Программа внеурочной работы, направленная на формирование проекто-исследовательской экологической деятельности школьников 9, 10 классов, ориентированную на изучение экологического состояния реки Увелька.
рабочая программа по экологии (9, 10 класс) на тему
Программа разработана для проведения занятий по внеурочной работе школьников 9,10 классов, направленная на формирование проектно - исследовательской экологической деятельности, ориентированной на изучение экологического состояния реки Увелька.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной работы, направленная на формирование проекто-исследовательской экологической деятельности школьников 9, 10 классов, ориентированную на изучение экологического состояния реки Увелька.
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется экологическому образованию школьников. Одна из самых эффективных форм работы в экологическом образовании– исследовательская деятельность учащихся. В большинстве случаев формирование экологических знаний с помощью исследовательского проектирования в классно-урочной системе малоэффективно из-за нехватки времени. Разработанная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности учащихся с использованием регионального компонента и направлена на углубление и расширение экологических и химических знаний. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера позволяет повысить познавательную активность школьников, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности.
Актуальность программы закляючается в систематическом формировании навыков исследовательского проектирования, что необходимо при переходе на новые стандарты образования.
Практическая значимость заключается в формировании и развитии исследовательской компетенции учащихся, что позволит повысить уровень теоретических знаний, сформировать практические умения и навыки по слежению за состоянием окружающей среды, развить экологическое мышление и сознание. Учащиеся получают навыки проведения экологического мониторинга, в занятия которого включены вопросы изучение физико-химических показателей почвы, воды природных поверхностных водоемов (рек, прудов, озер, ручьев, каналов и т. д.), питьевых вод, использование биоиндикационного метода при изучении почв. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся, в том числе полевые исследования. Система экологических умений осуществляется путем ориентации школьников на экологические проблемы той местности, где они живут.
Поэтому программа внеурочной деятельности по экологическому образованию является актуальной и отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.
Основная цель программы – формирование проектно-исследовательской экологической деятельности школьников 9, 10 классов, ориентированную на изучение экологического состояния реки Увелька.
развитие навыков исследовательского проектирования школьников 9, 10 классов при ,экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде и формирование ответственного отношения к природе в целях повышения экологического образования.
Задачи программы:
- формирование представлений об экологии как прикладной дисциплине;
- формирование системы практических умений и навыков по изучению, восстановлению и охране окружающей среды,
- пропаганда идеи охраны природы;
- обучение доступным методам и приемам оценки состояния окружающей среды;
- владение общей методикой проведения самостоятельного исследования, наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде;
- оценка роли и места антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояния окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде при избранном варианте поступка.
- создание условия для воспитания бережливости и аккуратности при проведении исследовательских, практических и лабораторных работ, при работе с растительными объектами.
- воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине,
- Вести научно- исследовательскую работу.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся:
- должны уметь проводить исследования экологического состояния биоты, атмосферы, почвы.
- должны знать значение экологического мониторинга и его методы.
- должны уметь определять степень чистоты воды и экологического состояния водоемов.
- должны давать оценку различным экологическим ситуациям и планировать экологически безопасное поведение
Программа формирует универсальные учебные действия
Личностные: | Познавательные: | Коммуникативные: |
У учеников будут формироваться: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение Ученики получат возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности | Ученики будут учиться: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков - устанавливать причинно-следственные связи - выделять существенную информацию из текстов разных видов - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Ученики получат возможность научиться: - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | Ученики будут учиться: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве - формулировать собственное мнение - задавать вопросы Ученики получат возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
Содержание программы ориентировано на разновозрастные и одновозрастные группы учащихся 9-11 классов и рассчитана на 2 года из расчета - 1 час в неделю(70 часов за 2 года). В программе используются разные формы внеурочной деятельности, на организацию которых отводится определенное количество часов.
