Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»
рабочая программа по естествознанию (7 класс)
Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно понятая история, освоенные закономерности развития общества должны стать стержнем формирования гуманистической, социально зрелой и ответственной личности новой России. Исходя из этого, можно выделить ряд приоритетов развития исторического и обществоведческого образования:
• изложение отечественной истории в мировом историческом контексте;
• преодоление доминирования истории государства в пользу широкого показа жизни людей, их духовной и материальной культуры;
• формированию у учащихся в процессе освоения обществоведческих знаний социально необходимых знаний и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области –
Криводановская средняя школа № 22
Рассмотрено Руководитель МО Дубанова М.Ф. | Согласовано Зам. дир. по УВР Болюх И.И. |
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Вопросы истории»
Составитель: Хохлова И.Г. учитель истории и обществознания
|
2018
Рабочая программа внеурочной деятельности. 7 класс. ФГОС. «Вопросы истории»
Пояснительная записка
Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно понятая история, освоенные закономерности развития общества должны стать стержнем формирования гуманистической, социально зрелой и ответственной личности новой России. Исходя из этого, можно выделить ряд приоритетов развития исторического и обществоведческого образования:
• изложение отечественной истории в мировом историческом контексте;
• преодоление доминирования истории государства в пользу широкого показа жизни людей, их духовной и материальной культуры;
• формированию у учащихся в процессе освоения обществоведческих знаний социально необходимых знаний и навыков.
В процессе преподавания истории необходимо вместо того, чтобы требовать от учащихся принять и согласиться с той или иной точкой зрения, всеми средствами помогать им формировать собственное мнение в процессе изучения множества фактов, доказательств и мнений. Иначе говоря, учащиеся должны стараться критически воспринимать информацию, критически мыслить. Современный этап преподавания истории в школе должен отличаться многообразием используемых методов при подаче материала ученикам. Именно многообразие методов преподавания поможет учителю дать наиболее полную картину анализируемой исторической ситуации, а его ученикам - выработать свою точку зрения на рассматриваемое явление.
В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности, ведение научно-исследовательской деятельности в тех или иных формах. Однако успешность научной деятельности зависит от навыка ее ведения.
Предлагаемый курс позволит познакомить ребят с навыками исследовательской работы, сформировать необходимый минимум исследовательских умений на основе применения ИКТ. Кроме того, позволит осуществить осознанный профессиональный выбор, особенно тем учащимся, кто проявляет интерес к изучению истории и обществознания. В мире современных технологий компьютерная графика и создание презентаций занимает по популярности одно из первых мест. Занятия с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал это элементом информационной культуры. Наконец, практическая составляющая курса позволит реализовать полученный в ходе изучения курса объем знаний на практике, развивая и совершенствуя такие ключевые компетентности, как
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- коммуникативная компетентность.
Цель курса - формирование исследовательских умений учащихся, в том числе навыков работы с научной литературой, освоение методов научного исследования в историографии, монографии, формирование умений как основы коммуникативно- компетентной и творчески мыслящей личности. Наиболее важной частью данного курса является практическая направленность и освоение информационных технологий.
Основные задачи курса:
1. Познакомить школьников с основами исследовательской работы.
2. Расширить границы теоретических сведений учащихся и уровень творческого применения материала основной программы.
3. Выработать у учащихся познавательный интерес к историческим тайнам и открытиям, потребность рассуждать и оспаривать, имея при этом свою точку зрения.
4. Вызвать интерес к гуманитарным наукам, способствовать выбору будущей профессии.
5. Осуществить в рамках курса подготовку к итоговой аттестации по предмету в рамках ОГЭ и ЕГЭ.
- Обучить работе с графическими редакторами с использованием ПК; сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий.
Актуальность и новизна.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Во внеурочной деятельности имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета истории на основе ИКТ за счет большего времени, нежели в учебное время. Также из-за гибкости индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной жизни.
