Сборник текстов, диктантов и изложений на экологические темы для 5-7 классов.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Донгак Нина Биче-ооловна

Сборник предназначен для проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку с 5 по 9 классы общеобразовательной работы и составлен с учетом современных действующих программ. Сборник охватывает почти все разделы фонетики, морфологии и синтаксиса. Подобраны тесты на экологические темы, даны грамматические задания в конце текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_diktantov.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник текстов, диктантов и изложений

на экологические темы для 5-7 классов.

Предисловие

Сборник предназначен для проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку с 5 по 9 классы общеобразовательной работы и составлен с учетом современных действующих программ. Сборник охватывает почти все разделы фонетики, морфологии и синтаксиса. Подобраны тесты на экологические темы, даны грамматические задания в конце текста. В некоторых текстах (5-9 классы) задания отмечены цифрами:

1 – фонетический разбор

2 – морфемный разбор

3 – морфологический разбор

4 – синтаксический разбор

Основное назначение сборника – проверка, развитие орфографической зоркости и пунктуационной грамотности учащихся при письме, расширение кругозора и развитие их речи.

На лугу.

Ты был ранним утром на лугу? Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливались запахи цветов  и трав. Вот вьется цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеет крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам муравьи, жучки, божьи коровки. Порхают над цветочками легкие бабочки. Над лугом льются звонкие голоса птиц. Я люблю бывать с друзьями на лугу. Ляжешь на траву, слушаешь пение птиц, смотришь на голубое небо и радуешься. Хорошо!

Вопросы  к тексту.

- Ребята, что можете сказать о настроении автора  (приподнятое)

– Почему? (он любит природу и умеет радоваться)

Какие растения можно встретить на лугу?  (на части речи)

Колокольчики.

Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики. Выйдешь из леса на заросший высокий травой луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики,  цветет мышиный горошек. А  выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы лугов и нашего леса.

 (И. Соколов-Митиков).

Гнезда.

Иволга сплела себе гнездо – люльку на развилке тонких, гибких веток из соломинок и сухих травинок. Все щелочки аккуратно паутинками – шерстинками проконопатила, чтоб не дуло, а снаружи гнездышко убрала мхом да тоненькой, как бумага, берестой. А у синички гнездо похоже на рукавичку, а в оттопыренном большом пальце дырочка – вход. Внутри гнездо выложено птичьим пухом и шерстью, а снаружи украшено тополиными и ивовыми сережками. Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне. Самое маленькое гнездо у королька. Он сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок. Самый красивый дом у пеночки. Она свила гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой.

Пеликан.

Эту птицу сразу узнаешь по большому клюву и мешку под ним. Во время охоты пеликан набивает свой мешок  рыбой, а потом спокойно поедает добычу.

Под кожей у пеликана есть воздушные мешки, поэтому он не может нырять. Только бурый пеликан может погружаться в воду, пикируя с довольно большой высоты. Вот почему эти птицы охотятся на мелких местах.

Во время охоты пеликаны громко кричат, загоняя рыбу. Но на отдыхе или около своих гнезд, они очень осторожны.

Всего на земном шаре живет восемь видов пеликанов. Пеликана выбрали учительского конкурса.

Имена птиц.

Забавные у птиц встречаются имена!

Ну например, птица поганка. Поганка, да еще рогатая! Или птичка завирушка. Или юла.

А вот, совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка, даже чечевица!

Или вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизоворонка! Названия – прозвище лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастья открытия. Зарянка…Это та что поет на заре. Лунь…это тот, что «сед, как лунь». Кукушка… «кукушка, кукушка, сколько мне лет еще жить?» а она: «ку-ку» да «ку-ку», и в чем дольше кукует, тем ты больше доволен.

Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица – и вдруг «обыкновенная»! да не могут птицы быть «обыкновенными»! вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает обыкновенным. Живых надо назвать метко и весело, чтоб и в определениях не копаться: пришел, увидел, узнал! Пухляк. Белобровик.

(Н. Сладков).

Контрольный диктант.

Не трогайте гнезда птиц.

Пернатые – большие мастера. Среди них есть плотники, землекопы, корзинщики, лепщики, гончары.

