Рабочая программа по физике к учебнику 7 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук.
рабочая программа по физике по теме
Рабочая программа по физике к учебнику 7 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7klass_2013.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике,
Учебник Шахмаев Н. М. и др., 7класс.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
№ | Нормативные документы. |
1. | Закон об образовании РФ // Вестник образования, 2004, №12 |
2. | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по физике. // Сборник нормативных документов. Физика. – М.: Дрофа. 2004. с. 196-204. |
3. | Программа по физике, 7 – 9 класс, авторы Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук, В.А. Коровин. |
4. | Методическое письмо « О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». |
5. | Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. |
6. | Конституция РФ. |
7. | Национальная доктрина развития образования. |
8. | Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. |
Пояснительная записка.
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Школьный курс направлен на реализацию следующих основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Рабочая программа по физике для 7 — 9 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по физике (утверждена Приказом МО РФ от 9.03.2004г. №1312) и авторской программы Н. М. Шахмаева, рекомендованной МО РФ.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них навыков самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Программа соответствует федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ — 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в год.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
2.Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
3. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
4. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
5. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Правила по безопасным условиям труда 7 класс
1)Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
2)Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
3)Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4)Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
5)Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
6)При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.
7)Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.
8)По окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.
9)При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.
10)Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола руками или тряпкой, надо пользоваться щёткой или метёлкой с совком.
11)При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.
12)При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что нитки нельзя обрывать пальцами, надо применять ножницы.
13)При опускании груза в жидкость нельзя резко отпускать груз.
14)При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.
Тема: «Тепловые явления».
1)При выполнении лабораторных работ нельзя пользоваться разбитой стеклянной посудой или посудой с трещинами.
2)Стеклянные колбы при нагревании нужно ставить на асбестовые сетки. Воду можно нагрева до 60-70С.
3)Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого использовать щётку с совком.
4)Не оставляйте без присмотра нагревательные приборы.
Тема: «Оптика».
1)При работе со стеклом нужно быть очень осторожным и внимательным, чтобы не разбить его и исключить порезы.
2)При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.
3)При обнаружении трещин на стекле и линзах нужно прекратить и сообщить учителю.
4)Осколки стекла нельзя стряхивать руками. Для этого нужно использовать щётку и совок
Содержание курса « Физика – 7».
Раздел 1. Введение. (2часа) | ||
Содержание | Знания | Умения |
Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика – основа техники. | Сущность естественнонаучного метода познания мира. | Приводить примеры практического использования физических знаний: о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях |
Раздел 2. первоначальные сведения о свете. (16часов). | ||
Источники и приёмники света. Прямолинейное распространение света. Скорость света. Тень и полутень. Затмения Солнца и Луны. Законы отражения. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Сферические зеркала. Применение выпуклых сферических зеркал в технике. Законы преломления. Линзы. Оптические приборы. Фотоаппарат. Лупа. Театральный бинокль. Глаз и зрение. Очки. Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение цветных пучков в света. | Смысл физических величин: фокусное расстояние линзы; Смысл понятий: световые явления; волна; Смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света. | Описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы Приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях Решать задачи на применение изученных физических законов. |
Раздел 3.Первоначальные сведения о звуке. (7часов) | ||
Источники и приёмники звука. Распространение звука. Скорость распространения звука. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Действие звуков на организм человека. Отражение звука. Законы отражения. Эхо. Музыкальные звуки. Приборы и приспособления, служащие для усиления звука. Ультразвук. | Смысл физических величин: скорость звука, громкость, высота тона; Смысл понятий: звуковые явления, волна; Смысл физических законов: отражения звука. | Описывать и объяснять физические явления: отражение, распространение звука; Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы; Приводит примеры практического использования физических знаний о звуковых явлениях; Решать задачи на применение изученных физических законов. |
Раздел 4. Первоначальные сведения о строении вещества. (6часов). | ||
Дискретное строение вещества. Молекулы. Непрерывное и хаотическое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Движение и взаимодействие частиц вещества. Расположение частиц в твёрдых телах, жидкостях и газах. Молекулярное строение льда, воды и водяного пара. | Смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом, молекула. | Описывать и объяснять физические явления: диффузия; взаимодействие молекул Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы Приводить примеры практического использования физических знаний о строении вещества |
Раздел 5. Физические величины. (6часов). | ||
Масса. единица массы. Плотность. Сила. Единица силы. Динамометр. Сила тяжести. Давление. Единица давления. Работа. Единица работы. Мощность. Единица мощности. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Энергия рек и ветра. | Смысл физических величин: масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия. | Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления. |
Раздел 6. Тепловые явления. (15часов) | ||
Источники и приёмники тепла. Тепловое расширение. Температура. Термометр. Медицинский термометр. Связь температуры со скоростью движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Термос. Теплоизоляция и отопление домов. Сравнение теплопроводности различных материалов. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. | Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, влажность воздуха; Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах; Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию. | Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях Решать задачи на применение изученных физических законов. |
Раздел 7. Тепловые двигатели. ( 5часов) | ||
Устройство и принцип работы реактивного двигателя. Двигатели внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД тепловой машины. Тепловые двигатели и охрана природы. | Смысл физических величин: коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура. Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах. | Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях. |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.