Настоящая учебная программа реализует современные требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения по изучению истории данной возрастной группой и созданию мультимедиа презентаций.
Отличительная особенность данной программы заключается в ее:
- доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;
- наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.
Общая характеристика внеучебной деятельности, методы и формы работы, средства обучния.
Программа курса опирается на знания и навыки учащихся, которые получены при изучении курса истории и обществознания. Дополнительно к программным знаниям предлагается данный курс. Это позволяет расширить кругозор учащихся и развить их интерес к научно-исследовательской работе, сформировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.
При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого материала.
Среди них:
• Проблемное изложение теоретического материала.
• Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.
• Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).
• Иллюстративно-объяснительный метод при создании компьютерных презентаций.
При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
· исследовательский, поисковый;
· метод развивающего обучения
Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.
Место предмета в учебном процессе.
Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 34 часа (1 занятие 45 минут) из
расчёта 1 занятие в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
9 часов | 7 часов | 10 часов | 8 часов |
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Вопросы истории»
В результате изучения курса обучающиеся:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления об исторически сложившихся социальных объектах и явлениях, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как жителя планеты Земля, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой,
- знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;
- оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Реализация данного курса ведет к самосовершенствованию в области развития профессионально-личностных качеств, так как исследовательская работа учащихся побуждает учителя находить дополнительный материал по теме исследования, адаптировать его для восприятия учащихся, вынуждает учителя выступать в роли не наставника, а соратника, который, как и учащийся – исследователь, не знает, как будет выглядеть конечный результат работы, но очень заинтересован в нем.
Самоанализ и самооценка уровня профессиональной компетентности осуществляется через участие работ детей в НИК и конкурсах творческих работ, а также через общение с коллегами в рамках ШМО на данную тему.
Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Эффективность реализации курса определяется путем анкетирования учащихся по окончании
курса:
1. Получили ли Вы новые знания в области истории и организации исследовательской работы во время изучения курса?
2. Чему Вы научились в период изучения курса:
А) разрабатывать программу эксперимента по определенной теме;
Б) ставить перед собой цель и задачи исследования;
В) выдвигать гипотезу исследования;
Г) оформлять научно-исследовательскую работу;
Д) работать со справочной литературой;
Е) анализировать и сопоставлять информацию из разных источников;
Ж) работать с историческим материалом с целью анализа определенных элементов текста;
З) оформлять результаты своего исследования и делать выводы;
И) получили ли Вы представление о состоянии современной истории;
К) было ли Вам интересно познакомиться с этим курсом;
3. Помог ли этот курс Вам определиться или утвердиться в выборе Вашей будущей профессии?
Нормы оценки знаний учащихся. Критерии оценки зачета.
На «зачёт» оценивается ответ, если обучающийся свободно, с глубоким знанием материала, правильно, последовательно и полно выберет тактику действий, и ответит на дополнительные вопросы; если обучающийся достаточно убедительно, с несущественными ошибками в теоретической подготовке и достаточно освоенными умениями по существу правильно ответил на вопрос с дополнительными комментариями педагога или допустил небольшие погрешности в ответе.
«Незачёт» выставляется, если обучающийся только имеет очень слабое представление о предмете и недостаточно, или вообще не освоил умения по разрешению производственной ситуации. Допустил существенные ошибки в ответе на большинство вопросов ситуационной задачи, неверно отвечал на дополнительно заданные ему вопросы, не может справиться с решением подобной ситуационной задачи на практике.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).
- Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
- Выделять существенные признаки предметов.
- Сравнивать между собой предметы, явления.
- Обобщать, делать несложные выводы.
- Классифицировать явления, предметы.
- Сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
- Давать определения тем или иным понятиям.
- Выявлять закономерности и проводить аналогии.
- Уметь создавать рисунки в программах графический редактор Paint, Gimp.
- Иметь понятие о множестве.
- Уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества.