Ласточка – береговушка – чудесный землекоп. Она врывается в землю не хуже крота. Камышовка сооружает домик, который не только защищал бы ее от не погоды, ненастья, но и был бы скрыт от глаз хищника. Облюбует она три камышинки рядом и начинает плести корзиночки.

 А сколько пернатых сооружают свои домики прямо на земле: в траве, в ямочке, под кочкой! Идешь прямо по полю, а у тебя из-под ног выпархивает птичка. Вылетит и разными хитростями уводит в сторону от гнезда.

Не надо мешать ей, трогать гнезда. Там, где есть полезные птицы, меньше вредных насекомых, больше и лучше урожай наших полей, огородов, садов.(110 слов.)

(По И. Балбышеву.)

                                       

Контрольный диктант.

Цена улыбки.

Она ничего не стоит, но много дает.                                                  

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы не обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит  паролем для друзей.

Она – отдохновения для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годиться, пока ее не отдали!

А если суматохе вызванной наплывом посетителей, делающих в последний момент покупки к рождеству, кто-нибудь из наших продавцов настолько устанет, что будет не в состоянии одарить вас улыбкой, не разрешите ли вы нам попросить оставить одну из ваших?

Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!                                                    

(Д. Карнеги)

 

Контрольный диктант

Необычный стрелок.

Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, на этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.

 Наклонились вниз на длинном стебельке  белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево – красные бусинки. Слово из далеких стран попали в лес драгоценные камни.    

Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно – коричневых листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В изящных снежно – белых цветках прячется зима, ждет своей поры.

В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность. (116 слов).                                                                                    (По Т. Головановой)

Контрольный диктант

На севере дальнем.

Экологические проблемы везде огромны, трудно решаемы и всегда угрожающи. Долго мы отмахивались от них, и легкое когда – то недомогание развилось в запущенную болезнь. Теперь придется ученым голову поломать, а производственникам приложить руки.

На карте еще все в порядке: все те же леса, ягельники,  луга, незамутненные озера и реки, нетронутые урочища. Но из космоса уже видно, что многое изменилось, исчезло, обеднело, опустошено. И если в детстве мы мечтали открыть на севере неизвестных науке животных, то теперь и давно открыть уже не всех увидишь.

Могучие северные реки несут теперь в океан не только потерянные бревна, но и стоки грязных отравленных вод. Начинают травиться рыбы, тюлени, белые медведи. На берегах на неисчислимых нефтяных вышках полыхают неугасимые газовые факелы.

В Красную книгу в тысяча девятьсот семьдесят восьмом году было вписано четырнадцать видов северных животных, а в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом – уже восемнадцать. (137 слов.)    

(По Н. Сладкову)

Контрольный диктант.

Цветочный пламень.

Народ любит русскую степь за дивную красоту, неповторимый аромат, безбрежное раздолье. Недаром она воспета в былинах и песнях.

После первых весенних дождей словно наступает праздник. Цветет и благоухает дикая флора. На фоне зеленого цвета – синие, желтые, розовые, фиолетовые, голубые, пурпурные и белые цветы. Рябит в глазах от фиалок, незабудок, гиацинтов, колокольчиков, перьев ковыля.

Когда зацветет ковыль, Кулундинская равнина напоминает серебрящееся море. Особенно красива степь ранней осенью, когда одевается, как на свадьбу, в золотые ткани, шелковые султаны ковыля, серебряные серьги, удивительно чистые жемчуга, когда надушится она всеми пахучими травами. Попадая сюда, испытываешь ни с чем не сравнимое наслаждение! (96 слов.)  

(По К. Пысину.)

Синтаксис и пунктуация.

Соловьиное яйцо.

Я пришел с прогулки, вынул из кармана коробку и осторожно открыл ее. В вате лежало соловьиное яйцо.

Я достаю из стола стеклянные трубочки, выбираю самую тонкую, придвигаю к себе блюдечко, достаю булавку. Остается только сделать маленькую дырочку и выпустить жидкое содержимое яйца. На минуту замираю…

Соловьев много вокруг деревни, в который я живу. Когда наступили долгие дни и теплые ночи, принялись они щелкать.

Голос одного в лиственном лесу слаб и высок. Другой красиво берет низкие ноты. А когда запел третий, душа всколыхнулась, самому захотелось петь и радоваться жизнью.

