урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся по теме "Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников", 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
форма проведения: урок решения задач в 9 классе (расчетных, качетсвенных, экспериментальных)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_v_9_kl_po_teme_zakon_oma.vidy_soedineniy_provodnikov.docx | 385.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МКОУ Манушкинская СОШ
Урок физики в 8 классе
«Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок решения задач
УЧИТЕЛЬ: Степура Ирина Алексеевна
г.Чехов - 2012
Цели:
- проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы;
Цели урока:
Образовательные:
- Продолжить формирование общеучебных умений и навыков обучающихся:
- интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать учебный материал
- самостоятельности в мышлении и учебной деятельности
- работы во времени.
- Продолжить формирование специальных умений:
- представления о силе тока, напряжении и сопротивлении проводников, как о физических величинах; видах соединения проводников, как одной из основных характеристик электрической цепи
- умение применять закон Ома для различных видов соединения проводников
- решения качественных, экспериментальных и расчетных задач с применением изученных формул и законов;
Развивающие:
- показать значение различных видов соединения проводников в быту и технике
- обосновать необходимость применения различных видов соединения проводников
- развивать интерес к изучению физики
- способствовать расширению кругозора учащихся.
Воспитательные:
- обеспечение мотивации изучения физики
- умения добывать интересные сведения
- развитие умений работать в коллективе, сотрудничества
Оздоровительные:
- создание комфортных условий деятельности на уроке
- сохранность здоровья обучающихся
Оборудование:
- мультимедийный проектор, презентация к уроку
- физические приборы: источники питания, соединительные провода, лампы на подставке, ключ
- измерительные приборы: амперметр, вольтметр
Структура урока:
I. Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока.
II. Проверка знаний фактического материала:
а) Фронтальный опрос по вопросам учителя.
б) Проверка домашнего задания. Работа с единицами измерения физических величин.
III. Проверка знания понятий, законов и умение объяснить их сущность. Опрос проводится в форме индивидуальных ответов с мест и у доски, опережающие задания.
IV. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и умений (решение качественных, экспериментальных и расчетных задач).
V. Проверка усвоения ЗУН
VI. Итоги урока, домашнее задание.
Ход урока:
I этап: Организация начала урока
ТДЗ:
- Организация начала урока
- Обеспечение мотивации деятельности обучающихся на уроке
СУМ:
- Рапорт дежурного
- Сообщение темы и цели урока
- Сообщение домашнего задания и краткая инструкция к нему
- Проверка готовности обучающихся к деятельности на уроке, наличия учебно-письменных принадлежностей
Закону Ома в подтверждение
По всевозможным проводам,
С увеличеньем напряжения
Заряд несется: тут и там!
Через определенное сечение
Он протекает вопреки сопротивлению,
И сила тока в это же мгновение
Вдруг увеличится в проводнике!
И, если присмотреться нам внимательно,
В пересеченье разных проводов,
Заметим мы закон соединения:
Последовательность схем, проводников!
Заметим параллельное течение
Зарядов-электронов, как в реке!
Изучим с вами все соединения,
Чтобы не плавать «двойкам» в дневнике!
Поставим пред собою цель,
Чтоб после этого урока
Мог каждый другу рассказать:
Как вычислить сопротивленье, силу тока.
И получить при этом «пять»!
А с целью воспитания учащихся,
Мне хочется вам каждому сказать:
«Учись работать, думать, и
Самостоятельно решать!»
Сегодня на уроке мы с вами постараемся повторить, обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников».
II этап: Проверка знаний фактического материала(домашнего задания)
ТДЗ:
- Актуализация опорных ЗУН и активизация мыслительной деятельности обучающихся
- Подготовка и обеспечение мотивации деятельности учащихся на основном этапе уроке
СУМ:
- Фронтальный опрос по вопросам учителя:
- сформулируйте закон Ома
- предложите математическую запись закона Ома (формулу для расчета силы тока)
- объясните каждую величину, входящую в эту формулу
- назовите единицу измерения силы тока в системе СИ
- от каких физических величин зависит сила тока?
- запишите формулу для определения напряжения
- назовите единицу измерения напряжения в системе СИ
- как рассчитать общее сопротивление в цепи согласно закона Ома?
- назовите единицу измерения сопротивления в системе СИ
- Назовите виды соединения проводников
- Заполните таблицу на доске (законы последовательного и параллельного соединения проводников)
Соединение проводников | I | U | R |
Последовательное | I1=I2=Iобщ=const | Uобщ=∑U | Rобщ=∑R |
Параллельное | Iобщ=∑I | U1=U2=Uобщ=const | Rобщ= R1∙R2 R1+R2 |
- Работа с единицами измерения физических величин: перевод в систему СИ (индивидуальная работа в тетрадях и у доски):
- 50 мА
- 1.7 кОм
- 10 кВ
- Закончите схему: (последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников)
III-IV этап: Систематизация, обобщение, закрепление и проверка глубины осмысления знаний обучающимися:
ТДЗ:
1.Систематизация, обобщение и комплексное применение опорных ЗУН обучающихся по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников»
2. Реализация внутри и межпредметных связей с историей, информатикой, математикой и технологией
3. Развитие интереса учащихся к изучению предмета, расширение их кругозора на примере жизни выдающихся ученых.