- Уметь находить общий признак предмета и группы предметов.
- Уметь конструировать фигуру из её частей.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).
Текущий в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие проекты обучающихся.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
Формы подведения итогов:
- Итоговые занятия.
- Компьютерное тестирование.
- Выставки.
- Творческие проекты.
- Конкурсы.
Содержание рабочей программы
Введение. Цели и задачи курса.
Разработка основных идей проекта. Определение темы. Формулировка гипотезы проекта. Выбор рабочей группы. Начало моделирования темы «Великие географические открытия: люди и события». Основные понятия и категории содержательной линии. Характеристика основных социальных объектов, их места и значения в жизни.
Проектирование деятельности. Анализ поставленной проблемы. Определение формы проекта. Определение критериев оценки проекта. Особенности работы над темой «Монархи Европы». Основные понятия и категории содержательной линии. Извлечение необходимой информации из различных источников. Характеристика проблемы человека в историческое время. Систематизация и классификация представленных данных по предложенным критериям.
Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. Разработка темы «Деятели эпохи Возрождения». Основные понятия и категории содержательной линии. Анализ и интерпретация информации. Сравнение исторических объектов, выявление их общих черт и различий.
Работа с Microsoft Power Point. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда для оформления темы «Деятели культуры эпохи Просвещения». Основные понятия и категории содержательной линии. Установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных исторических явлений с терминами и понятиями. Обучение навыкам работы с источниками и фактами. Принципы анализа факта.
Работа в сети Internet. Подбор материала для оформления темы «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)». Основные понятия и категории содержательной линии. Выявление внутренних и внешних связей (причинно-следственных, логических, функциональных) изученных социальных объектов. Художественное и звуковое оформление проекта (дизайн проекта).
Работа с макетом. Представление числовой информаций различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) по теме «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». Основные понятия и категории содержательной линии. Раскрытие на примерах важнейших теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук.
Работа с Adobe Photoshop, Adobe Premier. Применение программ для оформления темы «Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов». Основные понятия и категории содержательной линии. Оценка реальных явлений и тенденций общественного развития, действия субъектов социальной жизни, различные суждения о социальных объектах с позиций научного знания, социальных норм, принципов гуманизма.
Особенности корректировки готового проекта. Заключительная дизайнерская обработка проекта. Объединение отдельных частей проекта в единое целое на примере темы «Выдающиеся личности России 17-18вв. (культура и военное искусство)». Основные понятия и категории содержательной линии. Формулировка на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам.
Итоговое занятие. Защита проекта. Правила подготовки защитной речи. Публичное выступление в классе, школе, на конкурсе. Анализ результатов работы.
Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. Осмысление собственного социального опыта и использование его при анализе, интерпретации и оценке социальной информации.
Примерные темы творческих работ, проектов
- Деятели эпохи Возрождения.
- Представители европейской науки
- Деятели культуры эпохи Просвещения.
- Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время).
- О роли личности в истории на примере Степана Разина (или по выбору учащегося).
- Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II.
- Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов.
- Выдающиеся личности России 17-18вв. (культура и военное искусство).
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Список литературы для учителя.
- Блохин, В. Ф. История России. Век ХУН. 7 класс: пособие для учителя истории / В. Ф. Блохин. -М.: Курсив, 2010.
- История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
- История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: ЭксмоПресс, 2011.
- Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М. : АСТ, 2011.
- Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
- Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М. : ВАКО, 2009.
- Шаповал, В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.
2.Список литературы для учащихся.
- Булгаков, М А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. - СПб. : Азбука, 2012.
- Гюго, В. Девяносто третий год / Виктор Гюго. - СПб. : Азбука-классика, 2010.
- Данилевский, Г П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Мир книги, 2010.
- Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М. : Нигма, 2013.
- Дюма, А. Людовик XIV и его эпоха / Александр Дюма. - М. : Альфа-книга, 2011.
- Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.
- Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М. : Белый город, 2010.
- Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М. : Игра слов, 2008.
- Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М. : Астрель, 2012.
- Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман. Итальянские хроники / Фредерик Стендаль. - М. : Эксмо, 2008.
- Скотт, В. Роб Рой / Вальтер Скотт. - М. : Эксмо, 2008.
- Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М. : АСТ, 2011.
- Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М. : АС Т, 2003.
- Толстой, А. Н. Пётр Первый / А. Н. Толстой. - М. : Дрофа, 2007.
- Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М. : Аст: Астрель, 2007.
- Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М. : Аст, 2010.
- Цвейг, С. Мария Стюарт / Стефан Цвейг. - М. : Эйлитайл (СиДиКом), 2008. 3.
- Печатные пособия.
Исторические карты:
- Россия при Иване Грозном.
- Русское государство в XVI веке.
- Смутное время.
- Народные восстания ХVII века.
- Родословная (таблица).
- Россия ХVII - начала ХVIII века.
- Русское государство в ХVIII веке.
- Российская империя в ХVIII веке.
- Российская империя во второй половине ХVIII века.
- Европа в XVI-XVIII веках.
- Французская революция.
- Война за независимость и образование CIllA.
- Информативно-коммуникативные средства.
- История Нового времени. 7 класс. Интерактивное наглядное пособие. Ч. 1. - М. : Дрофа, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- История Нового времени. 7 класс. - М. : 1 С, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс : электрон. прил. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- История. 5-11 классы / авт.-СОСТ. Н. Б. Крючкина, И. В. Кузьмина, А. А. Мельников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Клоков, В. А. История России. XVI-XVIII века. 7 класс : интерактив. нагляд. пособие / В. А. Клоков, М. В. Пономарёв. - М. : Дрофа, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Новая история. 7 класс. - М. : ИДДК, 2008. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Портреты великих ученых (с краткой биографией) / авт. сост. Н. В.Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- История. 7-8 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / авт.-СОСТ. Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Интернет-ресурсы.
- Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков:
http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htm http://www.lib-history.info http://www.nautlib.ru/auth.php?g=51 http://www.bookorbita.comlistoriya.html http://cwer.ws/tag/l0584 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671 http://historic.ru
http://www.hrono.ru/dokumlindex. php
2. Исторические фотодокументы, репродукции: http://www.moscowkremlin.ru
http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru
http://hist -sights.ru
3. Аудиовизуальные источники: http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogs-history.htm
4. Исторические карты:
http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html
http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html http://jhistory.nfurman.comlmaps/mapOOO.htm
5. Презентации:
http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya
http://5klass.netlistorija-7 -klass.html
http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3 http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac i i .comlisto rii
http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html
http://www.ist-iv.rulprezent_ histori.html http://gk-6.пагоd.гu!Ргеzепt.Istогiуа.htm
http://pedsovet.sulloadI130
http://900igr.netlprezentacii-po-istorii.html
http://dmsuslin.narod.ru/club-licey8.htm
- Технические средства обучения.
- ПК (компьютер).
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
- Учебно-практическое оборудование.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
- Штатив для карт и таблиц.
- Шкафы и ящики для хранения аудиовизуальных средств, карт и таблиц.
8. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Список используемой литературы (ИКТ):
Для педагога:
- Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
- Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
- Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
- Левкович О.А. Основы компьютерной грамотности. Минск, ТетраСистемс, 2005.
- Онлайн учебник по курсу www.dolinin-infografika.narod.ru
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007
- Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
- Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
- Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003
Для обучающихся:
- Информатика 5-7 класс. Начальный курс. Под. Ред. Л.Босовой, М.,2012.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
- Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
- Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
- Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;
Интернет ресурсы:
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя истории/информатики
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
http://www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.inernika.org/users/astana-ch-41/works - Видеоуроки Gimp Кольцова Михаила Петровича взяты с сайта Открытого педагогического сообщества
Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Вопросы истории»
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель Дубанова М.Ф.