Очнулся я от воспоминаний. На ладони оливковое яйцо. В этой тонкой скорлупе заключен чудесный дар песен. Скорее надо положить яйцо в гнездо. (97 слов.)      

(По В. Бианки).

Глагол.

На лесной поляне.

Пригрело весеннее солнце. На лесной поляне начал таять снег. С пригорка побежал веселый ручеек.

Выбрались из – под коры жучки и бабочки. Проснулась ящерица и уселась на солнышке погреться. Лягушки тоже очнулись от зимнего сна.

Из – под кучи хвороста вылез голодный ежик. Помылся, почистился и побежал искать себе еду. (53 слова).

Имя прилагательное.

Три котенка.

 Было три котенка: черный, серый и белый. Увидели они мышь. Бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята прыгнули за ней. Мышь убежала. А из банки вылезла три белых котенка.

Три белых котенка увидели во дворе зеленую лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята прыгнули за ней. Лягушка ускакала. А из трубы вылезла три черных котенка.

Три черных котенка увидели  в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба упала. Из воды вылезла три мокрых котенка.

Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они обсохли и стали, как были: черный, серый, белый. (100 слов.)

Глагол.

Елка для белки.

Жила в лесной сторожке белочка. Ребята решили устроить белочке праздник. Школьники принесли сухих ягод, грибов, орехов. Вешали всю елку на поляне. В скворечнике сделали теплое гнездо. Собрались ребята вокруг елки. Витя открыл дверцу клетки. Белка прыгнула на ветку. Она пробовала то орешки, то ягодки, то грибы.

Наелась белка и спряталась в скворечник. Слетелись к старой ели птички и стали пировать. Белочка сидела в своем теремке, и весело поглядывала на гостей. (73 слова.)

Дополнительные задания.

  1. Выпишите по два слова на безударную гласную корня.
  2. Разбери по составу слово.

1 вариант – расстилаться                            2 вариант – пробираться.

  1. Составьте схему предложения.

1 вариант.                2 вариант

Я вышел  на опушку         Ночная птица промчалась

и пошел полем.                                               и коснулась меня крылом.  

Контрольный диктант.

В лес за чудесами.

 Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия.  « Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.

Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографируя дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

     Устаешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Лес подарил много счастливых находок. (108 слов.)    

Дополнительное задание.

1 вариант.                II вариант.

  1. Начертите схему второго пред-             1. Начертите схему третьего

ложения из III абзаца.        предложения III абзаца.

  1. Разобрать слово по составу:                    2. Разобрать слово по сос-

пригорок.                                                         таву: находок.

  1. Выписать два слова с приставками при - пре- и объяснить их значение.    

Дополнительные задания.

I вариант                                                           II вариант      

Синтетический разбор         Синтетический разбор предло-

предложения – второго абзаца.        жения.

Морфологический разбор су-        II предложения – первого абзаца.

ществительного:  жизнью.        Морфологический разбор сущес-

Разобрать слово по составу:        твительного: с шумом.

припорошила.        Разобрать слово по составу:

Запишите 4 существительных с         простучал.

Приставкой: пре-         Запишите 4 существительных

                                                        с приставкой: пре-

     

Контрольный диктант.

Письменно на снегу.

Идешь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. Красив зимний лес, только чуточку грустно в нем – роскошном, пустом и гулком.

Пустом?

Правда, от морозной тишины в самом деле кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и птицы, и звери. Но это только кажется.  

А вот первый след на снегу. Чей от? Две точки, а в впереди – две овальные бороздки. Конечно, заячий. Только заяц ходит так, словно опирается передними лапами на костыли.

Совсем лес глухой стал. Настоящее Берендеево царство. Угрюмо горбятся в снежных платьях вековые деревья. Низкими ветвями, будто руками, опираются о землю.

Звериных и птичьих следов здесь еще больше. Узорной росписью пестрят они на снегу. (111 слов)

                                                                                                 (По Л. Фомину).

Контрольный диктант.

Подготовка к новому году.

В гостиницу втащили большую мерзлую елку. Дерево поняли, и оно оказались таким высоким, что нежно – зеленая верхушка согнулась под потолком.

