Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Казакова Евгения Николаевна

«Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia_istoriya._9_kl._.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Вешняковская школа»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Подготовка к ГИА (история)»

на уровень основного общего образования

9 класс

                                                                                                                                                                                                                                                        Авторы: Пантюхина О.Н., Казакова Е.Н.

        

МОСКВА 

2021

Рабочая программа учебного предмета

«Подготовка к ГИА (история)»

на уровень основного общего образования

9 класс

I. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета.

Предметные результаты изучение предмета «Подготовка к ГИА (история)» (9 класс)

 Подготовка к ГИА (история).

Выпускник научится:

        - устанавливать причинно-следственных связи, объяснять исторические явления;

        - устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы, Америки и Азии;

        - составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;

        - определять и использовать основные исторические понятия изучаемого периода;

       - определять территории России и её границы, перерабатывать полученную информацию об их изменениях на протяжении XIX в.;

       -  описывать географию края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

       - описывать социально-политическое устройство Российской империи в XIX в.;

       - ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, получат представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

      - отличать основные течения общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации);

      -  устанавливать связи между общественным движением и политическими событиями (реформы и контрреформы);

         Выпускник получит возможность научиться:

      - проводить поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

      - анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках изучаемого периода (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);

     - анализировать  и давать историческую  оценку действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели — М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели — К. С. Аксаков, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков и др.; представители оппозиционного движения — П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), влияния их деятельности на развитие российского государства;

      - сопоставлять с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

      - давать определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

     - проводить систематизацию информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

     - приобретёт опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

     ·- описывать культурное пространство России XIX в., осознает роль и место культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

 

     Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате Подготовки к ГИА (история) ученик должен:

      знать/понимать:

  • основные даты, этап и ключевые события всеобщей истории и истории России с древнейших времен до начала XX века;
  • изученные виды исторических источников;
  • место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; политической и социальной истории; важнейших военных кампаний;
  • выдающихся деятелей отечественной и мировой истории;
  • называть характерные и существенные черты политического устройства обществ в Европе, на Востоке и в России; социального положения людей;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; представлений человека о мире; религиозных воззрений и т.д.;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и мировой истории;
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий, центры промышленности и торговли; места военных действий и походов;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов; при проведении исследовательских работ и проектов;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям мировой и отечественной истории, достижениям культуры;
  • составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; предметов быта; произведений художественной культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин, сущности и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

  Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов,
  • толерантность.

 Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов

в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных.

II. Содержание учебного предмета.

  Подготовка к ГИА (история)

       Вводный урок.

           ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ГИА 9 в 2022 г.  

       Подготовка к ГИА (история)

Народы и государства на территории нашей страны в древности

 Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество.

 Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Древняя Русь в IX – XII вв. Древняя Русь в IX – XII вв. Работа с источником.

 Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и дружина. Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2021 г. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Выполнение тестовых заданий.

 Русские земли и княжества в XII – сер. XIII вв. Работа с источником.

 Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре. Свободное и зависимое население. Составление плана текста.

 Борьба против внешней агрессии в XIII в. Выполнение заданий в формате ОГЭ. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Русь и Орда. Русь и Великое княжество Литовское. Восстановление хозяйства. Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван Калите. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский. Подготовка к диагностической работе.

Российское государство во второй половине XV - XVII в.

  Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Выполнение тестовых заданий. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

   Иван IV Грозный. Составление плана текста. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение Русского государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество.

  Ливонская война.  Опричнина.  Прекращение династии Рюриковичей.

 Смута в начале XVII вв. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Выполнение заданий в формате ОГЭ.  

  Россия при первых Романовых. Выполнение заданий 2-й части. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике.

 Мануфактуры.   Развитие   торговых   связей.   Отмена   местничества.

  Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVIIв. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Завершение присоединения Сибири.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца

Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии. Письменность. Живопись и зодчество.

Культурный подъем в XII – начале XIII в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах. Монгольское завоевание и русская культура.