Предмет «Вопросы истории»
Класс 7А, 7Б
Учитель: Хохлова И.Г.
Уч. год: 2018-2019
№№ занятия | Тема | Кол-во часов | Содержание разделов и виды учебной деятельности. | Пояснения к уроку (К/р, Тест, П/п,) | Дата проведения |
1 | Введение. Цели и задачи курса. | 1 | Лекция с элементами беседы. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Выделяют критерии к оцениванию. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. | Инструктаж по ТБ. | 1 неделя |
2 | Разработка основных идей проекта по теме «Великие географические открытия: люди и события». | 1 | Терминологический практикум . Создание макета проекта. Защита проекта. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Предметные: Научатся определять термины: великие географические открытия, мировая торговля Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. Личностные: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества. | Определение темы. Разработка основных идей проекта. Формулировка гипотезы проекта. Выбор рабочей группы. | 2 неделя |
3 | Основные понятия и категории темы «Великие географические открытия: люди и события». | 1 | 3 неделя | ||
4 | Моделирования темы «Великие географические открытия: люди и события». | 1 | 4 неделя | ||
5 | Презентация модели проекта по теме: «Великие географические открытия: люди и события». | 1 | 5 неделя | ||
6 | Проектирование деятельности по теме: «Монархи Европы» | 1 | Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Предметные: Научатся определять термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство. Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника, объяснять зависимость экономического развития от формы правления. Личностные: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. | Проектирование деятельности. Анализ поставленной проблемы. Определение формы проекта. Определение критериев оценки проекта. Распределение обязанностей внутри группы. Определение сроков окончания проекта и представления его к защите. | 6 неделя |
7 | Определение формы проекта по теме: «Монархи Европы» | 1 | 7 неделя | ||
8 | Определение критериев оценки проекта. | 1 | 8 неделя | ||
9 | Основные понятия и категории по теме: «Монархи Европы». | 1 | 9 неделя | ||
10 | Особенности работы с программой Microsoft Power Point. | 1 | Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Предметные: Научатся определять термины: Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, утопия, сонет. Получат возможность научиться: высказывать суждения о значении гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры. Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. | 10 неделя |
11 | Структурирование проекта по теме: «Деятели эпохи Возрождения». | 1 | 11 неделя | ||
12 | Основные понятия и категории по теме: «Деятели эпохи Возрождения». | 1 | 12 неделя | ||
13 | Моделирования темы «Деятели эпохи Возрождения». | 1 | 13 неделя | ||
14 | Работа в программе Microsoft Power Point по теме: «Деятели культуры эпохи Просвещения». | 1 | Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. Предметные: Научатся определять термины: эпоха Просвещения, разделение властей, просвещенный абсолютизм. Получат возможность научиться: характеризовать предпосылки Просвещения, объяснять основные идеи просветителей и их общественное значение. Личностные: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. | Обучение навыкам работы с источниками и фактами. Принципы анализа факта в современных условиях. Структурирование проекта. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда. Работа с макетом. | 14 неделя |
15 | Дизайн проекта по теме: «Деятели культуры эпохи Просвещения». | 1 | 15 неделя | ||
16 | Подбор аудио и видео ряда для оформления темы «Деятели культуры эпохи Просвещения». | 1 | 16 неделя | ||
17 | Моделирования темы «Деятели культуры эпохи Просвещения». | 1 | 17 неделя | ||
18 | Особенности работы в сети Internet. | 1 | Лекция. Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Предметные: Научатся определять термины: семибоярщина, ополчение Получат возможность научиться: анализировать обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II, давать собственную оценку роли церкви в освободительном движении, определять особенности Земского собора 1613г. Личностные: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | Художественное и звуковое оформление проекта (дизайн проекта). Работа с Microsoft Power Point.. Работа в сети Internet. | 18 неделя |
19 | Подбор материала для оформления темы «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)». | 1 | 19 неделя | ||
20 | Подбор аудио и видео ряда для оформления темы: «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)». | 1 | 20 неделя | ||