От ели веяло холодом, но понемножку ветви ее оттаяли, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли деревянные коробки с украшениями, достали фонарики с цветными слюдяными окошечками, большую звезду. Но оказалось, что игрушек мало. Пришло склеит фунтики, золотить орешки, привязывать к пряникам серебряные веревочки. За этой работой просидели весь день. Затем подставили в елке стулья и стали ее убирать.

Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные бусы и вставили свечки и цветные защипочки.  Когда все было готово, матушка сказала: «А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте». (115 слов)

                                                                                               (По А. Тостоому)

Дополнительные задания.

  1. Выпишите 4 словосочетания «прил+сущ», укажите падеж, число, род прилагательного.
  2. Определите способ образования слов: гостиная, деревянные, просидели (1-в); втащили, серебряные, орешки (II в).
  3. Выпишите из текста 2 качественных и 2 относительных прилагательных.
  4. Начертите схему второго предложения.

Контрольный диктант.

Лесное лекарство.

     Как – то отец взял меня на охоту.

     Мы ехали по лесу на дрожках. Было ранее утро, на деревьях и на траве сверкала обильная роса! Как хорош и пахуч сосновый бор!

     У большого дерева около высокой кучи отец остановил лошадь.

     Почти на вершине кучи лежал небольшой кусок какого – то светло-желтого вещества похожего на обыкновенное сливочное масло. Мы сошли с этих дрожек и стали рассматривать загадочное вещество.  Я прикоснулся к нему – оно было мягкое и теплое.

     Мы положили кусок «масла» в кружку, обязали бумагой и спрятали под деревом.

     Вечером отец достал кружку, а в ней ничего не было – «масла» улетучилось. От него резко пахло муравьиным спиртом.

     Дома этим «лесным лекарством» растирала моя бабушка поясницу и уверяла, что ничто раньше ей так не помогало. (122 слов).

                                                                       (По Соколову-Митикову)

Дополнительные задания.

  1. Выпишите 2 словосочетания, куда входит местоимение. Произведите их морфологический разбор.
  2. Обозначьте морфемы в словах прикоснулся, ничто (1-в) положили, кружки (II -в).
  3. Обозначьте разряд местоимения в 4 абзаце (1-в), в предпоследним и последним абзацах (II-в).
  4. Синтетический разбор предложений (1-в) и Мы сошли с дрожек…(II -в).

Итоговая контрольная работа.

Диктант.

Лес.

     Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.

     Вы въезжаете в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву  местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими маслеными шляпками.

     А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей трав. Спокойно дышит грудь. (125 слов).

                                 

                             (По И.Тургеневу)

Дополнительные задания.

  1. Найдите в тексте слова с орфограммой «Буквы Н и НН в прилагательных». Допишите своих 3-4 слова.
  2. Выпишите 2 словосочетания: прил+сущ; глагол+сущ.
  3. Обозначьте орфограммы в словах: висят, блестят, по дорожке.
  4. Морфологический разбор одного существительного и одного глагола.
  5. Запишите 3-4 слова, в которых вы часто делали ошибки.

Глагол

Рыжий лисовин.

     Тихо раннее утро в зимнем лесу. Спокойно наступает рассвет. По лесной опушке, у края снежной поляны, пробирается с ночной охоты рыжий лисовин (лис). Мягко прохрустывая пухом, рассыпается под ногами лисовина снег. Лапка за лапкой вьются за ним следы.

     Слышит и смотрит лисовин, не защипит ли под кочкой в зимнем гнезде мышь, не выскочит ли из куста неосторожный зайчишка. Вот шевельнулась в кустах синичка. Вот пролетает над опушкой стайка клестов.

     Слышит и видит лисовин, как  забирается на дерево белка, а с густой закачавшейся ветки падает снежная шапка. Все видит, все слышит, все знают в лесу старый лисовин. (86 слов)

                                                              (И. Соколов – Микитов)

 

Наречие.

Весенние дятлы.

     По–весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят деревья. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками… Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое звонкое дерево, по–весеннему барабанит лесной музыкант – пестрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: тут и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики – дятлы приветствуют приход весны. (90слов)  

                                                             (И. Соколов – Микитов)

Глагол.

