Экологический КВН для 9-х классов
методическая разработка (физика, 9 класс) на тему
Данное мероприятие проходит в рамках декады естествознания с целью интеграции знаний по физике, химии, биологии и географии и имеет экологическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН
(для учащихся 9 класса)
учителя физики ГБОУ гимназии № 105
Выборгского района Санкт-Петербурга
Маркеловой Татьяны Игоревны.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка.
2. Сценарий проведения игры.
3. Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Физика играет важнейшую роль в правильном понимании многих экологических проблем, возникающих в качестве побочного эффекта HTП. Она же служит основой тех технических средств, которые создаются для нейтрализации пагубного воздействия жизнедеятельности человечества и применяемых технологий на природу. Поэтому школьный курс физики дает широкие возможности для формирования у учащихся экологической культуры и нового мышления, ориентированного на изменение путей и методов развития цивилизации.
Данная методическая разработка может быть использована как одна из форм реализации возможностей экологического образования учащихся либо во внеурочное время, либо фрагментарно на уроке. В ней предлагается рассмотрение достаточно узкого круга экологических проблем в форме всеми учащимися любимой и понятной игры КВН. Такая форма работы, на мой взгляд, создает наиболее благоприятные условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Отбирая материал для игры, я руководствовалась следующими принципами:
- вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием уже изученного материала;
- их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучению предмета, поэтому лучше не излагать их в информативном плане, а организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
- решение задач экологического содержания должно осуществляться главным образом с целью анализа полученного результата;
- при ознакомлении учащихся с вопросами экологии необходимо привлекать их знания, приобретенные на других уроках.
ЦЕЛЬ: развитие экологической культуры учащихся, нравственно-эстетическое воспитание личности.
ЗАДАЧИ:
1) ОБУЧАЮЩИЕ:
- формирование представления о целостности природы, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов;
- формирование представления о некоторых источниках загрязнения окружающей среды и мерах предотвращения их вредного воздействия на природу и здоровье человека;
- повторение и закрепление изученного ранее материала, представленного в неординарных ситуациях;
2) РАЗВИВАЮЩИЕ:
а) развитие
- устойчивого интереса к естествознанию;
- творческой активности;
- речи и коммуникативных способностей;
б) формирование умений:
- ориентироваться в потоке информации, отбирать материал по конкретно заданной теме;
- исследовательской деятельности;
- правильной оценки событий и явлений, прогнозирования их возможных последствий.
3) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- формирование негативного отношения к бездумному, безответственному природопользованию, нравственной оценки нарушений в сфере природы;
- побуждение к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей;
- воспитание чувства заботы о здоровье окружающих;
- воспитание чувства ответственности при работе в группе, уважения к сопернику, воли к победе и находчивости.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- ПК, ИД, мультимедиапроектор;
- распечатки текстов заданий для конкурса решения задач;
- распечатки критериев оценивания конкурсов для каждого члена жюри.
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.
1) Вступительное слово ведущего.
2) Выход и представление команд. (Название команды, девиз, приветствие соперникам, болельщикам, жюри).
3) Разминка. (Команды задают друг другу вопросы по экологии и охране природы. Вопросы и ответы к ним, заранее подготовленные участниками, демонстрируются на ИД для большей наглядности и экономии времени.)
4) Домашнее задание. (Команды представляют результаты выполнения домашнего задания, также заранее подготовленные на электронном носителе, и формулируют соответствующие выводы.) В качестве домашнего задания участникам предлагается практическая работа с элементами исследования « У СВЕТОФОРА»: Автомобили на сегодняшний день в России – главная причина загрязнения воздуха в городах. Сейчас в мире их насчитывается более полумиллиарда. Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60-90 см от поверхности Земли и особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры. Надо отметить, что особенно много канцерогенных веществ выделяется во время разгона, торможения, при работе двигателя на холостом ходу, а также при езде по ямам и колдобинам.
Состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей (г/мин)
№ | Компоненты выхлопных газов | Бензиновые двигатели | Дизельные двигатели |
1 | Оксид углерода СО(II) | 0,035 | 0,017 |
2 | Оксид углерода СО2 (IV) | 0,217 | 0,2 |
3 | Оксид азота (NO, NO2) | 0,002 | 0,001 |
4 | Сажа | 0,04 | 1,1 |
Цель работы:
Оценка и вычисление токсичных продуктов от работы транспорта, характер их действия на живые организмы и окружающую среду.
Место проведения: автотрасса, перекресток-светофор.
Приборы: часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
- Засекаем время t – 10мин.
- Определяем число машин, останавливающихся у светофора, - n.
