Экологический КВН для 9-х классов
методическая разработка (физика, 9 класс) на тему

Маркелова Татьяна Игоревна

Данное мероприятие проходит в рамках декады естествознания с целью интеграции знаний по физике, химии, биологии и географии и имеет экологическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

(для учащихся 9 класса)

учителя физики ГБОУ гимназии № 105

Выборгского района Санкт-Петербурга

Маркеловой Татьяны Игоревны.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Пояснительная записка.

2. Сценарий проведения игры.

3. Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Физика играет важнейшую роль в правильном понимании многих экологических проблем, возникающих в качестве побочного эффекта HTП. Она же служит основой тех технических средств, которые создаются для нейтрализации пагубного воздействия жизнедеятельности человечества и применяемых технологий на природу. Поэтому школьный курс физики дает широкие возможности для формирования у учащихся экологической культуры и нового мышления, ориентированного на изменение путей и методов развития цивилизации.

    Данная  методическая разработка может быть использована  как одна из  форм реализации возможностей экологического образования учащихся либо во внеурочное время, либо фрагментарно на уроке. В ней предлагается рассмотрение достаточно узкого круга экологических проблем в форме всеми учащимися любимой и понятной  игры КВН. Такая форма работы, на мой взгляд, создает наиболее благоприятные условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Отбирая материал для игры, я руководствовалась следующими принципами:

- вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием уже изученного материала;

- их следует использовать для возбуждения интереса учащихся  к изучению предмета, поэтому лучше не излагать их в информативном плане, а организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

- решение задач экологического содержания должно осуществляться главным образом с целью анализа полученного результата;

- при ознакомлении учащихся с вопросами экологии необходимо привлекать их знания, приобретенные на других уроках.

ЦЕЛЬ: развитие экологической культуры учащихся, нравственно-эстетическое воспитание личности.

ЗАДАЧИ:

1) ОБУЧАЮЩИЕ:

- формирование представления о целостности природы, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов;

- формирование представления о некоторых источниках загрязнения окружающей среды и мерах предотвращения их вредного воздействия на природу и здоровье человека;

- повторение и закрепление изученного ранее материала, представленного в неординарных ситуациях;

2) РАЗВИВАЮЩИЕ:

а) развитие

-  устойчивого интереса к естествознанию;

- творческой активности;

- речи и коммуникативных способностей;

б) формирование умений:

-  ориентироваться в потоке информации, отбирать материал по конкретно заданной теме;

-  исследовательской деятельности;

-  правильной оценки событий и явлений, прогнозирования их возможных последствий.

3) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- формирование негативного отношения к бездумному, безответственному природопользованию, нравственной оценки нарушений в сфере природы;

- побуждение к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей;

- воспитание чувства заботы о здоровье окружающих;

- воспитание чувства ответственности при работе в группе, уважения к сопернику, воли к победе и находчивости.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- ПК, ИД, мультимедиапроектор;

-  распечатки текстов заданий для конкурса решения задач;

-  распечатки критериев оценивания конкурсов для каждого члена жюри.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

1) Вступительное слово ведущего. 

2) Выход и представление команд. (Название команды, девиз, приветствие соперникам, болельщикам, жюри).

3) Разминка. (Команды задают друг другу вопросы по экологии и охране природы.  Вопросы и ответы к ним, заранее подготовленные участниками, демонстрируются на ИД  для большей наглядности и экономии времени.)

4) Домашнее задание. (Команды представляют результаты выполнения домашнего задания, также заранее подготовленные на электронном носителе, и формулируют соответствующие выводы.)  В качестве домашнего задания участникам предлагается практическая работа с элементами исследования « У СВЕТОФОРА»:                                                                                                                     Автомобили на сегодняшний день в России – главная причина загрязнения воздуха в городах. Сейчас в мире их насчитывается более полумиллиарда. Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60-90 см от поверхности Земли и особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры. Надо отметить, что особенно много канцерогенных веществ выделяется во время разгона, торможения, при работе двигателя на холостом ходу, а также при езде по ямам и колдобинам.

           Состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей (г/мин)

Компоненты выхлопных газов

Бензиновые двигатели

Дизельные двигатели

1

Оксид углерода СО(II)

0,035

0,017

2

Оксид углерода СО2 (IV)

0,217

0,2

3

Оксид азота (NO, NO2)

0,002

0,001

4

Сажа

0,04

1,1

Цель работы:

Оценка и вычисление токсичных продуктов от работы транспорта, характер их действия на живые организмы и окружающую среду.

Место проведения: автотрасса, перекресток-светофор.