№ работы. | Содержание работы. | Дата проведения |
1 | Наблюдение изображения предмета, полученного с помощью плоского зеркала. | |
2 | Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы. | |
3 | Получение изображений с помощью линзы. | |
4 | Наблюдение дисперсии света. | |
5 | Измерение размеров мелких тел. | |
6 | Измерение массы тела на рычажных весах. | |
7 | Измерение плотности твёрдого тела. | |
8 | Градуирование пружины и измерение сил динамометром. | |
9 | Градуировка комнатного термометра. | |
10 | Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры. |
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ работы. | Тема | Дата проведения |
1 | « Первоначальные сведения о свете». | |
2 | « Физические величины». | |
3 | «Тепловые явления». |
Календарно – тематическое планирование.
Дата | № урока | Тема | Цели | Вид деятельности | Домашнее задание. |
Раздел 1. Введение. (2часа) | |||||
1 | Наука физика. | Сформировать представление о естественно научном методе. | Беседа, обсуждение. | Стр.3-4. Подготовить сообщения | |
2 | Физика – основа техники. Физика и физики. | Установить взаимосвязь физики и технического прогресса. | Беседа, фронтальная работа. | Стр.5-6 | |
Раздел 2. первоначальные сведения о свете. (16часов). | |||||
3 | Источники и преемники света. | Сформировать представление о свете как важнейшем факторе жизни на Земле. Знакомство с источниками и приемниками света. С какой скоростью распространяется свет в воде? | Опрос, работа с схемой, опыты, презентация. | §1; задания 1-3; 3 1484; 1488; 1492. | |
4 | Распространение света. | Получение тени и полутени. Знакомство с прямолинейным распространением света. Знать что такое луч света? Знать как образуется тень и полутень. | Опрос, фронтальная работа, опыты, решение проблемной ситуации, презентация. | §2,3; задания 1-3 № 1503; 1506. Подготовить сообщение о лунных и солнечных затмениях. | |
5 | Отражение света. Лабораторная работа по теме « Законы отражения. Плоское зеркало». Техника безопасности. | Вывести законы отражения света. Научиться строить изображения в плоском зеркале. Знакомство с законом отражения света. Уметь объяснять, как получается изображение в плоском зеркале. Знать, где применяется плоское зеркало. | Лабораторная работа №1. | §4; задания 1-9; № 1535; 1537; 1542. | |
6 | Плоское зеркало. | Введение понятий «зеркальное изображение», «мнимое изображение», «действительное изображение», «прямое изображение»; изучение правила построения изображения в плоском зеркале и свойств изображения. | Анализ выполнения заданий, рассказ, работа с учебником, беседа, построение чертежей. | §5( с.20-21),задания 1-6 на стр23-24, №1551, 1556, 1558. | |
7 | Преломление света | Введение понятий «преломление света», «угол преломления»; выявление связи между преломлением света и скоростью его распространения в различных средах. | Опрос, индивидуальная работа, презентация, работа с таблицей, решение задач. | § 7. з.1-5 на с.27-28, №1561, 1571, 1579 | |
8 | Экспериментальное изучение явления преломления света. | Закрепление материала по теме « преломление света»; совершенствование навыков проведения самостоятельного эксперимента, ведение протокола эксперимента, формулировки выводов из эксперимента. | Опрос, решение экспериментальных задач. | Повторить § 7, № 1566. | |
9 | Решение задач на отражение и преломление света. | Закрепление материала по теме «Отражение и преломление света»; развитие мышления учащихся путём решения качественных задач. | Опрос, обсуждение решения задач, демонстрация по задаче. | Повторить § 7, № 1580, 1581. | |
10 | Линзы. Лабораторная работа №2 «Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы». Техника безопасности. | Введение понятий: «линза», «выпуклая линза», «вогнутая линза», «главная оптическая ось линзы», «оптический центр линзы», «тонкая линза», «главный фокус линзы», «фокусное расстояние линзы», «собирающая линза», «рассеивающая линза»; формирование умения использовать знания для теоретического предсказания свойств новых объектов. | Опрос. Лабораторная работа №2. | §8( с 28-31) задания 1 -12 с. 32. № 1586; 1610,1611, 1632. | |
