Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроке русского языка.
Урок – обобщение и систематизация знаний по теме:
«Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
Цели и задачи урока: Формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.
1) образовательная:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание гласной в корнях с чередованием»;
2) развивающая (познавательные общеучебные УУД)
( -Постановка и формулирование проблемы;
- Извлечение необходимой информации;
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач;
- Моделирование;
- Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера).
- познавательные логические УУД
( - анализ объектов с целью выделения признаков (умение видеть морфемную структуру слова, отличать корни с чередующейся гласной);
- обобщение, сравнение, классификация корней с чередованием гласной (навык определения условия выбора гласной в корне, орфографическая зоркость)
- коммуникативные УУД
( - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- работа в группе, в паре со своими сверстниками.
3) воспитательная (личностные УУД):
( - самоопределение (воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке);
- смыслообразование ( воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов);
- формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии.
Формы обучения:
- коллективная
- индивидуальная
- групповая
Методы обучения:
- наглядный
- словесный
- практический
- стимулирование и мотивация (игровой момент)
- контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.
Оборудование: схемы – таблицы по изучаемой теме, тесты. Тетради-справочники, карточки для цифрового диктанта, сигнальные карточки «О\А»,
«почтовые ящики» для проведения игры «Почтальон», отпечатанные карточки-задания (корреспонденция).
Оформление доски: эпиграф к уроку:
Закрепляем, что учили.
Вспоминаем, что забыли.
Эти корни надо знать
Исключительно на «5».
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности. (Л) (Организационный момент.)
Проверка готовности класса к уроку
- Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности. (сообщение темы, цели и задач урока).
УУД:Самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание(П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).
Наш урок посвящен теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».
Наша задача: повторить изученный материал, подготовиться к контрольному диктанту, словом, (зачитывается эпиграф к уроку).
Обратите внимание: на доске – ваши помощники – таблицы, на партах – материал, с которым мы будем работать на уроке, цветные кружочки, синие и зеленые. Вот и вы сегодня одни – партия синих, а другие – партия зеленых. (Учащиеся делятся на две группы: слабые (синие), а сильные(зеленые). По ходу урока им будут предлагаться дифференцированные задания.
А за окном золотая осень, падают разноцветные листья. За правильные ответы вы будете получать осенние листочки, у кого их окажется 4 и более, тот получит в конце урока хорошую оценку.
3. Актуализация знаний.
Форма: фронтальный опрос, устная работа.
УУД: анализ, сравнение, обобщение (П), осознанное построение речевого высказывания(П), фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р), выражение своих мыслей (К), волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р, владение монологической и диалогической формами речи(К).
- Какие корни с чередованием гласных вам известны?
- Какому общему правилу подчинено правописание всех корней?
(Их нельзя проверить ударением).
- От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?
Монологические ответы учащихся. (отвечая на поставленный вопрос, учащиеся указывают на 4 условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения, от значения слова. Учащиеся формулируют правила, приводят примеры, вспоминают веселые стихи, помогающие в выборе гласной:
«ГОР иль ГАР»?- себя спрошу,
Сомневаюсь –«О» пишу. ЛАГ иль ЛОЖ - узнать легко
Перед «Ж» напишем «О».
«ЗОР иль ЗАР?»- себя спрошу,
Сомневаюсь – «А» пишу.
СКОЧ иль СКАК? –запомню так:
Корень с «А» включает КАК.
Вспоминают слова – исключения.
- Разминка. (Решение учебной задачи).
УУД: использование знаково-символических средств(П), выполнение пробного учебного действия(Р), фиксирование индивидуального затруднения(Р)
Работа по группам. «Зеленые» - цифровой диктант «Зашифруй», а «Синие» работают с сигнальными карточками «О\А». В ходе работы комментируется выбор гласной, исправляются допущенные ошибки. Учитель диктует словосочетания:
Прикосновение руки, загорелый малыш, красивый загар, касаться поверхности, коснулся вопроса, пригорела картошка, выгореть дотла, касаться стены, наклониться вперед, затворить дверь, кухонная утварь.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
УУД: анализ, сравнение, классификация(П), использование знаково-символических средств(П), моделирование (П), выполнение действий по алгоритму(П), контроль(Р), оценка(Р), коррекция(Р).
