Рабочая программа по физике по учебнику физики 7 класс Генденштейн Л.Э и др
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии со ФГОС. Редактирование и корректировка учителя русского языка и литературы Коноваловой Елены Геннадьевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике | 80 КБ |
КТП по физике | 58.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в основной школе, а также предоставляет возможность для получения среднего ( полного) общего образования. Методологической основой Рабочей программы является Программа для общеобразовательных учреждений по физике для 7-9 классов авторы Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский, М.: Мнемозина, 2013
В соответствии с методологической основой Рабочей программы содержание курса направлено на реализацию следующих целей:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умения наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека
Характеристика курса.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Основные особенности Рабочей программы заключаются в актуализации метапредметной функции, интеграции процессов изучения физики и развития коммуникативной компетентности учащихся. В соответствии с рабочей программой содержание курса направлено на формирование компетенций, в основе которых лежит деятельностное умение , предполагающее активную учебно – познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания в конкретной жизненной ситуации. Отсюда следует еще одна особенность курса - формирование соответствующих универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных.
Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:
- Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофильной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.
- В содержание программы включен материал, на основе изучения которого учащиеся овладевают методами изучения природы - теоретическим и экспериментальным. Для овладения теоретическим методом продолжается работа с обобщенными планами изучения физических величин и начинается с обобщенными планами изучения физических явлений. Овладению экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по выполнению экспериментальных заданий, на основе которых формируются практические умения: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины (длину, время, массу, силу тока, напряжение, ЭДС, давление, влажность, температуру). Делать выводы на основе экспериментальных данных.
Для практических занятий используются вариативные методы: репродуктивные экспериментальные задания (по инструкции) и задания исследовательского характера.
Таким образом, используются такие методы обучения, которые обеспечивают овладение учащимися не только знаниями, но и предметными и общими учебными умениями и способами деятельности, которые позволят учащимся успешно сдавать ЕГЭ по физике: разрабатывать проект, осуществлять поиск информации, её анализ, а так же общих умений для естественнонаучных дисциплин - постановка эксперимента, проведение исследований.
В формах организации познавательной деятельности учащихся предпочтение отдаётся следующим формам работы: самостоятельная форма работы над теоретическим материалом по обобщенным планам, работа в паре, выполнению экспериментальных заданий, решению задач.
Результаты изучения предмета « Физика».
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• развитость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
К метапредметным результатам обучения филине в основной школе относятся:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, развитие умения предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами, выдвигаемыми для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями: выдвижение гипотез для объяснения известных фактов, экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез, разработка теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить р нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, понять его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умение применять теоретические знания по физике на практике, в частности для решения физических задач
• умение применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждённости в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки для развития материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные навыки, заключающиеся в умении докладывать результаты своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
• способность понять и объяснить такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, линейчатый спектр излучения газов;
• умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
• овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изученил нанпснмости пройденного пути от времени; удлинения пружины от приложенной силы; силы тяжести от массы тела; силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; силы Архимеда от объёма вытесненной жидкости; периода колебаний маятника от его длины; объёма газа от давления при постоянной температуре; силы тока на участке цепи от электрического напряжения; электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; направления индукционного тока от условий его возбуждения; угла отражения от угла падения света;
• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца;
• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
• овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Содержание курса.
Данная Рабочая программа предназначена для изучения физики в 7 классе по учебнику: Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 7 класс, авт –сост. Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б М.: Мнемозина, 2013.
задачник Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б, И.М. Гельфгат М. 2013г Мнемозина"
В процессе создания Рабочей программы были учтены распоряжение Министерства образования и науки РФ (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года) и распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 № 2207, Учебный план школы на 2013-2014 г, рассчитанный на 35 учебных недель. Программа составлена для базового уровня обучения в объеме 70 ч.:
класс | Федеральный план | Региональный учебный план | Школьный компонент | Итого |
7 (70 ч в год) | 2 | - | - | 2 |
Сравнительная таблица по распределению учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса
Разделы | Программа Л.Э. Генденштейна | Рабочая программа |
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ | 7ч | 7 ч |
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА | 4 ч | 4 ч |
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 22 ч | 22 ч |
Давление. Закон Архимеда и плавание тел | 16 ч | 16 ч |
Работа и энергия | 17 ч | 17 ч |
Резерв учебного времени | 4 ч | 4 ч |
Итого | 70 ч | 70 ч |
7 класс 70 часов
- ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ 7 ч.