1.Что вы больше всего любите? Книги? Приключения? Животных? Спорт? Чем (бы) вы ни увлекались, путешествия будут интересны каждому из вас. Лето, проведенное в походах, вы запомните на всю жизнь. И вы поймете, как интересна книга природы.

В самом деле, природа что книга: неграмотный видит в настолько картинки, а тому, кто уже научился читать, раскрываются истории, одна интереснее другой.

 Конечно, и картины природы прекрасны. Что может быть красивее восхода солнца над озером! И если вы полюбите рассматривать эти картины, вам непременно захочется и научиться читать их.

                                                                                           (Б.Федеров)

2. О люди, пусть ваш дом достатком дышит,

     Пусть озарят его покой и труд,

     Пусть не кружится воронье над крышей,

     Пусть ласточки под крышей гнезда вьют.

                                                                       (Р. Газматов.)

Задание: определите наклонение и время (если есть) глаголов в данных предложениях.

Союзы

Земля – наша кормилица.

Самое ценное на Земле – земля, почва.

О земле говорят – плодородная, потому что она родит плоды: хлебное зерно и картофель, яблоки и бананы. На угле ничего не растет, на железе тоже. Даже на куске золота, на самом дорогом самородке, не вырастет лопух. На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жилье.

Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли, то есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем  всего в несколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой, по которому  мы ходим, и дал нашей планете жизнь. Поэтому землю надо беречь.  (77 слов.)

Правописание союзов.

     Чтобы бы вы сказали, если бы увидели, что кто-нибудь пишет гусиным пером? Однако же Пушкин, Гоголь и Грибоедов писали ими. Горький в детстве также учился писать гусиными перьями. В течение веков люди писали сначала заостренными палочками, затем тростинками. Позже стали употреблять птичьи перья. Гусиные перья также,  как и тростинки, расщеплялись на кончиках. Чтобы очинить перо, употребляли маленький складной нож. Сейчас перочинным ножом точат карандаши, но и название у него осталось то же. Люди стали выделывать стальные перья, но нового слова для их обозначения не появилось. В настоящее время пишут шариковыми ручками.   (73 слов.)

Озаглавить текст

8 класс

     Впервые дни ссылки деревня показались Пушкину тюрьмой. Бешенству его не было предела. Все его раздражало.

     Потом все переменилось, и он стал чувствовать себя в деревне ка у бога за пазухой. Перед ним раскрылся мир неизведанного, мир народного творчества. Он стал дневать и ночевать своих деревнях, часто забегал в людскую. Увидел воочию торжественный обряд  русской свадьбы и записал его. Бывая гостем на крестьянских праздниках. Крестил ребят. Любил, зимними вечерами сидеть в людской и в горнице няньки и слушать деревенские сказки и песни. Полюбил балалайку и понял, что этот не хитрый инструмент – кусок души народной. Хорошо узнал жизнь крестьянского люда не только во всем ее тогдашнем ужасе, но и во всей красе и бессмертии древних обрядов и традиций, познал тайну русского народного характера. Все это пришло к нему здесь, в Михайловском.  (С. Гейченко). (130 слов.)

 

Задание.

1. Выпишите словосочетания с согласованием, управлением, примыканием. Определите какой частью  речи  выражены зависимые слова. (По одному словосочетанию)

                                                Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросла три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море.

Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был отважный пингвиненок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море. (Г. Снегирев). (100 слов).

 Задания.

1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

2. Морфологический разбор слова: закружился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник физических диктантов для 7 класса

Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является не...

Сборник физических диктантов для 8 класса

Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является не...

Сборник физических диктантов для 9 класса

Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является не...

ПОДБОРКА ТЕКСТОВ ДИКТАНТОВ ИЗ ФРАГМЕНТОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. 8 класс

Представленный материал  сгруппирован по темам в соответствии с программой курса за 8 класс средней школы по русскому языку.Данная подборка текстов предназначена для организации промежуточного и...

Текст диктанта (или изложения) об Илье Муромце в 7 классе.

Изучение  в 7 классе сведенй об Илье Муромце целесообразно  на уроках как литературы, так и русского языка....

Сборник диктантов(экологических) по русскому языку 5 класс

Сборник диктантов(экологических) по русскому языку 5 класс...

«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Сборник текстов контрольных диктантов  для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  подготовлен  в соответствии с действующей  программой ...