4. Формирование общеучебных и специальных умений: работа с приборами, применение различных видов соединения проводников
МО и ФОПД: Индивидуальные ответы с места и у доски, работа в парах и группах, фронтальная беседа, работа с учебником и приборами, карточками индивидуальных заданий, презентацией
СУМ:
- Краткие биографические справки об ученых
Учитель:
Отдавая дань величайшим открытиям основоположников такого важнейшего раздела физики как «Электрические явления» вы получили в качестве домашнего опережающее задание – подготовить сообщения с поддержкой презентации. Итак: Анри Ампер, Алессандро Вольта и Георг Ом и их вклад в развитие физики.
(3 слайда компьютерной презентации, подготовленные обучающимися с краткой биографической справкой и сведениями об их вкладе в историю изучения электрических явлений).
- решение качественных, экспериментальных и расчетных задач:
Экспериментальное задание № 1 (работа в парах).
Тема: “Расчет сопротивления участка цепи из двух электрических ламп, соединенных:
а) последовательно, б) параллельно”.
Цель: Рассчитать сопротивление проводников при последовательном и параллельном соединении проводников
Оборудование:
- источник питания, ключ, соединительные провода
- амперметр
- вольтметр.
Расчетные формулы:
- Rобщ=∑R
- Rобщ= R1∙R2
R1+R2
Ход работы
1) Соберите электрическую цепь последовательного соединения, подсоединив амперметр последовательно, а вольтметр - параллельно к каждой лампе.
А). Запишите результат:
I = …. А
U1 = … В
U2 = … В
Б) Рассчитайте сопротивление каждого проводника:
R1 = …. Ом
R2 = …. Ом
В)Рассчитайте общее сопротивление участка цепи:
Rобщ = …. Ом
2) Соберите электрическую цепь параллельного соединения, подсоединив амперметр (последовательно), а вольтметр - параллельно. Измерьте силу тока и напряжение на приборах. Рассчитайте общее сопротивление участка цепи.
Экспериментальное задание № 2(работа в группе)
Тема: “Расчет сопротивления проводников при различных видах соединения”.
Цель: Рассчитать сопротивление трех резисторов по 6 кОм при различных видах соединения проводников
Оборудование:
- линейка,
- карандаш
- данные задачи.
Расчетные формулы:
- Rобщ=∑R
- Rобщ= R1∙R2
R1+R2
Возможные варианты решения задачи:
1)Для параллельного соединения трех проводников решение приведено на доске: Rобщ=2Ом
2)Для последовательного соединения трех проводников - устно Rобщ=∑R = 18 кОм
3)Остальные варианты – самостоятельная работа в группе:
Решение расчетной задачи № 1383 с. 171:
Напряжение в сети 120 В. Сопротивление каждой из двух электрических ламп, включенных в эту сеть, равно 240 Ом. Определите силу тока в каждой лампе при последовательном и параллельном их включении?
Дано: U=120В R1=R2=240 Ом | Решение: Последовательное соединение: I1=I2=Iобщ=const= U/ R1+R2=0,25А Параллельное соединение: U1=U2=Uобщ=const=120В, I= U∙Rобщ=1А I1=I2=Iобщ/2=1А |
I1= ? I2= ? | Ответ: Iпаралл ≠ Iпослед |
V этап: Проверка усвоения ЗУН (беседа).
ТДЗ:
- практическое применение опорных ЗУН учащихся по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников» при ответах на вопросы
МО и ФОПД: индивидуальные ответы с места
СУМ:
1. Вопросы к беседе:
- Общая сила тока в проводниках, соединенных последовательно остается….(постоянной)
- Общая сила тока на участке параллельного соединения трех проводников по 1А равна..(3А)
- Общее напряжение на участке параллельного соединения проводников остается... (постоянным)
- Общее сопротивление двух проводников сопротивлением по 1 Ом при последовательном соединении равно….(2 Ом), при параллельном ….(0,5 Ом)
- В законе Ома под символами I, U, R понимают какие значения силы тока, напряжения и сопротивления проводников?...(общие)
VI этап: Итоги урока, домашнее задание.
ТДЗ:
- Подведение итогов
- Выставление оценок в дневники, комментарий работы учеников на уроке
- Инструктаж по выполнению домашней работы
СУМ: Домашнее задание – повторить записи в тетради, подготовиться к тематической контрольной работе по теме «Закон Ома. Виды соединения проводников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Повторение и обобщение темы: «Последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока».
Продолжение формирования умений применять свойства последовательного и параллельного соединения проводников; применять закон Ома для расчета сопротивлений проводников; правильно изображать и читать сх...
Конспект урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников" 10 класс
Урок - исследование с выполнением лабораторной работы....
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов", 7 класс
урок физики в 7 классе, форма проведения: праздник знаний...
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по алгебре в 7 классе по теме “Линейное уравнение с одной переменной”.
Урок обощения и систематизации знаний, умений и навыков по алгебре в 7 классе по теме "Линейное уравнение с одной переменной"...
Конспект урока обобщения и систематизации знаний, умений и практического опыта «Графический редактор Adobe Photoshop»"
Дпнный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и практического опыта по теме «Графический редактор Adobe Photoshop»...