№ п/п | Формы внеурочной деятельности | Количество часов |
1 | Кружок «Моя малая Родина» | 47ч. |
2 | Предметные олимпиады по экологии, биологии, химии | 9ч. |
3 | Социальные акции:
| 4ч. 5ч. |
4 | Разработка и защита проектов | 5ч. |
Представленные формы реализуют два вида внеурочной деятельности: познавательную и социально значимую волонтерскую.
При реализации программы используются такие методы как: практические исследовательские, проблемное обучение, ИКТ, исследовательский и проектный методы. Исследования проводятся в природе, школьной лаборатории, производственной химической лаборатории.
Приведем пример учебно-тематического планирования кружка «Моя малая Родина».
Учебно-тематический план кружка «Моя малая Родина»
№ | Тематический модуль (количество часов: теория/практика) | Содержание | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
1. | Вводное занятие. (теория – 1ч. практика – 1ч.) | Содержание курса. Химическая посуда, лабораторные принадлежности, правила по ТБ при работе в химической лаборатории. | Беседа. Практическая работа № 1: Знакомство с лабораторным оборудованием и правилами ТБ. с использованием Виртуальной лаборатории. |
2. | Основы проектной и научно – исследовательской деятельности. (практика– 2ч.) | Проблема исследования и его актуальность. Гипотеза, объект, предмет, задачи исследования. Требования к структуре научно-исследовательской работы. Знакомство с материалами исследовательской работы прошлых лет. | Практическая работа: Этапы исследовательской деятельности |
3. | Экологическое состояние Увельского района, Челябинской области. (теория – 2ч.) | Общий обзор экологического состояния района, области. Выбор тем для исследовательских работ учащихся, связанных с изучением экологии родного края. | Занятие 1: Ролевая игра «Изучение экологического состояния родного района». Занятие 2:Определяются с темами исследовательских работ, определяют объект, предмет, гипотезу, исследования, выбирают методы для его проведения и последовательность. |
4. | Вода, ее состав, источники загрязнения. Охрана водной среды. (теория – 2ч. практика– 2ч.) | Состав воды. Качество воды и его показатели. Природные, питьевые, сточные воды. Особенности природных подземных вод Увельского района. Водные ресурсы Увельского района. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды, его последствия. | Занятие 1: Экологическая ролевая игра «Водные ресурсы. Загрязнение воды» Решение экологических задач. Занятие2: Презентация ученических проектов «Что таит в себе вода?» Практическая работа №1: Отбор проб воды для исследования из поверхностного водоема (р. Увелька), питьевой воды(в школе) Практическая работа №2: Исследование качества питьевой воды по органолептическим показателям. |
5. | Состав атмосферы, источники загрязнения. Охрана воздушной среды. (теория – 2ч. практика– 1ч.) | Состав атмосферы, источники ее загрязнения. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Воздух и его охрана. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными последствиями. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность. | Занятие 1: дискуссии. Вопросы для дискуссии: 1.Состав атмосферы и ее значения для живых организмов. 2. Источники загрязнения атмосферы. Примеси и их концентрации. 3. Последствия загрязнения атмосферы: кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры. 4. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с вредными последствиями. 5. Мероприятия по охране воздушной среды и их эффективность. 6. Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека. дискуссии. Решение экологических задач. Занятие 2: Выполнение и защита мини-проекта «Воздух загрязнен? Нам грозит опасность!» Практическая работа №1: Экспресс-метод определения углекислого газа в воздухе. |
6. | Почвы, их состав, источники загрязнения. Охрана и рациональное использование почвы. (теория – 1ч. практика– 2ч.) | Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Источники загрязнения почвы и его последствия для человека и живых организмов. Ядохимикаты и фауна. Антропогенное влияние. | Занятия 1: Каждая группа выполняет несколько заданий, в том числе проблемного характера. В конце занятия каждая группа представляет письменный отчет о проделанной работе. Решение экологических задач Экозадание «Расчет количества мусора семьи за год». Практическая работа: Приготовление водной вытяжки из почвы. |