Физические явления. Физика — наука о природе. Физические свойства тел.
Физические величины и их измерение. Физические приборы.
Измерение длины. Время как характеристика физических процессов. Измерение времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.
Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент.
Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира.
Наука и техника. Физика и техника
- СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА 4 ч
Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей и твёрдых тел
- МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 22 ч
Механическое движение. Описание механического движения тел. Система отсчёта. Траектория движения и путь.
Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени.
Неравномерное движение. Средняя скорость. Явление инерции. Инертность тел.
Масса. Масса — мера инертности.
Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности.
Сила как мера взаимодействия тел. Сила — векторная величина
- Давление. Закон Архимеда и плавание тел 16 ч
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления.
Закон Паскаля. Гидравлические машины.
Закон Архимеда. Условия плавания тел
- Работа и энергия 17 ч.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности.
Закон сохранения механической энергии
- Резерв 4 ч.
Требования к результатам
Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывание предположения — гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Определение цены деления шкалы прибора.
Участие в диспуте на темы «Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)
Наблюдение и объяснение явления диффузии. Выполнение опытов по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе атомной теории строения вещества. Наблюдение процесса образования кристаллов
Расчёт пути и скорости тела при равномерном прямолинейном движении.
Измерение скорости равномерного движения. Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.
Определение пути, пройденного за определённый промежуток времени, и скорости тела по графику зависимости пути от времени при равномерном движении.
Измерение массы тела и плотности вещества. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)
Экспериментальное определение равнодействующей двух сил.
Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Экспериментальное определение центра тяжести плоского тела.
Исследование условий равновесия рычага
Обнаружение существования атмосферного давления.
Объяснение причин плавания тел.
Измерение силы Архимеда.
Исследование условий плавания тел
Измерение работы силы. Измерение кинетической энергии тела по длине тормозного пути.
Измерение энергии упругой деформации пружины. Экспериментальное сравнение изменения потенциальной и кинетической энергии тела при его движении по наклонной плоскости.
Применение закона сохранения механической энергии для расчёта потенциальной и кинетической энергии тела.
Измерение мощности, КПД наклонной плоскости и других простых механизмов
УМК для учителя
Программа для общеобразовательных учреждений по физике для 7-9 классов авторы Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский, М.: Мнемозина, 2013
Лукашик В.И., Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7 – 9», М., «Просвещение», 2003 г.;
«Методические рекомендации по организации Обучения. Физика», Ульяновск, Главное управление образования Администрации, Ульяновский ИПК ПРО, 2008 год.
Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 7 класс, авт –сост. Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б М.: Мнемозина, 2013.
задачник Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б, И.М. Гельфгат М. 2013г Мнемозина" http: www.//history.ru
http://ru.wikipedia. org/ wiki.
http://business.compulenta.ru/ 386935
http://images. google.ru/
УМК для учащихся:
Лукашик В.И., Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7 – 9», М., «Просвещение», 2003 г.;
Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 7 класс, авт –сост. Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б М.: Мнемозина, 2013.
задачник Л.Э. Генденштейн, Кайдалов А.Б, И.М. Гельфгат М. 2013г Мнемозина" http: www.//history.ru
http://ru.wikipedia. org/ wiki.
http://business.compulenta.ru/ 386935
http://images. google.ru/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса под редакцией В.Я Коровиной
Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса. Поурочное и тематическое планирование....
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа и КТП к учебнику 6 класса О. В. Афанасьевой И. В.Михеевой для школ с углублённым изучением английского языка.
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование....
Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).
Главное отличие - расписанные на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по физике (базовый уровень) 8 класс
Рабочая программа по физике разработана в соответствии со следующими документами.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Мин...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в ...
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»
Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»...