ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
статья по экологии по теме
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayavka_na_uchastie_v_konferencii__sabinskiy_rayon.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
(из опыта работы)
Э.А.Хабибуллина1, А.Н.Хабибуллин2
1МБОУ «Тимершикская СОШ Сабинского муниципального района», chaben@mail.ru
2 МБОУ «Большешинарская СОШ им. А.А.Ахунзянова Сабинского муниципального района», chabalf@mail.ru
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности. На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. И это привело к тому, что у нынешнего поколения показатели экологической грамотности находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения. И именно учителю отводится в этом ответственная роль – не только научить языку своего предмета, но и развить лучшие стороны личности ученика, заложить стремление познать и улучшить мир, в котором мы живем. Он должен стать проводником нового мышления, нового сознания – экологического, способного при условии высочайшей нравственности, образованности, культуры и профессионализма вывести человечество из экологического тупика.
Экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки [2, с.37]. Поэтому в школе так важно начинать воспитание ответственного и бережного отношения к природе уже в начальных классах.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках программы кружка «Юн*нат» (Приложение 1), является, на наш взгляд, оптимальной формой работы по формированию экологического сознания младших школьников. Данная программа отражает все аспекты содержания экологического образования: научно-познавательного; ценностного; нормативного; практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания развивает интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира.
Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Младший школьник - не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что oн должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.
Практическая деятельность конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками [1, с. 57].
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий: человек природное существо и член общества; многообразие природного и социокультурного окружения человека; экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой; труд и поведение человека в окружающей среде. Программа значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость, практические умения по оказанию и природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе. И самое главное – у школьников повышается интерес к проблемам ее охраны.
Литература.
- Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.
- Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.
- Лаптева И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков // Биология в школе. – 1997. - №3.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие. – М.: Академия, 2005.
- Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. – 1997. - №4. – С.48-52.
Приложение 1
Программа кружка «Юн*нат»
Срок | Познава-тельные мероприятия | Познавательно-развлекательные мероприятия | Практические мероприятия | Исследователь-ские мероприятия |
Сентябрь | Утренник «Мир вокруг нас» | Театрализованное представление на экологическую те-му: «Природа -бес-ценное богатство» | Работа над проек-том «Мое дерево». Выставка детских рисунков на тему: «Давайте сохраним планету». | Путешествие по экологической тропинке. |
Октябрь | Беседа «Пере-летные птицы. Их охрана». | Праздник «Золотая волшебница -осень». Конкурс на лучшую осеннюю экспозицию. | Операция «Боль-шие дела малень-ких рук» (Сбор корма для птиц). | Экскурсия «Удивительное рядом». Феноло-гические наблю-дения «Осенние явления». |
Ноябрь | Путешествие за капелькой воды. Проб-лема чистой воды и здо-ровье чело-века. | Утренник «В гостях у жителей подводного царства». | Операция «Малые реки» (рейд в реку Меша). | Опыт «Волшеб-ница вода». |
Декабрь | Спектакль «Зачем зимой снег». | Утренник «Здравствуй, гостья зима». | Подготовка мате-риалов для экологи-ческой тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры». | Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?» |
Январь | Беседа «Хвойные и лиственные растения зимой». | Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево». | Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой). |
Февраль | Беседа «Охра-няемые жи-вотные Республики Татарстан». | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». | Операция «Сини-ца» изготовле-ние и развешива-ние кормушек, подкормка птиц. | Экскурсия «Следы. Фено-логические наблюдения» |
Март | Дидактическая игра «Перво-цветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встречаем пернатых друзей». | Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». | Очистка аллеи от сушняка. Опера-ция «Скворец» изготовление птичьих гнездовий | Опыт со срезанными ветками. |
Апрель | Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране». Чтение и об-суждение книг и статей о природе и ее охране. | Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». | Операция «Муравей». | Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения. |
Май | Турнир-викторина «Охраняемые растения Республики Татарстан». | Игра-путешествие «По лесным тропинкам». | Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. | Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1
Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыт...
Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности
Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...
Диагностический материал для выявления уровня сформированности экологической культуры у учащихся начальной специальной (коррекционной) школы VIII вида и их родителей
Диагностический материал...
Методическое оснащение для формирования экологической культуры у учащихся начальной специальной (коррекционной) школы VIII вида
Методическое оснащение...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «BEGAMES” ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена проблеме формирования лексических навыков у учащихся начальной и средней школы. В статье предложен комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе, условно названный «Begames»....
Роль уроков английского языка в формировании экологического сознания у учащихся
В данной статье автор пишет о роли уроков английского языка в формировании экологического сознания учащихся....
Проект по формированию экологического сознания у учащихся "Мы за чистоту во всем мире!"
Проект по формированию экологического сознания у учащихся "Мы за чистоту во всем мире!" "Я - гражданин России!"...