21 | Моделирования темы: «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)». | 1 | 21 неделя 22 неделя | ||
22 | Работа с макетом темы: «Исторический портрет на фоне эпохи (Смутное время)». | 1 | |||
23 | Основные понятия и категории содержательной линии «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». | 1 | Лекция. Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Предметные: Научатся определять термины: абсолютизм, ближняя Канцелярия, консилии, Сенат, коллегии, Табель о рангах, губернии, провинции, синод, оберпрокурор и другие. Получат возможность научиться: составлять сравнительную таблицу гос. управления допетровского и петровского периодов, системно излагать содержание петровских и екатерининских реформ и давать им собственную оценку. Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда. Работа с макетом. Представление числовой информаций различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.). | 23 неделя |
24 | Представление числовой информаций различными способами по теме «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». | 1 | 24 неделя | ||
25 | Моделирование проекта по теме «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». | 1 | 25 неделя | ||
26 | Работа с программой Adobe Photoshop. | 1 | Практическая работа. Создание макета проекта. Лабораторная работа. Терминологический практикум. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Предметные: Научатся определять термины: гвардия, кондиции, дворцовый переворот, фаворит Получат возможность научиться: называть предпосылки дворцовых переворотов, выявлять приоритетные направления внутренней политики в данный период, анализировать исторические источники. Личностные: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. | Работа с Adobe Photoshop, Adobe Premier, Macromedia Flesh MX. Контроль промежуточных этапов работы над проектом. | 26 неделя |
27 | Работа с программой Adobe Premier. | 1 | 27 неделя | ||
28 | Применение программ для оформления темы «Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов». | 1 | 28 неделя | ||
29 | Моделирование проекта по теме «Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов». | 1 | 29 неделя | ||
30 | Особенности корректировки готового проекта. | 1 | Практикум. Практическая работа.Защита проектов. Правила подготовки защитной речи. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Предметные: Научатся определять термины: реакционная политика, контрреформы, Получат возможность научиться: характеризовать деятельность Академии наук, вклад в науку М. В. Ломоносова и других деятелей, развитие естественных, гуманитарных наук; академические экспедиции, выдающихся техников и изобретателей; систему образования; причины открытия Московского университета; анализировать исторические источники, военное искусство. Личностные: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу. | Отладка готового проекта. Проверка грамматики. Объединение отдельных частей проекта в единое целое. Заключительная дизайнерская обработка проекта. | 30 неделя |
31 | Заключительная дизайнерская обработка проекта. | 1 | 31 неделя | ||
32 | Объединение отдельных частей проекта в единое целое на примере темы «Выдающиеся личности России 17-18вв. (культура и военное искусство)». | 1 | 32 неделя | ||
33 34 | Итоговое занятие. Защита проекта. Итоговое занятие. Защита проекта. | 1 1 | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Предметные: Научатся определять термины за курс истории России и зарубежных стран первого периода нового времени. Получат возможность определить уровень своих знаний и представлять их в виде числовой информаций различными способами. Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Анализ результатов работы. Публичное выступление в классе, школе, на конкурсе. | 33 неделя |
34 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы истории»
Рабочая программа курса внеурочной детяельности "Дискуссионные вопросы истории" предусмоотрена для обучающихся 9-х классов. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Основу методиче...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Избранные вопросы математики" 7класс. Количество часов 35 часов в год , 1 час внеделю. Рабочую программу составила : Маёнкова Ирина Ни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс
laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10 класс
laquo;История за рамками учебника» 10 класс, рассчитана на 2 часав неделю ( 68 часов) «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках. Подготовка к ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10-11 класс
Рабочая программа учебного предмета «Подготовка к ГИА (история)» на уровень среднего общего образования 10 – 11 классы на 68 часов....