11 | Формула тонкой линзы. | Формирование умения строить изображения в тонких линзах; введении формулы тонкой линзы и правило знаков для расстояний; использование формулы тонкой линзы при решении задач. | Фронтальный опрос, эвристическая беседа, презентация, составление таблиц. | § 8 (с.31-32), § 9; №1600, 1602; | |
12 | Лабораторная работа « Получение изображений с помощью линзы».Техника безопасности. | Закрепление материала по теме «Линзы»», экспериментальная проверка формулы линзы; развитие навыков экспериментальной работы, выполнение инструкций, составления отчёта. | Лабораторная работа №3 | Повторить § 7; задания 6-7 с.31 | |
13 | Решение задач на формулу тонкой линзы. | Формирование умения использовать формулу тонкой линзы и правила знаков. | Решение задач. | №1606; 16134 1614. Подготовить сообщения по теме « Оптичес-кие приборы» | |
14 | Оптические приборы. | Повторение и закрепление материала о свойствах собирающей линзы, правилах построения изображений в ней, характеристиках этих изображений при различных положениях предметов относительно линзы; Развитие умения объяснять принципы действия физических приборов на основе законов оптики. | Решение задач. Фронтальная и индивидуальная работа. | § 9, задания 2-4,с. 37 | |
15 | Глаз и зрение. | На примере оптической системы глаза повторить тему «Линзы»; обратить внимание на меры, предупреждающие развитие близорукости. | Опрос, выступление с докладами, решение задач. | §11; задания 1-5 с.41 №1636; 1637; 1638. | |
16 | Состав света. | Повторение сведений о преломлении света и хода лучей в призме; введение понятия «дисперсия света», объяснение цвета прозрачных и непрозрачных тел. | Опрос, опыт, решение задач. | § 12; задания 1-7 с.43; | |
17 | Лабораторная работа №4 « Наблюдение дисперсии света» Т.Б | Повторение сведений о ходе лучей в призме; наблюдение явления дисперсии; развитие умения описывать наблюдаемые явления. | Лр№4. | «Самое важное в главе 1»с.43-44 | |
18 | Контрольная работа №1 по теме по теме « Первоначальные сведения о свете». | Контроль знаний, умений и навыков учащихся. | Кр№1 |
19 | Источники и приёмники звука. | Введение понятий «колебание», «амплитуда колебания», «период колебания», «частота колебаний», «источники звука», «приёмники звука»; ознакомление с графической записью колебаний и осциллограммой; формировать умения обобщать наблюдения. | Беседа, презентация, работа с учебником, решение задач. | §13, задания 1 -5с. 49 | |
20 | Распространение звука. Звуковые волны. | Введение понятия «звуковая волна»; закрепление темы «Колебания», развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать. | Опрос, фронтальный опрос учащихся, эксперимент с пружиной, решение задач. | §12, 13, задания 1-5 (с.51), 1-3 (с.55) | |
21 | Скорость звука. Длина волны. | Введение понятий « скорость звука», «длина волны»; изучение связи длины волны со скоростью распространения волн и периодом (частотой) колебаний частиц вещества. | Опрос, обобщение, работа с учебником, решение задач. | § 15; задания 6-10 (с55), №904 | |
22 | Характеристика звука. | Введение понятий «громкость звука», «высота тона», «тембр звука», «обертоны», выяснение связи этих понятий с характеристиками колебаний – амплитудой и частотой; развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать. | Опрос, презентация, решение задач. | §16; задания1-5 с.59. | |
23 | Отражение звука. | Изучить явление отражения звука; сопоставление законов отражения света и звука; использование знаний по акустике для объяснения работы простейших приспособлений . | Опрос, выполнение рисунка на доске и в тетрадях, проведение эксперимента, решение задач. | §17, задание 1- 4 с. 61, № 912. Подготовить сообщение об инфразвуке и ультразвуке. | |
24 | Первоначальные сведения о звуке. | Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся. | Физический диктант, решение задач.. | « Самое важное в главе 2» с.62, № 911. | |
Раздел 5. Физические величины. (6часов). | |||||