7. | Экологические проблемы современной цивилизации. (теория – 2ч.) | Глобальные экологические проблемы и прогнозы состояния нашей планеты. Роль человека. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека (предприятия нашей местности, загрязняющие природу). Влияние хозяйственной деятельности на природу. | Учащиеся готовят мультимедийные проекты по темам: 1. Глобальные экологические проблемы. 2. Прогнозы состояния нашей планеты. 3. Предприятия района, загрязняющие природу. Решают проблемные задания (работа в группах) и отвечают на экологические вопросы. |
8. | Экологический мониторинг, цели и задачи. Методы. (теория – 1ч. практика– 8ч.) | Цели, задачи, методы, актуальность экологического мониторинга. Мониторинг воздуха, почвы, водных объектов. Школьный мониторинг. | Лекция «Экологический мониторинг окружающей среды: значение, методы» Практическая работа № 1: Мониторинг воздушной среды Работа №1: Снег - индикатор чистоты воздуха Работа № 2: Изучение состояния атмосферы. Практическая работа № 2: Исследование экологического состояния почв на пришкольном участке. Практическая работа № 3:Определение загрязнения почвы органическими веществами. Практическая работа № 4: Мониторинг реки Увелька. |
9. | Полевая экология. (практика– 2ч.) | Знакомство с полевыми исследованиями. Изучение фитоценозов. | Практическая работа № 1: Закладка пробных площадок. Практическая работа № 2: Изучение фитоценоза луга, в районах реки Увелька, населенных пунктов и вдали от населенных пунктов. |
10. | Редкие виды животных и растений Челябинской области, Увельского района. (практика– 2ч.) | Растительный и животный мир. Красная книга Российской Федерации и Челябинской области. | Практическая работа: Оформление стендов «Красная книга Челябинской области», «Красная книга Увельского района» |
11. | Особо охраняемые природные территории Увельского района- 2ч. (теория – 1ч. практика – 1ч.) | Статус ООПТ. Перспективы развития сети ООПТ. Значение ООПТ в защите и сохранение мирового биоразнообразия. Государственные заповедники, заказники и памятники природы. | Практическая работа: Выпуск газеты «Охраняемые территории Увельского района» |
12. | Международная деятельность в области охраны природы.(практика– 1ч.) | Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции. | Практическая работа: Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций. |
13. | Работа по исследовательским проектам. (практика– 9ч.) | Консультации | |
14 | Научно - исследовательская конференция (практика– 2ч.) | Защита исследовательских работ учащихся |
Темы исследовательских работ учащихся:
- Оценка экологического состояния реки Увелька в черте п.Красногорского и с.Красносельского
- Влияние бытовых стоков на реку Увелька
- Жесткость воды и способы ее устранения.
- Гидробиологическое изучение реки Увелька
- Экологическая оценка проб снеговой воды в черте с.Красносельского.
- Качество питьевой воды Красносельской школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...
Использование информационно – коммуникативных технологий в исследовательской экологической деятельности школьников в процессе обучения химии
В докладе рассматривают вопросы эколого - химического обучения, приведены примеры заданий с экологическим содержанием на уроках и во внеурочной деятельности...
доклад Осуществление гигиенически правильной организации учебной деятельности школьников с учётом суточных циклов работоспособности, функционального состояния организма обучающихся на протяжении недели.
доклад "Организация гигиенически правильной организации учебной деятельности с учетом суточных циклов работоспособности, функционального состояния организма обучающихся на протяжении учебной недели"...
Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»
Паспорт социального проекта «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»...
«Цикл внеурочных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся интереса к физической культуре»
. Под внеурочной деятельностью понимают деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содерж...
Формы и способы внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную спортивную деятельность
Презентация из опыта работы на тему: «Формы и способы внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную спортивную деятельность». Внеклассная работа спосо...
Программа внеурочная деятельность школьников 7 класс
Разработанная программа внеурочной общеинтеллектуальной деятельности по теме «Ты то ‒ что ты ешь» имеет естественнонаучную направленность.В настоящее время изучение нитратов становится акт...