Конспект урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников" 10 класс
методическая разработка (физика, 10 класс) по теме

Лачкина Галина Петровна

Урок - исследование с выполнением лабораторной работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике.

Класс: 10

Тема: Последовательное и параллельное соединения проводников.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядно-словесный, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности  на уроке: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная и  индивидуальная работа.

Цели:

  1.  вызвать объективную необходимость изучения темы: законов, явлений, закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников;
  2. организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению: фактов, понятий, правил, законов, способов действий;
  3. организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
  4. помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
  5. содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений, овладению методами научного исследования: анализа и синтеза;
  6. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  7. создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

Задачи:

образовательные:

  1. экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;
  2. экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников;
  3. продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

воспитательные:

  1. продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;
  2. продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

развивающие:

  1. продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
  2. продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Оформление доски: фото ученых (Ампер, Вольта, Ом), эпиграф,  схемы, д/з.

Оборудование:

Для всех: компьютер, презентация ppt ,  шесть лампочек, два ключа, выпрямитель на 4-10В.

На каждую парту:  источник питания (4В); амперметр лабораторный; вольтметр лабораторный;  ключ; лампочка на подставке;

резисторы, сопротивлением 1 Ом (2 шт.); провода соединительные;

План занятия:

  1. Организационный этап. Постановка целей и задач урока.

5 мин.

  1. Этап актуализации опорных знаний.

5 мин.

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

10 мин.

  1. Этап первичной проверки понимания изученного
  2. Физминутка.                                                                                                                

7 мин.

3 мин.

  1. Этап закрепления нового материала.

13 мин.

  1. Рефлексия.

2 мин.

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Ожидаемый результат

1. Организационный.

Организовать внимание учащихся, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Приветствие учащихся, пожелание совместной плодотворной работы.

Психолого-эмоциональный настрой учащихся на урок.

Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя.

2.  Актуализация знаний

Установить правильность знаний формул и обозначений физических величин, понимания физического смысла этих величин.

 Меняет слайды презентации (называю физические величины необходимые для работы на последующих этапах урока).

 Фронтальные ответы на вопросы

Должны знать формулы и обозначения физических величин, понимать физический смысл этих величин. Взаимная проверка результатов работы

3.Постановка экспериментальной задачи.

Подготовка учащихся к выполнению эксперимента

Объясняет особенности работы каждой пары учащихся при выполнении эксперимента.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Готовы к выполнению экспериментальных задач.

4. Выполнение физического эксперимента.

Формирование умения создавать проект эксперимента, умение работать с физическими приборами.

Напоминает проект  физического эксперимента.

Создают проект физического эксперимента, проводят эксперимент, анализируют результаты.

 Результаты эксперимента.

5. Физминутка

Смена деятельности, препятствование нарастанию утомления.

Выполняют упражнения

6. Проверка результата  эксперимента.

Решение задачи на соединения проводников.

Формирование умения

применять полученные знания в новой ситуации.

 Озвучивает и показывает слайды с условием задачи.

Знакомство с задачей и ее решение.

 Первичное закрепление формул

7. Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

1)Рассказ учителя о предлагаемых вариантах  творческих ДЗ.

2) Запись выбранных заданий.

Задают вопросы, делают выбор ДЗ.

Мотивация на выполнение ДЗ.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявить уровень достижения цели урока.

 Оценка работы класса в целом учащихся и учителем.

Самооценка деятельности, оценка учителя.

Объективность качественной оценки.

Приложение 1. Актуализация знаний. Слайды презентации.

  1. Электрический ток.

Направленное движение заряженных частиц называют электрическим током.

  1. Сила тока.

Силой тока называется физическая величина, показывающая, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. , где I – сила тока (А), q – заряд, t – время (с).

  1. Электрическое напряжение.

Физическая величина, показывающая, какую работу совершает на данном участке ток при перемещении по этому участку единичного заряда, называется электрическим напряжением. , U – электрическое напряжение (В), A – работа электрического тока по перемещению заряда, q – заряд (Кл).

  1. Закон Ома.

Сила тока на участке цепи равна отношению напряжения на этом участке к его сопротивлению. , где I – сила тока на участке цепи (А), U – напряжение на этом участке (В), R – сопротивление участка цепи (Ом).

  1. Каким прибором измеряется сила тока в цепи? Как он включается в электрическую схему?

Сила тока в цепи измеряется с помощью амперметра. Для включения амперметра в цепь ее размыкают и свободные концы проводов присоединяют к зажимам: зажим «+» к проводнику, идущему от положительного полюса источника питания, зажим «–» к проводнику, идущему от отрицательного  полюса источника питания.

  1. Каким прибором измеряется напряжение в цепи? Как он включается в электрическую схему?

Напряжение  в цепи измеряется с помощью вольтметра. Зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение: зажим «+» к проводнику, идущему от положительного полюса источника питания, зажим «–» к проводнику, идущему от отрицательного  полюса источника питания.

     

 

Задание №1.

Исследование последовательного соединения проводников.

Оборудование:  Источник питания, два резистора, лампочка на подставке, ключ, амперметр, вольтметр,  соединительные провода.

Ход выполнения работы:

  1. соберите схему, состоящую из источника питания, ключа и двух последовательно соединенных лампочек;

  1. измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;
  2. сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке цепи;
  3. измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.
  4. сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на каждом участке цепи;
  5. используя закон Ома и полученные соотношения, выведите формулу для нахождения общего сопротивления электрической цепи;

Задание  №2.

Исследование параллельного соединения проводников.

Оборудование: Источник питания, два резистора, лампочка на подставке, ключ, амперметр, вольтметр,  соединительные провода.

Ход выполнения работы:

  1. соберите схему, состоящую из источника питания, ключа и двух параллельно соединенных лампочек;

  1. измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;
  2. сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке цепи;
  3. измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.
  4. сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на каждом участке цепи;
  5. используя закон Ома и полученные соотношения, выведите формулу для нахождения общего сопротивления электрической цепи;

 

Результаты исследований

Задание №1

Последовательное соединение проводников

Участок
цепи

Напряжение

Сила тока

Сопротивление

Вся цепь

1 участок

2 участок

Вывод 1: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод 2: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Формула:

Результаты исследований

Задание №2

Параллельное соединение проводников

Участок
цепи

Напряжение

Сила тока

Сопротивление

Вся цепь

1 участок

2 участок

Вывод 1: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод 2: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Формула:

Приложение №3. Эпиграф.

Сегодня вспомним все о токах-

Заряженных частиц потоках.

И про источники, про схемы,

И нагревания проблемы,

 Ученых, чьи умы и руки

Оставили свой след в науке,

 Приборы и цепей законы,

 Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.

Решим, расскажем, соберем,

Мы с пользой время проведем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики по теме "Параллельное соединение проводников", 8 класс

План-конспект урока с применением технологической карты урока, решением задач различного уровня....

Конспект урока по теме "Признаки параллельности" 7 класс

Конспект урока по теме "Признаки параллельности" 7 класс...

Конспект урока "Признаки и свойства параллельных прямых"

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков применять признаки и свойства параллельных прямых при решении задач....

Конспект урока по математике "Построение параллельных прямых"

Цель: создать условия для формирования представлений о параллельных прямых....

План-конспект урока + Презентация по геометрии "Параллельный перенос и поворот" 9 класс

План-конспект+Презентация урока по геометрии "Параллельный перенос и поворот" 9 класс. К учебнику "Геометрия 7-9 класс" Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др....

Конспект образовательного урока по физической культуре. Акробатические соединения. 8 класс.

Предмет             физическая культура            Класс  8  классБазовый у...