25 | Масса. | Введение понятий «физическая величина», «масса тела», «единицы массы»; формирование умения выражать массу тела в разных единицах; изучение способов определения массы. | Письменный опрос учащихся, демонстрация, обсуждение, опыты, анализ данных таблицы, решение задач. | §18;задания 1-2 с. 68 №49;50. Подготовить сообщения | |
26 | Лабораторная работа №6 « Измерение массы тела на рычажных весах» | Формирование умения определять массу тел с помощью весов; закрепление умения выражать массу тела в разных единицах. | Лабораторная работа. | №224, 225, 227. | |
27 | Плотность вещества. | Введение понятия « Плотность вещества», приобретение умения вычислять массы тел по их объёму и плотности, а также объёмы веществ известной массы; развитие умения выражать объёмы тел в разных единицах. | Опрос, призентация, решение задач. | §18; задание 4-8 с.68; №232,234, 235. | |
28 | Лабораторная работа «Измерение плотности твёрдого тела» | Приобретение умения измерять объём жидкостей с помощью измерительного цилиндра; знакомство со способом определения объёма твёрдого тела, плотность которого больше плотности воды; отработка умения взвешивать на рычажных весах и выражать массу и объём тела в различных единицах.. | Лабораторная работа. | №257, 258, 281 | |
29 | Сила. | Введение понятий «сила», «сила тяжести» и единицы силы; формирование представлений о векторных величинах. | Опрос, решение задач. | §19, задания 1-11 с.72, №293, 309, 311. | |
30 | Измерение сил. Лабораторная работа №8. | Закрепление темы « Сила»; введение понятия «сила упругости», изучение способа измерения сил. | Опрос, Лабораторная работа. | § 20,з.1-9 с. 75, №328, 329, 335. | |
31 | Давление | Введение понятия «Давление» и формулы, определяющей давление; объяснение с помощью понятия «давление» различных явлений, встречающихся в быту, природе и технике. | Анализ решения домашних задач, презентация, работа с учебником, ответы на вопросы. | § 21; з.1-5, 9 с.78-79,№447, 448, 452. | |
32 | Решение задач. | Закрепление темы « Сила», « Давление», « Плотность», « Масса», развитие умения решать задачи аналитико – синтетическим методом. | Решение задач, разработка плана выполнения задания и обсуждение необходимого оборудования, работа с таблицами. | №449, 451, 459, 460. | |
33 | Работа. | Введение понятия « работа силы»» выяснение условий, при которых совершается механическая работа; изучение влияния ориентации силы и перемещения на знак работы. | Анализ решения домашних задач, презентация, составление схем и таблиц, решение задач. | §22, з.1-4с. 81 №672, 687 | |
34 | Мощность | Ввести понятие «Мощность»; ознакомление со значениями мощности различных механизмов. | Фронтальная работа, презентация, составление схемы, решение задач. | §23,з 1-4 с.83, повторить §22,№698, 700, 718 | |
35 | Энергия | Введение понятий «механическая энергия», «кинетическая энергия», «потенциальная энергия»; изучение превращения энергии из одного вида в другой. | Индивидуальный опрос, демонстрации, презентация, делать выводы, решение задач. | §24, з.1-12с.87, №807, 810, 818, 822. | |
36 | Повторение темы «Физические величины» | Обобщение материала главы 3; закрепление материала на примере решения задач. | Решение задач, фронтальная и индивидуальная работа. | Самое важное в главе 3., № 282,458, 705, 806. | |
37 | Контрольная работа по теме « Физические величины». | Проверка прочности усвоения материала и умения пользоваться им для решения задач; выявление недочётов в знаниях; формирование умения работать с тестовыми заданиями. | |||
Раздел 4. Первоначальные сведения о строении вещества. (6часов) | |||||
38 | Молекулы и атомы. | Введение понятий «атом», «молекула»; объяснение с помощью этих понятий таких явлений, как дробление веществ, испарение жидкостей, расширение тел при нагревании; ознакомление с использованием приближённых методов оценки размеров молекул | Беседа, презентация, решение задач. | §25 Задания 1-4 с.92-93 №49,50, подготовиться к выполнению лабораторной работы №5. | |
39 | Лабораторная работа №5 «Измерение размеров малых тел». | Приобретение умения измерять способом рядов; определение диаметра атома золота по фотографии | Лабораторная работа№5 | №41,42, измерьте толщину тетрадного листа. | |
