и аэростатистика», выявление пробелов в знаниях и их устранение; развитие логического мышления путём решения качественных и расчётных задач. | Тестирование, решение задач индивидуально и фронтально. | «Самое важное в главе 9»; №624,630,644. | |
Раздел 6. Механические колебания и волны. (11часов). | |||||
55 | Свободные колебания. Период и частота колебаний. | Введение понятий «механические колебания», «свободные колебания», «колебательная система», «собственная частота колебаний»; повторение понятий «период колебаний», «частота колебаний», «амплитуда колебаний»; повторение видов равновесия; выяснение условий, необходимых для возникновения свободных колебаний. | ИКТ, беседа, ответы на вопросы, работа с учебником, фронтальный эксперимент. | §38, з.1-6; № 854, 855,859. | |
56 | График колебаний. Период колебаний нитяного маятника. | Введение понятий «график колебаний», «синусоида», «математический маятник»; введение формулы математического маятника; развитие умения определять по графику колебаний их амплитуду и период. | Физический диктант, проблема, эксперимент, вывод формулы, работа с учебником. | §39, 40,з.1-4 (с.185), 1-5 (с.189); № 873; | |
57 | Лабораторная работа №8 «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника». | Экспериментальное определение ускорения свободного падения и сравнение его с табличным значением; приобретение умения определять границы применимости теоретической модели к конкретной экспериментальной установке. | Индивидуальная и фронтальная работа. | §38,39, з.6,7 (с.189); № 874, 875 | |
58 | Период колебаний пружинного маятника. | Экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины; введение формулы периода колебаний пружинного маятника, формулировка условий (описание модели),в которых справедлива эта формула. | Анализ решения задач, эксперимент, работа с графиками, вывод формул, решение задач. | §41, з.1-6; № 878, 879» подготовиться к лабораторной работе №9(с.230) | |
59 | Лабораторная работа №9 «Определение массы с помощью пружинного маятника». | Экспериментальная проверка формулы периода колебаний пружинного маятника, выяснение условий , при которых она справедлива. | Индивидуальная и групповая работа. | §40,41, з.7 (с.191); № 877,880 | |
60 | Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. | Повторение видов механической энергии, формул их вычисления, закона сохранения и превращения энергии; введение понятий «затухающие колебания», «вынужденные колебания», «резонанс»; изучение факторов, влияющих на частоту и амплитуду вынужденных колебаний. | Анализ решения задач, фронтальная проверочная работа, беседа, работа с учебником, решение задач | §42,43, з.1-6 (с.193),1-5 (с.195); № 882,888. | |
61 | Акустический резонанс. | Ознакомление с учётом и использованием явления резонанса в акустике, технике и быту. | Анализ ответов, решение задач, рассказ, ответы на вопросы. | §44,45, з.1-5 (с.198), 1-3 (с.201). | |
62 | Механические волны. | Введение понятий «механическая волна», «продольная волна»,»поперечная волна», «упругая волна»; повторение темы «Звук». | Фронтальный опрос, опыты, работа с учебником, решение задач. | §46, з.1-6; № 891, 893 | |
63 | Свойства механических волн. | Введение понятий «скорость волны»; введение формул, связывающих скорость волны с длиной волны и частотой (периодом) колебаний; изучение процесса переноса энергии волной. | Физический диктант, опыты, ответы на вопросы, решение задач индивидуально и фронтально. | §47, з.1-6; № 894- 896 | |
64 | Решение задач по теме «Механические колебания и волны». | Повторение и обобщение материала по теме « Механические колебания и волны»; развитие умения решать качественные и расчётные задачи. | Фронтальный опрос, решение задач. | « Самое важное в главе 10»; подготовка к контрольной работе. | |
65 | Контрольная работа №4 по теме «Механические колебания и волны». | Проверка уровня усвоения материала, выявление пробелов в знаниях. | Индивидуальная работа. | ||
66 | Итоговый урок | ||||
67 | Резервное время | ||||
68 | Резервное время |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, А.В.Бунчук | Физика 8 класс | 2010 | Мнемозина. |
2 | Н.А. Матвеева | Методика преподавания физики 8 класс | 2010 | Мнемозина |
3 | М.С.Атаманская, Л.В.Матюшкина, О.Б.Якунина | Физика 7 9классы.Контрольные работы к учебникам Н.М. Шахмаева, Ю.И.ДикА.В. Бунчук | 2009 | Легион |
5 | В.И.Лукашик, Е. В. Иванова | Сборник задач по физике 7 – 9 | 2008 | Просвещение. |
6 | Л.М.Монастырский, А.С. Богатин | Физика 9 класс.Подготовка к итоговой аттестации. | 2009 | Легион |
7 | Н.И.Зорин. | ГИА 9класс в новой форме физика тренировочные задания | 2010 | ЭКСМО |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Компьютер
- Графопроектор
- Мультимедийный проектор, Epson ЕМР.
- Принтер
- Интерактивная доска прямой проекции Smart
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Электронные уроки и тесты
- Колебания и волны.
- Движение и взаимодействие тел.
- Движение и силы.
- Работа. Мощность и энергия
- Гравитация. Закон сохранения энергии.
- Мультимедийные диски
- «Библиотека наглядных пособий»
- Лабораторные работы по физике 8 класс.
- « Вся физика»,
- «Энциклопедия Кирилла и Мифодия»
- Мультимедийное учебное издание «Физика 9 класс»
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
№ | Тема лабораторной работы | Лабораторный набор | Оборудование |
1 | Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. | механика | Желоб, шарик, секундомер |
Изучение упругих свойств пружины. | механика | Динамометр, набор грузов | |
Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы. | механика | Динамометр, набор грузов | |
Измерение коэффициента трения скольжения. | механика | Динамометр, набор грузов, тубометр | |
Определение работы силы тяжести, упругости и трения. | механика | Динамометр, набор грузов | |
Проверка условия равновесия рычага. | механика | Рычаг, набор грузов | |
Измерение выталкивающей силы. | механика | Тело, сосуд с водой | |
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. | механика | Шарик, нить, секундомер | |
Определение массы с помощью пружинного маятника. | механика | Пружина, набор грузов |
Демонстрационное оборудование.
Демонстрационный набор «Механика»
Набор сообщающихся сосудов.
Демонстрационный набор «Сила Архимеда»
Динамометры демонстрационные
Рычаг демонстрационный
Маятник Максвелла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике к учебнику 7 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук.
Рабочая программа по физике к учебнику 7 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук....
Рабочая программа по физике к учебнику 8 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук.
Рабочая программа по физике к учебнику 8 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук....
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"
Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...
Рабочая программа по физике по учебнику физики 7 класс Генденштейн Л.Э и др
Рабочая программа составлена в соответствии со ФГОС. Редактирование и корректировка учителя русского языка и литературы Коноваловой Елены Геннадьевны...
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....