Приборы: часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  1. Засекаем время  t – 10мин.
  2. Определяем число машин, останавливающихся у светофора, - n.
  3. Определяем количество переключений:

торможение

набор скорости        k,

холостой ход                        

      4. Заполняем таблицу:

Марки машин

t

(мин)

n

k

m

CO2

m

CO2

m

NO2

m

сажа

M

Легковые

Грузовые

Автобусы

M = t×n×k×(mco+mco2+mno2+mсажи)

Вопросы и задания:

-для первой команды:

а) игркам: сравнить выброс токсичных продуктов бензиновых и дизельных двигателей;

б) болельщикам: к чему приводит загрязнение почвы свинцом и оксидами углерода? Как это отражается на состоянии здоровья человека?

-для второй команды:

а) игрокам: сравнить выброс токсичных продуктов транспортом в разное время суток;

б) болельщикам: к чему приводит загрязнение почвы сажей и оксидами азота? Как это отражается на состоянии здоровья человека?

4) Музыкальная пауза.  (Под звуки музыки болельщики обеих команд демонстрируют заранее подготовленные плакаты по экологической тематике.)

5) Конкурс решения задач с привлечением помощи болельщиков. (Ведущий  предлагает участникам игры  решить задачу экологического содержания, а болельщикам ответить на соответствующие вопросы.) Задача и вопросы к ней могут быть следующие:  

 ЗАДАЧА. В настоящее время танкерный флот является основным источником загрязнения мирового океана. Крупная экологическая катастрофа произошла в марте 1978 года у берегов Франции. После аварии американского супертанкера «Амоко Кадис» из резервуара в море вылилось 200 тыс. тонн нефти. В результате аварии образовалась нефтяная пленка средней толщины 0,5 мм. Определите площадь загрязнения. (5×108 м2)

ВОПРОС для болельщиков первой команды:                                                                          Как влияет нефтяная пленка на биосферу водоема?                                                                                 (Образовавшийся на поверхности воды слой нефти                                                                                                                              - препятствует диффузии газов, кислород не поступает внутрь водоема, углекислый газ и метан не выводятся наружу, биологическое равновесие внутри водоема нарушается;           - уменьшает освещенность водоема, затрудняя процесс фотосинтеза в нем;                            - нарушает теплоизоляцию слоя перьев у водоплавающих птиц.)

ВОПРОС для болельщиков второй команды:                                                                Перечислите другие источники загрязнения Мирового океана.                                               (Промышленные, сельскохозяйственные и городские отходы  (реки выносят в моря неочищенные стоки, а это сотни миллионов тонн различных ядов);                          Радиоактивные отходы;                                                                                                    Механические отходы;                                                                                                     Биологические отходы.)    

ВОПРОС для болельщиков обеих команд (команда, болельщики которой первыми дадут четкий и правильный ответ, получает дополнительные баллы.)                                               В России есть два моря, представляющие собой сообщающиеся сосуды – Азовское и Черное, причем одно почти пресное, а другое соленое. Может ли вода перетекать из одного моря в другое через Керченский пролив и пагубно сказываться на жизни морского мира?                                                                                                                                          (Азовское море пополняется пресной водой рек Дон и Кубань, но перетекание такой воды в случае подъема ее уровня не представляет опасности для обитателей Черного моря. В засушливые годы это пополнение ослабевает, и уровень воды в Азовском море понижается – соленая вода из Черного моря частично перетекает в Азовское и губит в нем пресноводную рыбу.)  

5) Конкурс капитанов. (Капитаны представляют и защищают свою программу по улучшению экологической обстановки в районе школы в виде презентации.)  

6) Подведение итогов. (Выступления членов жюри, объявление результатов игры, заключительное слово ведущего.)    

ЛИТЕРАТУРА.

Г.А.Фадеева, В.А.Попова. Физика и экология. 7-11 классы: материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Волгоград: Учитель, 2007

М.В.Кларин. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998

                                                                   

     

 

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование по экологическим основам природопользования в 10 классе

Структура рабочей программы по экологическим основам природопользования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также решение восп...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Театрализованная игра....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Сборник текстов, диктантов и изложений на экологические темы для 5-7 классов.

Сборник предназначен для проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку с 5 по 9 классы общеобразовательной работы и составлен с учетом современных действующих программ. Сборник охватыва...

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...

Программа внеурочной работы, направленная на формирование проекто-исследовательской экологической деятельности школьников 9, 10 классов, ориентированную на изучение экологического состояния реки Увелька.

Программа разработана для проведения занятий по внеурочной работе школьников 9,10 классов, направленная на формирование проектно - исследовательской экологической деятельности, ориентированной на изуч...

Проведение экологической практики для 10-ых классов (мониторинг экологического состояния наземно-воздушной и водной среды пруда Петровский г. Санкт-Петербурга)

Экологическая грамотность школьников формируется за счет их активного участия в исследовательской и практико-ориентированной деятельности. Исследовательская деятельность стала активно применяться в об...