40 | Взаимодействие молекул. | Формирование представлений о силах взаимодействия между молекулами; объяснение упругих свойств тел на основе взаимодействия молекул. | Фронтальная работа, опыты, презентация, составление схемы. | §26 задания 1 – 3 с. 94, № 78,81 | |
41 | Движение молекул. Броуновское движение. | Ознакомление с явлением диффузии, броуновским движением; объяснение этих явлений движением молекул; изучение влияния температуры на скорость протекания диффузии; применение полученных знаний для объяснения ряда явлений, наблюдаемых в повседневной жизни. | Опрос, опыт, работа с учебником, презентация, решение задач. | § 27,28, з.1-6 с 95, 1-3 с. 96. | |
42 | Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. | Изучение свойств газообразных, жидких и твёрдых веществ и объяснение этих свойств с позиций МКТ. | Опрос, опыты, презентация, обсуждение, работа с учебником. | §29; задания 1-9 с. 100 №84, 93,94 | |
43 | Повторение темы « Первоначальные сведения о строении вещества» | Систематизация знаний о строении вещества и их закрепление; развитие умения объяснять свойства веществ на основе молекулярной теории; формирование умения выделять главное в прочитанном тексте. | Решение задач, физический диктант, составление схемы. | «Самое важное в главе 4». с.100 | |
Раздел 6. Тепловые явления. (15часов) | |||||
44 | Тепловое расширение. | Изучение теплового расширения твёрдых, жидких и газообразных тел, особенностей теплового расширения воды и значения этих особенностей для природы; ознакомление с учётом теплового расширения в технике. | Беседа, письменный опрос, опыты, анализ опытов, работа с учебником. | §30, 31, 33 з.1-3 с. 103, 1-6 с. 107, 1-7 с.112.; | |
45 | Температура. Лабораторная работа № 9 « Градуировка комнатного термометра» | Введение понятий «температура», «тепловое равновесие»; ознакомление с устройством жидкостных и биметаллических термометров, с правилами измерения температуры. Научиться градуировать термометр и измерять термометром температуру. | Фронтальный опрос, лабораторная работа. | §32; задания 1-3с.110, №39. Подготовить сообщение | |
46 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | Повторение темы «Энергия», основных положений МКТ; введение понятий «внутренняя энергия», «теплообмен», «количество теплоты»; развитие аналитических способностей при выяснении, от чего зависит внутренняя энергия. | Опрос, выдвижение гипотезы, опыты, вывод, составление обобщающих схем. | §34,35; задания 1-5(с.115),1-9 (с.117), №915, 920,930 | |
47 | Теплопроводность. | Изучение одного из видов теплообмена – теплопроводности; учёт особенностей теплопроводности различных материалов в быту и технике. | Фронтальный опрос, работа с учебником, эксперимент, привести примеры из жизни, решение задач. | §36; задания 1-9 с. 119, №959. | |
48 | Конвекция и тепловое излучение. | Изучение двух видов теплообмена – конвекции и теплового излучения; учёт конвекции в технике и в быту; изучение особенностей теплового излучения. | Опрос. Решение задач. Работа с учебником, обсуждение. | §37; задания 1-10 с.124. №981. | |
49 | Удельная теплоёмкость вещества. | Введение понятия «удельная теплоёмкость» и единицы удельной теплоёмкости; формирование умения рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела. | Опрос, обсуждение задач, работа с учебником, презентация. | §38; задания 1-8 с. 1021, 1024. | |
50 | Уравнение теплового баланса. | Изучение закона сохранения энергии в тепловых процессах; введение уравнения теплового баланса. | Анализ домашних задач, решение проблемной ситуации, презентация. | §39; з 1-2 с. 128; | |
51 | Лабораторная работа №10 « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Определить количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой, и объяснить результат измерений. | Лабораторная работа.№10 | Задания 3-4 (с.128). №1029. | |
52 | Плавление и отвердевание. | Введение понятий «плавление», «кристаллизация», «температура плавления», «удельная теплота плавления»; повторение материала о строении жидких и кристаллических тел и их внутренних энергиях; развитие логического мышления в процессе выяснения причин постоянства температуры при плавлении. | Опрос, соревнование в решении задачи, беседа, анализ таблицы, выводы, работа с учебником. | §40; задания 1-4с. 131, №1068, 1069, 1075. | |