        Формирование культуры Российского государства. Московский Кремль. Андрей Рублев. Литература. Книгопечатание. Иван Федоров. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.

  Россия в XVIII – середине XIX вв.

  Преобразования Петра I: содержание, итоги

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Строительство мануфактур. Создание регулярной армии и флота. Северная война.

Образование Российской империи. Абсолютизм. Работа с источником. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Крепостнический характер экономики и зарождение буржуазных отношений. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

  Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства. 

  Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Работа с источником. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев. Составление плана текста. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

 Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века.  Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Н.П. Румянцев. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых территорий.  Работа с источником. Выполнение заданий в формате ОГЭ. Подготовка к диагностической работе.

   Культура России и общественная мысль. Составление плана текста.

   Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский.

   Отечественная война 1812 г. Выполнение заданий в формате ОГЭ. Россия и образование Священного Союза. 

   Движение декабристов. Выполнение тестовых заданий. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Составление плана текста. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Работа с источником. Утопический социализм. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.

   Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

   Либеральные реформы Александра II. Реформы 1860 - 1870-х гг. и процесс модернизации в России. Александр II. Отмена крепостного права. Составление плана текста. Земство. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Попытки контрреформ 1880-х гг. Общественные движения второй половины XIX в.

   Национальная политика и национальные движения. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Русско-японская война. 

    Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Выполнение заданий в формате ОГЭ. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная реформа. Промышленный подъем. Россия в Первой мировой войне. Назревание революционного кризиса.

Революционные события 1917 года в России от Февраля к Октябрю. Революция в России в 1917 г. Выполнение тестовых заданий. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

   Российская культура в XVIII – начале ХХ вв.

Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование. Литература и искусство.

  Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

        Итоговое повторение. Повторение и обобщение. Систематизация знаний. Тренировочная работа Статграда в формате ОГЭ - разбор заданий.

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  Подготовка к ГИА (история)

Класс

Раздел (модуль)

Темы

Часы

9

Вводный урок.

Вводный урок. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ГИА 9 в 2022 г.

2

Подготовка к ГИА (история)

Древняя Русь в IX – XII вв.

2

Древняя Русь в IX – XII вв. Работа с источником.

2

Древняя Русь в IX – XII вв. Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2021 г.

2

Древняя Русь в IX – XII вв. Выполнение тестовых заданий.

2

Русские земли и княжества в XII – сер. XIII вв.

2

Русские земли и княжества в XII – сер. XIII вв. Работа с источником.

2

Русские земли и княжества в XII – сер. XIII вв. Составление плана текста.

2

Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.

2

Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

2

Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке. Подготовка к диагностической работе.

2

Объединение русских земель вокруг Москвы. Выполнение тестовых заданий.

2

Иван IV Грозный.  Составление плана текста.

2

Смута в начале XVII вв. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

2

Россия при первых Романовых. Выполнение заданий 2-й части.

2

Преобразования Петра I: содержание, итоги. Работа с источником.

2

Преобразования Петра I: содержание, итоги. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

2

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Работа с источником.

2

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Составление плана текста.

2

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

2

Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века. Работа с источником.

2

Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

2

Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века. Подготовка к диагностической работе.

2

Культура России и общественная мысль. Составление плана текста.

2

Культура России и общественная мысль. Работа с источником.

2

Отечественная война 1812 года. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

2

Движение декабристов. Выполнение тестовых заданий.

2

Либеральные реформы Александра II. Составление плана текста.

2

Революция 1905-1907 гг. в России. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

2

Революция 1905-1907 гг. в России. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

2

Революционные события 1917 года в России от Февраля к Октябрю. Выполнение тестовых заданий.

2

Российская культура XVIII- начала XX века. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

2

Итоговое повторение.

Итоговое повторение. Тренировочная работа Статграда в формате ОГЭ - разбор заданий.

2

Всего

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в лицах"

Рабочая программа  курса внеурочной детялеьности "История в лицах" рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Программа соответствует структуре ФГОС СОО. Основным методическим сопровожде...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»

Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...