- Определяем количество переключений:
торможение
набор скорости k,
холостой ход
4. Заполняем таблицу:
Марки машин | t (мин) | n | k | m CO2 | m CO2 | m NO2 | m сажа | M |
Легковые | ||||||||
Грузовые | ||||||||
Автобусы |
M = t×n×k×(mco+mco2+mno2+mсажи)
Вопросы и задания:
-для первой команды:
а) игркам: сравнить выброс токсичных продуктов бензиновых и дизельных двигателей;
б) болельщикам: к чему приводит загрязнение почвы свинцом и оксидами углерода? Как это отражается на состоянии здоровья человека?
-для второй команды:
а) игрокам: сравнить выброс токсичных продуктов транспортом в разное время суток;
б) болельщикам: к чему приводит загрязнение почвы сажей и оксидами азота? Как это отражается на состоянии здоровья человека?
4) Музыкальная пауза. (Под звуки музыки болельщики обеих команд демонстрируют заранее подготовленные плакаты по экологической тематике.)
5) Конкурс решения задач с привлечением помощи болельщиков. (Ведущий предлагает участникам игры решить задачу экологического содержания, а болельщикам ответить на соответствующие вопросы.) Задача и вопросы к ней могут быть следующие:
ЗАДАЧА. В настоящее время танкерный флот является основным источником загрязнения мирового океана. Крупная экологическая катастрофа произошла в марте 1978 года у берегов Франции. После аварии американского супертанкера «Амоко Кадис» из резервуара в море вылилось 200 тыс. тонн нефти. В результате аварии образовалась нефтяная пленка средней толщины 0,5 мм. Определите площадь загрязнения. (5×108 м2)
ВОПРОС для болельщиков первой команды: Как влияет нефтяная пленка на биосферу водоема? (Образовавшийся на поверхности воды слой нефти - препятствует диффузии газов, кислород не поступает внутрь водоема, углекислый газ и метан не выводятся наружу, биологическое равновесие внутри водоема нарушается; - уменьшает освещенность водоема, затрудняя процесс фотосинтеза в нем; - нарушает теплоизоляцию слоя перьев у водоплавающих птиц.)
ВОПРОС для болельщиков второй команды: Перечислите другие источники загрязнения Мирового океана. (Промышленные, сельскохозяйственные и городские отходы (реки выносят в моря неочищенные стоки, а это сотни миллионов тонн различных ядов); Радиоактивные отходы; Механические отходы; Биологические отходы.)
ВОПРОС для болельщиков обеих команд (команда, болельщики которой первыми дадут четкий и правильный ответ, получает дополнительные баллы.) В России есть два моря, представляющие собой сообщающиеся сосуды – Азовское и Черное, причем одно почти пресное, а другое соленое. Может ли вода перетекать из одного моря в другое через Керченский пролив и пагубно сказываться на жизни морского мира? (Азовское море пополняется пресной водой рек Дон и Кубань, но перетекание такой воды в случае подъема ее уровня не представляет опасности для обитателей Черного моря. В засушливые годы это пополнение ослабевает, и уровень воды в Азовском море понижается – соленая вода из Черного моря частично перетекает в Азовское и губит в нем пресноводную рыбу.)
5) Конкурс капитанов. (Капитаны представляют и защищают свою программу по улучшению экологической обстановки в районе школы в виде презентации.)
6) Подведение итогов. (Выступления членов жюри, объявление результатов игры, заключительное слово ведущего.)
ЛИТЕРАТУРА.
Г.А.Фадеева, В.А.Попова. Физика и экология. 7-11 классы: материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Волгоград: Учитель, 2007
М.В.Кларин. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно тематическое планирование по экологическим основам природопользования в 10 классе
Структура рабочей программы по экологическим основам природопользования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также решение восп...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
Театрализованная игра....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...
Сборник текстов, диктантов и изложений на экологические темы для 5-7 классов.
Сборник предназначен для проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку с 5 по 9 классы общеобразовательной работы и составлен с учетом современных действующих программ. Сборник охватыва...
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность
статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...
Программа внеурочной работы, направленная на формирование проекто-исследовательской экологической деятельности школьников 9, 10 классов, ориентированную на изучение экологического состояния реки Увелька.
Программа разработана для проведения занятий по внеурочной работе школьников 9,10 классов, направленная на формирование проектно - исследовательской экологической деятельности, ориентированной на изуч...
Проведение экологической практики для 10-ых классов (мониторинг экологического состояния наземно-воздушной и водной среды пруда Петровский г. Санкт-Петербурга)
Экологическая грамотность школьников формируется за счет их активного участия в исследовательской и практико-ориентированной деятельности. Исследовательская деятельность стала активно применяться в об...