53 | Испарение и конденсация. Кипение | Введение понятий «парообразование», «конденсация», «испарение», «кипение», «удельная теплота парообразования», единицы удельной теплоты парообразования; ознакомление с применением испарения жидкостей в технике и быту; развитие логического мышления при объяснении понижения температуры жидкости при кипении, а также зависимости интенсивности испарения от температуры, площади свободной поверхности жидкости и скорости удаления паров. | Опрос, решение задач, опыты, объяснение причины нарушения равновесия, презентация, работа с учебником, решение задач. | § 41,43, задания 1-6 (с.133), 1-5 (с138); №1101, 1117. | |
54 | Решение задач на расчёт количества теплоты. | Закрепление материала по теме « Фазовые переходы»; отработка умения рассчитывать количество теплоты , необходимое для нагревания вещества, плавления и парообразования, а также количество теплоты, выделяющейся при охлаждении, конденсации и кристаллизации. | Решение задач, фронтальная беседа, презентация. | Задания 5-6(с.131), 5-8 (с.138-139), №1090, 1121. | |
55 | Влажность воздуха. | Введение понятий «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «точка росы»; ознакомление с психрометром, с таблицей зависимости плотности насыщенного водяного пара от температуры, с практической значимостью влажности воздуха. | Опрос, решение задач, работа с учебником. | §42; задания 1-9с.136, №1154, 1155, 1163, 1167. | |
56 | Энергия топлива. | Введение понятия «удельная теплота сгорания топлива» и формулы для расчёта количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива; ознакомление с экологическими проблемами, обусловленными сжиганием различных видов топлива. | Опрос. Экспериментальная работа «эффектив-ность спиртовки как нагревателя» | §44; задания 1-6 с.141;, №1042. | |
57 | Повторение темы « Тепловые явления». | Повторить и обобщить материал темы. Подготовка к итоговой контрольной работе. | Самостоятельная работа, решение задач. | Самое важное в главе5. №1053, 1094, 1122 | |
58 | Контрольная работа по теме «Тепловые явления». | Проверка уровня знаний учащихся. | |||
Раздел 7. Тепловые двигатели. ( 5часов) | |||||
59 | Тепловой двигатель. | Введение понятия «Тепловой двигатель»; изучение физических основ работы тепловых двигателей. | Рассмотреть модели по теме, презентация, работа с учебником. Решение задач. | §45з.1-7с.144-145; №1143. Подготовить сообщение о полёте | |
60 | Паровая турбина и реактивный двигатель. | Изучить устройство и принцип действия паровой турбины; введение понятия «реактивное движение»; развитие логического мышления при анализе общих черт и различий между реактивным двигателем и паровой турбиной | Опрос, демонстрация опыта, Решение задач. | §46; задания 1-7 с.149 №1126,1130. | |
61 | Двигатели внутреннего сгорания. | Изучение карбюраторного и дизельного двигателей внутреннего сгорания; развитие аналитических способностей учащихся в процессе обсуждения общих черт и различий между тепловыми двигателями поршневого, реактивного и ротационного типов. | Составление в тетрадях плана ответа и обсуждение различных вариантов планов, составить рассказ по составленному плану, решение задач. | §47; задания 1-8с.151-152, Подготовить сообщения об истории изобретения и развития тепловых двигателей; о | |
62 | Повторение темы «Тепловые двигатели» | Повторить и обобщить материал темы. | Заслушать сообщения учащихся, работа с учебником, | Самое важное в главе 6.; № 927, 930, 1054, 1124. | |
63 | Итоговое тестирование. | Контроль знаний, умений и навыков учащихся. | ИТ | ||
64- 70 | Резервное время. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, А.В.Бунчук | Физика7класс | 2009 | Мнемозина. |
2 | Н.А. Матвеева | Методика преподавания физики 7 класс | 2010 | Мнемозина |
3 | М.С.Атаманская, Л.В.Матюшкина, О.Б.Якунина | Физика 7-9 классы .Контрольные работы к учебникам Н.М. Шахмаева, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук | 2009 | Легион |