В это время 1 из «зеленых» работает у доски. Задание для цифрового диктанта распечатаны и лежат на партах. Нужно зашифровать слова, обозначив слово с «О» цифрой 1, а с «А» цифрой 2. Проверка. (Учитель открывает шифр, заранее записанный на доске). Учащиеся проверяют работы (самопроверка), сравнивая свои ответы с доской, делают выводы.(Задания для цифрового диктанта см. в приложении).
Выводы:
- С какими корнями работали?
- Сформулируйте правила, которыми Вы пользовались, выбирая гласную букву?
- От чего зависит выбор гласной буквы?
( отвечая на данный вопрос учащиеся указывают, что в корнях КОС-КАС выбор гласной зависит от наличия после корня суффикса А.
В корнях ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР гласная «А» пишется в безударном положении.
- Все ли слова с этими корнями, в которых выбор гласной зависит от ударения, подчиняются этому правилу?
- Нет, есть слова – исключения.
- Назовите их. ( Пригарь, изгарь, выгарки, утварь)
5. Физминутка.
6. Систематизация знаний.
Игра «Почтальон».
УУД: постановка и формулирование проблемы(П), структурирование знаний(П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К), аргументация своего мнения(К), оценка (Р, волевая саморегуляция(Р).
-Сегодня на уроке мы повторяем правописание корней с чередованием гласной, выбор которой зависит не только от ударения. Мы знаем 4 условия выбора гласной. Давайте их вспомним в процессе игры. У Вас на партах лежат карточки со словами, ваша задача- вставить буквы и разложить их по нужным «почтовым ящикам», размещенным на доске. Подобную работу проводят почтальоны при сортировке корреспонденции на почте.
(1-ый ящик: гласная зависит от ударения
2-ой ящик: гласная зависит от суффикса А
3-ий ящик: гласная зависит от следующей буквы
4-ый ящик: гласная зависит от значения слова). Учащиеся по очереди выходят к доске, раскладывая слова по «ящикам». Затем к доске вызываются 4 консультанта из «зеленых» и проверяют (взаимопроверка), объясняя выбор буквы.
7. Контроль.
Форма: Работа в парах. Выполнение и проверка теста.
УУД: волевая саморегуляция(Р), выполнение пробного учебного действия(Р), анализ объектов(П), рефлексия способов и условий действия(П), оценка (Р, планирование учебного сотрудничества со сверстником(К), управление поведением партнера (К).
8. Итоги урока. Рефлексия.
- О чем сегодня на уроке шла речь?
- От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием?
Анализируя свою работу на уроке, ответьте на вопрос:
- Вы устали?
- Вам понравился урок?
- Завершите фразу: « Сегодня на уроке я с удовольствием …
«Самым интересным для меня было…
«Самым сложным для меня было…
- Подсчитайте ваши осенние листочки. (Поднимите руки те, кто набрал 5 и более листочков, 3-4, а есть такие ученики, кто за урок не получил ни одного листочка?). Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
1. Подготовиться к контрольному диктанту.
2. Повторить изученный материал.
3. Сделать компьютерную презентацию по изученной теме. (групповая работа во внеурочной деятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».
Цели:Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развити...
Таблица "Правописание безударных гласных в корнях с чередованием"
Тема кажется поднадоевшей. И все-таки, я считаю, графическое расположение материала имеет значение....
Обобщение и систематизация знаний по теме "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни".
Урок. Обобщение и систематизация знаний Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.Цели: систематизировать и обобщить знания обучающихся по ...
Разработка урока по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс
Презентация по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс...
Анализ материала по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» по учебнику Т.А. Ладыженской, 5 класс
Проблематика изучения темы...
Карточки по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».
Раздаточный материал (карточки) по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».Русский язык.5 класс....