4 | Т.М. Гребёнкина | Физика 7 класс. Нестандартные уроки. | 2008 | Корифей. |
5 | В.И.Лукашик, Е. В. Иванова | Сборник задач по физике 7 – 9 | 2008 | Просвещение. |
6 | Л.М. Монастырский, А.С. Богатин | Физика 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. | 2009 | Легион |
7 | Н.И.Зорин. | ГИА 9класс в новой форме физика тренировочные задания | 2010 | ЭКСМО |
8 | 0.Ф. Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов | Задания для контроля знаний учащихся по физике. Дидактический материал. Пособие для учителя. | 1983 | Просвещение. |
9 | В.А.Буров, И.А.Иванов, В.И.Свиридов | Фронтальные экспериментальные задания по физике. | 1986 | Просвещение |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Компьютер
- Графопроектор
- Мультимедийный проектор, Epson ЕМР.
- Принтер
- Интерактивная доска прямой проекции Smart
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Электронные уроки и тесты
- Свет. Оптические явления.
- Колебания и волны.
- Движение и взаимодействие тел.
- Движение и силы.
- Молекулярная структура материи
- Внутренняя энергия электрические поля
- Мультимедийные диски
«Библиотека наглядных пособий»
« Вся физика»,
«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»
Мультимедийное учебное издание «Физика 7 класс»
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
№ | Тема лабораторной работы | Лабораторный набор | Оборудование |
1 | Наблюдение изображения предмета, полученного с помощью плоского зеркала. | «оптика» «электричество» | Зеркало, линейка |
2 | Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы. | «оптика» «электричество» | Собирающие линзы, линейки, источники света, экран, призмы. |
3 | Получение изображений с помощью линзы. | «оптика» | Собирающие линзы, линейки, источники света, экран, призма |
4 | Наблюдение дисперсии света. | Призмы, экран, источник света | |
5 | Измерение размеров малых тел. | Набор тел малого размера линейка, иголки | |
6 | Измерение массы тела на рычажных весах. | «тепловые явления» | Рычажные весы, набор тел малой массы. |
7 | Измерение плотности твердого тела. | Мензурки, мерные стаканчики. Рычажные весы, набор тел | |
8 | Градуирование пружины и измерение сил динамометром. | «тепловые явления» | Динамометры, набор грузов по 102г. |
9 | Градуировка комнатного термометра. | «тепловые явления» | Термометр, горячая вода, холодная вода, |
10 | Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры. | «оптика» «электричество» | Термометр, горячая вода, холодная вода, калориметр, мерный стакан. |
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ.
- Демонстрационный набор «Оптика»
- Набор демонстрационный «Ванна волновая»
- Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком
- Устройство для записей колебаний маятника
- Цилиндры свинцовые со стругом
- Набор демонстрационный «Тепловые явления»
- Динамометры демонстрационные (пара) с принадлежностями.
- Модель теплового двигателя.
- Модель паровой машины.
- Термометр демонстрационный
- Модель броуновского движения.
- Прибор для демонстрации диффузии.
- Набор по молекулярной физике и термодинамике.
- Комплект по геометрической оптике на магнитных держателях (Набор демонстрационный «Геометрическая оптика»).
- Комплект по волновой оптике (Набор Демонстрационный «Волновая оптик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике к учебнику 8 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук.
Рабочая программа по физике к учебнику 8 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук....
Рабочая программа по физике к учебнику 9 класса Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук.
Рабочая программа по физике к учебнику 8 класса Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук....
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"
Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...
Рабочая программа по физике по учебнику физики 7 класс Генденштейн Л.Э и др
Рабочая программа составлена в соответствии со ФГОС. Редактирование и корректировка учителя русского языка и литературы Коноваловой Елены Геннадьевны...
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....